Интересные формы работы по коррекции предлогов. Образовательный портал. К таким новым инновационным технологиям относятся

Интересные формы работы по коррекции предлогов. Образовательный портал. К таким новым инновационным технологиям относятся

Наталья Мокеева
Речевые игры и упражнения для усвоения предлогов детьми с ОНР (из опыта работы)

Особую актуальность в коррекционной работе с детьми с ОНР по формированию грамматического строя речи и, предложно-падежных конструкций в частности, приобретают речевые игры и упражнения. Общеизвестно, что ведущей деятельностью дошкольника является игра. Большое влияние игра оказывает на развитие речи ребенка. В речевой игре от ребенка требуется использовать приобретенные ранее знания в новых обстоятельствах, связях. Играя, ребенок самостоятельно решает разнообразные мыслительные задачи. Описывает предметы, находит признаки сходства и различия, отгадывает по описанию, группирует предметы. Речевые игры помогают закреплять и обогащать приобретенные знания, на базе чего развиваются речевые возможности ребенка.

Проведение коррекционных занятий по совершенствованию грамматического строя речи в форме речевых игр, занимательных заданий, использование элементов соревнования, двигательной активности, делает занятия более интересными и результативными.

Предлагаю Вашему вниманию речевые игры и упражнения, которые помогут детям научиться слышать в речи окружающих предлоги, правильно понимать их значение, пользоваться ими в собственной речи…

«Муха»

Игровое поле. Фишкой ходить по полю по инструкции логопеда «2 клетки влево, 3 клетки вниз, 5 вправо, 4 клетки вверх…т. д.

«Что лишнее?»

Выбрать лишнюю картинку:

«Яблоко на дереве; чашка на столе; бабочка на цветке; котенок под стулом».

«Гусеница под листком; мышонок под столом; жук под корзиной; бабочка над цветком»…

«Кубик»

Составить предложение с выпавшим предлогом (по схеме предлога).

«Поезд»

В разных вагонах - разные предлоги, можно составить предложения с предлогами: В НА ПОД…

Составление предложений с предлогами по опорным картинкам.

Составление предложений по сюжетным картинкам.

«Исправь ошибку»

Дед в печи, дрова на печи.

На столе сапожки, под столом лепешки.

Овечки в речке, караси у печки.

Под столом портрет, над столом табурет.

«Будь внимательным!»

Логопед произносит предложение, дети называют только маленькое слово.

Миша кладет ложку в стакан.

Миша берет ложку из стакана.

Посуда стоит на подносе.

Бабочка слетела с ромашки.

Работа с сигнальными карточками.

Поднять карточку, если услышите предлог ПО:

Мы прошлись по зоопарку

Там кормили сторожа

Крокодила, антилопу и моржа

Мы вернулись на трамвае,

Привезли домой сирень

Шли по лестнице хромая-

Так устали в этот день.

С. Маршак «Хороший день»

«Дополни»

Дополнить предложение с опорой на картинки.

Машины едут… (по дороге)

Покупатели вышли… (из магазина)

Солнце спряталось… (за тучи).

Мальчик входит… (в автобус).

Мама поставила книги (на полку).

«Скажи наоборот»

Взрослый называет предложение и предлагает детям сказать наоборот.

Мальчик положил мяч в ящик. - Мальчик взял мяч из ящика.

Девочка налила воду в графин. - …

Мама положила яблоки на стол. - …

Машина подъехала к дому. - …

«Слова перепутались»

Составить предложение из заданных слов:

Картошка, расти, огород, в.

Клубника, тарелка, лежать, на.

Автобус, остановка, подъехать, к.

Яблоко, лежать, яблоня, под.

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Играйте с детьми в речевые игры» К пяти годам становится возможным узнавание звука в слове,а так же подбор слов с заданным звуком,то есть развиваются простейшие формы звукового.

«Работа в группах компенсирующей направленности с детьми с ОНР» (из опыта работы) Я работаю в 2 группах компенсирующей направленности с детьми 5-7 лет с общим недоразвитием речи. А отставание речевого развития нередко.

Игры и упражнения для гиперактивных детей 5–6 лет Гиперактивные дети импульсивны, чрезмерно возбудимы, они не умеют сдерживать свои желания, управлять своим поведением. Им свойственна двигательная.

Здравствуйте уважаемые коллеги! Дошкольное детство - короткий, но важный период становления и развития ребенка. Основной вид деятельности.

Особенности работы с детьми, имеющими речевые нарушения, в условиях общеобразовательного класса (консультация для педагогов) Дети с нарушениями речи - это дети, имеющие отклонения в развитии речи при нормальном слухе и сохранном интеллекте. Нарушения речи многообразны,.

