Православное мракобесие калечит наших детей! "государственно-церковное мракобесие"

Православное мракобесие калечит наших детей! "государственно-церковное мракобесие"

08.03.2024
Наткнулся на весьма годный разбор:

В некоторых кругах общим местом стало утверждение, что сегодня Россия переживает всплеск мракобесия и лукового черносотенства. Тянет от страны ладанным душком: клерикализация обгоняет архаизацию. Вот-вот будут за атеизм сжигать. Патетика не новая и не очень интересная. Пользователи, рассуждающие об этой маловажной теме, как правило, допускают ряд неточностей, которые, в свою очередь, важны.

Государство российское при всей своей очевидности, которую часто принимают за глупость или нерасторопность, считывается достаточно неоднозначно. Вот вроде бы есть объект, чьи стороны одинаково равны для всех наблюдателей, но результаты этих наблюдений противоречивы, причём противоречивы кардинально. Для радикальных русских националистов Российская Федерация государство антирусское, губящее русский народ и потворствующее нерусским, но в сообществах нерусских националистов Россия воспринимается уже как угнетатель, мохнатой шовинистической лапой душащий кумырскую свободу. Для либералов российское государство является махрово-советским, но для советских людей государством правят либералы, которые всё развалили. Мнения настолько противоречивы, что компромисс не может быть найден даже посредине – это бы грозило шизофренией. Ответ следует искать в плоскости, откуда Россию пытаются проинтерпретировать, в поле убеждений самых разных цветов, которые роднит то, что они одинаково являются невротичными. Их невротичность в том, что стереотипы, разделяемые личностью или группой личностей, переносятся на целый народ или целое государство. Отсюда и взаимоисключающие выводы: ну не может государство быть одновременно русофобским и ультрарусским, советским и либеральным, а есть не может, то дело не в государстве, а в вас.

Тем не менее, кажется, что у клерикализации российского общества есть объективные основания. Это и православные активисты, и нарастающая роль «РПЦ» в обществе, и закон о защите чувств верующих, и скандалы с религиозным душком, и наступление веры на образование, и вообще религия, в частности христианство и его представители, ныне вполне себе заметная часть общественной жизни. Очередной «вехой» стал скандал вокруг фильма «Матильда». Главред «Карнеги-центра» по этому поводу даже заметил: «Всего за несколько дней Россия пересекла важную черту, к которой шла давно: православные экстремисты совершили две настоящие попытки терактов. Один в Екатеринбурге на машине, нагруженной газовыми баллонами, врезался в витрину кинотеатра; другие возле офиса Константина Добрынина сожгли машины – всё за «Матильду».

Увы, сработала ловушка стереотипа. Он завёл «Карнеги-центр» к статье Андрея Архангельского, где публицист нагадал, что государство, наконец-то наказав гонителей «Матильды», как бы продемонстрировало либералам: мы здесь до сих пор единственный европеец, защищающий вас, западников, от лихого человека. Попытка анализа вновь споткнулась об убеждения, определивших следующее пророчество Архангельского: «Однако отныне мы живем в пространстве пост-«Матильды», где каждое слово и каждый жест способны поколебать устои. И это история не про фильм или секту, а о том, что общество слишком хрупкое и не имеет никаких внутренних скреп – чем громче о них кричат, тем с большим треском они вываливаются из обшивки».

Так ли это?

Ноябрь 1997 года. Останкино. Православные митингующие выступают против показа по «НТВ» фильма Мартина Скорсезе «Последнее искушение Христа». Минимальная граница участников – полторы тысячи, максимальная – десять. Больше, чем когда-либо выступало против «Матильды». Фильм два раза изымали из сетки вещания, а в «НТВ» пришло письмо от общества «Память», которое (в случае показа фильма) не гарантировало безопасность сотрудников компании. Ситуация зеркальная, только масштаб её значительнее, а результат ярче. В Государственной Думе была рассмотрена тема «Антихристианской акции телекомпании "НТВ"». В отличие от «Матильды», против фильма высказался глава патриаршей церкви Алексий II, хотя нынешний глава «РПЦ», Кирилл, хранит выдержанное молчание. В итоге фильм, как это было изначально запланировано, в канун Пасхи всё-таки не показали. Означает ли это, что с 1997 года мы живём в пост-«Последних искушениях Христа», где на руинах светской культуры вознёсся православный халифат? Конечно нет. Потому что не нужно использовать свои убеждения в качестве доказательной базы.

Внимательное изучение российского «православного фундаментализма» обозначает вообще иную реальность – это раньше, до В.Путина, общество было радикальней, злей и хрупче, а христианские фанатики не «богохульные» футболки сдирали, а убивали ментов и планировали строить вооружённым путём теократическую монархию.

В 1999 году, накануне Пасхи, православные фанатики Александр Сысоев и Евгений Харламов попытались поднять в Вышнем Волочке народное восстание против Синедриона. В результате они убили трёх ментов и одного тяжело ранили. На минуточку, это самая «результативная» одиночная акция русских радикалов против Системы. И совершали её не «Приморские партизаны», а мужики, пошедшие на дело с иконами. Если бы сегодня какой-нибудь человек, считающий себя православным, убил трёх полицейских во имя Православного Государства, на следующий день газеты пестрили бы заголовками о том, что «Доигрались» и «Началось». Это мало кем артикулируется, но пик «православного мракобесия» был как раз в конце восьмидесятых, девяностых и начале нулевых – это «РНЕ» (при всех оговорках), с которым стыдно сравнивать «Сорок Сороков», это общество «Память», это литература Иоанна Снычёва, и это боевики вроде упомянутого Александра Сысоева. За последние годы в России был устроен только один настоящий теракт, в основе которого лежал христианский фундаментализм, и это отнюдь не случай с психически больным человеком из Екатеринбурга.

Что вообще такое фундаментализм? Это мышление, во всей апологетической полноте стоящее на страже какой-то идеи. Фундаментализм не только религии свойственен – есть либеральный или левый фундаментализм. Современный православный фундаментализм в России прошёл несколько стадий. Но, в отличие от протестантского фундаментализма, в России наличествовала одна важная особенность – семидесятилетнее атеистическое государство. Образовался временной разрыв между религиозным прошлым и послесоветским настоящим. Этот разрыв нужно было заполнить, и он стал заполняться не только заново выстроенной преемственностью, но и комплексом неизбежных мифов. Это мифы о дореволюционной церкви, о монархизме, о царе, о духовности прежнего общества, о том, какая христианская институция или не институция является истинной. Разрыв так и не был преодолён. Он предопределил пути развития православного фундаментализма, поначалу разветвившегося от общества «Память». Это, так сказать, неформальный фундаментализм, распавшийся на множество патриотических, националистических и сектантских организаций. Другой корень тянется к «РПЦ», где носит название «традиционалистского». Именно «традиционалистское» крыло активно поддерживало новый федеральный закон «О свободе совести и религиозных объединениях» 1997 года. В преамбуле этого закона есть формулировка, что Федерация признаёт «особую роль православия в истории России, в становлении и развитии ее духовности и культуры». В предыдущей версии закона такой важной формулировки не было. Тогда же, в конце девяностых, будущий патриарх Кирилл корректирует прежнюю линию и начинает выступать с антилиберальными проповедями.

