Классификация интересов. Особенности формирования интересов личности Цели и интересы их виды в психологии

Классификация интересов. Особенности формирования интересов личности Цели и интересы их виды в психологии

15.04.2024

2.1 Понятие о личности

В психологии широко употребляются близкие, но не тождественные понятия:

Человек – биологическое существо, принадлежащее к классу млекопитающих вида Ноmо sapiens. Специфической особенностью человека как биологического существа является: прямохождение; приспособленность рук к трудовой деятельности; высокоразвитый мозг; речь.

Как общественное существо, человек наделен сознанием, благодаря которому способен не только сознательно отражать мир, но и преобразовывать его в соответствии со своими потребностями и интересами.

Личность – это тот же человек, но взятый со стороны его общественной значимости

Каждый человек имеет свои специфические особенности. Личность в ее своеобразии и есть индивидуальность . Индивидуальность может проявляться в интеллектуальной, эмоциональной, волевой сферах и т.п.

Нас интересует в большей степени понятие личность.

К определению личности в психологии существуют различные подходы1, что находит свое отражение в формулировках:

А. Г. Ковалев – «Личность – субъект и объект общественных отношений».

А. Н. Леонтьев – «Личность – субъект деятельности».

К. К. Платонов – «Личность – дееспособный член общества, сознающий свою роль в нем»

С. Л. Рубинштейн – «Личность – совокупность внутренних условий, через которые преломляются внешние воздействия».

В.В. Богословский – «Личность – деятель общественного развития сознательный индивид, занимающий определенное положение и общественную роль».

Г. Оллпорт – «Личность есть прижизненно формирующаяся индивидуально своеобразная совокупность психофизиологических систем – черт личности, которыми определяются своеобразное для данного человека мышление и поведение».

Многие психологи считают личностью человека, достигшего определенного уровня психического развития, который характеризуется:

Тем, что человек в процессе самопознания начинает воспринимать и переживать самого себя как единое целое, отличное от других людей и выражающееся в понятии «Я»;

Наличием собственных взглядов и убеждений, а также отношений;

Наличием собственных моральных требований и оценок, делающих личность относительно устойчивой и независимой;

Активностью как необходимой характеристикой личности. Личность формируется в процессе активного взаимодействия с окружающим миром.

Активность обеспечивает и приспособление личности к окружающей среде, и ее изменение, а также стимулирует участие личности в жизни и деятельности.

На этом уровне развития человек способен: сознательно воздействовать на окружающую действительность; изменять ее, а также изменять самого себя; управлять своим поведением и деятельностью.


Что же является главным источником активности?

Потребности – это осознание и переживание человеком нужды в том, что необходимо для поддержания жизни его организма и развития его личности.

Важная характеристика потребностей их ненасыщаемость.

Интересным представляется подход американского психолога Абрахама Гарольда Маслоу (1908-1970) к изучению иерархии потребностей.

Маслоу полагал, что чем выше может человек подняться по лестнице потребностей, тем больше психического здоровья, гуманности он будет проявлять, тем более индивидуален он будет.

На «вершине» пирамиды оказываются потребности, связанные с самоактуализацией.

Самоактуализация – это желание стать всем, чем возможно; это потребность в самосовершенствовании, в реализации своего потенциала.

Этот путь труден: он связан с переживанием страха неизвестности и ответственности, но он же – путь к полноценной внутренне богатой жизни.

Достигают уровня самоактуализации, по мнению А.Г. Маслоу, немногие (менее 1%). Большинство людей просто не видят и не осознают свой потенциал, не знают об его существовании и не ведают радости движения к их раскрытию. Этому способствует окружение (общество). Так ребенок, растущий в условиях дружелюбия, когда удовлетворена потребность в безопасности, имеет больше шансов для самоактуализации.

В целом же, если человек выходит на уровень самоактуализации, это означает блокировку потребностей более низкого уровня.

