Противовоздушная оборона. Ведение противовоздушной обороны войск в ходе локальных войн и вооруженных конфликтов Способы преодоления противодействия зрк большой дальности

Противовоздушная оборона. Ведение противовоздушной обороны войск в ходе локальных войн и вооруженных конфликтов Способы преодоления противодействия зрк большой дальности

Идея написания этой статьи возникла на почве нескончаемых споров о эффективности ПВО и обязательности воздушного прикрытия позиций ЗРК. Многие упорно твердят, что полностью эшелонированная система ПВО практически непробиваема, оппоненты им возражают, утверждая, что ПВО - это "ВВС для бедных". Так кто же прав?


В этой статье мы обсудим сценарий прорыва эшелонированной системы ПВО, не имеющей полноценного воздушного прикрытия, основываясь на технологии и вооружения израильского производства. Я выбрал Израиль по нескольким причинам: это и бесконечные споры о поставках современных ЗРК в регион Ближнего Востока, и реальный боевой опыт подобных операций ("Арцав-19", к примеру).

Итак, начнем "сражение". На сегодняшний день подобная атака будет спланированной операцией, проводимой одномоментно, с использованием всех возможностей принципа "сетецентрической войны" и полной номенклатуры вооружений. Ради чистоты эксперимента мы предположим наличие "сетецентрической" связи и у противника и не будем использовать в прорыве системы наземного/морского пуска (дроны IAI Harop) и системы зарубежного производства (антирадарных ракет AGM-88 HARM).

Количество средств будет прямо пропорционально прорываемой сети, поэтому мы опустим численность сторон за скобки. Построение авиакрыла будет стандартным (по эшелонам) - разнопрофильные БПЛА, истребители, самолеты ДРЛО и РЭБ, авиазаправщики. И разумеется, атака будет скоординирована с окном пролета спутников разведки.

При наличии загоризонтных РЛС подобная атака не будет сюрпризом, но оставляет противнику мало времени на маневры и подготовку. Загоризонтный перехват (в случае наличия подобной возможности у противника) крайне маловероятен. АФАР истребителя (а тем более АВАКСа) способен практически со 100% вероятностью выводить из строя радиолокационные ГСН идущих "в лоб" ракет ЗРК сфокусированным высокоэнергетическим радиолучом, при необходимости используя групповое подавление индивидуальных целей в порядке очереди. Подобная тактика позволяет концентрировать сотни киловатт на приемник отдельно взятой ГСН, практически сжигая ее электронику за секунды.


Подавление ГСН с применением АФАР

Для эффективного прорыва прежде всего необходимо вскрыть позиции противника и в первую очередь ЗРК дальнего радиуса действия. Разумеется, противник не включит все свои РЛС наведения и постарается не раскрывать свои позиции, если посчитает угрозу недостаточно серьезной. Поэтому в авангарде воздушной волны пойдут "обманки", например, "ATALD" (Advanced Tactical Air Launched Decoy & Aerial Target) производства компании IMI. Их задача - заставить противника поверить в необходимости задействовать "все, что можно, и что нельзя" для отражения атаки подобных масштабов.

Это, по сути, автономный дрон, запускаемый с истребителя, его первоочередная задача - создание максимально большего количества правдоподобных ложных целей на радарах противника. Один "ATALD" может имитировать целое авиазвено истребителей или крылатых ракет на несколько РЛС одновременно, настраиваясь на их диапазон и придавая ложным целям реалистичное поведение (маневрирование, уклонение).

Дрон нечувствителен к средствам РЭБ, поскольку не ведет радиоразведки, его основная задача - "сверкать, как елка в новогоднюю ночь" и привлекать максимум внимания. А малые размеры, радиопоглощающее покрытие и пространственный разброс ложных целей делают его сложной мишенью для перехвата.


ATALD-Advanced Tactical Air Launched Decoy & Aerial Target

В то время как имитаторы целей будут "троллить противника" на предмет обнаружения позиций своих РЛС, спутники, АВАКСы и высотные БПЛА радиоразведки будут скрупулезно фиксировать всю поступающую информацию, вычислять координаты целей и мгновенно распределять эту информацию всему авиасоединению.


Самолет ДРЛО "Nahshon-Eitam" (IAI) с системой EL/W-2085 (Elta)


Разведывательный спутник, оснащённый радаром с синтезированной апертурой "Polaris" ака Офек-8 (IAI)


Высотный БПЛА дальней радиоразведки 4X-UMI Heron TP (IAI)

Вторым эшелоном, немного отставая от имитаторов, на предельно низких высотах следует рой КР "Delilah". Их задача - максимально углубиться на территорию противника к моменту распределения целей, а их дальность пуска - 250 км. IMI "Delilah" мала размерами и не излучает в радиодиапазоне при использовании автономного режима. Обнаружение цели происходит по географическим координатам, используя GPS или инерционную навигацию, а за окончательное прицеливание ответственна электрооптическая/тепловизионная ГСН или ГСН наведения на источник радиоизлучения (противорадарная версия).