Не вдаваясь в подробности внутренней полемики «РПЦ» и не перечисляя многочисленные неформальные христианские организации, можно обобщить, что т.н. «клерикализация» российского общества шла по двум направлениям – вертикальном, институализированном и горизонтальном, неформальном, отчасти маргинальном. Это не были параллельные линии: они пересекались, когда интересы неформальных фундаменталистов совпадали с интересами церковных традиционалистов. Как в протестах против «НТВ», Гусинского и Скорсезе, где на одной теме «объединились» «Память» и Алексий II. Отсюда вытекает очень важная особенность – православный фундаментализм в современной России чего-то добивался лишь в том случае, если с его позицией проявляла солидарность главная православная институция. И наоборот. Если же временного попутчества не складывалось, неформальные фундаменталисты продолжали влачить скучное существование в своих крохотных организациях и на страницах своей малотиражной прессы.

При В.Путине вертикальный «фундаментализм» значительно укрепился. Достаточно сказать, что главой патриаршей церкви стал Кирилл, человек, со временем обратившийся к антизападным и антилиберальным воззрениям. Укрепившись, «РПЦ» продолжила прежнюю политику, первым серьёзным плодом которой было принятие федерального закона 1997 года. В то же время институция обуздала наиболее радикальных своих «традиционалистов» типа небезызвестного Дмитрия Смирнова. А вот неформальный фундаментализм хирел. Тысячные движения прошлого разваливались, дробились, а для новых заметных националистических организаций вопрос вероисповедания был вторичным по отношению к политическому и национальному самоопределению. Если организованный «традиционализм» получил определённую легитимацию, то ворох горизонтальных организаций успешно маргинализировался. Вплоть до враждебности к, собственно, «РПЦ». Так, Александр Баркашов принял постриг в организации «Истинно-православная церковь» и регулярно обвиняет «РПЦ» в отступлениях от веры и правды. Разумеется, «РПЦ» больше не могла как-то солидаризоваться с бывшими попутчиками. Да ей эти маргиналы были и не нужны. Но скандал с «Pussy Riot» показал, что вокруг «РПЦ» нет массового и организованного молодёжного мирянского движения, способного противостоять на улице тем, кто посягает на неуличные институционные ценности. И вот тогда появилось всё то, о чём сегодня говорят – «Сорок Сороков», «Святая Русь» и другие сообщества. На этой же теме поднялась «Божья воля».

Вспомним, что неформальный фундаментализм в современной России добивался ограниченных успехов тогда, когда с ним в чём-то соглашалась «РПЦ». Патриаршая церковь, хотя в ней есть очень разные взгляды, была вполне довольна, что в её защиту проходят митинги, стояния и мирные акции. Но согласие или молчаливое одобрение «РПЦ» неизбежно привело к радикализации её неформальных сторонников вроде событий в парке «Торфянка» или «погрома» выставки Вадима Сидура. При этом высшие иерархи «РПЦ» никогда не оправдывали насилие к своим противникам, хотя жёстко и не высказывались против тех, кто это насилие (весьма несущественное) допускал. То есть успешная деятельность «Сорока Сороков» в первую очередь связана с доброжелательностью «РПЦ». Не будь этой доброжелательности, подобные организации, как и всегда, остались бы маргинальными.

Коммуникационная революция и состояние послемодерна наложили на неформальный фундаментализм свой отпечаток. Это несерьёзность, шутливость, эксцентрика, зрелищность, эпатаж, формализм. Тот же Дмитрий Энтео вышел из типичного new-age. Это даже по нынешним временам забавно – пользователь, приносивший жертвы Ганеши, потом становится защитником веры православной. Да, разрыв с прошлой неправедной жизнью классический житийный сюжет, но, всё-таки, не когда об этом с упоением рассказывают на «YouTube». Внимание, которое уделялось подобным персонажам и их выходкам, и даже разбор, которому они зачем-то подвергаются, схожи с анализом реслинга. Вроде кто-то прыгает, ринг трясётся и публика ревёт, но всем понятно, что это постановка. Также и с «Христианским государством». Неформальная организация из нескольких человек, то есть, по сути, что-то даже несуществующее, благодаря паре громких заявлений и, якобы, сожжению машин, вырастает в фундаменталистский молох, подобный «Исламскому Государству». Но в реальности – ни массовой организации, ни многочисленных сторонников, ни серьёзных поступков. Снова фикция, вес которой придал стереотип со стороны.

Но вертикальным и горизонтальным фундаментализмом, последний из которых ещё и расщепился на послемодернистское шутовство, дело не исчерпывается. Многочисленные радикальные тексты, написанные за четверть века, никуда не исчезли и оказали своё влияние. В декабре 2015 года в Петербурге было задержано двое молодых людей, обвинённых в покушении на полицейских. При допросе парни объявили, что считают государственные органы порождением антихриста, утвердившегося в мире.

Антон Гoлoвырцeв и Никoлай Мoтoвилoв, которым не было и тридцати, являлись сторонниками безпоповских согласий старообрядчества. Парни не были прихожанами каких-либо петербургских общин, но симпатизировали радикальным толкам старообрядчества, особенно бегунам. Отсюда и несообщение с общинами – тот, кто в XVIII веке сделал странников согласием, инок Евфимий, крестил себя сам, чем порвал с остальным безпоповством. Вслед за Евфимием ребята полагали, что в мире утвердился духовный антихрист, а значит отравлено всё – церкви, власти, иерархии, деньги. Вот и вступили молодые люди на вооружённый путь. По версии следствия, с помощью артиллерийских мин они два раза попытались подорвать посты ДПС. Один из якобы террористов, Антон Головырцев, воевал за ДНР. Причём не фотографировался на блокпостах, а прошёл в пехоте лето-осень 2014 года. Что Антону Головырцеву, что Николаю Мотовилу грозит пожизненное заключение. То есть это уже не шутки. Это не тарелку разбить и дать победное интервью. Собственно, это и есть единственный теракт, замешанный на православном фундаментализме за прошедшие годы в России.

Причём его якобы совершили люди, которые не связаны ни с «РПЦ», ни с другими «никонианскими» группами, ни с российским государством. Для них это враги. Антихрист. Произошёл важный отказ от концептов, волновавших прежний неформальный фундаментализм (даже тот, что был негативно настроен к «РПЦ») – это отказ от царя, монархии, России, церкви, как иерархии и пр. Описанное настолько не укладывается ни в один из стереотипов, что ни «либеральная», ни «фундаменталистская» пресса о случившемся просто не пишут. И это, конечно, новый путь развития неформального фундаментализма – сетевой, самостоятельный, неканонический, одиночный, сектантский, но, главное, не апеллирующий к «РПЦ», империи, монархии и царям. В мире восторжествовал духовный антихрист и всё тут. Чуть ли не впервые в современной России подпитка неформального фундаментализма проистекала не из условного Шафаревича, а из старообрядческой литературы XVII-XVIII веков.

Тем не менее, это единичные случаи. Они вряд ли скоро повторятся. Даже не смотря на войну на Украине, которая притянула к себе изрядное количество религиозных фанатиков, даже не смотря на патриаршую церковь, высказывающую всё более и более консервативные идеи, не смотря на коммуникационную истерию, поддерживаемую вплоть до депутата Госдумы – религиозный отклик на все эти дела и инициативы остаётся крайне низким. Кто только не накручивал «Матильду» и как только не окучивали пользователей, чьи чувства взбудоражил неотсмотренный фильм, но весь итог масштабнейшей многомесячной шумихи – угрозы, два сожжённых автомобиля и таран кинотеатра полоумным. Ну, ещё во время скорых показов кто-нибудь распылит в зале газовый баллончик, и об этом тоже будут много говорить.