Игра легко изготавливается и позволяет разнообразить педагогическую копилку воспитателя. Задачи игры: продолжать обучать детей связному.

"Домик для слова" Цель игры: научить ребёнка определять первый и последний звуки слова и количество слогов в слове. Оборудование: заламинированный.

Разделы: Логопедия , Коррекционная педагогика

Дети с недоразвитием речи, владеющие крайне ограниченным словарём, не понимающие значений некоторых даже простых слов, испытывают большие трудности в усвоении и употреблении слов с отвлечёнными значениями, например предлогов. Для ребёнка, ещё не имеющего в своём словаре обозначения многих окружающих его предметов и явлений, эти служебные слова лишены предметного содержания и не выступают в качестве самостоятельных слов.

В ходе работы расширяется познавательная деятельность детей, развиваются произносительные возможности, накапливается словарь. На этом этапе удобно провести работу над предлогами, над правильным их употреблением и использовании их в предложении.

О.В.Правдина считает это особенно важным потому, что неправильное использование предлогов в речи, опускание их встречается у детей с общим недоразвитием речи чаще, чем все другие виды аграмматизмов.

Ошибки, связанные с трудностями в употреблении предлогов, И.Н.Садовникова также относит к аграмматизмам.

В работе над предлогами рассматриваются те предлоги, которые не употребляются детьми или смешиваются с другими. Например, часто дети заменяют предлог из предлогом с (пришёл с магазина; вернулся со школы). Сложные предлоги из-за , из-под заменяются предлогом из (выглянул из спины; выскочил из пола).

При работе с каждым предлогом вначале отрабатывается понимание пространственного значения предлогов. По мере того, как дети учатся понимать значение предлогов и правильно их употреблять, в задания постепенно включается другой предлог, ранее не изучавшийся.

В работе с более старшими детьми следует уделить внимание вопросу о представлении о предлоге как отдельном слове. В школе детям придётся встретиться с правилом о раздельном написании предлогов со словами. Это правило заключается в следующем: между предлогом и словом, к которому он относится, можно вставить одно или несколько слов. Трудность для ребёнка разделения речевого потока на какие-то отдельные части вполне понятна. Ведь в устной речи ему важно просто выразить свою мысль, на задумываясь над тем, из каких «речевых отрезков» она состоит.

В работе над предлогами важно:

  • формирование представлений о смысловой значимости предлогов
  • формирование навыка правильного употребления предлогов
  • формирование представления о предлоге как отдельном слове

В работе над смысловым значением предлогов следует:

  • развивать и уточнять пространственные представления
  • перемещать различные предметы в пространстве
  • определять расположение предмета (его изображения)
  • определять расположение предмета относительно другого
  • узнавать и употреблять предлоги в устной речи без зрительной опоры
  • использование графических схем и графического изображения предлогов

Предлагается последовательность изучения предлогов:

  • в, из, на, с
  • у, к, от
  • в, за
  • под, над, из-под
  • за, из-за
  • из, из-за

(Л.Н. Ефименкова)

Р.И. Лалаева указывает, что в работе по устранению оптических дислексий следует развивать пространственные представления и формировать речевые обозначения пространственных соотношений, т.е. уточнять понимание и употребление предложных конструкций и наречий, обозначающих пространственные отношения. При определении последовательности работы над предложными конструкциями учитывается последовательность их появления в онтогенезе у ребёнка, поэтому сначала она предлагает отрабатывать предлоги В НА, ПОД с ярко выраженным конкретным содержанием, а позднее – предлоги НАД, ИЗ, ОКОЛО, ЗА, ПЕРЕД, МЕЖДУ, ПО и др.

Необходимо уточнить и отдифференцировать различные значения одного и того же предлога: так, сначала необходимо отработать понимание и употребление предлога – «В» в значении местонахождения (где?), а затем – в значении направления действия (куда?): лежит в столе; кладёт в стол.

Как правило, нарушение понимания и употребления предложных конструкций проявляется не только в неправильном использовании предлогов, но и в нарушении падежных окончаний. Поэтому работу надо проводить не только над усвоением значения предлогов, но и над правильным оформлением флексий в предложных конструкциях. Первоначально предлог отрабатывается с существительными только одного склонения, постепенно включая существительные других склонений. Например, сначала «кладёт в стол, в шкаф, в ящик», затем «кладёт в книгу, в машину, в сумку».

Использование предложных конструкций целесообразно давать в приглагольных словосочетаниях, т.к. от глагола зависит значение предлога и падежная форма существительного: лежит (где?) в книге; кладёт (куда?) в книгу.