Первыми мишенями КР станут РЭБ источники, РЛС ЗРК дальнего радиуса действия и основные центры связи. Умение объединяться в "стаю", атаковать одновременно с нескольких сторон или "прокладывать просеку" в ЗРК ближнего радиуса гарантируют высокую эффективность поражения основных целей.


IMI "Delilah"

Также в качестве поражения особо удаленных целей может использоваться "Popeye Turbo ALCM" . Эта авиационная версия КР "Popeye Turbo SLCM" имеет дальнобойность свыше 350 км.


Popeye Turbo ALCM (Rafael)

Как только противник лишается дальнобойных ЗРК и основных станций РЭБ, авиагруппировка сокращает дистанцию, и в ход идут более дешевые средства поражения. РЛС ЗРК среднего радиуса действия будет поражаться с помощью ракет "Popeye Lite" (на дальностях до 150 км), а также корректируемых планирующих авиабомб "Spice-1000" (на дальностях до 100 км).


Popeye Lite (Rafael) на пилоне истребителя


Spice-1000 (Rafael) на пилоне истребителя

Позиции ЗРК, оставшиеся без РЛС, неточно обозначенные позиции, а также базы их снабжения зачищаются с помощью "MSOV" (Modular Stand Off Vehicle) от IMI. Это по сути большой планирующий дрон, несущий на борту различную номенклатуру вооружения - от кассетной БЧ до управляемых боеприпасов индивидуального наведения. Его задача - достигнуть заданных координат, найти мишень и открыть бомболюк. "MSOV" весит более тонны и обладает дальностью пуска до 100 км. Наведение - GPS/INS.


MSOV - Modular Stand Off Vehicle

"Доделывать работу" по ЗРК ближнего радиуса, зачищать пусковые, центры связи и штабы управления будут истребители-бомбардировщики, вооруженные планирующими бомбами "Spice-250". Каждый самолет может сбросить 16 этих боеприпасов, по 113 кг каждый. РЭБ-прикрытие каждого звена будет осуществляться с помощью "Skyshield Jammer POD" на одном из самолетов. Эта проверенная система действует в радиусе 360 градусов, автоматически реагируя и настраиваясь на источники излучения.


Spice 250 (Rafael) на фоне макета F-16 с полным боекомплектом


SKY SHIELD Airborne Support Jammer (Rafael)

Вот наша "миссия" и подошла к концу. Заранее извиняюсь за "обилие" ТТХ, но это не технический каталог, а умозрительный эксперимент. Всем спасибо за внимание.

Все ТТХ есть в открытом доступе.

Примечание. Любители неконструктивных комментариев в стиле "если в кране нет воды", не расходуйте драгоценное время на бесполезное нажимание кнопок и сразу переходите на http://rusparty.org/index.php.

Американская версия сценария прорыва ПВО от Raytheon.


Противовоздушную оборону усилят системами радиоэлектронной борьбы

Минобороны планирует усилить дивизии противовоздушной обороны () батальонами радиоэлектронной борьбы (РЭБ). На вооружение таких частей поступят так называемые противоавиационные комплексы РЭБ. Высокомобильные станции могут создавать помехи радиолокаторам и системам связи летательных аппаратов. Как показали учения и боевое применение в Сирии, сочетание ПВО и РЭБ обеспечит эффективную защиту от высокотехнологичных средств воздушного нападения.

Минобороны, прорабатывается вопрос о включении в состав дивизий ПВО батальонов РЭБ. На вооружение последних поступят три мобильных комплекса РЭБ - «Москва», «Красуха-2» и «Красуха-4». В перспективе эти батальоны будут оснащены самым современным средством радиоэлектронной борьбы - мобильной системой «Дивноморье».

Это решение принято по результатам совместной работы Центрального НИИ войск воздушно-космической обороны и Научно-исследовательского испытательного института радиоэлектронной борьбы. Исследование показало двукратное повышение эффективности ПВО и противоракетной обороны при совместной работе с наземными средствами РЭБ. Выводы ученых подтверждены на практике в Сирии.