Ни Сысоева, ни Гoлoвырцевa. Лишь высосанная из пальца ерунда. Но эта ерунда показательна. Как-то незаметно и как-то вдруг Россия подошла к самому значительному своему юбилею – столетию Октябрьской революции. В год, когда общество должно было конфликтовать, ругаться, спорить, биться с друг другом из-за самого неоднозначного, трагичного, великого, кровавого события в своей истории, изменившего жизнь десятков, сотен миллионов людей, пользователи с упоением спорят о фильме, который даже не видели.

Что это – глупость или безумие?

Да отчего же. Просто государство российское, у которого все стороны равны и которое всё равно считается так неоднозначно, занято отнюдь не клерикализацией общества. Оно его подмораживает. Оно его леденит. Чтобы не болело. Чтобы не кровоточило. Историческая стабильность, национальное примирение. Теперь даже в мае идёт снег.

Остаётся лишь смутная надежда, что когда-нибудь на занемевшую десну всё-таки ступит лихой человек.

Подарен попам? А чему удивляться? То, что Господин Никто по фамилии Полтавченко, назначенный на должность Мэра Петербурга единолично принял решение подарить попам Исаакиевский собор (кой никогда не был собственностью РПЦ!) - вполне ожидаемая веха агрессивного насаждения [с подачи государства] в башни наших сограждан религиозного мракобесия...

Нет, я, конечно понимаю заботу государства о заполнении зияющей пустоты (оставшейся от испарившихся идеалов социализма и прочего морального кодекса строителей коммунизма) в душах людей, но, одобрить государственный курс на стремительное погружение России в болото черного религиозного мракобесия не просто не могу - я решительно против этого!

Интересный, всё-же, был исторический эксперимент: после веками длящегося невыносимого давления религиозного мракобесия, в 1917 году народ России (считавшийся набожным и даже "богоносным"), почему-то с наслаждением принялся тотально жечь-грабить церкви и вешать жирных попов! Ну, да - дикий был народ, тёмный и необразованный, но, сдаётся мне - попы тоже были не сахар, а слегка подохреневшие, раз народ-богоносец без команды целенаправленно их вытаптывал да иконы рубил топорами...

Но! Вожди СССР не были идиотами - они понимали, что пустоту в душах папилейшна (образовавшуюся на месте дезавуированного культа РПЦ!) необходимо чем-то заполнять, для чего и придумали созидательную государственную квази-религию - коммунистическую, коя вполне органично заменила деструктивную, насаждаемую РПЦ религию рабскую! Опираясь на созидательную квази-религию коммунизма, СССР за исторически-короткое время превратился в Великую Державу, выиграл самую разрушительную-кровавую в истории человечества войну, покорил космос , и построил первое в истории социальное государство, и это стало одним из самых значительных достижений человеческой цивилизации!

А когда народ СССР, сойдя с ума, разнес к хренам великую державу и коммунистическая квази-религия умерла, то в душах народных снова образовалась пустота, кою что? Правильно - эту пустоту государство снова решило заполнить!

Но! В отличие от СССР, государство времён гниды-Ельцина было слабосильным и чмошным, так что, проект новой квази-религии это воровское государство, понятное дело - не осилило, а новая "идеология наживы" на религию никак не тянула. Поэтому заполнили души "дорогих россиян" тем, что было в шаговой доступности и буквально валялось под ногами - тем жалким отбросом, что 70 лет в говне и ссаках подъедался на помойке, но не сдох окончательно - РПЦ! Подняли, отряхнули, отмыли, накормили, наградили, извинились за былое, да и объявили РПЦ "духовной скрепой" и "опорой-столпом государства"...

К сожалению, у нас в России не бывает взвешенных, проработанных решений - только максимальный хардкор!

И понеслось говно по трубам: беспошлинная торговля табачными изделиями и спиртным, массовые отъёмы недвижимости для "возвращения" её РПЦ, льющийся на попов золотой дождь из закромов государства, т.д. Далее - "гундяевская квартирная нанопыль", наглые "изъятия" РПЦ парковых зон крупных городов для строительства своих культовых сооружений, и т.д., и т.п.

Еще 15 лет назад пропаганда религии и РПЦ вызывала недоумение и смех, а сейчас тех, кто особенно активно "недоумевает-смеётся" могут посадить за это самое "недоумение" в зону по новой статье РФ за "оскорбление чувств верующих", а Президент на церковных службах воспринимается как должное! Критика РПЦ практически полностью запрещена, а жуткий, отвратительный пиар и беспардонную пропаганду значимости РПЦ мы слышим из каждого утюга!

Что особенно мерзко и опасно - РПЦ методично, настырно и последовательно суёт своё чёрное макало в школы, что очень хитро и предусмотрительно - готовить себе стадо для "окучивания" нужно с младых лет. По возможности. И, такая возможность становится все более реалистичной!

Ну, а граждане... А что граждане? Граждане России - жаждут Чуда !

Ну, и вот: Граждане уверовали в Чудо : "Только РПЦ спасёт Россию и сделает её процветающей!" Другая сторона ЧУДА, раскрывшая народные, блин, чакры, тоже неплоха: "Кто не фанат РПЦ - тот враг России!"

И отправилось Чудо , т.с., в массы:

Миллионы коммунистов, кои еще вчера обличали, клеймили позором, сладострастно топтали тех, кто осмелился подвергнуть своих детей обряду крещения, сегодня вдруг массово страстно-фанатично уверовали в Иисуса и, с дьявольским огнём в очах остервенело бросились защищать даже самые паскудные движи их новообретённого "духовника" - РПЦ! И сейчас эти "новые крестоносцы", религиозные фанатики и "адепты веры", указывая пальцем на недовольных их мракобесными ништяками, с шизоидным наслаждением орут: "РАСПНЁМ ИХ!!!"

С одной стороны всё это, конечно, смешно, но с другой - реально отвратительно, ведь мракобесие всегда гадостно, а мракобесие массовое - опасно как для его носителей, так и для государства...

В общем, конституционная декларация: "церковь в России отделена от государства" в текущий политический момент превратилась в ничего не значащие буквы на бумаге, поскольку фактически Россия , отбросив курс на просвещение и образование, стремительно погружается в зловонное, черное болото государственного религиозного мракобесия самого низкого разбора, и это очень грустно.

Возвращаюсь к "подарку". То, что кто-то (не верю в то, что Полтавченко самостоятельно, без указаний сверху принял такое решение) подарил Иссакиевский собор попам - всего лишь очередная веха, и такого будет еще много. Ну, а потом, возможно, грянет новый 1917 год, что при таком раскладе очень вероятно, гыгыгыгы!

Вот такой у нас получается уроборос!...

