Задача: Профессиональное просвещение как направление профориентационный работы. Васенкина С.Н. Методическое обеспечение процесса профессиональной ориентации учащихся общеобразовательных учреждений Профессиональное просвещение учащихся

Задача: Профессиональное просвещение как направление профориентационный работы. Васенкина С.Н. Методическое обеспечение процесса профессиональной ориентации учащихся общеобразовательных учреждений Профессиональное просвещение учащихся

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ -1) пропаганда профессий, ознакомление молодежи с современными видами производства , сферы услуг , потребностями общества в квалифицированных кадрах рабочих и специалистов, содержанием и перспективами развития профессий, формами и условиями их освоения. 2) одна из форм профориентационной работы начальная профессиональная подготовка школьников, осуществляемая через уроки труда, организацию кружков, специальных уроков по основам различной профессиональной деятельности и т.п.  


Профессиональное просвещение как форма ознакомления трудоспособного населения, прежде всего молодежи, с конкретными профессиями и требованиями, которые они предъявляют к человеку, с профессиональными учебными заведениями (курсы, профтехучилища, техникумы, вузы), возможным местом работы и т. д. Основная цель этой работы состоит в том, чтобы подготовить человека к осознанному выбору профессии с учетом его интересов и возможностей на основе потребностей народного хозяйства в кадрах.  

Профессиональное просвещение предусматривает профессиональную информацию, профессиональную пропаганду и профессиональную агитацию. Его цель - сообщить учащимся определенный объем сведений о наиболее массовых профессиях народного хозяйства , информировать их о способах и условиях овладения ими пропагандировать общественную значимость профессий, в которых в данное время испытывает острую потребность хозяйство экономического региона . Различают также профессиональное воспитание, под которым понимают воспитание у школьников профессионально важных качеств личности профессионального долга и чести, ответственности, профессиональной гордости, этики и др.  

Почти 2000 лет мандарины правили Китаем. Они составляли элиту просвещенных, попасть в которую можно было лишь после успешного прохождения многоступенчатых и строгих экзаменов (кэ-цзю). Так формировалась традиционная бюрократия ее разветвленная система полновластно управляла страной. Сдать исключительно трудные экзамены для поступления на гражданскую службу могли только широко образованные соискатели, профессионально овладевшие искусством чтения и каллиграфического письма. В этих областях знания они должны были быть даже более компетентными, чем самураи в военном искусстве. Вот два знаменитых китайских изречения, отражающих суть господствовавших взглядов Письменное слово - бессмертное и бесценное средство в великом деле управления народом и Из лучшей стали не куют гвоздей, из лучших мужчин не делают солдат. Китайские правящие классы отдавали абсолютный приоритет интеллектуальной деятельности что же касается физического труда , то он с презрением воспринимался как нечто низкое и грубое. Представители высших классов никогда не утруждали себя физической деятельностью.  

В социалистическом обществе не присваивается значительная часть созданного общественного продукта , из которой затем оплачивались бы услуги буржуазии и непроизводственной сферы . Поэтому вопрос перераспределения общественного продукта и народного дохода должен быть поставлен здесь иначе. Продукция работников ряда непроизводственных отраслей, хотя и нематериальная по форме, должна войти в общественный продукт и народный доход. К таким категориям труда относятся работники здравоохранения, просвещения, некоторых видов искусств и т. д. Продукция работников здравоохранения - это есть количество человеко-лет возвращенных к жизни и к труду людей. Продукция работников, просвещения - создание культурных людей и квалифицированных работников в результате образования, повышения квалификации, развития профессиональных навыков , природных способностей и дарований. Это можно выразить в количестве человеко-лет добавочного простого труда , поскольку квалифицированный и сложный труд может быть приведен к простому. И статистика со временем найдет достаточно совершенные измерители продукции непроизводственной сферы . Капиталовложения в людей - затраты на образование, культуру, охрану здоровья, на продление трудовой жизни - могут  

В соответствии со статьей 3 потребитель имеет право на просвещение в области защиты прав потребителей , которое обеспечивается посредством включения соответствующих требований в государственные образовательные стандарты, общеобразовательные и профессиональные программы, а также посредством организации системы информации потребителей об их правах и о необходимых действиях по защите этих прав.  

Именно эти люди являлись ферментом начавшегося процесса модернизации. Попытка каким-либо образом сорганизовать для себя общественное устройство приводила, как правило, к далеко идущим политическим преобразованиям. Вся эпоха Просвещения связана с созданием идеологии организации сообществ как свободного объединения людей свободных профессий. Это первая профессиональная революция, и она своим продуктом имеет Просвещение и первые буржуазные революции как социальные катаклизмы, которые должны были приспособить традиционные цивилизации к процессу модернизации.  

Школы, средние специальные учебные заведения, учебные заведения профессионально-технического образования и другие учреждения просвещения  

Профессиональная информация и пропаганда преследуют цель ознакомить молодежь с содержанием и значением различных профессий, путями и сроками их освоения, перспективами продвижения по должности. Она осуществляется предприятиями совместно с органами просвещения, профессионально-  

Численность учащихся, охваченных всеми видами обучения, составила в 1987/88 учебном году (на начало года) 110 млн. человек. Следовательно, в нашей стране в той или иной форме образовательный или профессиональный уровень повышает почти каждый второй гражданин (не считая самообразования и сети политического просвещения).  

Состав расходов и их соотношение различно в учреждениях разных отраслей социально-культурной сферы . Общим для всех учреждений является преобладающий уровень расходов на оплату труда с начислениями на нее. Однако ряд расходов характерен только для определенных учреждений. Например, расходы на выплату стипендий предусмотрены только в сметах доходов и расходов учреждений профессионального образования, расходы на медикаменты - учреждений просвещения и здравоохранения (в основном стационарных медицинских учреждений), расходы на приобретение мягкого инвентаря - детских дошкольных учреждений , учреждений здравоохранения и т.д. Однако в настоящее время государством за счет бюджетных средств реально финансируется ограниченный состав расходов - в основном оплата труда , начисления на фонд оплаты труда (единый социальный налог), стипендии, питание, медикаменты. Финансирование остальных видов расходов (большая часть коммунальных услуг , приобретение оборудования, капитальное строительство , капитальный ремонт и др.) учреждения вынуждены производить за счет внебюджетных средств . При этом нарушается основной принцип сметного финансирования - покрытие за счет бюджетных средств всех расходов, необходимых для нормального функционирования учреждения.  

Справедливость такого утверждения подтверждается не только социологическими материалами специальных исследований, но и легко наблюдаемой повседневной практикой. Считается доказанным, что в значительной мере успех деятельности руководителя определяется не непосредственно профессиональными знаниями , а его личными качествами , способностью наладить контакт и взаимопонимание с подчиненными, готовностью разобраться в мотивах их действий. Оптимизм, приподнятость и мажорность чувств, помноженные на совестливость, весьма благоприятствуют повышению эффективности управления. Люди, руководящие другими, должны быть действительно просвещенные, за которых можно ручаться, что они ни слова не возьмут на веру, ни слова не скажут против совести... .  

Учет, хранение и использование находящихся в фондах библиотек книг, других произведений печати и иных материалов осуществляются в соответствии с установленными правилами, обеспечивающими сохранность и рациональное использование фондов. Исключение из фондов библиотек устаревших по содержанию, ветхих или утраченных книг и иных материалов допускается только в порядке, определяемом Министерством культуры СССР по согласованию с Государственным комитетом СССР по науке и технике, Министерством финансов СССР , Академией наук СССР, Министерством высшего и среднего специального образования СССР, Министерством просвещения СССР, Министерством здравоохранения СССР, Министерством сельского хозяйства СССР и Всесоюзным Центральным Советом Профессиональных Союзов.  

Перечень учебных заведений, окончание которых дает право на установление ставок заработной платы и должностных окладов учителям и другим педагогическим работникам в зависимости от образования, определен Инструкцией о порядке исчисления заработной платы работников просвещения, утвержденной приказом Минпроса СССР от 16 мая 1985 года № 94 (с изменениями и дополнениями по состоянию на 8 июня 1980 года). Наличие у работников квалификации бакалавр, специалист, магистр дает право на установление им разрядов оплаты труда по ET , предусмотренных для лиц, имеющих высшее профессиональное образование. Наличие у работников диплома о неполном высшем образовании права на установление разрядов оплаты труда по ET , предусмотренных для лиц, имеющих высшее или среднее специальное профессиональное образование, не дает.  