Современные мобильные комплексы РЭБ эффективно противодействуют воздушным и наземным системам обнаружения. Они способны «забить» мощными помехами аппаратуру крылатых ракет, беспилотников и радиолокаторы самолетов, которые осуществляют наведение. Дезориентированные крылатые и дроны становятся легкими целями для систем ПВО.

Новые батальоны РЭБ смогут «закрыть» помехами участок в несколько сотен километров. Они создадут непроницаемую завесу для систем технической разведки вероятного противника и максимально затруднят применение средств воздушно-космического нападения. Это касается и высокоточного .

Подобные батальоны задействуют для прикрытия командных пунктов, группировок войск, средств ПВО, важных промышленных и административных объектов.

Усиление частей ПВО средствами РЭБ - это правильное решение, которое основано на советском опыте, рассказал бывший начальник зенитно-ракетных войск РФ генерал-лейтенант Александр Горьков.

В Советской армии были батальоны РЭБ, которые входили в состав корпусов и дивизий ПВО, - рассказал он. - Они должны были подавлять бортовые радиолокационные станции самолетов и каналы радиовысотомеров крылатых ракет. Эти подразделения доказали свою эффективность. При работе РЭБ затруднялось пилотирование самолетов, ракеты сбивались с пути. У крылатых ракет есть районы, где во время полета они корректируют свое местоположение. Попав под воздействие «глушилок» РЭБ, они поднимались гораздо выше обычной 50-метровой высоты полета. При этом ракеты становились легкими целями для ПВО.

При проведении реформы учтен боевой опыт, полученный в Сирии. В частности, серьезно изучена атака двух беспилотников на аэродром Хмеймим в апреле этого года. Тогда дроны были перехвачены совместными усилиями средств РЭБ и ПВО. После обнаружения целей комплекс РЭБ заглушил сигнал GPS в районе аэродрома, выведя из строя систему навигации и управления беспилотников. Оба дрона тут же сбились с курса и начали хаотично кружить, став отличными целями для батареи ПВО. В итоге их уничтожили огнем автоматических пушек ЗРПК «Панцирь». Изучение обломков аппаратов показало, что они были вооружены самодельными подвесными бомбами.

Ноябрь 22nd, 2014

Как работает система прорыва ПВО противника в израильской армии

В качестве предисловия. Так уж получилось, что современная война для абсолютного большинства людей, даже когда-то где-то служивших, остается довольно загадочной штукой. Чаще всего она представляется по кинофильмам.

Но их снимают зачастую точно такие же гражданские, что формирует замкнутый круг. Оно безусловно хорошо, что длительный мир сделал картинку войны чем-то абстрактным. Однако порой неверные представления формируют неверные выводы, на базе которых принимаются ошибочные решения. А вот ошибки в жизни это уже безусловно плохо. По этому, думаю, имеет смысл прочитать эту статью. Ее автор провел грамотный и, самое главное, очень наглядный анализ того, как в действительности решаются боевые задачи. В данном случае — задача взлома сухопутной системы ПВО, не имеющей воздушного прикрытия.



Израильская «открывашка» систем ПВО

Идея написания этой статьи возникла на почве нескончаемых споров о эффективности ПВО и обязательности воздушного прикрытия позиций ЗРК. Многие упорно твердят, что полностью эшелонированная система ПВО практически непробиваема, оппоненты им возражают, утверждая, что ПВО - это «ВВС для бедных». Так кто же прав?

В этой статье мы обсудим сценарий прорыва эшелонированной системы ПВО, не имеющей полноценного воздушного прикрытия, основываясь на технологии и вооружения израильского производства. Я выбрал Израиль по нескольким причинам: это и бесконечные споры о поставках современных ЗРК в регион Ближнего Востока, и реальный боевой опыт подобных операций («Арцав-19″, к примеру).

Итак, начнем «сражение». На сегодняшний день подобная атака будет спланированной операцией, проводимой одномоментно, с использованием всех возможностей принципа «сетецентрической войны» и полной номенклатуры вооружений. Ради чистоты эксперимента мы предположим наличие «сетецентрической» связи и у противника и не будем использовать в прорыве системы наземного/морского пуска (дроны IAI Harop) и системы зарубежного производства (антирадарных ракет AGM-88 HARM).

Количество средств будет прямо пропорционально прорываемой сети, поэтому мы опустим численность сторон за скобки. Построение авиакрыла будет стандартным (по эшелонам) - разнопрофильные БПЛА, истребители, самолеты ДРЛО и РЭБ, авиазаправщики. И разумеется, атака будет скоординирована с окном пролета спутников разведки.