Работа над предлогом проводится в двух направлениях: над уточнением его значения и над падежной формой существительного, с которым он употребляется.

Материалом для работы с предлогами могут быть игры, загадки, физминутки.

Примерные виды работы

Игры

Тема: предлог (С)

    • Игра с мячом. С чем пьют чай? (С вареньем). С чем пекут пироги? (С мясом ). С кем ты дружишь? (С Колей) .
    • Игра «День рождения». Что ты приготовишь для гостей? (Бутерброды – с сыром, торт – с кремом, пирожки – с капустой, кекс – с орешками.)
    • Игра «Дружные ребята». Дети стоят в кругу и передают друг другу игрушку со словами: я буду играть с Таней, с Машей, с Димой.
    • «Что с чем?» Каша – с маслом, чай – с лимоном, коробка – с конфетами, чашка – с блюдцем, куртка – с капюшоном, пакет – с молоком.
    • «Найди ошибку» (внимание к окончаниям слов). Мама с дочка пошла гулять. Кошка с котёнок лакают молоко. Бабушка принесла сумку с продукты.

Тема: предлог (НА)

    • Игра «На чём можно ездить?» с мячом. Лексическая тема «Транспорт». Можно ездить на … (машине, поезде, велосипеде,…)
    • Игра «Что на чём?» с предметными картинками. (Стол, книга; крыша, кошка; листок, дерево).
    • Игра «Что – куда» по демонстрации действия. Что куда положили? (Книгу – на стол; карандаш – на стакан; цветок – на ладошку.)
    • Игра «Где – что» по картинкам. Где сидит жучок? (Жучок сидит на ромашке) где висит картина? (Картина висит на стене).
    • Игра «Украсим комнату». Куда поставим вазу с цветами?

Цель : наглядная демонстрация значения предлогов, закрепление предлогов и предложно-падежных конструкций в речи.

Оборудование: игрушки или маски (шапочки, костюмы, нагрудные картинки); предметы-заменители или макеты: деревья, пенек, солнышко, кочки, домики, избушка, печка; предметы: коврик, валенок, корзинка; магнитофон.

Варианты игры:

– логопед читает текст, дети изображают животных и выполняют их действия
– дети выполняют действия с игрушками
– проводится беседа по вопросам после прочтения сказки, делается акцент на словосочетания с предлогами, подбираются другие словосочетания аналогичных предложно-падежных конструкций

Текст:

«В один погожий летний день зайчишка вышел погулять.
Забравшись на высокий пень, он стал других зверюшек звать.
Бегут играть его друзья: ежонок и лисёнок,
Бельчонок шустрый прискакал и мишка-медвежонок.

Играть хотят зверятки в пятнашки или в прятки.
Зверятам весело играть: между деревьями скакать,
И прыгать по пенёчкам, и прятаться за кочками.

Играли долго малыши. Никто и не заметил,
Как скоро вечер наступил, и солнышко не светит.

Огляделись малыши – страшно и обидно:
Тишина в лесной глуши, домиков не видно.

Куда же им теперь идти и как дома свои найти?
И где же будут спаленки для зверяток маленьких?

Но тут в лесу зверюшки увидели избушку!

Ночь пришла, зверята спят, только носики сопят. (Музыка)
Спит на коврике лисёнок, а в корзинке спит ежонок,
Медвежонок маленький спать улёгся в валенке.
И уснула белочка, притаясь за печкою.

Утром лучик солнца заглянул в оконце.
Просыпаются зверятки, поднимаются с кроваток:
С коврика вскочил лисёнок,
Из корзиночки – ежонок,
Рыженькая белочка вышла из-за печки,
А мишутка маленький выбрался из валенка
Поглядели из окошка и увидели дорожку.

К своим домикам зверюшки побежали из избушки
И, увидев своих мам, разбежались по домам!
Деток мамы обнимали, но немножко поругали:
Всем ребяткам нужно знать – допоздна нельзя гулять!»

Загадки

«С хозяином дружила, домик сторожила, живёт под крылечком, хвостик колечком»

1. Кто это? (Собака)
(«Приходит» игрушечная собачка.)
2. С кем живёт собачка? (С хозяином)
3. У кого из вас есть собачка? Значит, с кем из вас живут собачки? (С Таней, с Димой)
4. Где жила собачка в нашей загадке? (Под крылечком)
5. Где ещё могут жить собачки? (В конуре, в будке, в доме)
6. Где живут ваши собачки? (В доме, в квартире, в комнате)
7. Где ваши собачки любят спать? (На диване, на коврике)
8. Куда мы уложим спать нашу собачку? (На коврик)
9. Возьмите листочки бумаги и нарисуйте коврик для собачки.