Мировой опыт показывает, что во внутренней политике государство должно уделять особое внимание формированию системы экологического образования и просвещения как одному из приоритетных направлений формирования экологических потребностей общества . Речь идет о целенаправленном насыщении экологической идеологией всех сфер жизнедеятельности людей, начиная от детского сада, школы, вуза, профессиональной деятельности , а также о создании систем повышения квалификации и переподготовки кадров. В свою очередь, отсутствие и незрелость экологических потребностей приводит к тому, что природные ресурсы получают экономическую оценку только в случае их хозяйственного использования. Вместе с тем при эксплуатации любого природного ресурса и объекта воздействию подвергается целый ряд пространственно связанных с ним видов природных ресурсов . А поскольку такое воздействие в соответствии с традиционными представлениями ничего не стоит производителю, у него не возникает необходимой экономической мотивации и потребности бережно относиться к этим природным ресурсам . С другой стороны, очевидно, что до тех пор, пока общественные экологические потребности, а вслед за ними и спрос не достигнут определенного уровня, трудно рассчитывать на кардинальное изменение экономического механизма оздоровления окружающей среды . Говоря о развитии экологических потребностей в целом, логично рассмотреть их свойства в рамках предложенной А.Я. Калининым системы экологическая потребность - экологический спрос - объективная цена ресурса - снижение расхода ресурса - уменьшение нагрузки на окружающую среду.  

Как Конгрессу или просвещенному гражданину реагировать на эти споры Макроэкономика по крайней мере дает ключ для понимания сути этих споров и, таким образом, помогает творцам политики и избирателям выработать ответственные позиции и решения. Тот факт, что среди профессиональных экономистов существует расхождение во мнениях, заставляет политиков и студентов общественных факультетов уделять больше внимания изучению предмета, поскольку им придется принимать решения , даже если мнения экспертов не совпадают.  

Лучшие умы человечества веками связывали огромные надежды с просвещением народа. В наше время эта гуманистическая идея приобрела особое значение. С изменением содержания профессий, перестройкой профессиональной структуры занятости требуются новые знания и способности, совсем иная общеобразовательная и специальная подготовка рабочей силы , иной тип квалификации. Страна, не обладающая системой образования , способной своевременно подготовить высококвалифицированные кадры, обречена на отставание .  

Профессиональная информация как отдельный относительно самостоятельный элемент профессионального просвещения и профориентации в целом представляет собой систему организации и проведения учебно-воспитательной работы, направленной на усвоение учащимися необходимых знаний о социально-экономических , психологических и психофизиологических условиях правильного выбора профессии. Перечислим элементы профинфор-мационной работы системы .  

Затраты общества, прямо и косвенно связанные с воспроизводством рабочей силы , разнообразны (здравоохранение, просвещение, жилищное и культурное строительство и т. д.). Наиболее тесную связь с эффективностью производства и, в частности, с производительностью труда имеют затраты, связанные с приобретением общего и специального образования, профессиональной подготовки и переподготовки. По характеру эти затраты напоминают капиталовложения в основные фонды . В принципе затраты общества можно рассматривать как однопорядковые варианты капитальных затрат в строительство станкостроительного завода, поставляющего оборудование для народного хозяйства , или на создание (расширение) вуза, который будет готовить специалистов (например, для той же, станкостроительной подотрасли).  

В главе обсуждаются технологические основы кадровой психодиагностики как одного из направлений кадрового консультирования , относящегося к экспертному типу. Сегодня совершенно ясно, что для сотрудника современного подразделения по работе с персоналом необходимо понимание сути диагностической работы для грамотной организации процесса , глубокого и многостороннего изучения кандидатов на вакантные должности и работающих сотрудников организации. Это, однако, не означает, что сотрудник отдела персонала должен быть профессиональным психодиагностом. Важно, чтобы он был просвещенным заказчиком, который может точно поставить задачу и оценить результат.  

По крайней мере три совещания в год относительно тенденций в бизнесе, на которых члены Профессиональной ассоциации президентов встречаются с высшими должностными лицами , представляющими организованных рабочих, просвещение, вооруженные силы и т. п., для того чтобы получить квалифицироцанный обзор грядущего.  

Республиканские почетные звания, присваиваются за особые заслуги в развитии общественного производства, науки и техники, народного оорйзования, здравоохранения, искусства, культуры, обслуживания населения и в других областях трудовой деятельности и высокое профессиональное мастерство. В союзных и автономных республиках установлена широкая система почетных званий, охватывающая разнообразные области трудовой деятельности. На 1 января 1989 г. число почетных званий, установленных указами Президиумов Верховных Советов союзных республик, превысило 130. Во всех союзных республиках имеются, напр., республиканские почетные звания Народный артист, Народный художник, Заслуженный врач, Заслуженный артист, Заслуженный деятель искусств, Заслуженный изобретатель, Заслуженный наставник, Заслуженный рационализатор, Заслуженный строитель, Заслуженный экономист, Заслуженный юрист. Характерно, что если ранее почетные звания устанавливались в основном для работников искусства, культуры, просвещения, здравоохранения, то в последние годы они преимущественно учреждаются для работников, занятых в сфере материального производства . Только в РСФСР за последние годы были установлены почетные звания Заслуженный металлург РСФСР, Заслуженный машиностроитель РСФСР, Заслуженный работник нефтяной и газовой промышленности РСФСР, Заслуженный химик РСФСР, Заслуженный работник транспорта РСФСР, Заслуженный работник пищевой индустрии, Заслуженный работник лесной промышленности РСФСР и др.  

Он был одним из первых российский ученых, отстаивающих научное обоснование государственных политических и экономических начинаний. Татищев подчеркивал, что главная польза государства состоит в особой силе просвещения, в организации обучения с младенчества, поощрении особо радивых и даровитых учащихся (чтобы высший в науке высшее место и имел). Ни каков человек без знания совершен, мудр и полезен быть не может. Он был зачинателем профессионально-     

1.3. Профессиональное просвещение

Важным компонентом системы профессиональной ориентации учащихся является профессиональное просвещение – сообщение школьникам сведений о различных профессиях, их значении для народного хозяйства, потребностях в кадрах, условиях труда, требованиях, предъявляемых профессией к психофизиологическим качествам личности, способах и путях их получения, оплате труда.

Кроме того, учащиеся должны знать основные общетрудовые и общепроизводственные понятия: что такое культура труда, трудовая дисциплина, принципы планирования, структура предприятия и т.п.

Работа по профпросвещению включает в себя:

· профинформацию

· профпропаганду

· профагитацию.

Знания о профессиях учащиеся получают не только в школе. Источниками знаний по этому вопросу учащиеся получают не только в школе. Источниками знаний по этому вопросу служат средства массовой информации, родственники, знакомые и др. При этом сведения о содержании профессии и их значимости иногда могут быть даны, весьма искажено, вследствие чего возможно создание картины неоправданной привлекательности одних профессий и атмосферы недоброжелательности к другим.

«В связи с этим перед школой, как и перед всем обществом, стоит довольно сложная задача – исправить идущие вразрез с потребностями экономики страны и общества отношение к некоторым профессиям и сформировать новое. Решить эту задачу, призвана та часть профпросвещения, которую называют профпропагандой. Однако всю работу по профпросвещению ни в коем случае нельзя сводить только к пропаганде профессий.

Планировать работу по профессиональному просвещению в школе, в частности по профпропаганде и последующей профагитации, следует в соответствии с предварительной профдиагностикой. Только на основе такого подхода можно проводить соответствующую работу со школьниками, направленную на формирование сознательного отношения к выбору профессии.

Чтобы работа по профпросвещению имела положительные результаты, она должна проводиться умело и с большим педагогическим тактом. Ориентируя на профессии, в которых страна и общество испытывают недостаток, нужно избегать всякого рода нажим, так как неумелое давление на школьников может привести лишь к окончательной потери интереса к данной профессии. Главный принцип, которым следует руководствоваться в работе по профпросвещению, - связь его с жизнью. Исходя из этого, основные направления работы в этой области можно выразить так:

· Профпросвещение предполагает формирование целостного, многопланового представления учащихся о народном хозяйстве страны, его отраслях, предприятиях, профессиях;

· В процессе проведения работы по профессиональному просвещению необходимо учитывать направленность в развитии отраслей

народного хозяйства данного экономического района, сложившиеся трудовые традиции, наличие общеобразовательных и профессиональных учебных заведений;

· Профессиональное просвещение молодежи должно основываться на реальной потребности в конкретных профессиях;

· Ознакомление с миром профессий следует тесно увязывать с профессиональными интересами, склонностями и способностями молодежи и динамикой развития этих особенностей молодых людей. Содержание работы по профессиональному просвещению должно учитывать состав учащихся по возрасту, полу.