Человек же, вышедший на уровень самоактуализации («самоактуализирующаяся личность»), оказывается человеком особым: не отягощенным множеством мелких пороков типа зависти, злобы, дурного вкуса, цинизма. Он не будет склонен к депрессии и пессимизму, эгоизму и т.д. Он обладает высокой самооценкой. Он принимает других такими, какие они есть. Для него характерна сосредоточенность внимания на том, что происходит вовне, в противовес ориентации только на внутренний мир, сосредоточенности сознания на собственных чувствах и переживаниях. Он обладает чувством юмора, у него развитые творческие способности.

Ему присущи: неприятие условностей, но без показного их игнорирования; озабоченность благополучием других людей, а не обеспечением только собственного счастья; способность к глубокому пониманию жизни; способность смотреть на жизнь открытыми глазами, оценивать ее беспристрастно, с объективной точки зрения; установление с окружающими людьми, хотя и не со всеми, вполне доброжелательных личных взаимоотношений; непосредственная включенность в жизнь с полным погружением в нее, так, как это обычно делают дети; предпочтение в жизни новых, непроторенных и небезопасных путей; умение полагаться на свой опыт, разум и чувства, а не на мнение других людей, традиции или условности,

Рисунок 1 – Иерархия потребностей А.Г. Маслоу


позиции авторитетов; открытое и честное поведение во всех ситуациях; готовность стать непопулярным, подвергнуться осуждению со стороны большинства окружающих людей за нетрадиционные взгляды; способность брать на себя ответственность, а не уходить от нее; приложение максимума усилий для достижения поставленных целей; умение замечать и, если в этом есть необходимость, преодолевать сопротивление других людей.

2.2. Структура личности

Основу личности составляет ее структура, т.е. относительно устойчивая связь и взаимодействие всех сторон как целостного образования.

Существуют различные подходы к определению структуры личности.

Мотивы это те внутренние силы, которые связаны с потребностями личности и побуждают ее к определенной деятельности.

Мотивы это осознанные, осмысленные и прочувствованные потребности. Мотивы многообразны. Но обычно их подразделяют на низшие (биологические) и высшие (социальные).

Биологические мотивы – это влечения, желания, хотения человека, обычно отражающие его физиологи­ческие потребности.

Социальные мотивы – это интересы, идеалы, убеждения личности, которые играют гораздо более значительную роль ее жизни.

Физиологические основы мотивации. Потребности, перерастая в мотивацию, активизируют центральную нервную систему и другие по­тенциалы организма.

Мотивация, в свою очередь, активизирует работу соответствующих функциональных систем, прежде всего афферентный синтез и акцептор результатов действия.

Мотивация создаст особое состояние функциональной системы – предпусковую интеграцию, которая обеспечивает готовность организма к выполнению соответствующей деятельности.

Под его влиянием происходит возбужденнее (повышение) тонуса симпатической нервной системы, в результате чего усиливаются вегетативные реакции, и возрастает собственно поисковая активность организма человека.

Кроме того, возникают субъективные эмоциональные переживания, которые имеют преимущественно негативный оттенок до тех пор, пока не будет удовлетворена соответствующая потребность.

Все перечисленное создаст условия для оптимального достижения желаемого.

В силу своего многообразия разные потребности нередко сосущес­твуют одновременно, побуждая человека к разным действиям. Поэтому в осуществлении нужного действия играют роль доминирующее мотивационное возбуждение . Согласно принципу доминанты, сформулиро­ванному А.А.Ухтомским, в каждый данный момент времени превали­рует та мотивация, в основе которой лежит наиболее важная потреб­ность.

Доминирующее мотивационное возбуждение, побуждающее к определенному целенаправленному поведению, сохраняется до тех пор, пока не будет удовлетворена вызвавшая его потребность.

Кроме того, возбуждение мотивационных подкорковых центров, возникнув, как бы накапливается до критического уровня, после кото­рого клетки начинают посылать определенные разряды и сохраняют такую активность до удовлетворения потребности.

В этом и проявляются нейронные механизмы мотивации.