При наличии загоризонтных РЛС подобная атака не будет сюрпризом, но оставляет противнику мало времени на маневры и подготовку. Загоризонтный перехват (в случае наличия подобной возможности у противника) крайне маловероятен. АФАР истребителя (а тем более АВАКСа) способен практически со 100% вероятностью выводить из строя радиолокационные ГСН идущих «в лоб» ракет ЗРК сфокусированным высокоэнергетическим радиолучом, при необходимости используя групповое подавление индивидуальных целей в порядке очереди. Подобная тактика позволяет концентрировать сотни киловатт на приемник отдельно взятой ГСН, практически сжигая ее электронику за секунды.



Подавление ГСН с применением АФАР

Для эффективного прорыва прежде всего необходимо вскрыть позиции противника и в первую очередь ЗРК дальнего радиуса действия. Разумеется, противник не включит все свои РЛС наведения и постарается не раскрывать свои позиции, если посчитает угрозу недостаточно серьезной. Поэтому в авангарде воздушной волны пойдут «обманки», например, «ATALD» (Advanced Tactical Air Launched Decoy & Aerial Target) производства компании IMI. Их задача - заставить противника поверить в необходимости задействовать «все, что можно, и что нельзя» для отражения атаки подобных масштабов.

Это, по сути, автономный дрон, запускаемый с истребителя, его первоочередная задача - создание максимально большего количества правдоподобных ложных целей на радарах противника. Один «ATALD» может имитировать целое авиазвено истребителей или крылатых ракет на несколько РЛС одновременно, настраиваясь на их диапазон и придавая ложным целям реалистичное поведение (маневрирование, уклонение).

Дрон нечувствителен к средствам РЭБ, поскольку не ведет радиоразведки, его основная задача - «сверкать, как елка в новогоднюю ночь» и привлекать максимум внимания. А малые размеры, радиопоглощающее покрытие и пространственный разброс ложных целей делают его сложной мишенью для перехвата.



ATALD-Advanced Tactical Air Launched Decoy & Aerial Target

В то время как имитаторы целей будут «троллить противника» на предмет обнаружения позиций своих РЛС, спутники, АВАКСы и высотные БПЛА радиоразведки будут скрупулезно фиксировать всю поступающую информацию, вычислять координаты целей и мгновенно распределять эту информацию всему авиасоединению.



Самолет ДРЛО «Nahshon-Eitam» (IAI) с системой EL/W-2085 (Elta)



Разведывательный спутник, оснащённый радаром с синтезированной апертурой «Polaris» ака Офек-8 (IAI)



Высотный БПЛА дальней радиоразведки 4X-UMI Heron TP (IAI)

Вторым эшелоном, немного отставая от имитаторов, на предельно низких высотах следует рой КР «Delilah». Их задача - максимально углубиться на территорию противника к моменту распределения целей, а их дальность пуска - 250 км. IMI «Delilah» мала размерами и не излучает в радиодиапазоне при использовании автономного режима. Обнаружение цели происходит по географическим координатам, используя GPS или инерционную навигацию, а за окончательное прицеливание ответственна электрооптическая/тепловизионная ГСН или ГСН наведения на источник радиоизлучения (противорадарная версия).

Первыми мишенями КР станут РЭБ источники, РЛС ЗРК дальнего радиуса действия и основные центры связи. Умение объединяться в «стаю», атаковать одновременно с нескольких сторон или «прокладывать просеку» в ЗРК ближнего радиуса гарантируют высокую эффективность поражения основных целей.



IMI «Delilah»

Также в качестве оружия поражения особо удаленных целей может использоваться «Popeye Turbo ALCM» . Эта авиационная версия КР «Popeye Turbo SLCM» имеет дальнобойность свыше 350 км.



Popeye Turbo ALCM (Rafael)

Как только противник лишается дальнобойных ЗРК и основных станций РЭБ, авиагруппировка сокращает дистанцию, и в ход идут более дешевые средства поражения. РЛС ЗРК среднего радиуса действия будет поражаться с помощью ракет «Popeye Lite» (на дальностях до 150 км), а также корректируемых планирующих авиабомб «Spice-1000″ (на дальностях до 100 км).



Popeye Lite (Rafael) на пилоне истребителя



Spice-1000 (Rafael) на пилоне истребителя

Позиции ЗРК, оставшиеся без РЛС, неточно обозначенные позиции, а также базы их снабжения зачищаются с помощью «MSOV» (Modular Stand Off Vehicle) от IMI. Это по сути большой планирующий дрон, несущий на борту различную номенклатуру вооружения - от кассетной БЧ до управляемых боеприпасов индивидуального наведения. Его задача - достигнуть заданных координат, найти мишень и открыть бомболюк. «MSOV» весит более тонны и обладает дальностью пуска до 100 км. Наведение - GPS/INS.