Составной частью профпросвещения является профпропаганда, а основными формами ее проведения – встречи с представителями различных профессий, лекции о различных отраслях народного хозяйства, производствах и профессиях и т.д.

Значительное место в работе по профпросвещению занимают беседы, которые проводят классные руководители, учителя-предметники или представители различных профессий. При этом тематика бесед должна отвечать возрастным особенностям школьников и охватывать круг вопросов, интересующих самих учащихся.

Ознакомление учащихся с профессиями в процессе беседы можно проводить по такому плану:

1. Общие сведения о профессии:

Краткая характеристика отрасли народного хозяйства, где применяется профессия, краткий исторический очерк и перспективы развития профессии, основные специальности, связанные с данной профессией.

2. Производственное содержание профессии:

Место и роль профессии в научно-техническом прогрессе, ее перспективность; предмет, средства и продукт (результат) труда; содержание и характер (функция) трудовой деятельности; объем механизации и автоматизации труда; общие и специальные знания и умения специалиста данной профессии, моральные качества; связь (взаимодействие) с другими специальностями.

3. Условия работы и требования профессии к человеку:

Санитарно-гигиенические условия труда; требования к возрасту и здоровью; элементы творчества, характер трудностей, степень ответственности, специальные требования к физиологическим и психологическим особенностям человека, отличительные качества хорошего работника; специальные условия: влияние профессии на образ жизни работника, его быт и т.д.; экономические условия: организация труда, система оплаты, отпуск.

4. Система подготовки к профессии:

Пути получения профессии, курсы, техникумы, вузы; связь профессиональной подготовки с учебой и трудовой деятельностью в школе; уровень и объем профессиональных знаний, умений и навыков, необходимых для получения начального квалификационного разряда по данной профессии.

1.4. Изучение школьников в целях профориентации Изучение учащихся в целях профориентации (предварительная профдиагностика), как уже было сказано выше, составляет один из важнейших составных компонентов профориентации школьников. На этом этапе следует изучить характерные особенности личности: ценностные ориентации, интересы, потребности, склонности, способности, профессиональную направленность, профессиональные намерения, мотивы выбора профессии, черты характера, темперамент, состояние здоровья.

Рассмотрим подробнее те стороны личностных характеристик, которые имеют значение для профессиональной работы.

Ценностные ориентации. Ценностные ориентации можно определить как направленность личности на усвоение (создание) общественных ценностей в соответствии с конкретными потребностями. Исходя из этого определения, ключ к пониманию понятия “ценностные ориентации” следует искать в системе взаимоотношений между потребностями личности и общественными ценностями.

Удовлетворение таких потребностей, как потребность в профессиональном самоопределении или самоутверждении, происходит в процессе практической деятельности человека, причем только в том случае, если выбранная профессия, как принято говорить, по душе. Потребности всегда отражают возможности их удовлетворения, поэтому их роль в ценностных ориентациях личности можно определить следующим образом: потребности активизируют соответствующие возможности человека, направляют его деятельность в нужном направлении. А реализуются все эти потребности через конкретные объективные ценности.

Каждая личность стремится к усвоению тех ценностей, которые наиболее соответствуют ее целям и интересам. Применительно к профессиональной деятельности человека можно выделить следующие ценности:

· Самоутверждение в обществе, в ближайшей социальной среде;

· Признание родных, знакомых, друзей;

· Самосовершенствование и самовыражение – интересная работа;

· Применение своих знаний, умений, способностей;

· Творческий характер труда;

· Материально-практические, утилитарные ценности - хороший заработок;

· Должность, удовлетворяющая личность, перспектива продвижения по службе.

Главную роль в выборе ценностей имеют мотивы, которые, в свою очередь, зависят от интересов и потребностей личности, целей этой личности.

По виду мотивы выбора профессии можно разделить на шесть групп:

· Общая мотивировка;

· Романтика профессий;

· Мотивы познавательного характера;

· Мотивы, в которых подчеркивается общественная значимость профессии;

· Немотивированный выбор.

По характеру все мотивы можно разделить на четыре группы:

· Мотив, четко и аргументировано обосновывающий целесообразность выбора данного направления трудовой деятельности;

· Мотивация нечеткая, недостаточно мотивированная;

· Мотивация неуверенная, неаргументированная;

· Никак неаргументированная мотивация.

Выявление мотивов выбора профессии позволяет узнать, что именно побудило человека избрать данный вид труда и насколько четкие, аргументированные мотивы выбора. Это в свою очередь, дает возможность выяснить отношение личности к объективным ценностям.

Итак, мы рассмотрели ценностные ориентации в структуре личности человека. Во взаимосвязи с другими характеристиками личности их можно определить следующим образом: потребности – интересы – объективные ценности – мотивы – цели – выбор.

Предварительная профдиагностика предполагает выявление таких качеств человека, как склонности.

Склонности – “это побуждения, имеющие в своей основе активное, созидательное отношение к объекту”.

Как правило, на занятия, к которым учащийся более склонен, он тратит больше времени и к тому же трудиться с желанием. Если человек при этом добивается еще и определенных результатов в этой деятельности (учебной или трудовой), то можно говорить о способностях к данной деятельности. Основным показателем способности следует считать легкость усвоения новых знаний и быстроту совершенствования умений, достижение высоких результатов деятельности. Говоря о выявлении способностей учащихся в целях профориентации, мы имеем в виду склонности к овладению не только знаниями школьной программы, но и определенными профессиями.

Способности – это такие психологические особенности человека, от которых зависит успешность приобретения знаний, умений и навыков, но которые сами к наличию этих знаний, умений и навыков не сводятся. Способности обнаруживаются в быстроте, глубине и прочности овладения способами и приемами деятельности.

По отношению к знаниям, умениям и навыкам способности человека выступают как некоторая возможность. Будут ли приобретены человеком эти знания, умения и навыки зависит от множества условий, например, от окружения, от того, как его будут обучать, как будет организована его трудовая деятельность и т. д.

Такой подход к данному вопросу дает ученым и исследователям возможность изучать те материальные предпосылки, физиологические процессы, на основе которых при благоприятных условиях могут развиваться у человека те или иные профессиональные способности.

Эти материальные, заложенные в организме человека ученые называют задатками. На их развитие большое влияние оказывает окружающая среда.

Кроме способностей, к индивидуальным психологическим особенностям личности относятся темперамент и характер. Эти свойства консервативны и устойчивы.

Итак, мы рассмотрели группы психологических характеристик личности, необходимых для изучения школьников в профориентационных целях.

Учет особенностей темперамента (быстрота и точность реакции, правильность ориентировки в экстремальных условиях) в профориентационной работе с учащимися имеет большое значение для выявления наиболее оптимальных вариантов выбора “человек – дело”, для определения наибольшей пригодности человека к тому или иному виду трудовой деятельности как исполнителя, например оператора, диспетчера, летчика и т.д.

Изучение особенностей характера школьника в целях профдиагностики и профотбора (подбора) выявляет психофизиологические особенности личности, что необходимо не только для определения его как исполнителя определенных видов трудовой деятельности, но и как будущего организатора, командира производственного процесса в различных областях физического и умственного труда.


Глава 2. Разработка методики профессионального воспитания учащихся на уроках технологии на примере раздела «Кулинария» в 11 классах

2.1. Профессиональное самоопределение учащихся средствами технологической подготовки

Мы видим следующую цель уроков технологии - самоопределение, развитие и самореализация учащегося в его практической (профессиональной) деятельности, которая с помощью специальных методик (работа с мастером, групповая и индивидуальная рефлексия, личный интерес) тесно связана с индивидуально организуемой учебной деятельностью” и самообразованием.

Что же мы подразумеваем под ключевым для нас понятием профессиональное самоопределение?

Профессиональное самоопределение - это процесс и результат формирования отношения личности к себе, как субъекту будущей профессиональной деятельности, что позволит подготовить человека в будущем к перемене профессии, адаптации к жизни и профессиональной деятельности в условиях рыночной экономики.

Трудовое обучение - учебный предмет предметной области “Технология”, при освоении которого школьники учатся общаться с предметами и средствами труда, осваивают технологии производственных процессов, вступают в трудовые и производственные отношения, осуществляют профессиональное самоопределение, овладевают профессией/специальностью/ или получают углубленную в определенной сфере профессиональной деятельности трудовую подготовку.

Профильное обучение - это вариант трудового обучения учащихся общеобразовательных учебных заведений, в процессе которого пропедевтически изучается одно из направлений профессиональной деятельности, группа профессий.

Начальное профессиональное обучение - вариант трудового обучения школьников, который обеспечивает их подготовку по определенной специальности до уровня профессиональной квалификации и завершает процесс профессионального самоопределения в школе.