25. Психологическая характеристика интересов

Потребности испытываются человеком двояко: с одной стороны, как своеобразные переживания действительных нужд, неотложно требую­щих своего удовлетворения, с другой стороны, как осознание потреб­ностей в форме тех или других представлений. Такое осознание потреб­ностей явилось условием формирования интересов как качественно осо­бых мотивов личности.

Интересы э то мотивы личности, выражающие ее специальную направленность на познание определенных явлений окружающей жизни и определяющую вместе с тем ее более или менее постоянную склонность к определенным видам деятельности.

Охватывая все стороны жизни личности, все виды деятельности, интересы, на которые распространяется ее познание, могут быть очень разнообразными. Прежде всего они отличаются но своему содержанию, относясь к различным областям познания и деятельности: интерес к математике, химии, истории, литературе; интересы технические, кон­структорские, научные, спортивные, музыкальные, общественные (к жизни общества) и др.

Кроме того, интересы делятся на виды в зависимости от качествен­ных психологических характеристик, отображенных на схеме, которые не нуждаются в развернутом, объяснении.

Количество объектов (предметов, явлений, видов деятельности), вызывающих интерес человека, характеризует объем интересов, указы­вающий обычно на духовное богатство и многосторонность развития личности. Однако из множества интересов должен быть выделен цен­тральный интерес, наиболее увлекающий личность, или ведущие инте­ресы в отдельных видах её деятельности: трудовой, учебной, научной, общественной и развлекательной (досуг).

Особенностями интересов являются:

1) активизация не только познавательных процессов, но и творчес­ких побудительных усилий человека в различных областях деятельнос­ти;

2) большая, чем обычно, конкретизация целей и операций деятель­ности;

3) расширение и углубление знаний человека в данной специальной области, и развитие у него соответствующих практических навыков и умений;

4) своеобразное эмоциональное удовлетворение, побуждающее к длительному занятию соответствующей деятельностью.

Интересы должны направленно формироваться. Прежде всего для этого необходимо показывать значимость получаемой информации от объекта интереса для познания самого объекта и получения знаний, важных и необходимых в деятельности личности.

Шпаргалка по общей психологии Резепов Ильдар Шамильевич

17. Интересы

17. Интересы

Интерес – это избирательное отношение личности к объекту в силу его жизненного значения и эмоциональной привлекательности. Интересы возникают на основе потребностей, но не сводятся к ним. Потребность выражает необходимость, интерес выражает личную приязнь к какой-то деятельности. Углубившийся и утвердившийся интерес может стать потребностью.

Формирование интереса не всегда начинается с осознания потребностей, призвания или общественного долга. Интерес может появиться стихийно и неосознанно вследствие эмоциональной привлекательности объекта, а уже потом осознается его жизненное значение, которое может определяться многими причинами: потребностями, общественными требованиями, способностями.

Эмоциональная привлекательность объекта тоже имеет свои глубокие, вначале, может быть, неосознанные источники, корни как в свойствах объекта, так и в свойствах субъекта. Объект привлекает внимание , доставляет радость, если по своим свойствам отвечает в какой-то мере психическому настрою и потребностям личности. Вот почему один и тот же объект не может увсех людей вызвать одни и те же переживания. Правда, одни объекты отвечают общечеловеческой природе людей, другие – возрастным особенностям, третьи – социально-групповым и четвертые – индивидуальному складу, специфическим склонностям, взглядам и вкусам личности.

Различия в отношениях к объекту зависят от богатства или бедности личного опыта, образованности и воспитанности, своеобразия духовного склада личности, отражающего историю ее жизни и деятельности.

Отношения субъекта не только направляются, но и воспитываются другими людьми. Таким образом, интересы индивида хотя и зависят от особенностей объекта и психических качеств самого индивида (его культуры, воспитанности, способностей и характера), в конечном итоге формируются другими людьми, коллективом, обществом, общественной психологией. Следовательно, интересы людей имеют общественно-историческое происхождение. Они зависят от уровня развития производства и духовной культуры общества, развития социальных отношений и т. д.