Продолжение:

С тех прошло некоторое время, и я понял - не всё так плохо, как я думал - всё-таки в России имеется множество образованных, умных людей, кои открыто выступили против мракобесия РПЦ вообще и передачи чернецам Исаакиевского собора в частности:

в Питере прошли многотысячные митинги против передачи Собора алчным попам,

петиция против передачи собора попам собрала более 200 000 подписей,

против передачи выступили ученые и искусствоведы,

Но, понятно дело - и мракобесы не дремлют! Поганцы развернули беспрецедентную кампанию по обсеранию всех тех, кто выступает против необоснованных преференций РПЦ (главный слоган мракобесов: "кто против передачи ИС РПЦ - тот против России, и есть либераст, работающий на Госдеп !" ), а так же принялись строчить клеветнические пасквили, в коих обливают говнищем работников "Музея Исаакиевского собора" - утверждают, что работники музея - вредители, расхитители, воры и преступники. Правда, я не понимаю, как логически увязать эти "разоблачения" с "необходимостью" передачи ИС собора РПЦ. Ну, разве только припомнить то, что попы РПЦ всегда были образцом бескорыстия, бессребренности, добродетели и служения пастве и Отечеству . Вот только не надо кривить лицо!

Вот типичный пример такого пасквиля, кой скопипостила (самостоятельно эта необразованная, косноязычная баба-яга и двух слов без ошибок написать не может!) давно и бесповоротно сбрендившая Прихожанка, просто классика:

Как думаете, почему религиозные мракобесы по команде РПЦ заскакали-запрыгали и затряслись мелким бесом в ненависти к образованным людям? Всё просто - потому, что пошла кампания по оправданию передачи вороватым попам государственной собственности - попы поняли, что общество еще не готово лечь под мракобесов в рясах! Ну, тут всё понятно - бизнес у попов такой, за своё бабло рубятся!

А вот сморчку по кличке "Прихожанка" я хочу сказать отдельное "спасибо" :

Послушай, бабка-чернушка, "расследования и обличения" по поводу воровства работниками "Исаакиевского музея" - шизофреничны так же, как и всё, что пытаются доказать религиозные фанатики. Потому, что нормальных людей не очень волнуют вопросы огромных зп (55 тыс.р.) работников музея и то, ворует, или нет директор этого музея!

Нас волнует вот что: госсобственность - это то, что принадлежит всем гражданам РФ (в т.ч. и религиозным идиотам), а вот когда недвигой владеют алчные попы РПЦ - то это только ИХ сфера бизнеса , и нормальным людям доступ туда закрыт несмотря на все заверения попов в том, что "для обычных людей ничего не изменится"! Да, конечно не изменится, всё мы понимаем: Гундяеву нужны новые часы - нонешние, за 320 000 баксов он уже заносил, нанопыль их повредила, гыгыгыгы!

Самый интересный парадокс в том, что после передачи ИС РПЦ, все денежные потоки перетекут в карман "офигенно-честных" попов, и даже такое глупое "расследование" будет совершенно невозможно. Как думаешь, бабка, сможешь ты, выяснить и опубликовать то, сколько "работающие" в ИС попы будут рубить бабла себе на зп? Понятно - не ответишь, да я ответ-то знаю, гыгыгыгы!

Резюме. Нет, я не испытываю напрасных надежд - решение о передаче Собора принято явно не на уровне нуля-Полтавченко, и победное шествие мракобесия будет продолжено.

Но есть и позитив - нас, нормальных, образованных людей - много, и нам необходимо противостоять религиозному мракобесию на всех уровнях. Особенно нужно сконцентрироваться на том, чтобы не пустить попов в школы. Если мы просрём этот момент - то вот это уже будет полная катастрофа!

PS. Кстати. Вы в курсе, что Прихожанка "...советуется с ДУХОВНИКОМ по вопросам ведения ее блога, в т.ч. и в том, кого банить!"(с) Как вам такое ручное управление? С моей т.з. - шизуха в чистом виде и полный контроль "духовников" РПЦ над такими шизиками, что даёт ну оооочень широкие перспективы...

PPS. Крымская и Симферопольская епархия РПЦ попросила передать им в безвозмездное пользование 24 объекта музея-заповедника "Херсонес Таврический", которые находятся в Севастополе . Заявка была подана в Росимущество еще в ноябре прошлого года (об этом стало известно только сейчас), но ведомство ее отклонило "в связи с некомплектностью документов". Сейчас представители РПЦ собираются подать еще одну заявку.

Вот такие дела, малята...

Более подробную и разнообразную информацию о событиях, происходящих в России, на Украине и в других странах нашей прекрасной планеты, можно получить на Интернет-Конференциях , постоянно проводящихся на сайте «Ключи познания» . Все Конференции – открытые и совершенно безплатные . Приглашаем всех просыпающихся и интересующихся…

Эту фразу в августе 2008 года произнес один из участников событий на Валааме, о которых повествует один из видеороликов , размещенных на Красном ТВ.

О том, как монастырь в стране, являющейся по конституции светским государством, используя государственные суды и мощь государственной службы судебных приставов, выселил на улицу семью бывшего сотрудника Валаамского музея-заповедника. Дело, о котором много писал журнал Скепсис, насколько можно судить, рассматривает Европейский суд по правам человека.

НАЦИОНАЛЬНАЯ САМОБЫТНОСТЬ?

В конце этой недели стало известно о письме преподавателей родителей и учеников Детской Художественной школы имени В.Серова к властям Москвы и патриархии: «Преподаватели, ученики и родители учеников московской Художественной школы им. Серова просят московские власти и патриархию срочно вмешаться в ситуацию, грозящую, по их мнению, «гибелью» учебному заведению.

В открытом письме они просят защиты от действий преподавателя-священника, пытающегося сломать в школе академическую систему обучения, заменив ее на «ново-русскую» концепцию. «Мы убеждены, что ново-русская концепция развития школы, которую предлагает нам (преподаватель) православный священнослужитель, настоятель Храма Покрова Пресвятой Богородицы в Братцево отец Михаил Малеев, противоречит интересам многонационального и многоконфессионального ученического коллектива школы, и считаем недопустимым ее внедрение в систему обучения наших детей», - говорится в письме. Один из его авторов утверждает, в частности, что сама постановка вопроса «звучит примерно так, как если бы кто-то предложил, например, в Большом театре заменить классический балет на народные танцы с уклоном в православную религию и древнерусское искусство».

«Мы считаем, что нашим детям нужна академическая система художественного образования, сложившаяся за 75 лет успешного существования школы», - отмечается в письме. Отказ от этой системы, по мнению составителей документа, приведет «к развалу педагогического коллектива и гибели самой школы».

Даже краткое знакомство с «Концепцией развития художественной школы № 1 им. Серова в рамках национальной самобытности, народности традиций древнерусского и изобразительного искусства XVIII – и начала ХХ веков» показывает обоснованность тревоги автора письма: «Создание класса православного иконописания на базе ДХШ №1 явилось бы новым стимулом развития Новорусского стиля и изучением древнего искусства. «Нет на Руси для русского художника святее и плодотворнее дела – как украшение храма, - считал В.Васнецов. В храме художник соприкасается с самой положительной стороной человеческого духа – с человеческим идеалом». – это из «концепции» Малеева. О том, с чем человек сталкивается в ином храме, мы еще расскажем. А пока

примечательно, что художник Дмитрий Врубель в своем живом журнале опубликовал эту фотографию и написал: «В Москве ученики школы им. Серова ЗРЯ просят защиты от преподавателя-священника».