Определив для себя эти основные понятия, взятые из методических справочников, мы более ясно для себя представляем путь технологической подготовки учащихся нашей школы.

Технологически образовать ученика - значит, в интересах, прежде всего его собственных, а также общества, государства, сформировать у него жизненно важные общетрудовые умения и навыки, привить ему трудолюбие, потребность в овладении общей и технологической культуры.

В основе технологии лежит проектная деятельность, которая позволяет школьникам в системе овладеть организацией практической деятельности по всей проектно-технологической цепочке - от идеи до ее реализации в модели изделия (продукте труда).

Технология формирования профильных классов

Повсеместное распространение профилизации старших классов определяет суть дальнейшего развития системы образования.

Можно привести примерную технологию формирования профильных классов:

1) Проведение родительских конференций для разъяснения образовательной политики администрации школы;

Предложение сделать выбор в пользу того или иного направления обучения в старшей школе;

Определение конкретных направлений обучения в соответствии с имевшимися кадровыми и материально-техническими ресурсами школы.

2) Проведение классных родительских собраний с целью разъяснения различных вопросов, возникших у родителей и учащихся.

3) Анкетирование по вопросам определения предпочтений учащихся - практика показала, что трижды проведенный опрос приводит к более осознанному выбору направления.

4) Приведение учебного плана каждого класса в соответствие с выбором учащихся; определение педагогического состава, отвечающего требованиям заявленных направлений обучения.

Работа по формированию профильных классов может быть успешной при условии эффективной работы педагогов, работающих в профильных классах.

Курсы по выбору: отбор содержания и технология проведения

Реализация идеи профильности старшей ступени ставит выпускника основной ступени перед необходимостью совершить ответственный выбор - предварительно самоопределиться в отношении профилирующего направления собственной деятельности, в связи с этим заявлена предпрофильная подготовка 9 классов. Предпрофильная подготовка - гибкая система, зависящая от профессионально-образовательных потребностей семьи и личности учащегося. Она может проходить в различных вариантах, однако важно иметь представление о ее базовой модели, где были бы отражены возможные ее объемы и основные составлявшие Базовый объем предпрофильной подготовки определяется в 100 часов. Примерно 2/3 в неделю отводится специально организованным краткосрочным курсам по выбору, их можно условно разделить на две группы: пробные и ориентирующие.

Пробные курсы по выбору разрабатываются учителем, чтобы они были “профилированы” на конкретный профиль образования. Именно в этом и состоит главная цель. Ориентирующие курсы надпредметные и решают задачи профильной и профессиональной ориентации.

Важную роль в организации курсов по выбору можно оказывать родительский актив, взаимосвязи с социальными, экономическими структурами и предприятиями.

Курсы по выбору играют большую роль в системе предпрофильной подготовки, непосредственно для школы они могут быть такими:

1. Мастерство вождения;

2. Устройство и эксплуатация автомобиля;

3. Художник-модельер-основа модной индустрии;

4. Кудрявые узоры по дереву;

6. Домашняя экономика и основы предпринимательства;

7. Культура дома, технология обработки ткани и пищевых продуктов;

8. Производство и окружающая среда;

9. Техническое и декоративно-прикладное творчество;

10. Художественное оформление быта и т.д.

Большое число курсов отличаются содержательным наполнением, формой организации и технологиями проведения. Это есть одно из важных педагогических условий эффективной предпрофильной подготовки. Курсы по выбору должны быть разными по содержанию, технологиям проведения и формам организации. Только тогда они могут эффективно решать сложные задачи предпрофильной подготовки, т.к. могут удовлетворить профильно-образовательные потребности каждого школьника.

Профессиональный отбор (подбор) учащихся

Составная часть профориентации - профессиональный отбор, то есть выбор лиц, которые с наибольшей вероятностью смогут успешно освоить данную профессию и выполнять связанные с нею трудовые обязанности.

В процессе профессионального отбора определяют профессиональную пригодность человека на основе существующих у людей физиологических и интеллектуальных различий.

«Существующее физическое и интеллектуальное различие обусловливает доступность человеку одних видов труда и одновременно трудность или даже совсем недоступность других. Однако это вовсе не означает, что природа ставит на человеке неизгладимый знак профессиональной принадлежности. Люди появляются на свет не токарями, не писателями и не учителями.

Но, отвергая понимание способностей как врожденных особенностей человека, предопределяющих его профессиональную судьбу, нельзя отрицать наличие некоторых врожденных задатков - психофизических предрасположений к той или иной работе.

Профессиональная пригодность - это уровень соответствия физических качеств и психофизических особенностей человека профессиональным требованиям. Если эти качества и особенности не достигают нужных требований, происходит перегрузка. Это случай профессиональной неполноценности, от которой страдают и общество и личность».

«Профотбор (подбор) подразделяют на два вида - констатирующий и организующий. Констатирующий профотбор предполагает решение вопросов о пригодности к профессии того или иного лица в форме “годен” и “негоден”. В случае отрицательного ответа человек предпринимает новую попытку решения вопросов трудоустройства. Организующий профотбор (подбор) имеет целью выявить и оценить индивидуальные особенности человека, являющиеся показаниями не к одной, а к нескольким профессиям, что в большей мере отвечает нуждам и задачам заведений, предприятий по своевременному заполнению вакантных мест.

С усложнением труда в процессе научно-технического прогресса в условиях ускорения возможен рост ограничений к некоторым профессиям. Наряду с этим в народном хозяйстве нашей страны есть много профессий, которые не предъявляют повышенных физических и психофизиологических требований к человеку. Поэтому очень важно еще на школьной скамье ознакомить учащихся, особенно имеющих физические и психофизиологические ограничения, с данными профессиями, помочь молодым людям выбрать одну из них.



Потребностей для непрерывного образования и самообразования, а также в умении видеть сущность стоящей перед ними задачи и ориентироваться в новых условиях жизни и труда. 1.2. Формирование самостоятельности младших школьников на уроках технологии В традиционной методике трудового воспитания и обучения младших школьников упрощенно понимается приобщение детей к труду. Сложилось мнение, что...

Создания условий для развития их индивидуальных задатков, интересов, склонностей Принцип связи теории с практикой Требует осуществления более тесной связи нетрадиционных форм обучения с уроками: теоретический и практический материал уроков получает во внеклассной работе дополнительное подтверждение; внеклассное мероприятие обогащает полученные знания, умения, навыки, расширяет и...

Любую информацию. 2.2 Развитие творческого потенциала учащихся на уроках технологии На протяжении многих лет я работаю над проблемой: «Развитие творческой личности на уроках технологии». Наиболее ярким примером в достижении поставленной цели является творческий подход и работа по таким разделам, как «Моделирование», «Культура дома» и конечно «Художественная обработка материалов». Учащиеся 5 ...

ТЕМА 7. СОДЕРЖАНИЕ, ФОРМЫ И МЕТОДЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ИНФОРМИРОВАНИЯ И ПРОСВЕЩЕНИЯ
В профориентационной литературе не всегда проводится различие между профпросвещением и профинформированием, возможно, это связано с тем, что содержательная граница между информированием и просвещением достаточно условна, а реализующие эти направления формы и методы, как правило, имеют двойную нагрузку. Тем не менее, каждое из направлений имеет свои специфические, несовпадающие цели, задачи и содержание. Профессиональное информирование предполагает обеспечение ориентирующей и конкретной, справочной информацией о рынках образования, профессий, труда; профессиональное просвещение представляет собой формирование базовой системы знаний о мирах образования, профессий и труда, о закономерностях и основных способах профессионального и карьерного самоопределения и развития, освоение умений и навыков принятия решения о профессии, планирования своих действий в профессиональной сфере и на этой основе - формирование культуры профессионального самоопределения, развития и труда.

7.1 Цели и задачи профинформирования
Профинформирование – представляет собой групповое и индивиду­альное информирование клиентов о состоянии и перспективах развития рынка труда, особенностях профессий и специальностей, требованиях, предъявляемых ими к личности, условиях и режиме труда, возможностях трудоустройства и получения специаль­ности.

Цели и задачи профинформирования в обеспечении конкретной (справочной) информации о конкретном учебном заведении, профессии, предприятии, организации, отрасли, региональном рынке труда, региональном рынке образовательных услуг, способах и вариантах сохранения, повышения квалификации и т.д.

Таким образом, профинформирование предполагает предоставление информации для конкретного выбора, принятия решения и реализации конкретного плана карьеры, личной образовательной траектории.

Профинформирование может выступать в качестве самостоя­тельной профориентационной услуги (справочно-информационная консультация) или являться одним из методов профконсультации и профотбора.