Интересы имеют существенное значение в жизни и деятельности человека. Полноту и счастье жизни человек испытывает тогда, когда у него есть интересы. Интересы побуждают к деятельности, активизируют личность. И.П. Павлов рассматривал интерес как то, что активизирует состояние коры головного мозга. Работа, отвечающая интересам, осуществляется легко и продуктивно.

В педагогической практике особенно важно учитывать значение интересов для развития личности и формирования знаний.

Из книги Моральное животное автора Райт Роберт

Из книги Мужчина в меняющемся мире автора Кон Игорь Семенович

1. Способности и интересы Точно знают только когда мало знают. Вместе со знанием растет сомнение. Иоганн Вольфганг Гете Как было показано выше, уже в древнейших мифологиях сложились две альтернативные точки зрения о соотношении мужских и женских качеств: 1) мужчины и

Из книги Мальчик – отец мужчины автора Кон Игорь Семенович

Способности и интересы Из чего только сделаны мальчики? Из чего только сделаны мальчики? Из колючек, ракушек И зеленых лягушек, Вот из этого сделаны мальчики. Самуил

Из книги Стратегия разума и успеха автора Антипов Анатолий

Интересы и противоречия Учитывая, что каждый субъект является носителем множества потребностей, интересы, по существу, являются результатом взаимодействия различных потребностей. Можно сказать, что из потребностей формируются интересы и противоречия.Интересы могут

Из книги Как преодолеть НЕТ: переговоры в трудных ситуациях автора Юри Уилльям

Интересы Запада Все помнят, что, когда Ельцин создавал современную российскую систему в 1993-97 годы, администрация Клинтона называла это реформами и поддерживала это. Она поддерживала обстрел Белого дома в 1993 году, она поддерживала формирование олигархического

Из книги Основы общей психологии автора Рубинштейн Сергей Леонидович

1. Интересы Переговоры, как правило, начинаются тогда, когда позиция одной из сторон вступает в противоречие с позицией другой стороны. При обычном торге вам достаточно заранее определить свою позицию. Однако совместное решение проблемы предполагает обращение к

Из книги Скрытые механизмы влияния на окружающих автора Уинтроп Саймон

Интересы Во все расширяющемся контакте с окружающим миром человек сталкивается со все новыми предметами и сторонами действительности. Когда в силу тех или иных обстоятельств что-либо приобретает некоторую значимость для человека, оно может вызвать у него интерес -

Из книги Мотивация и мотивы автора Ильин Евгений Павлович

Общие интересы Еще один надежный способ добавить убедительности в чтение - используйте интересы, присущие большинству людей. И хотя многих привлекает все связанное с магией и ментальным искусством, в действительности такое увлечение по массовости не выдерживает

Из книги Психология. Учебник для средней школы. автора Теплов Б. М.

8.7. Интересы Среди различных психологических феноменов, принимаемых за мотив или побуждение к деятельности, большое внимание уделяется интересам.По противоречивости суждений, высказываемых психологами, философами, экономистами, социологами по поводу того, что из себя

Из книги Новый Карнеги. Самые действенные приемы общения и подсознательного воздействия автора Спижевой Григорий

§75. Интересы и склонности Первое, что характеризует с психической стороны человека,- это его интересы и склонности, в которых выражается направленность личности. Самый факт направленности нашего сознания в данный момент на какой-нибудь определённый предмет называется,

Из книги Общественное мнение автора Липпман Уолтер

Закрытые интересы Этот термин мы с тобой будем трактовать по-своему. Это редкие интересы и увлечения, которыми большинство людей не занимается. Например, много ли людей практикуют занятия гипнозом? На тренингах по гипнозу – да, в средней статистике – нет. Или

Из книги Шпаргалка по общей психологии автора Резепов Ильдар Шамильевич

Часть 4 ИНТЕРЕСЫ

Из книги Книга о вкусных и здоровых отношениях [Как приготовить дружбу, любовь и взаимопонимание] автора Маттео Майкл

17. Интересы Интерес – это избирательное отношение личности к объекту в силу его жизненного значения и эмоциональной привлекательности. Интересы возникают на основе потребностей, но не сводятся к ним. Потребность выражает необходимость, интерес выражает личную приязнь