«Килограмм 25-30 мозаики»

19 февраля газета «Новые Известия» публикует письмо 150 работников российских музеев Дмитрию Медведеву. Его есть смысл привести целиком:

«Уважаемый Дмитрий Анатольевич! Обращаемся к Вам как гаранту Конституции и соблюдения законности в России, где каждому гражданину обеспечена доступность к памятникам культуры его Отечества. Согласно Основам законодательства РФ о культуре, "Права человека в области культурной деятельности приоритетны по отношению к правам в этой области государства и любых его структур, общественных и национальных движений, политических партий, этнических общностей, этноконфессиональных групп и религиозных организаций, профессиональных и других объединений" (ст. 9).

Однако это несомненное право российского гражданина поставлено под сомнение готовящимся законом о передаче имущества религиозного назначения в распоряжение религиозных организаций. При условии, что почти все художественное наследие России далеких эпох связано с религиозной тематикой, предполагаемая передача древних храмов с фресками и иконами, а также икон и драгоценной богослужебной утвари из фондов музеев в церковное пользование, выведет их из контекста культурной жизни общества и может привести к их гибели.

Как представители музейного сообщества реставраторов и хранителей древних ценностей, призываем Вас открыто высказаться против необдуманной и сомнительной законодательной инициативы, способной нанести непоправимый ущерб культурному наследию России.

Ни один православный храм в России сам по себе не способен обеспечить правильное хранение икон и фресок, живописный слой которых стал чрезмерно хрупким.

Объясняется это и ветхостью состояния памятников, и особенностями богослужений при большом скоплении народа и горящих свечах. Мы имеем уже печальный опыт утраты стенописей гениального Андрея Рублева в двух действующих соборах - Успенском во Владимире и Успенском в Звенигороде. Они погибли от тривиальных вещей - сырости, сквозняков и свечной копоти. Под слоем грязи и копоти находится иконостас работы Рублева и его артели в Троицком соборе Троице-Сергиевой лавры, живопись которого была раскрыта реставрацией 60 лет тому назад. Иконостас еще можно спасти, если вынести его из собора, вновь подвергнуть реставрации и поместить в условия музейного хранения. О примерах такой судьбы величайших памятников древнего искусства в условиях действующего храма говорить больно, но необходимо, потому что она ожидает и все наше древнее наследие, если закон, предполагающий передачу памятников культуры в безраздельное пользование церкви, будет принят. Икона в музее не только оберегается от гибели, но и получает вторую жизнь через научную реставрацию, которая открывает нам истинный образ иконы, в то время как церковное "поновление" направлено на создание благолепного вида иконы, когда творения древних мастеров дополняются современным художником сообразно вкусам заказчика. Здесь, в музее, путем кропотливых научных изысканий, устанавливается время и место написания иконы, которая, таким образом, оказывается в контексте духовных устремлений народа в определенный период истории нашего Отечества. И наконец, только в залах музея икона, как культурная и духовная ценность, общедоступна всем нашим соотечественникам, тогда как, находясь храме, будучи сокрыта даже для верующих, она заведомо недоступна для людей неверующих и членов других конфессий. Однако прошлое у нас одно на всех. Древние иконы, миниатюры, фрески являются достоянием всего народа, без них, как без языка, литературы, памятников светского искусства человек утрачивает ощущение своей национальной идентичности.

Тысячи школьников и студентов ежегодно посещают столичные и региональные музеи, где знакомятся с наследием прошлого своей родины, унося в памяти идеальные образы Древней Руси вместе со словами из Жития Сергия Радонежского: "Воззрением на Святую Троицу побеждается ненавистная рознь мира сего".

Со второй половины XIX века древние иконы и другие предметы культа при содействии государственной власти России переходили в музейные собрания. За прошедшее с тех пор время путем сознательной планомерной работы музеев выявлен основной корпус древних памятников, понята история развития религиозного искусства в России. Подсчитан процент сохранности нашего древнего художественного наследия. Он катастрофичен, ибо не превышает 2% от всего когда-то созданного нашими предками. Основной пласт его утрачен в результате войн, пожаров, политических переворотов и, наконец, просто небрежения. В церковном обиходе древние иконы ранее не сберегались, их выносили в сараи, передавали в отдаленные села, продавали. При воцарении новых вкусов в церквах заменялись целые иконостасы. Так в 1653 г. из Успенского собора Московского Кремля был вынесен иконостас 1481 г. работы прославленного Дионисия и заменен новым. Та же участь постигла иконостас во Владимирском Успенском, связанный с Рублевым - и многие другие. В начале третьего тысячелетия утрата древних памятников не должна повториться.

Сотрудники Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева, Гос. историко-культурного музея-заповедника "Московский Кремль", Гос. Исторического музея и других организаций И.Л. Бусева-Давыдова, доктор искусствоведения, лауреат Госпремии РФ, вед. научный сотрудник НИИ Рос. академии художеств; Н.В. Бартельс, ст. научный сотрудник НИИ Рос. академии художеств; М.А. Бусев, член-корреспондент и член Президиума Рос. академии художеств, зам. директора по науке НИИ РАХ; О.Ю. Тарасов, доктор искусствоведения, вед. научный сотрудник Института славяноведения Рос. академии наук; Л.М. Евсеева, кандидат искусствоведения, зав. научно-исследовательским отд. Музея им. Андрея Рублева; О.А. Дьяченко, искусствовед, научный сотрудник Музея им. Андрея Рублева; И.А. Коробейчук, художник-реставратор по темперной живописи, музей-заповедник "Московский Кремль"; Т.А. Герасимова, реставратор библиотечных и архивных материалов, музей-заповедник "Московский Кремль"; С.Г. Зюзева, научный сотрудник отд. "Оружейная палата"; Н.В. Мартынова, ст. научный сотрудник отд. "Оружейная палата"; Л.А. Дементьева, лауреат Госпремии РФ, зав. отд. ГИМ; О.Н. Мельникова, вед. научный сотрудник отд. металла ГИМ; Л.П. Тарасенко, кандидат искусствоведения, зав. отд. древнерусского искусства ГИМ; Д.Д. Лотарева, зав. сектором отд. реставрации ГИМ.

Всего 150 подписей»

А "Портал-Сredo.Ru" приводит выдержки из письма Патриарху Кириллу, причем не деятелей культуры, а как раз православных прихожан московского Спасо-Преображенского храма в Тушино. Они просят его «разобраться» с новым настоятелем храма, приводят множество примеров недопустимого, с их точки зрения, его поведения и действий. Среди прочего пишут и том, что «… по прихоти матушки Елены, произведена замена верхних деревянных рам второго яруса в центральном приделе храма на пластиковые, хотя здание храма является памятником архитектуры ХIХ века и охраняется государством. Это сделано без согласования с Комитетом по культурному наследию Москвы и несмотря на то, что весь приход и приходской совет были против этой замены. Деревянные рамы, которые стояли, были крепки и простояли бы еще сотню лет. Кроме того, в них стояли вытяжные вентиляторы. Установленные воздухонепроницаемые рамы нарушили циркуляцию воздуха в верхнем уровне центрального придела. Теперь конденсат приводит к размоканию штукатурного слоя и к уничтожению мозаичного полотна, за которое в свое время автор получил Государственную премию. В 2007 году под руководством Фатеева к престольному празднику Преображения была произведена очистка потемневшей мозаики от нагара. Делалось это топорно и непрофессионально, поэтому появились проплешины, которые закрашивались в тон краской. А сыпавшую, как дождь, мозаику собирали уборщицы. Собрали килограмм 25-30. Так она и лежит, ожидая настоящих реставраторов». Разве это не подтверждение правоты работников ведущих музеев страны?