Ожидаемый результат

Результатом профинформирования является обеспечение кли­ентов информацией такого объема, содержания и формы, которые необходимы для профессионального самоопределения (выбор профессии, направления профессиональ­ного обучения, рабочего места), а также обучение способам само­стоятельного поиска информации и знакомство с необходимыми для этого средствами (справочниками, бюллетенями и т.п.).


Объект профинформирования

Объектом профинформирования являются группы людей или отдельный клиент.

Клиентов по степени готовности к самостоятельному выбору профессии можно разделить на две группы:

1 группа - клиенты знают, что им нужно, какую информацию они хотят получить. Таких клиентов следует направлять по линии самообслуживания, рассказав, где можно найти соответствующую информацию. Возможной проблемой в работе с такими клиента­ми могут быть нереалистические представления о своих возмож­ностях, о профессии и ее спросе на рынке труда;

2 группа - у этих клиентов готовность к самостоятельному поиску информации не достаточно высока, отсутствует более или менее четкое представление о своих профессиональных предпочтениях. С ними необходимо проводить индивидуальное консультирование.
7.2. Формы и методы профинформирования
Средства профинформирования

Средства профинформирования разнообразны - это инструк­ции, документы, методические и информационные материалы (справочники, плакаты, компьютерные информационные системы, видеофильмы, банки данных по вакансиям, банки данных о предложении труда для работодателей и т.д.).

Ядром информационного обеспечения являются бланковые ин­формационно-справочные материалы. Эти материалы могут со­держать информацию об особенностях профессий (профессиокарты, профессиограммы), учебных заведениях, вакансиях, условиях поступления на работу и др.

Одним из основных бланковых средств являются профессиографические материалы: аннотации профессий, профессиокарты (краткая характеристика, дающая общее представление о профес­сии, доступное для самостоятельного изучения клиентом) и информационные профессиограммы, предназначенные для совмест­ной работы профконсультанта и клиента.


Помимо указанных могут использоваться и различные инфор­мационные материалы развивающего характера. Это могут быть классификации, упорядочивающие многообразный мир профес­сий: классификация профессий по предмету труда Е.А. Климова, классификация профессий по типу профессио­нальной среды, основанная на теории Дж. Холланда.

Трудность внедрения данного курса определяется большим объемом учебных часов (курс «Твоя профессиональная карьера» рассчитан на 272 часа) и необходимостью материально-технического оснащения профессиональных проб, предполагающих, например, работы по конструированию и эксплуатации радиоэлектронной аппаратуры, выращиванию растений, художественной росписи изделий и др. В целом, необходимо отметить, что данный курс - наиболее системный, концептуально обеспеченный и технологически оснащенный из всех, представленных на сегодняшнем рынке образовательных услуг по профессиональной ориентации и профессиональному самоопределению.

Особенность ситуации в 90-е годы – появление большого числа авторских профориентационных курсов и программ, что было связано и с предоставленной школам возможностью осуществлять инновации, и с развертыванием в образовательных учреждениях психологических и социальных служб и, значит, с приходом новых для школы специалистов (практических психологов, профконсультантов, социальных педагогов), и с актуализацией спроса со стороны учащихся и родителей на помощь в образовательно-профессиональном и карьерном самоопределении в новых рыночных условиях.

Авторские профориентационные программы и опыт их применения позволили в дальнейшем, во-первых, определить современное содержание и новые методы, пригодные для массового обучения основам выбора профессии и затем включенные в основу профориентационных разделов предмета «Технология», а во-вторых, - в некоторых регионах разработать и включить унифицированные профориентационные программы в региональный компонент федерального образовательного стандарта (в Томской области, например, в региональный компонент включен курс «Планирование карьеры»). Другой тенденцией современной ситуации является введение профориентационных курсов и программ в учебные планы в профессиональных учебных заведениях.

Существующие профориентационные курсы и программы в общеобразовательных и профессиональных учебных заведениях можно классифицировать в зависимости от места курса в учебном процессе, от степени интегрированности в учебный процесс, учебный целей и планируемых результатов курса.


К л а с с и ф и к а ц и я п р о ф о р и е н т а ц и о н н ы х к у р с о в:
1. По месту курса в учебном процессе:

1) «Стартовый» (вводный). Данный вариант используется в профессиональных учебных заведениях либо в начале обучения либо в начале учебного года, очередного курса. Цель - помощь обучаемым в построении личной образовательной траектории (ЛОТ) на основе прояснения долгосрочных профессиональных замыслов и знакомство с особенностями, возможностями предстоящего обучения. Дополнительные цели - помощь в адаптации, повышение мотивации обучаемых.

2) «Финишный» (итоговый). Используется в выпускных классах, на выпускных курсах и т. п. с целью построения замысла профессионального старта (поступления в профессиональное учебное заведение или трудоустройства (организации собственного дела) - на основе анализа своих ресурсов и ситуации на рынке образовательных услуг и рынка труда. Другая - не менее важная - цель “финишной” версии курса ПК - помощь в овладении выпускниками навыками самостоятельного поиска работы или поступления в профессиональное учебное заведение.

3) «Точечный» (проблемно-ориентированный). Используется накануне какой-либо проблемной точки в обучении: выбор специализации, профиля обучения в выпускных классах школы или в профилактических целях в преддверии типично кризисных для многих обучаемых этапов. Например, в профессиональных учебных заведениях студенты неоднократно (обычно в середине 1-го года и на 3-ем году обучения) возвращаются в ситуацию профессионального самоопределения - по мере прояснения реального содержания выбранной профессии. Своевременно проведенный небольшой курс ПК позволит студентам осмыслить накопленные впечатления и принимать обоснованные, а не импульсивные решения о продолжении или прекращении обучения.

4) «Сквозной» . Реализует цели всех предыдущих версий и главную цель курса ПК - освоение техники построения замыслов личного будущего и искусства реализации замыслов.
2. По степени интегрированности курса ПК в учебный процесс:

1) «Автономный». Цели и содержание занятий специально не увязываются с целями и содержанием других предметов. Увязка происходит разве что естественным образом в сознании преподавателя и обучаемых.

2) «Согласованный». Цели и содержание согласовываются с целями и содержанием других предметов, а в профессиональных учебных заведениях - с “Введением в специальность”.

3) «Интегрированный». Курс ПК, как и другие предметы, работает на реализацию образовательной цели, концепции учебного заведения.

4) «Интегрирующий» (системообразующий). Этот вариант возможен в профессиональных учебных заведениях или профильных, специализированных школах. В этом случае курс ПК «зашнуровывает» весь учебный процесс, ориентированный на главную цель - активное и успешное профессиональное самоопределение и развитие студентов.

3. По учебным целям:

1) «Активизирующий».

Цель – «запустить» у обучаемых активными, прежде всего, игровыми методами процесс профессионального и личностного самоопределения, осмысления себя и своей ситуации, формирования замыслов. Преподаватель ориентирован в большей степени на процесс, нежели на результат, исходя из известной логики: “Процесс планирования важного плана”.

2) «Ориентирующий».

Цель - сформировать у обучаемых достаточно ясные представления о:

Правилах выбора профессии;

Технике планирования карьеры;

Способах достижения успеха в профессиональной сфере и в жизненной карьеры в целом;

О ситуации (на рынке труда, на рынке образовательных услуг, в мире профессий, в данном учебном заведении и т .п.).

3) «Сопровождающий».

В данной версии курса обучаемых снабжают пособиями для самостоятельной работы, а на занятиях инструктируют, обсуждают проблемы и полученные результаты.

4) «Тренинговый».

Цель - формирование навыков принятия решения, планирования, самоуправления, саморегуляции, общения.

5) «Продуктивный».

Преподаватель добивается, чтобы все или большинство обучаемых по окончанию занятий имели решение или замысел (профессионального старта, ЛОТ, профессиональной или жизненной карьеры).

6) «Личностного развития».

Цель - активизировать глубинные личностные изменения у обучаемых.

4. По результату (“продукту”) курса.

1) Ориентированный на решение (выбор).

Замыслы, планы будущего прорабатываются только в той степени, которая необходима для принятия оптимального , обоснованного решения .

2) Ориентированный на замысел профессионального старта.

Обучаемым помогают поставить цели и определить дорожку шагов к ней на ближайшую перспективу (начало или продолжение образования, получение первого места работы или организация собственного дела). Краткосрочность планов позволяет максимально конкретизировать их, потренироваться в способах и средствах их реализации.