MSOV - Modular Stand Off Vehicle

«Доделывать работу» по ЗРК ближнего радиуса, зачищать пусковые, центры связи и штабы управления будут истребители-бомбардировщики, вооруженные планирующими бомбами «Spice-250″. Каждый самолет может сбросить 16 этих боеприпасов, по 113 кг каждый. РЭБ-прикрытие каждого звена будет осуществляться с помощью «Skyshield Jammer POD» на одном из самолетов. Эта проверенная система действует в радиусе 360 градусов, автоматически реагируя и настраиваясь на источники излучения.



Spice 250 (Rafael) на фоне макета F-16 с полным боекомплектом



SKY SHIELD Airborne Support Jammer (Rafael)

Вот наша «миссия» и подошла к концу. Заранее извиняюсь за «обилие» ТТХ, но это не технический каталог, а умозрительный эксперимент. Всем спасибо за внимание.

  • Богаткин О.Г. Авиационная метеорология (Документ)
  • Шпоры по военке 3 курс V семестр (Документ)
  • Гладстоун Б. Тактика парусных гонок (Документ)
  • Лобач П. Тактика и эндшпиль. Найди лучшее решение (Документ)
  • Выпуск ВВС №6716. Технология удаления лакокрасочных покрытий при ремонте авиатехники на АРЗ ВВС (Документ)
  • Шталь В.А. Справочник метеоролога ВВС РККА (Документ)
  • Аркадьев В.А. Тактика в фехтовании (Документ)
  • Реферат - Тактика опроса граждан (Реферат)
  • Презентация - Диагностические критерии, дифференциальная диагностика, тактика ведения и лечения больных с острым коронарным синдромом (Реферат)
  • Реферат - Правила гри у волейбол (Реферат)
  • wchair.lectures.airkind.doc

    14.Тактические приёмы преодоления ПВО.
    По опыту локальных войн и военных конфликтов авиация широко использовала следующие тактические приёмы:

    Обход зон поражения средств ПВО;

    Полёт на высотах и скоростях, обеспечивающих меньшее время нахождения в радиолокационном поле обнаружения и зонах поражения (обстрела);

    Выполнение сложных видов манёвров в зонах обнаружения, автосопровождения и поражения ЗРК и истребительной авиации, что потребовало увеличить дистанции и интервалы между самолётами;

    Полёт в наивыгоднейших боевых порядках;

    Нанесение ударов с различных направлений.

    Накопленный опыт б/действий в Афганистане и других локальных конфликтах (Северный Кавказ) позволил избежать поражения от зенитной артиллерии и ЗРК малой дальности простейшими способами: уход на высоты за пределы зон поражения (4-5 тыс. м.), уход за предельно малые высоты и полёт с выполнением противозенитных манёвров с одновременным применением средств РЭБ.

    Применение тактических приёмов авиацией в б/действиях во Вьетнаме и на Ближнем Востоке привело к увеличению расхода зенитных ракет на одну б/потерю с одной до пятнадцати, а ракет «воздух-воздух» - с одной до шести.

    Боевые возможности самолётов ФБА и ША.

    Самолёт-бомбардировщик Су-24МК.

    На вооружении ФБА находится самолёт Су-24МК. Он предназначен для нанесения ракетно-бомбовых ударов в простых и сложных метеоусловиях днём и ночью в широком диапазоне высот с прицельным поражением наземных и надводных целей в режиме ручного и автоматического управления. Самолёт оснащён аппаратурой, позволяющей производить полёт с огибанием рельефа местности на высоте 200 м. со скоростью 1300 км/час. Возможность такого полёта значительно повышает живучесть самолёта в бою.

    Самолёт имеет систему дозаправки топливом в воздухе. Конструкция шасси позволяет использовать самолёт не только с бетонных ВПП, но и с грунтовых аэродромов. Для уменьшения пробега самолёт оснащён тормозным парашютом. Су-24МК имеет современное радиоэлектронное оборудование с средства РЭБ.

    Бортовое радиоэлектронное оборудование включает: прицельно-навигационную систему, бортовое вычислительное устройство, систему радиосвязи и навигации, аппаратуру государственного опознавания. Прицельно-навигационная система совместно с радионавигационным оборудованием позволяет решать следующие задачи: выход самолёта в указанный район, обнаружение целей и поражение их авиационными бомбами с горизонтального полёта и с кабрирования, выдача целеуказания ракетам, обнаружение радиолокационных станций и пуск по ним ракет, предупреждение о столкновении с наземными препятствиями, автоматическое или полуавтоматическое управление при заходе на посадку.