Из книги Я, опять я и мы автора Литтл Брайан

2. Общие интересы Наличие общих интересов (которые не так значимы, как основные ценности) тоже очень важно.Не менее важно быть открытым новому – чтобы не делать только то, что хочется самому, игнорируя желания второго человека.Представьте, что каждый день вы ходите в

Из книги Спасибо за отзыв. Как правильно реагировать на обратную связь автора Хин Шейла

Интересы и ориентация Одним из тестов, который прошли участники исследования в Институте диагностики и исследования личности, был тест профессиональных интересов Стронга (ТПИС), который сравнивал интересы испытуемых с интересами других профессионалов. Интересы

Из книги автора

Выискивайте фундаментальные интересы В книге «Переговоры без поражения» Роджер Фишер, Уильям Юри и Брюс Паттон проводят наиважнейшее с точки зрения решения проблем различие между интересами и позициями. Позиция – это точка зрения, исходя из которой люди чего-то хотят

  • 1. Интересы по содержанию выявляют объекты познавательных потребностей и их реальное значение для целей данной деятельности. Психологически существенно то, к чему проявляет интерес человек и какова общественная ценность объекта его познавательных потребностей.
  • 2. Интересы по признаку цели выявляют непосредственные и опосредованные интересы. Непосредственные интересы вызываются эмоциональной привлекательностью значимого объекта. Опосредованные интересы возникают, когда реальное общественное значение чего-либо и субъективная значимость его для личности совпадают (это мне интересно, потому что это в моих интересах).

Важно формировать опосредованные интересы, которые играют ведущую роль в сознательной организации процесса труда.

  • 3. Интересы по широте. Разбросанность интересов нередко оказывается отрицательной чертой личности, однако неверно трактовать широту интересов как недостаток: благоприятное развитие личности предполагает широту, а не узость интересов .
  • 4. Интересы по степени устойчивости наиболее полно выявляют основные потребности личности и поэтому становятся существенными чертами ее психологического склада. Устойчивый интерес - свидетельство пробуждающихся способностей человека (имеет определенную диагностическую ценность).

Интересы - важная сторона мотивации, но не единственная. Существенным мотивом поведения являются убеждения .

Убеждения - система мотивов личности, побуждающих ее поступать в соответствии со своими взглядами, принципами, мировоззрением. Содержание потребностей в форме убеждений - знания о мире природы и общества, их определенное понимание. Когда эти знания образуют упорядоченную и внутренне организованную систему воззрений, они могут рассматриваться как мировоззрение . Мысли и идеи, принципы, которые человек высказывает, определяется всем содержанием его жизни, запасом его знаний, они входят в систему его взглядов как их необходимая составная часть, они приобретают для человека особый личностный смысл, и поэтому он испытывает настоятельную потребность утвердить эти мысли и принципы.

Степень развития и характер направленности активности личности у разных людей различны. Нередко человек знает, как надо поступать в тех/иных конфликтных ситуациях, какую точку зрения следует поддерживать в споре, и не переживает это знание как потребность утвердить его в жизни. Рассогласование знаний личности и ее потребностей, мотивов становится дефектом сферы убеждений , это свидетельствует о наличии двойной морали: его действительные убеждения существенно отличаются от тех, которые он провозглашает и демонстрирует.

Вышеописанные мотивы характеризуются осознанностью . Человек, у которого они возникают, отдает себе отчет в том, что побуждает его к деятельности, что является содержанием его потребностей.

Психологическая установка - неосознаваемая готовность действовать определенным образом, что ведет к построению или изменению способа и характера поведения, восприятия и общения. Действует на уровне бессознательного , но формируется во многом вполне сознательно. Это результат некритичного отношения к случайной непроверенной информации, которую человек получает из весьма сомнительных источников; это следствие слепой веры, а не разумного анализа.

Предвзятость - сущность установок, которые являются либо результатом поспешных, недостаточно обоснованных выводов из личного опыта, либо результатом некритического усвоения стереотипов мышления.