3) Ориентированный на замысел личной образовательной траектории (ЛОТ). Для обучаемых, выбирающих сложные виды деятельности (наука, политика, педагогика, медицина и т.п.), требующие длительной подготовки и регулярного повышения квалификации на протяжении всей жизни. Либо для студентов любых колледжей и вузов, встающих перед необходимостью самостоятельно определять изучаемые предметы, режим обучения и т.п.

Общий план профессиональной карьеры в данной версии курса также служит лишь контекстом.

4) Ориентированный на замысел профессиональной карьеры. Прорабатывается замысел вертикальной карьеры или горизонтальной карьеры на среднюю (5-7 лет) или длительную перспективу. Замысел жизненной карьеры проясняется и выступает в роли контекста.

5) Ориентированный на замысел жизненной карьеры. Прорабатываются замыслы во всех сферах жизни, при этом ключевой может являться не обязательно профессиональная. Большое внимание уделяется согласованию, гармонизации целей в различных сферах. Обучаемых поощряют к формированию личной философии жизни, к поиску адекватных средств ее реализации.

Для конструирования курса под конкретную ситуацию в зависимости от целей и условий, сложившихся в конкретном учебном заведении, В.Б. Борейшей разработан так называемый программатор профориентационного курса, включающий 73 темы, сгруппированные в 10 блоков. На основе данного программатора можно как из кубиков «складывать» свой профориентационный курс.

Перечень тем профориентационного курса:

1. Выбор профессии и варианта профессионального старта

1.1 Анализ личной профориентационной ситуации. Планирование действий по выбору профессии.

10.4 Оплата налогов.

10.5 Социальная защита.


7.7 Учебно-методическое обеспечение профессио-нального просвещения учащихся
Эффективность профпросвещения в целом и занятий по профориентации и планированию карьеры, в частности, зависит от нескольких факторов: мотивационной готовности учащихся, педагогического и психологического качества идеи и учебной программы профориентационного курса, квалификации преподавателя курса, наличия и качества учебных и методических материалов. Ниже подробнее анализируется последний фактор.

Полноценный учебно-методический комплекс (УМК) по любому образовательному предмету, в том числе и по профориентации, включает в себя:

Программу и учебно-тематический план;

Методическое пособие для преподавателя;

Учебное пособие для учащихся;

Рабочие тетради для учащихся.

В УМК по профориентации в силу специфики целей и содержания данного предмета в качестве обязательных составляющих входят также:

Комплект методик профессиональной психодиагностики;

Подборка ознакомительных и клиринговых профессиограмм;

Информационно-справочные материалы по рынкам образовательных услуг и труда;

Комплект активизирующих и развивающих игр, упражнений, методик.
Рабочие тетради по профориентации и планированию карьеры.

Профориентация как образовательный предмет нацелена не только на формирование системы специальных знаний, умений и навыков, являющихся основой профориентационной культуры человека, но и на практическое применение каждым учащимся приобретаемой профориентационной компетентности. Применение не только в будущем, но и здесь и сейчас, еще во время занятий - для первого выбора профессии и варианта профессионального образования. Установка на немедленный и реальный результат - качественный профессиональный план ученика - требует особой технологичности занятий по профориентации. Одно из эффективных педагогических средств, повышающих вероятность получения каждым учеником своевременного практического результата, - применение рабочих тетрадей. Их назначение, содержание и способы применения поробнее рассмотрим на примере рабочей (“деловой”) тетради по программе “Мой выбор”(3).

Программа “Мой выбор” ориентирована на освоение старшеклассниками техники выбора профессии и планирования профессионального старта. Поэтому основу содержания рабочей тетради составляют две методики: принятия оптимального решения и планирования своих действий на видимую перспективу (3-5 лет).

Методика принятия оптимального решения предстает в тетради как последовательная дорожка конкретных шагов:

1) Расширение пространства выбора, в данном случае - увеличение количества профессий, в той или иной степени интересующих ученика как потенциально подходящие варианты.

Для выполнения этого шага преподаватель на занятиях помогает ученикам, во-первых, освоить психологические карты мира профессий (например, классификацию профессий Е.А. Климова), позволяющие охватить мысленным взором все профессиональное пространство, во-вторых, - познакомиться как можно с большим количеством конкретных профессий и специальностей.

А с помощью рабочей тетради, изложенных в ней простых приемов сортировки ученик может произвести первичный отбор чем-либо интересующих профессий.

2) Построение портрета “идеальной профессии”.

Для выполнения этого шага ученики на занятиях знакомятся с принципиальным устройством профессии, рабочего места, с особенностями процесса профессиональной деятельности, с ключевыми факторами и критериями выбора профессии. Эти знания становятся основой для конкретных действий учеников - выделения в рабочей тетради основных требований к профессии, работе и объединения отдельных требований в непротиворечивый, целостный образ “идеальной работы”.

3) Определение оптимального варианта из числа подходящих профессий, зафиксированных на первом шаге. Этот шаг выполняется с помощью приведенной в рабочей тетради “Матрицы принятия решения”, позволяющей последовательно сопоставить каждую из подходящих профессий с портретом “идеальной работы” и измерить степень сходства-несходства.

4) Экологическая проверка оптимального решения . Оптимальное решение принимается с опорой в основном на рациональный ум и может оказаться не экологичным в отношении всего организма, в частности, таких его органов как душа и дух, имеющих иррациональную природу. Поэтому и на занятиях, и в рабочей тетради ученикам предлагаются приемы целостной, «организмической» оценки оптимальной профессии. Если интуиция ученика в конечном итоге одобряет выбор сознания, то процесс принятия решения можно считать завершенным.

5) Энергетическое насыщение решения о выбранной профессии. Для повышения побудительной силы принятого решения ученикам в рабочей тетради предлагается несколько приемов из техник программирования успеха (визуализации, самовнушения, нахождения или создания настроечных символов и ритуалов).

6) Планирование профессионального старта . Для выполнения этого шага в рабочей тетради приводятся конкретные инструкции по выделению ключевых целей и задач профессионального старта, основных способов их решения, а также специальные формы для записи результатов каждого действия ученика.

Последовательное прохождение учеником указанной дорожки шагов позволяет получить как образовательный результат - навык принятия сложных жизненных решений, так и практический - решение о выбираемой профессии и варианте профеесионального образования, а также личный профессиональный план. Часть действий, предлагаемых в рабочей тетради, ученик выполняет во время занятий, часть - самостоятельно или, в случае затруднений , в ходе индивидуальной профконсультации. Поскольку записи, делаемые учеником в такой рабочей тетради, отражают его реальные желания, ценности, выборы и могут носить интимный, дневниковый характер, то познакомиться с содержанием записей преподаватель или консультант могут только с разрешения ученика. В связи с этим преподаватель контролирует не содержание, а лишь процесс пошагового движения ученика по методике, изложенной в рабочей тетради. После окончания занятий по программе заполненная рабочая тетрадь остается у ученика.

Профессиональное просвещение в процессе изучения основ наук и трудового обучения.

Важным компонентом системы профессиональной ориентации учащихся является профессиональное просвещение-сообщение школьникам сведений о различных профессиях, их назначении для народного хозяйства, потребностях в кадрах, условиях труда, требованиях, предъявляемых профессией к психофизиологическим качествам личности, способах и путях их получения, оплате труда.

Кроме того, учащиеся должны знать основные общетрудовые и общепроизводственные понятия: что такое культура труда, трудовая дисциплина, принципы планирования, структура предприятия, оплата по единому окладу, оплата труда по конечным результатам труда в сельском хозяйстве и т. д.

Задача по ознакомлению учащихся с современными профессиями, информированию их о потребностях народного хозяйства в кадрах поставлена и в Основных направлениях (реформы общеобразовательной и профессиональной школы.

Работа по профпросвещению включает в себя профинформацию, профпропаганду и профагитацию.

Чтобы работа по профпросвещению имела положительные результаты, она должна проводиться умело и с большим педагогическим тактом. Ориентируя учащихся на профессии, в которых страна испытывает недостаток, нужно избегать всякого рода нажимов, так как неумелое давление на школьников может привести лишь к окончательной потере у них интереса к рабочим профессиям.

Главный принцип, которым следует руководствоваться в работе по профпросвещению, -- связь его с жизнью.

Урок-- основная организационная форма учебно-воспитательного процесса в школе. Профессиональная ориентация -- составная часть этого процесса.

Поэтому неотъемлемой частью урока должна стать работа по профессиональному просвещению учащихся. При этом задача каждого учителя -- увязать познавательные сведения о профессиях и производствах с темой и содержанием урока.

Профпросвещение на уроках может осуществляться путем беседы, рассказа, ситуационных производственных задач, использования литературных источников, звукозаписи и т.д. Урок трудового обучения служит важнейшим звеном в профессиональном просвещении. Основными методами при этом являются практические работы по конструированию, планированию и изготовлению изделий.