    На самолёте имеется 8 точек подвески вооружения. С самолёта могут применятся управляемые ракеты «воздух-земля», а также неуправляемые ракеты. Для поражения воздушных целей подвешиваются ракеты «воздух-воздух».

    Самолёт имеет встроенную пушку калибра 30 мм. ГШ-30-6 или 23 мм., способную поражать наземные цели. Для поражения наземных целей с самолёта могут применятся бомбы свободного падения, корректируемые авиабомбы, кассетные бомбы, баки с зажигательной смесью и ядерные бомбы.

    Самолёт-штурмовик Су-25.

    На вооружении частей ША находится самолёт Су-25. Боевая живучесть обеспечивается мощным бронированием кабины и жизненных узлов систем. Он имеет бронированную кабину, специальное стекло толщиной 65мм, выдерживающее попадание пуль и осколков снарядов. Самолёт оснащён уникальным комплексом вооружения и прицельным комплексом И-251, обеспечивающем автоматическое распознавание и сопровождение малоразмерных целей, выдачу целеуказания и автоматическое наведение управляемых ракет на цель, а также управление пуском неуправляемых ракет и стрельбой из пушки.

    Для действий в ночное время на самолёт подвешивается контейнер с ИК телевизионной системой «Меркурий». Дальность обнаружения и захвата днём составляет 10-15 км., ночью несколько меньше.

    Вооружение самолёта включает управляемые ракеты, противорадиолокационные ракеты. самолёт оборудован уникальным противотанковым комплексом «Вихрь», включающем 16 сверхзвуковых управляемых ракет с дальнего пуска 10 км.

    В состав средств РЭБ входит комплекс радиоэлектронной разведки, опознавания и подавления. На самолёте блоки с 192 ИК ловушками и дипольными отражателями, а также генератор ИК помех, размещённый в хвостовой части.

    Боевые возможности разведывательной авиации. Предназначение и задачи РА.

    Разведывательная авиация имея на вооружении пилотируемые и беспилотные самолёты-разведчики, предназначена для добывания сведений о войсках противника, местности и погоде в интересах частей и соединений ВВС и других родов ВС. В отдельных случаях самолёты-разведчики могут уничтожать вскрытые ими особо важные объекты противника.

    Основными задачами РА являются:

    Установление мест расположения средств массового поражения и средств их доставки;

    Вскрытие мест расположения войск, оборонительных рубежей и объектов обороны противника;

    Определение характера перевозок противника по железным, шоссейным и другим дорогам и путям сообщения;

    Выявление группировки авиации противника, вскрытие подготовки воздушных и морских десантов, установление местонахождения авианосных средств флота, подводных лодок, пунктов управления и радиотехнического обеспечения б/действий противника;

    Вскрытие системы ПВО противника;

    Уточнение мест расположения объектов перед ударами;

    Разведка радиационной обстановки и погоды;

    Определение результатов ударов ракет и авиации.

    Для выполнения этих задач самолёт-разведчик имеет не борту разведывательную аппаратуру, а также оборудование для обработки результатов наблюдения, документирования и передачи донесений на наземный КП.

    Для успешного преодоления ПВО противника осуществляют обеспечивающие мероприятия, а экипажи применяют различные тактические приемы. В интересах боевых действий осуществляется разведка сил и средств ПВО, огневое подавление опасных средств ЗРК и радиолокационных средств обнаружения, радиоэлектронное подавление РЛС обнаружения и наведения, прикрытие истребителями боевых порядков ударной авиации. По опыту локальных войн и военных конфликтов авиация широко использовала следующие тактические приемы:

      обход зон поражения средств ПВО;

      полет на высотах и скоростях, обеспечивающих меньшее время нахождения в радиолокационном поле обнаружения и зонах поражения (обстрела);

      выполнение сложных видов маневров в зонах обнаружения, автосопровождения и поражения ЗРК и истребительной авиации, что потребовало увеличить дистанции и интервалы между самолетами;

      полет в наивыгоднейших боевых порядках;

      нанесение ударов с разных направлений.

    9. Предназначение, боевые задачи, задачи подразделений (частей) тяжелых бомбардировщиков. Боевые возможности тяжелых бомбардировщиков

    Тяжелые бомбардировщики, как средства дальней авиации (ДА), организационно включены в авиационные соединения и части, объединенные в воздушную армию ВГК стратегического назначения.

    Основными задачами частей тяжелых бомбардировщиков в современной войне являются:

      поражение наиболее важных объектов в глубоком тылу противника и океанских ТВД;

      нарушение управления войсками;

      нарушение сухопутных и морских коммуникаций;

      ведение воздушной разведки.