Молитвы о власти

В Орле 18 февраля вступал в должность мэра «избранный» член «Единой России» Виктор Сафьянов. В приветственном слове, обращенном к вступающему в должность мэру, архиепископ РПЦ МП Пантелеимон (Кутовой) заявил, что должность новому градоначальнику дарована "свыше" и что "по-другому и не может быть".

Фото пресс-службы мэрии

«Мы молимся Господу о власти, мы благословляем власть и тех людей, кто находится у власти», - отметил глава Орловской епархии. И напомнил градоначальнику слова Апостола Павла о том, что властям дан меч при бедре, чтобы заграждать путь беззаконию, защищать слабых, хранить добродетель. «Пользуйтесь этой властью на все 100 процентов, храните мир и прямые стези, по которым ходит добро, благоденствие, процветание», - сообщил информационный отдел Орловско-Ливенской епархии.

Пользуйтесь властью на все 100 процентов

Вот «Новая газета» 19 февраля публикует статью о том, как власти пользуются властью на 100 процентов, на что тратят деньги налогоплательщиков: «Главное управление государственных финансов министерства бюджета Франции официально сообщило 8 февраля о завершении процесса продажи лакомого участка госсобственности в центре Парижа. (на фото из «Новой газеты»: 1- купленный участок, 2 – дворец-резиденция президента Франции, 3 – Эйфелева башня)

Стоимость сделки высокие торгующиеся стороны сразу же объявили "коммерческой тайной", а парижские эксперты по недвижимости оценивают ее как минимум в 60 млн евро (почти 2,5 млрд рублей).

Но самое интересное в этой сделке - цель, с которой управление делами президента на бюджетные средства купило "кусочек Парижа" в двух шагах от Эйфелевой башни. По словам пресс-секретаря управделами президента Виктора Хрекова, на участке будет построен кафедральный собор Русской православной церкви Московского патриархата (РПЦ МП), воскресная школа и другие церковные объекты. А президент Международного фонда единства православных народов, близкого к Кремлю, Валерий Алексеев поясняет, что сюда переедет еще и "миссионерская семинария" РПЦ МП, открытая осенью прошлого года в одном из пригородов Парижа. Право собственности на участок и здания на нем будет закреплено за Россией, власти которой передадут всю эту недвижимость в безвозмездное пользование РПЦ МП.

«Хотелось бы прояснить смысл дорогостоящих приобретений (и за счет бюджета, и за счет средств Патриархии) в условиях, когда церковь могла бы помочь еще очень многим своим прихожанам. Все-таки в стране 1 млн беспризорных, 700 тысяч детей-сирот, а большинство домов престарелых в ужасающем состоянии... Известно, что церковь помогает многим, но разве существует какой-то лимит? К моменту подписания этого номера представители РПЦ не нашли возможности ответить на вопросы "Новой"».

Чем будем гордиться?

"Я считаю, что например, учителя физики могли бы давать знания (по новому курсу "Основы религиозной культуры и светской этики") не менее успешно, чем учителя истории. У них есть свои знания, своя система видения, которая позволила бы им вести это курс достаточно успешно, может быть, даже более успешно", - приводит слова Министра науки и образования РФ Андрея Фурсенко ИТАР-ТАСС 19 февраля.

Наверное, министр не видел фильм «Взлет», а мы предоставляем возможность посмотреть отрывок из него. Как раз о физике и попах.

«Поверьте, что через несколько лет мы будем гордиться, что мы начали это дело», - сказал министр о том, что десятилетних школьников будут по его приказу заставлять учить новый школьный курс в обязательном порядке.

Фурсенко собирается гордиться. Фактически тем, что он и ему подобные нарушают Конституцию страны. Тут стыдиться надо, а не щеки надувать!

Что почем?

Между прочим, во всех вышеописанных историях немалое место занимает сугубо материальный чисто капиталистический интерес. На Валааме церковь монополизировала всю торговлю продовольствием, большую часть торговли сувенирами, всю экскурсионную деятельность, а это около 100 000 туристов за сезон!

Представитель приходского совета Спасо-Преображенского храма в Тушино Ольга Карпова с гордостью официально заявила в 2010 году, что за прошедший год храм "заработал" 20 миллионов рублей. Монастырь на Валааме получает еще и огромные деньги от государства. Об этом писали и газеты, и журналы.

Услужливые перед церковью чиновники задумали не просто вновь превратить церковь в крупнейшего собственника, но заставить всех, подчеркну – всех граждан страны вне зависимости от их отношения к религии – платить за процветание церковников. Ведь на те деньги, что мы платим государству в виде налогов, покупаются участки в центре Парижа и других местах на планете. Из этих денег государство делает церковникам щедрые подарки в виде собственности и материальных ценностей.

Дать отпор мракобесию

Неслучайно обычный рядовой человек произнес слова, ставшие заголовком статьи. Они, бывшие работники закрытого Музея, уже испытали, что происходит, когда церковь и государство ведут себя по принципу «рука руку моет».

И совершенно неслучайно депутат Госдумы от КПРФ, лауреат Нобелевской премии физик Жорес Алферов вместе с 9 другими академиками еще три года назад выступили с открытым письмом, в котором выразили крайнюю озабоченность возрастающей клерикализацией российского общества и активным проникновением Церкви во все сферы общественной жизни.

Сто раз прав член ЦК КПРФ, депутат Госдумы, член-корреспондент РАН математик Борис Кашин, когда призывает к соблюдению Конституции РФ, требуя убрать из текста государственного гимна России неконституционного Бога.

Ими можно и нужно гордиться. В том числе и потому, что они, хотя Фурсенко и сетует, забивать головы младшим школьникам «новыми курсами» не будут никогда. Сейчас надо объединять всех, кто видит угрозу скатывания к средневековью, для того, чтобы поставить заслон государственно-церковному мракобесию. Ибо борьба с мракобесием есть борьба именно общедемократическая.

Из истории Валаама.

Самый ранний конфликт описан еще в летописи XVI в. - «Сказании… о создании пречистой обители Господа Бога на Валааме». В переводе на современный язык сходство с нынешними событиями получается почти буквальное: «Правители города, повинуясь словам архиепископа чтобы был тот остров Валаам отдан преподобному Сергию, а живущие там люди изгнаны отрядили посланцев с письменными указами. Посланники людей с острова высылать начали. Тогда они, бесом вооруженные, ополчились и устроили войну против посланных. И многие из язычников были низвержены - рукою всесильного Христа Бога их одолели и многих избили, и вскоре с острова изгнали». Если верить сказанию, преподобный Сергий на Валааме тоже долго не задержался: дьявол обуял монахов, и те выгнали святого с острова «принуждением и бесчестием».

О подлинной вере, мракобесах и « попсе» – Андрей Музольф, преподаватель Киевской духовной семинарии.

Фото: © Наталья Горошкова/Православная жизнь

– Существует определенный негативный фон вокруг Православия в обществе. Православие говорит неприятные вещи: указывает на грех, рассказывает о наказании за нарушения, т. е. выступает моральным цензором. Эта роль раздражает общество. Но на самом деле Православие не ставит перед собой таких задач. Прокомментируйте, пожалуйста, и разъясните, какие глобальные цели и задачи у Православия?