Но, для того чтобы практические работы оказывали действенное влияние на формирование у учащихся положительного отношения к рабочим профессиям, необходимо сочетать их со словесными методами: с беседой о профессиях, о современном производстве, об условиях труда, технологических процессах, требованиях, предъявляемых профессией к качествам и квалификации человека, и т. п.

Профессиональное просвещение во внеурочное время. Большая роль в профпросвещении учащихся принадлежит внеклассной работе, различным внеурочным мероприятиям. При этом большую роль играют школьные кружки, ученические производственные бригады, школьные лесничества и т. д. Рассмотрим основные формы и методы работы по профпросвещению среди учащихся во вненеклассной работе. Значительное место в этой работе занимают беседы, которые проводят классные руководители, учителя-предметники или представители разных профессий, наставники. Такие беседы но посвящать ознакомлению с одной какой-то профессией, с пой родственных профессий, вопросам значимости правильного выбора их для человека. При этом тематика бесед должна отвечать возрастным особенностям школьников и охватывать круг вопросов, интересующих самих учащихся.

Ознакомление учащихся с профессиями в процессе беседы можно проводить по такому плану:

1. Общие сведения о профессии:

краткая характеристика отрасли народного хозяйства, где применяется профессия; краткий исторический очерк и перспективы развития профессии;

основные специальности, связанные с данной профессией; примеры биографий лучших представителей профессии.

2. Производственное содержание профессии:

место и роль профессии в научно-техническом прогрессе, ее перспективность;

предмет, средства и продукт (результат) труда; содержание и характер (функция) трудовой деятельности; объем механизации и автоматизации труда;

общие и специальные знания и умения специалиста данной профессии, моральные качества; связь (взаимодействие) с другими специальностями.

3. Условия работы и требования профессии к человеку:

санитарно-гигиенические условия труда; требования к возрасту и здоровью;

элементы творчества, характер трудностей, степень ответственности, специальные требования к физиологическим и психологическим особенностям человека, отличительные качества хорошего работника;

специальные условия: влияние профессии на образ жизни работника, его быт и т. д.; экономические условия: организация труда, система оплаты, отпуск.

4. Система подготовки к профессии;

пути получения профессии: бригадно-индивидуальное обучение, учебные комбинаты, курсы, УПК, СПТУ, техникумы, вузы; связь профессиональной подготовки с учебной и трудовой деятельностью в школе;


Важным компонентом системы профессиональной ориентации учащихся является профессиональное просвещение – “сообщение школьникам сведений о различных профессиях, их значении для народного хозяйства, потребностях в кадрах, условиях труда, требованиях, предъявляемых профессией к психофизиологическим качествам личности, способах и путях их получения, оплате труда” .

Кроме того, учащиеся должны знать основные общетрудовые и общепроизводственные понятия: что такое культура труда, трудовая дисциплина, принципы планирования, структура предприятия и т.п.

Работа по профпросвещению включает в себя профинформацию, профпропаганду и профагитацию.

Знания о профессиях учащиеся получают не только в школе. Источниками знаний по этому вопросу учащиеся получают не только в школе. Источниками знаний по этому вопросу служат средства массовой информации, родственники, знакомые и др. При этом сведения о содержании профессии и их значимости иногда могут быть даны весьма искажено, вследствие чего возможно создание картины неоправданной привлекательности одних профессий и атмосферы недоброжелательности к другим.

В связи с этим перед школой, как и перед всем обществом, стоит довольно сложная задача – исправить идущие вразрез с потребностями экономики страны и общества отношение к некоторым профессиям и сформировать новое. Решить эту задачу призвана та часть профпросвещения, которую называют профпропагандой. Однако всю работу по профпросвещению ни в коем случае нельзя сводить только к пропаганде профессий.

“Планировать работу по профессиональному просвещению в школе, в частности по профпропаганде и последующей профагитации, следует в соответствии с предварительной профдиагностикой. Только на основе такого подхода можно проводить соответствующую работу со школьниками, направленную на формирование сознательного отношения к выбору профессии.

Исходя из того, что профпросвещение – процесс активный, следует больше опираться на такие методы работы, которые требуют непосредственного участия школьников в самом процессе получения информации” .

Чтобы работа по профпросвещению имела положительные результаты, она должна проводиться умело и с большим педагогическим тактом. Ориентируя на профессии, в которых страна и общество испытывают недостаток, нужно избегать всякого рода нажим, так как неумелое давление на школьников может привести лишь к окончательной потери интереса к данной профессии. “Главный принцип, которым следует руководствоваться в работе по профпросвещению, - связь его с жизнью. Исходя из этого, основные направления работы в этой области можно выразить так:

· Профпросвещение предполагает формирование целостного, многопланового представления учащихся о народном хозяйстве страны, его отраслях, предприятиях, профессиях;

· В процессе проведения работы по профессиональному просвещению необходимо учитывать направленность в развитии отраслей народного хозяйства данного экономического района, сложившиеся трудовые традиции, наличие общеобразовательных и профессиональных учебных заведений;

· Профессиональное просвещение молодежи должно основываться на реальной потребности в конкретных профессиях;

· Ознакомление с миром профессий следует тесно увязывать с профессиональными интересами, склонностями и способностями молодежи и динамикой развития этих особенностей молодых людей. Содержание работы по профессиональному просвещению должно учитывать состав учащихся по возрасту, полу” .

Урок – основная организационная форма учебно-воспитательного процесса в школе. Профессиональная ориентация – составляющая часть этого процесса. Поэтому неотъемлемой частью урока должна стать работа по профпросвещению.

Составной частью профпросвещения является профпропаганда, а основными формами ее проведения – встречи с представителями различных профессий, лекции о различных отраслях народного хозяйства, производствах и профессиях и т.д.

Значительное место в работе по профпросвещению занимают беседы, которые проводят классные руководители, учителя-предметники или представители различных профессий. Такие беседы можно посвящать ознакомлению с какой-то одной профессией, с группой родственных профессий, вопросам значимости их правильного выбора для человека. При этом тематика бесед должна отвечать возрастным особенностям школьников и охватывать круг вопросов, интересующих самих учащихся.

“Ознакомление учащихся с профессиями в процессе беседы можно проводить по такому плану:

1. Общие сведения о профессии:

Краткая характеристика отрасли народного хозяйства, где применяется профессия, краткий исторический очерк и перспективы развития профессии, основные специальности, связанные с данной профессией.

2. Производственное содержание профессии:

Место и роль профессии в научно-техническом прогрессе, ее перспективность; предмет, средства и продукт (результат) труда; содержание и характер (функция) трудовой деятельности; объем механизации и автоматизации труда; общие и специальные знания и умения специалиста данной профессии, моральные качества; связь (взаимодействие) с другими специальностями.

3. Условия работы и требования профессии к человеку:

Санитарно-гигиенические условия труда; требования к возрасту и здоровью; элементы творчества, характер трудностей, степень ответственности, специальные требования к физиологическим и психологическим особенностям человека, отличительные качества

хорошего работника; специальные условия: влияние профессии на образ жизни работника, его быт и т.д.; экономические условия: организация труда, система оплаты, отпуск.

4. Система подготовки к профессии:

Пути получения профессии, курсы, техникумы, вузы; связь профессиональной подготовки с учебой и трудовой деятельностью в школе; уровень и объем профессиональных знаний, умений и навыков, необходимых для получения начального квалификационного разряда по данной профессии; перспективы профессионального роста; где можно продолжить ознакомление с профессией; что читать о профессии”.

3.2. Изучение школьников в целях профориентации

Особенности памяти, внимания, чувств, воли, желаний и способностей нельзя увидеть, оценить, измерить так же, как мы видим, оцениваем многие из окружающих нас предметов. Эти и ряд других качеств психики человека нельзя непосредственно созерцать ни у себя, ни у других людей. Но в то же время различные профессии предъявляют конкретные требования к психологическим, а также физиологически особенностям личности.

“Психофизиологические особенности человека – это особенности его психики, развития, строения организма, состояния здоровья. Каждый человек обладает определенными психофизиологическими качествами. Поэтому можно говорить о том, что человек по своим природным данным более или менее подготовлен к успешному овладению профессией или группой профессий. Но в связи с этим встает вопрос: как же правильно определить эти особенности и свойства личности? Ведь вся трудность состоит именно в том, что особенности психики школьника не могут быть полностью определены учителем, так как далеко не всегда в учебной и внеклассной деятельности учащихся можно создать условия, подходящие для их проявления. Школьная деятельность лишь в какой-то степени моделирует условия труда, поэтому не все профессионально важные особенности могут быть полностью проявлены” .