Составляющие в структуре установки:

  • · когнитивная (подсознательная) - образ того, что готов познать и воспринять человек;
  • · эмоционально-оценочная - комплекс симпатий и антипатий к объекту установки;
  • · поведенческая - готовность действовать определенным образом в отношении объекта установки, осуществлять волевые усилия.

У каждого человека есть потребности, которые он должен постоянно удовлетворять. Они являются основой для формирования интересов. Поэтому, для того чтобы выяснить, что такое интересы человека, нужно понять, каким образом они связаны с потребностями.

Потребности человека

Каждый день люди сталкиваются с нуждами своего организма, которые они должны постоянно удовлетворять, так как это поддерживает их существование. Мотивы действий человека отображают его потребности. Они делятся на такие виды:

Биологические - потребности, которые обеспечивают жизнь нашему телу (еда, жилье, одежда и т. д.).

Социальные - каждая личность нуждается в общении, в признании ее достоинств, в социальных связях и т. д.

Духовные - человек должен получать знания, развиваться, выражать свою индивидуальность через творчество и т. д.

Конечно же, каждая из этих потребностей тесно связана с другими. Биологические нужды человека постепенно превращаются в социальные, что кардинально отличает его от животных. Хотя духовные потребности и очень важны, но все же у большинства людей они второстепенны. Человек, удовлетворяя их, стремится к занятию в обществе более высокой ступени, то есть к осуществлению социальных нужд. Также нужно понимать, что не все потребности одинаково важны и могут быть воплощены в полном объеме. Человек должен разумно реализовывать свои желания и нужды, не нарушая при этом установленные нравственные нормы в обществе.

Особенности интересов

Интересы - это процесс целенаправленного познания человеком определенного объекта из области его потребностей. Они имеют несколько особенностей:

  • Личность сосредоточивается на небольшом круге деятельности и знаний (медицина, техника, история, музыка и т. д.).
  • Цели и способы деятельности, которые интересны для человека, являются более конкретными, чем в обычной жизни.
  • Человек стремится к большему познанию и углублению в область, которая ему интересна.
  • У личности включаются не только познавательные процессы, что касается интересующей его области, но и прилагаются творческие усилия.

Интересы человека всегда имеют эмоциональную окраску, что заставляет его продолжать заниматься этим. Он стремится усовершенствовать свои знания и навыки в выбранном направлении, что приводит к углублению в конкретную область. Интересы - это не простая внешняя занимательность или любопытство. Они обязательно содержат в себе знания, практическую деятельность и эмоциональное удовлетворение, получаемое от занятий в интересующей сфере.

Обучаясь, человек должен испытывать интерес, так как без этого эффективность данного процесса будет очень низка. Прежде всего это касается школьников и студентов, ведь они находятся в постоянном потоке информации, которую нужно освоить. Познавательный интерес - это тяга к знаниям, направленность на овладение ими в разных предметных областях. Его первичным проявлением может быть любопытство. Оно является реакцией ребенка на что-то новое, позволяя ему сориентироваться и понять природу происходящего. Интерес школьников появляется лишь тогда, когда они начинают считать данную область или учебный предмет важным для себя и окружающих. Увлекаясь им, ребенок пытается более глубоко изучить каждое явление, связанное с определенной областью. Если этого не происходит, то заинтересованность может быстро пройти и получение знания будут поверхностными.

Материальный интерес

Каждый человек стремится к удобствам, к хорошей жизни. Материальные интересы - это мотивы действия личности, направленные на удовлетворение какой-либо недостаточности в его жизни и избегание неприятных эмоций. Благодаря этим стремлениям возник технический и материальный прогресс. Ведь именно они передают стремление к более удобному жилью, к изобретению облегчающих жизнь приборов, механизмов и машин. Все они повышают комфорт и безопасность человека. Для того чтобы реализовать этот особый интерес, человек может пойти двумя путями. Первое - стать творцом чего-то нового, дающего нужный предмет. Второе - заработать деньги и купить то, что требуется. Процесс получения денег для многих превращается в их материальный интерес, а деятельностный компонент при этом исключается.