    Исходя из предназначения и решаемых задач объектами действия этих частей могут являться:

      базы и комплексы оперативно-стратегических ракет;

      важные энергетические и военно-промышленные объекты;

      авиационные и военно-морские базы; боевая техника и войска в районах сосредоточения.

    На выполнение боевых задач тяжелыми бомбардировщиками оказывает значительное влияние ряд условий. Одно из них - большая удаленность объектов удара. Это требует полета на больших высотах над сушей и морем. При этом усложняются вопросы самолетовождения, что требует использования сложных радиотехнических систем. Сложнее решаются вопросы обеспечения боевых действий и особенно радиоэлектронной борьбы в условиях самостоятельного преодоления глубоко эшелонированной ПВО противника. Преодоление ПВО потребует полета и на малых высотах, что приведет к повышенному расходу топлива и уменьшению тактического радиуса действия. Это, в свою очередь, вызывает необходимость дозаправки топливом в полете.

    В ходе боевых действий боевые возможности частей и под­разделений тяжелых бомбардировщиков оцениваются величиной нанесенного ущерба объектам противника. Этот ущерб в значи­тельной степени будет определяться боевыми показателями каж­дого самолета. К таким показателям для самолетов следует отне­сти: скорость полета, потолок, тактический радиус действия (дальность полета), вооружение, РЭО и специальное оборудова­ние.

    Самолеты имеют высокие летно-тактические характеристи­ки. Они обладают большой тяговооруженностью, повышенными несущими свойствами, имеют современную аэродинамику. Само­леты представляют собой многоцелевые авиационные комплексы, оснащенные системами дозаправки топливом в воздухе (кроме Ту-22МЗ). Применение на самолетах современных прицельно-навигационных комплексов и разнообразных средств поражения обеспечивает эффективное поражение разнообразных объектов на суше и море в любых погодных условиях днем и ночью.

    Самолеты имеют сложное радиоэлектронное оборудование, в том числе средства РЭБ (станции активных радиопомех, сред­ства пассивных инфракрасных помех). С помощью ЭВМ эти средства объединяются в бортовые комплексы РЭБ, навигации и прицеливания.

    Рассмотрим боевые возможности самолетов Ту-160, Ту-95МСиТу-22МЗ.

    Самолет Ту-160

    Самолет Ту-160 является многорежимным стратегическим ракетоносцем-бомбардировщиком и предназначен для поражения наземных и морских целей с малых и средних высот на дозвуко­вых скоростях и с больших высот на сверхзвуковых скоростях с применением стратегических крылатых ракет, управляемых ракет малой дальности и авиационных бомб. Самолет выполнен по ин­тегральной схеме, с плавным сопряжением крыла и фюзеляжа. Крыло изменяемой геометрии обеспечивает полет по различным профилям, сохраняя высокие характеристики как на сверхзвуко­вой, так и на дозвуковой скорости. Силовая установка состоит из четырех ТРДДФ НК-32 (4 х 25000 кгс), размещенных в двух гон­долах под неподвижными частями крыла и имеющих регулируе­мые воздухозаборники.

    Конструктивно самолет Ту-160 близок американскому стра­тегическому бомбардировщику В-1В, но имеет большую взлет­ную массу, боевую нагрузку и более высокие летно-технические характеристики. Умень­шение эффективно-отражающей поверхности (ЭОП) самолета Ту-160 достигается интеграль­ной компоновкой, низким рас­положением кабины экипажа, цельноповоротным вертикаль­ным оперением (устранена щель между килем и рулем направле­ния, увеличивающая ЭОП). В таблице 3.3.1 приведены неко­торые ЛТХ самолета Ту-160.

    Самолет оснащен системой дозаправки в воздухе типа "шланг-конус" (в нерабочем по­ложении штанга убирается в носовую часть фюзеляжа перед кабиной летчиков). Экипаж состоит из четырех человек и размещается в катапультных креслах (ко­мандир, помощник командира, штурман, штурман-оператор).

    Основу успешного боевого применения самолета составля­ют ударно-навигационный комплекс и ракетно-бомбовое воору­жение.

    Ударно-навигационный комплекс включает астронавигаци­онную систему, инерциальную навигационную систему, при­цельно-навигационный комплекс, оптоэлектронный бомбардиро­вочный прицел и радиолокационную станцию. Общее число циф­ровых процессоров имеющихся на борту превышает 100. Рабочее место штурмана оснащено восемью ЦВМ.