С другой стороны, трудность состоит в том, что необходимо определить не только существующий уровень развития личности, но и возможности ее развития (видеть перспективу).

Изучение учащихся в целях профориентации (предварительная профдиагностика), как уже было сказано выше, составляет один из важнейших составных компонентов профориентации школьников. На этом этапе следует изучить характерные особенности личности: ценностные ориентации, интересы, потребности, склонности, способности, профессиональную направленность, профессиональные намерения, мотивы выбора профессии, черты характера, темперамент, состояние здоровья.

Рассмотрим подробнее те стороны личностных характеристик, которые имеют значение для профессиональной работы.

Ценностные ориентации. “ Личность формируется в процессе постоянных взаимоотношений с людьми. Все особенности, присущие личности, социально обусловлены. Поэтому ценностные ориентации можно определить “как направленность личности на усвоение (создание) общественных ценностей в соответствии с конкретными потребностями”. Исходя из этого определения, ключ к пониманию понятия “ценностные ориентации” следует искать в системе взаимоотношений между потребностями личности и общественными ценностями” .

Источником активности личности служат потребности, под которым понимаем “состояние личности, вызванной необходимостью вступать в связи с окружающей средой для того, чтобы обеспечить свое существование, функционирование и развитие” . Удовлетворение таких потребностей, как потребность в профессиональном самоопределении или самоутверждении, происходит в процессе практической деятельности человека, причем только в том случае, если выбранная профессия, как принято говорить, по душе. Потребности всегда отражают возможности их удовлетворения, поэтому их роль в ценностных ориентациях личности можно определить следующим образом: потребности активизируют соответствующие возможности человека, направляют его деятельность в нужном направлении. А реализуются все эти потребности через конкретные объективные ценности.

Каждая личность стремится к усвоению тех ценностей, которые наиболее соответствуют ее целям и интересам. “Применительно к профессиональной деятельности человека можно выделить следующие ценности:

· Самоутверждение в обществе, в ближайшей социальной среде;

· Признание родных, знакомых, друзей;

· Самосовершенствование и самовыражение – интересная работа;

· Применение своих знаний, умений, способностей;

· Творческий характер труда;

· Материально-практические, утилитарные ценности - хороший заработок;

· Должность, удовлетворяющая личность, перспектива продвижения по службе” .

Иногда можно встретиться с отождествлением понятий “интерес” и “направленность”. Такое отождествление необоснованно хотя бы потому, что интерес – состояние довольно изменчивое, а направленность – долговременное, стойкое.

Главную роль в выборе ценностей имеют мотивы , которые, в свою очередь, зависят от интересов и потребностей личности, целей этой личности.

По виду мотивы выбора профессии можно разделить на шесть групп:

· Общая мотивировка;

· Романтика профессий;

· Мотивы познавательного характера;

· Мотивы, в которых подчеркивается общественная значимость профессии;

· Немотивированный выбор.

По характеру все мотивы можно разделить на четыре группы:

· Мотив, четко и аргументировано обосновывающий целесообразность выбора данного направления трудовой деятельности;

· Мотивация нечеткая, недостаточно мотивированная;

· Мотивация неуверенная, неаргументированная;

· Никак неаргументированная мотивация” .

Удовлетворение потребностей, интересов, реализация цели немыслимы без решения конкретных задач, выполнения соответствующей работы. Поэтому в каждом случае человек выбирает объект, явление или деятельность (профессию). Таким образом, выбор обеспечивает потребности личности.

Выявление мотивов выбора профессии позволяет узнать, что именно побудило человека избрать данный вид труда и насколько четкие, аргументированные мотивы выбора. Это в свою очередь, дает возможность выяснить отношение личности к объективным ценностям.

Итак, мы рассмотрели ценностные ориентации в структуре личности человека. Во взаимосвязи с другими характеристиками личности их можно определить следующим образом: потребности – интересы – объективные ценности – мотивы – цели – выбор.

Предварительная профдиагностика предполагает выявление таких качеств человека, как склонности. Склонности – “это побуждения, имеющие в своей основе активное, созидательное отношение к объекту” .

Как правило, на занятия, к которым учащийся более склонен, он тратит больше времени и к тому же трудиться с желанием. Если человек при этом добивается еще и определенных результатов в этой деятельности (учебной или трудовой), то можно говорить о способностях к данной деятельности. Основным показателем способности следует считать легкость усвоения новых знаний и быстроту совершенствования умений, достижение высоких результатов деятельности. Говоря о выявлении способностей учащихся в целях профориентации, мы имеем в виду склонности к овладению не только знаниями школьной программы, но и определенными профессиями.

Способности – “это такие психологические особенности человека, от которых зависит успешность приобретения знаний, умений и навыков, но которые сами к наличию этих знаний, умений и навыков не сводятся”. Способности обнаруживаются в быстроте, глубине и прочности овладения способами и приемами деятельности” .

По отношению к знаниям, умениям и навыкам способности человека выступают как некоторая возможность. Будут ли приобретены человеком эти знания, умения и навыки зависит от множества условий, например, от окружения, от того, как его будут обучать, как будет организована его трудовая деятельность и т. д.

“Такой подход к данному вопросу дает ученым и исследователям возможность изучать те материальные предпосылки, физиологические процессы, на основе которых при благоприятных условиях могут развиваться у человека те или иные профессиональные способности.

Эти материальные, заложенные в организме человека ученые называют задатками . На их развитие большое влияние оказывает окружающая среда” .

Таким образом, составление прогноза успешности овладения человеком профессией состоит в выявлении наличия и степени развития природных задатков. (см. методики “На распутье”, “Самооценка коллективизма”, “Самооценка скромности”).

Кроме способностей, к индивидуальным психологическим особенностям личности относятся темперамент и характер. Эти свойства консервативны и устойчивы.

В психологии под темпераментом подразумевают “индивидуально-своеобразные свойства личности, ее психики, определяющие динамику психологической деятельности человека, которые одинаково проявляются в разнообразной деятельности независимо от ее содержания, целей, мотивов и остаются постоянными в зрелом возрасте” .

Типы нервной системы лежат в основе четырех типов темперамента.

Меланхолик. Слабый тип, характеризуется слабостью процессов торможения и возбуждения.

Холерик . Сильный, неуравновешенный тип. У него сильный процесс возбуждения и относительно слабое торможение.

Сангвиник. Сильный, уравновешенный, подвижный тип.

Флегматик. Сильный, уравновешенный, но с инертными процессами” .

Человек может иметь любое сочетание силы, уравновешенности и подвижности нервной системы (общий тип) и принадлежать к любому из типов высшей нервной деятельности.

К индивидуальным особенностям личности относится также характер . В психологии под характером понимают “совокупность индивидуально-своеобразных психических свойств, которые проявляются в типичных для данной личности способах деятельности, обнаруживаются в типичных обстоятельствах и определяются отношением личности к этим обстоятельствам” . В зависимости от преобладающего влияния различных психологических процессов на способы действия могут быть выделены интеллектуальные, эмоциональные и волевые черты характера.

“ Психологи различают четыре системы свойств характера:

· Свойства, выражающие отношение к коллективу и отдельным людям (доброта, отзывчивость, требовательность и т.д.);

· Свойства, выражающие отношение к труду (трудолюбие, лень, добросовестность, ответственное или безответственное отношение к труду и др.);

· Свойства, выражающие отношение к вещам (аккуратность, неряшливость, бережное или небрежное отношение к вещам и т.п.);

· Свойства, выражающие отношения к самому себе (самолюбие, честолюбие, гордость и т.д.)” .

Характер человека не представляет собой некоторую случайную совокупность различных свойств. Отдельные свойства характера зависят друг от друга, взаимосвязаны, образуют одно целое.

Итак, мы рассмотрели группы психологических характеристик личности, необходимых для изучения школьников в профориентационных целях.

Учет особенностей темперамента (быстрота и точность реакции, правильность ориентировки в экстремальных условиях) в профориентационной работе с учащимися имеет большое значение для выявления наиболее оптимальных вариантов выбора “человек – дело”, для определения наибольшей пригодности человека к тому или иному виду трудовой деятельности как исполнителя, например оператора, диспетчера, летчика и т.д.

Изучение особенностей характера школьника в целях профдиагностики и профотбора (подбора) выявляет психофизиологические особенности личности, что необходимо не только для определения его как исполнителя определенных видов трудовой деятельности, но и как будущего организатора, командира производственного процесса в различных областях физического и умственного труда.

© 2024 sam-and-cat.ru - SamAndCat - Кошки дома