Духовный интерес

Кроме материальной сферы человека привлекает духовная, так как она более направлена на его личность. Духовные интересы - это ориентированность индивида на активизации своего потенциала, обогащение опыта и развитие задатков. Он стремится к тому, чтобы получить яркие эмоциональные переживания. Личность пытается совершенствовать себя, быть более виртуозной в определенной сфере, проявить свой талант. В таком стремлении человек познает окружающий мир и развивает себя как индивидуальность. Таким образом, появляется ощущение полноты жизни. Оно для каждого свое. Для некоторых это осведомленность в общих чертах о разных сферах знаний, а для других это глубокое изучение одной излюбленной области.

Непосредственный и опосредованный интерес

В отношении к тому или другому объекту интерес может быть непосредственным или опосредованным. Когда у человека появляется непосредственный интерес, то он поглощен самим процессом деятельности. Например, ученик старается узнать что-то новое, потому что ему нравится учиться. Если же интерес опосредованный, то личность привлекают результаты уже проделанной работы. Например, студент учится не потому, что его привлекает это, а потому, что он хочет получить диплом и найти хорошую работу. Но эти два вида интереса могут переходить из одного в другой.

Пассивные и активные интересы

Когда у человека появляется интерес, он может действовать, чтобы его реализовать, а может удовлетворить его без особого старания. По этому признаку различают два вида интереса:

1) Активный - человек пытается заполучить объект своего интереса, при этом прилагая усилия и активно действуя. Последствием является то, что его личность совершенствуется, он получает новые знания и навыки, формируется характер, развиваются способности.

2) Пассивный - человеку не нужно прилагать усилия, он просто созерцает объект интереса и наслаждается им, например слушает музыку, смотрит оперу или балет, посещает галереи. Но при этом личности не нужно проявлять какую-либо активность, заниматься творчеством и глубже воспринимать интересующие его объекты.

Выгода и мотивация

Совершая любую деятельность, человек ищет выгоду из нее для себя. Личный интерес состоит в удовлетворении своих потребностей, например поесть, заработать побольше денег, повысить свой социальный статус и т. д. Когда личность понимает, что ей нужно получить более высокое вознаграждение, она начинает выполнять порученную ей работу намного качественней. Выгода является мощным стимулом для деятельности. Но существуют вещи, которые для человека более важны. Это его ценности. Если он теряет то, чем дорожит больше всего, то никакой личный интерес не заставит его так действовать. Чтобы мотивировать личность, нужно предложить ей более выгодные условия.

Экономический интерес

Мотив, который побуждает личность к хозяйственной деятельности, называется экономическим интересом. В нем отображены экономические потребности человека. Например, работнику, чтобы дороже продать свою рабочую силу, нужно показать, насколько он квалифицирован. В этот момент он пытается удовлетворить свои финансовые потребности. При этом чем больше он зарабатывает, тем выше будет его самооценка и социальный статус. Конкурируя с другими работниками, он достигает больших результатов, что положительно влияет как на него самого, так и на все предприятие в целом. Поэтому экономические интересы и потребности не могут существовать друг без друга.

Личность и ее интересы

Большой интерес всегда приносит человеку чувство удовлетворенности. Поэтому он стремится все больше развиваться в этой области. Интересы индивида имеют большое значение для его характеристики. Они могут быть сильными и глубокими, полностью захватить человека, который будет делать все необходимое, чтобы достичь нужных результатов, преодолевая все трудности. Поверхностные и слабые интересы побуждают лишь к любопытному созерцанию достижений других людей. Человек может сосредоточится на чем-то одном, а может переключаться на разные виды деятельности. Он также способен ограничиться лишь одной специфической областью или интересоваться множеством отраслей знаний одновременно.

Таким образом, интересы личности могут меняться на протяжении ее жизни. Самопознание помогает человеку определится с тем, что больше его интересует и в чем бы он хотел попробовать свои силы. Занимаясь тем, что его увлекает, индивид может получить огромное удовольствие, когда достигает вершин своего интереса.

© 2024 sam-and-cat.ru - SamAndCat - Кошки дома