– Говорить о том, что Православие создает вокруг себя какой-то негативный фон – то же самое, что утверждать, что больницы и прочие медицинские учреждения – это рассадник болезней и смерти, ведь именно в них, по большей мере, болеют и умирают люди. Но ведь подобное заявление – абсурд!

Православие не создает вокруг себя негатив. Оно свидетельствует лишь о том, что человечество болеет грехом и предупреждает, к каким последствиям подобная болезнь может привести. Если врач говорит нам, что у нас проблемы со здоровьем – мы же не будем его обвинять в том, что он сообщил нам нечто неприятное. Да, нам неприятно слышать о наших болезнях, но в противном случае, если мы о них не узнаем, мы не сможем их излечить.

Православие – это свидетельство о том, что человек болен, но получил надежду на исцеление от той болезни, которой он заразился еще в раю, на заре своего существования. Поддавшись искушению диавола – «человекоубийцы от начала», как его называет святой апостол и евангелист Иоанн Богослов, человек отпал от Бога как источника Вечной жизни и, как следствие, стал умирать. По словам святителя Григория Паламы, первозданный человек умирал дважды: первый раз – духовно – в момент совершения греха, и только спустя долгие годы жизни вдали от Бога человек умер во второй раз – физически. Но несмотря на то что человек сам, по своей свободной воле покинул Творца, Бог все же идет ему навстречу. Господь проявляет милость и безмерную любовь к человеческому роду: Он Сам становится одним из нас, чтобы спасти человечество от власти греха и смерти.

Исходя из этого, основная задача Православия, по словам одного современного христианского писателя, заключается в том, чтобы каждый христианин стал «маленьким Христом», смог воплотить в своей жизни тот идеал, к которому Адам был призван с момента своего сотворения – стать не только образом, но еще и подобием Божиим. А это возможно только в случае пребывания человека в Церкви Христовой, ведь только там возможно реальное воссоединение с Богом, то есть обожение.

– Люди с радостью находят, за что упрекнуть Православие. Указывают на «пятна» и говорят, мол, на себя посмотрите, а потом учите. Как здесь быть? Ведь Православие – это и святые и несвятые люди.

– Давайте приведем обычный жизненный пример: если человек не доверяет тому или иному врачу, он же не будет при этом отвергать значение всей медицины целиком. Подобный подход можно перенести и в церковную сферу: если нам не нравится тот или иной священник – это вовсе не повод отвергать важность Церкви и ставить под сомнение необходимость Ее существования.
Митрополит Сурожский Антоний однажды сказал о себе следующие слова: «Я не хороший человек, но то, что я говорю о Боге, – правда». Если человек искренне ищет Господа – он Его обязательно найдет. Если человек приходит в Церковь, чтобы обрести в ее стенах Истину, – Истина откроется ему, потому что Истина – это Сам Христос. Если же человек пытается уловить Церковь и ее служителей в чем-то нехорошем – значит такова главная его цель, а вовсе не духовные поиски.

Внешнее поведение человека – это некая лакмусовая бумажка, открывающая его внутренний мир. И потому изобилие сплетен и клеветы, обращенных в адрес Церкви, – это прежде всего свидетельство о том, что именно ложь наполняет сердце человека, ведь, по словам Священного Писания, «от избытка сердца говорят уста» (Мф. 12:34). Для православного христианина клевета никогда не была чем-то ужасающим. Один подвижник однажды сказал: «Мне совершенно не важно, что думают обо мне другие люди; для меня важно лишь то, что обо мне думает мой Бог».

А относительно того представления, что Церковь, которая проповедует высокий идеал святости, и сама должна состоять только из святых людей, избегая при этом всего нечистого и порочного, известный православный богослов Л. Успенский заметил: «Православная Церковь никогда не ставила знак равенства между святостью и непогрешимостью». Церковь свята не потому, что святы ее члены, а потому, что свят ее Глава – Господь Иисус Христос. Интересную характеристику Церкви дал христианский подвижник IV века преподобный Ефрем Сирин: «Вся Церковь есть Церковь кающихся… вся она есть Церковь погибающих…»

В отличие от сектантов православные никогда не утверждали, что они святы, так сказать, априори, только потому, что стали членом Церкви, а следовательно – «автоматически» избраны Богом для Вечности. Вечность не дается человеку просто так, подобно «клубной карте»: ее нужно заслужить, и дело это не из легких, ведь «Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его» (Мф. 11:12). И только Церковь может указать человеку тот путь, который приведет нас к вечной жизни во Христе.

– Почему Православие не модно? Почему оно не идет в ногу со временем? Протестанты, например, ходят по квартирам, агитируют, приглашают в кафе, устраивают вечеринки... Это модно и весело. Почему Православие не может стать немного «попсовым», народ ведь тогда повалит?

– Известный английский писатель прошлого века Г. К. Честертон писал: «Церковь всегда как бы отстает от времени, тогда как на самом деле она – вне времени». И главная причина, почему Церковь всегда была и будет вне времени, заключается в том, что Евангелие – та Благая Весть о спасении падшего человека Богом, которую открывает каждому из нас Церковь, – не имеет границ ни временных, ни пространственных. Евангелие предназначено для каждого человека вне зависимости от места его рождения, материального или социального статуса.

Если хочется что-либо изменить в Церкви, если нам в ней что-то не нравится, мы должны подумать об одной элементарной вещи: Церковь существует уже без малого две тысячи лет и в своей истории она видела уже не одну сотню подобных «реформаторов», которые пытались ее от чего-то освободить, как-то «улучшить», сделать ее более доступной для общественности. Нам следует помнить слова великого учителя Церкви, святителя Иоанна Златоуста, который в одной из своих проповедей сказал: «Человек приходит в Церковь не для того, чтобы что-то в нее привнести; человек приходит в Церковь, чтобы унести из нее с собой ни что иное и ни кого иного, как Самого Христа».

Исходя из этого, главная задача Церкви – освятить человека, а через человека – и весь видимый тварный мир благодатью Святого Духа. В этом – миссия Православной Церкви, в этом – ее соль. А, по словам Христа, «Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою? Она уже ни к чему негодна, как разве выбросить ее вон на попрание людям» (Мф. 5:13).

– «Православные – это мракобесы, неучи, пришельцы из X века, в общем отсталые во всех отношениях люди». Как Вы можете прокомментировать подобные высказывания в адрес православных верующих, священников?

– Несмотря на подобные высказывания, Православная Церковь никогда не поощряла невежество. Святитель Московский Филарет говорил: «Вера Христова не во вражде с истинным знанием, потому что не в союзе с невежеством». Все мы хорошо знаем, что большинство великих ученых, таких как Коперник, Бэкон, Кеплер, Лейбниц, Декарт, Ньютон и многие-многие другие, всегда позиционировали себя как глубоко верующие люди. Так, например, основоположник квантовой физики, немецкий физик прошлого века М. Планк писал: «Куда бы и как далеко мы бы ни стали смотреть, мы не находим противоречий между религией и естественной наукой… Религия и естественная наука не исключают друг друга… эти две области дополняют друг друга и зависимы друг от друга».

Другой вопрос: что именно современное общество подразумевает под понятием «мракобесие» православных? Под «мракобесием» верующих имеется в виду, в первую очередь, то, что православные не хотят идти на уступки современному секулярному миру. Какие уступки? Прежде всего – признать грех нормой человеческой жизни.