    Вооружение самолета, состоящее из авиационных крылатых ракет большой, средней и малой дальности, авиационных бомб и мин размещается в фюзеляже в двух отсеках вооружения. Общая нагрузка вооружения составляет 22500 кг.

    ТТХ Ту-160

    Длина самолета, м

    Высота, м

    Размах крыла, м

    Угол стреловидности, градусы

    Максимальная скорость, км/ч

    Максимальная скороподъемность, м/с

    Практический потолок, м

    Практическая дальность, км

    Длина разбега, м

    Длина пробега, м

    Максимальная перегрузка

    Ракетный вариант вооружения может включать:

      две барабанные пусковые установки, каждая из которых мо­жет нести шесть управляемых крылатых ракет, с дальностью пуска до 3000 км (ракеты типа Х-55);

      две барабанные пусковые установки для управляемых ракет малой дальности (ракеты типа Х-15).

    Бомбовый вариант может включать термоядерные и обыч­ные бомбы (калибр 250, 500, 1500, 3000), корректируемые авиа­бомбы, мины и другое вооружение.

    Боевой потенциал самолета соизмерим с потенциалом двух самолетов Ту-95МС или двух авиаэскадрилий Ту-22МЗ и прирав­нивается к ракетному залпу подводной атомной лодки с балли­стическими ракетами.

    Таблица 3.3.2

    ТТХ ракетного вооружения Ту-160

    Назначение

    Система наведения

    Дальность пуска, км

    Поражение наземных целей

    Противокора­бельная

    Поражение наземных целей

    Поражение наземных целей

    И + корректировка по рельефу

    Примечания:

    И - инерциальная система наведения

    АРЛС - активная радиолокационная система наведения

    Самолет Ту-22МЗ

    Самолет занимает среднее положение между стратегиче­ским и фронтовым ракетоносцем-бомбардировщиком. Он пред-

    назначен для поражения наземных морских целей сверхзвуковы­ми ракетами и авиационными бомбами днем и ночью в простых и сложных метеоусловиях.

    Самолет имеет хорошие взлетно-посадочные и разгоночные характеристики и способен выполнять полет и вести боевые дей­ствия в широком диапазоне высот и скоростей. Экипаж состоит из четырех человек: командир, помощник командира, два штур­мана - оператор и навигатор.

    Самолет оборудован катапультными креслами.

    ТТХ Ту-22МЗ

    Длина самолета, м

    Высота, м

    Размах крыла, м

    Угол стреловидности, градусы

    Максимальная взлетная масса, кг

    Максимальная скорость, км/ч

    Практический потолок, м

    Тактический радиус действия, км

    Длина разбега, м

    Длина пробега, м

    Самолет Ту-22МЗ - эффективный многоцелевой авиацион­ный комплекс. В зависимости от боевых задач используется как ракетоносец, бомбардировщик и со смешанной подвеской бомб и ракет.

    Боекомплект размещается в отсеке внутри фюзеляжа и на четырех бомбовых держателях под крылом самолета.

    Максимальная ракетно-бомбовая нагрузка - 24000 кг.

    Под крылом подвешиваются бомбы калибром до 500 кг, а в отсеке - до 3000 кг.

    В ракетном варианте на самолет подвешивают три управ­ляемые крылатые ракеты, а в смешанном варианте - ракеты под крылом, а бомбы в отсеке или наоборот. В кормовой части самолета установлена 23-мм двуствольная авиационная пушка, управ­ляемая штурманом-оператором.

    Самолет имеет бортовую РЛС с большой дальностью обна­ружения, оптический бомбоприцел, средства РЭБ.

    Самолет Ту-95МС

    Самолет предназначен для поражения стационарных назем­ных объектов и морских целей, расположенных на боевых удале­ниях с применением управляемых авиационных крылатых ракет и авиационных бомб.

    Самолет оснащен четырьмя авиационными турбовинтовыми двигателями и стреловидным крылом.

    Самолет может иметь на вооружении 6 управляемых крыла­тых ракет РКВ-15Б с дальностью 2500 км, размещенных на внутрифюзеляжной барабанной пусковой установке, а также ядерные и обычные свободнопадающие бомбы.

    Масса нагрузки в бомбовом отсеке -12000 кг.

    Оборонительное вооружение включает две пушки ГШ-23, установленные в хвосте самолета.

    ТТХ Ту-95МС

    Длина самолета, м

    Высота, м

    Размах крыла, м

    Угол стреловидности, градусы

    Максимальная взлетная масса, кг

    Максимальная скорость, км/ч

    Практический потолок, м

    С полным комплектом вооружения

    Максимальная дальность, км

    © 2024 sam-and-cat.ru - SamAndCat - Кошки дома