Сегодня практически во всех средствах массовой информации превозносится то, что еще полвека тому назад считалось чем-то постыдным и противоестественным. Еще святой апостол Иоанн Богослов писал, что все ценности мира сводятся к трем основным факторам: похоти очей, похоти плоти и гордости житейской (см. 1 Ин. 2:16). Именно поэтому, по словам другого апостола, «дружба с миром есть вражда против Бога» (Иак. 4:4).
Следовательно, современный мир и Церковь указывают человеку на совершенно противоположные ценности: если мир требует брать от этой жизни все, стремиться к честолюбию и пороку, то Церковь, наоборот, призывает своих чад к смирению, кротости и благочестию. И вот в таком благочестии современное общество, к сожалению, и усматривает «мракобесие».

– Говорят: «Православие тяжело понять. В нем все сложно и непонятно для современного человека. Все это не актуально сегодня». Скажите, пожалуйста, доступно ли православное учение среднестатистическому человеку? Как он может постичь непостижимую истину, которую философы и богословы постигали всю жизнь?

– Понять Православие невозможно хотя бы только потому, что это вовсе не философская концепция. Православие можно только прочувствовать на себе, точнее, в себе. Православие – это не теория, это не сумма неких знаний или философских умозаключений. Православие – это прежде всего жизнь во Христе. И потому Его актуальность не зависит от тех или иных хронологических границ. Православие будет актуальным всегда, пока еще существует этот мир и пока человек не достигнет своей высшей цели – всеобщего воскресения мертвых и Страшного суда Христова.
В отличие от постижения той или иной философской системы, которое требует некой предварительной интеллектуальной подготовки, для восприятия Православия не важен общеобразовательный уровень, ведь Бог смотрит не на интеллект человека, а на его сердце: «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (Мф. 5:8).
Философы языческого мира пытались постичь истину бытия, пренебрегая Творцом этого бытия. И вполне понятно, почему они никогда не могли достичь желанной цели. Ни одна философская система не могла дать человеку то, что он смог получить в Церкви, а именно – Самого Бога. Потому упомянутый уже нами выше английский писатель Г. К. Честертон и говорит, что если бы такие светочи античной философии, как Платон, Пифагор или Аристотель, постояли хоть минуту в том свете, который исходит от Христа, они бы поняли, что свет их собственных учений – полумрак.

Беседовала Наталья Горошкова

| |иллюстрации |

Биолог Михаил Гельфанд назвал главу РПЦ, вставшего на защиту теологии, «абсурдным явлением».

Выступая на открытии высшего церковного совета патриарх Московский и всея Руси Кирилл заявил: «Государство поддерживает теологию как любую другую отрасль научного знания. Вопрос, зачем нужна теология, звучит в науке не менее абсурдно, чем вопрос, зачем нужна философия или психология». На это заявление откликнулся в эфире НСН профессор факультета биоинженерии и биоинформатики МГУ, доктор биологических наук Михаил Гельфанд, заявивший, что теология не является наукой: «Начнём с того, что патриарх Кирилл сам является абсурдным явлением в любой картине мира. Теология не является наукой по следующим причинам. Первое: она не имеет субъекта, то есть, не понятно, что изучает. Представители теологии, с которыми мне приходилось беседовать на протяжении последнего года, давали абсолютно разные ответы на этот вопрос. Второе: ведь она не существует как единая наука. Нет единой теологии для разных религий, она очень конфессионально обусловлена в отличие от других наук, которые не так зависят от личных убеждений исследователя. Третье: теология не имеет никакого общего языка ни с какой другой наукой. Биолог с физиком, даже биолог с историком, там, где у них есть общие интересы, всегда договорятся, найдут общий язык. У теологии этого свойства нет. Есть изучение религиозных текстов в рамках филологии, есть история религии, религиоведение, психология религии - масса наук, которые изучают религию, и это замечательные, очень достойные науки. А теология изучает не понятно что». По мнению учёного, массовое открытие кафедр теологии в институтах, не имеющих ничего общего с гуманитарной областью знаний, стало продолжением тенденции вмешательства церкви в светскую жизнь общества, которая наблюдается в России в последнее время. «Открытие кафедр теологии в университетах - это одно из проявлений того напора религиозного мракобесия и клерикализма, которые мы наблюдаем во всех областях человеческой жизни. Епископы пытаются цензурировать театральные постановки, художественные выставки, они же преподают на кафедрах в институтах. И в этой ситуации кафедра теологии, например, в МИФИ мне кажется менее страшной, чем аналогичная в военной Академии ракетных войск стратегического назначения. А такая тоже существует», - заметил Гельфанд. Теология получила статус науки в России в 2015 году. Два года спустя состоялась первая защита кандидатской диссертации по новой дисциплине, соискателем учёной степени стал протоиерей Павел Хондзинский. На защите были зачитаны пять отрицательных отзывов от оппонентов-биологов, однако сами они в зале не присутствовали. До момента признания теологии наукой в России существовала возможность защиты диссертаций по её вопросам, но она проходила по научной специальности «Религиоведение, философская антропология, философия культуры». Открытие кафедр теологии в России началось ещё в 90-е годы, однако тогда этот процесс происходил в провинции - первым открыл свои двери теологам Омский государственный университет в 1994 году. Наиболее громким стало открытие кафедры в столичном Национальном исследовательском ядерном университете МИФИ в 2012 году.

Патриарх Кирилл также заявил на заседании Высшего церковного совета Русской православной церкви, что государственное финансирование теологического образования является «символическим финалом» атеистической системы образования в России. «Необходимо, чтобы у людей не оставалось сомнений в том, что теология правомерно включена сегодня в систему научных знаний», - отметил он. Религиозное образование, по словам Кирилла, требуется не только будущим служителям церкви, но и студентам светских вузов. «Это может показаться парадоксом, но теологическое образование неизбежно расширяет кругозор и учит уважительному отношению к представителям иных культур», - подчеркнул патриарх. Поддержка церковных учений не мешает государству, по мнению главы РПЦ, оставаться светским. «Государство поддерживает теологию как и любую другую область научного знания, - пояснил Кирилл. - Теперь вопрос: а зачем нужна теология? В науке этот вопрос звучит не менее абсурдно, чем вопрос, зачем нужна психология или философия». Высшая аттестационная комиссия признала теологию научной дисциплиной в 2015 году, а в июне прошлого года состоялась защита первой кандидатской диссертации. Её автором был декан богословского факультета Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета (ПСТГУ) протоиерей Павел Хондзинский

МНЕНИЕ ДИЛЕТАНТА ОТ НАУКИ

При исследовании процессов, происходящих на Земле, необходимо не только знать все закономерности феноменального мира, но и уметь анализировать прошедшие события, устанавливая связи между ними.. Можно верить всему тому, что преподнесла нам на сегодня наука, но знания на этом уже построить нельзя, а убедительные доказательства, которые приводит наука, построены в условиях отсутствия иной системы знаний. Что касаемо теологии и теологического образования, то сегодня прямым доказательством отсутствия науки является церковь, которая не способна объяснить чудеса про которые разглагольствует. Ну а выводы, как всегда, - за нами…

© 2024 sam-and-cat.ru - SamAndCat - Кошки дома