Физминутки

«Чайки летают».

Логопед даёт инструкцию, дети изображают чаек.

– Чайки полетели к окну,
чайки полетели на коврик,
чайки залетели в домик,
чайки прилетели по д дерево,
чайки полетели над морем.

Примерное занятие с детьми 4 лет

Тема: В комнате у куклы Светы.

Цели:

  • повторение слов по теме «мебель»;
  • закрепление предлогов в , на , под ;
  • работа над выделением и произнесением звука «С»;
  • составление двусложного предложения и короткого рассказа.

Материалы: кукла, игрушечная мебель

Ход занятия:

1. В этой комнате живёт кукла Света. Какие предметы находятся в комнате? (Шкаф, стол, стул, кровать)
Как можно назвать это одним словом? (Мебель)
Где сидит Света? (На стуле)

2. У Светы живут зайчата, котята, утята. Они любят прятаться. Вышла Света из комнаты, а они начали прятаться: котята – под стол, зайчата – в шкаф, утята – под кровать. Пришла Света в комнату, стала искать малышей. Поможем ей.
Где котята? Где зайчата? Где утята?
Опять Света вышла из комнаты. Давайте поиграем в прятки! (Дети прячут малышей и проговаривают, куда)

– А теперь снова поможем Свете найти малышей.

3. Света устала, хочет спать. Уложим её в кровать. Что делает Света? (Света спит.) Какой звук вы услышали? (Логопед выделяет голосом «С»)

4. Послушайте, что можно рассказать про Свету и её малышей: У Светы жили малыши – котята, зайчата и утята. Однажды они спрятались. Света искала их. Мы ей помогали.
Кто жил у Светы? Что они сделали? Что делала Света?

(Дети отвечают на вопросы, затем сами повторяют рассказ.)

5. Итог занятия.

Примерное занятие с детьми 6 лет

Тема: Закрепление в речи предлогов У, К, ОТ.

Цели:

  • закрепить представление о предлогах как о маленьких словах;
  • учить составлять предложения и схемы к ним;
  • тренировать в определении места слова в предложении;
  • развивать память, внимание, мышление.

Оборудование: мяч, схемы, чистые карточки, фломастеры, книжка С.Маршака «Где обедал воробей».

Ход занятия:

1. Сегодня мы будем заниматься с предложениями. Из чего состоят предложения? (Из слов) Приведите примеры слов; предложений.

2. Игра «Послушный мяч»: дети перекидывают друг другу мяч со словами: «Лети, мяч, от меня к …»

3. Какие маленькие слова мы использовали? (Логопед произносит фразу и выделяет голосом предлоги: к , от )

4. Возьмите полоски, будем составлять схемы предложений.

К Тане пришли гости .
__ ____ ______ ____.

– Сколько слов в предложении? (4 слова)
– Какое маленькое слово вы услышали в этом предложении? (К)
–На своих карточках напишите фломастером это слово; определите его место в предложении на схеме; положите эту карточку на нужную полоску.

К
__ ____ ____ ____.

– О ком говорится в предложении? Кто пришёл к Тане? Что сделали гости?

5. Следующее предложение:

Гуси опустились у реки .

(Количество слов в предложении; определение маленького слова, его места в предложении)

6. Предложение:

Витя отошёл от дома . (Аналогичная работа)

7. Посмотрим, кто у нас самый внимательный. Вспомним стихи С.Маршака «Где обедал воробей?»

(Логопед читает по одной строчке, дети находят маленькие слова)

– Где обедал воробей?
В зоопарке у зверей. (В, У)

(Чтение сопровождается показом иллюстраций книжки.)

Государственное бюджетное специальное (коррекционное) Образовательное учреждение города Севастополя для обучающихся,

нуждающихся в длительном лечении

«Общеобразовательная школа-интернат № 6 VII вида им. Е.И. Петрова»

Логопедическое занятие по коррекции письменной речи

у учащихся 3-го класса школы VII вида.

учитель-логопед Медова Е.В.

Тема: Дифференциация предлогов и приставок.

Цель: Совершенствование навыка правописания слов с приставками и предлогами.

Задачи: Образовательные: закрепить знания детей о частях речи. Совершенствовать навык правописания слов с приставками и предлогами. Активизация словаря через умение образовывать слова при помощи приставок. Расширение семантического поля слов. Формирование связной речи.

Коррекционные: Развивать слуховое внимание и память. Совершенствовать мелкую и общую моторику. Развитие различных операций мышления.Воспитательные: Воспитывать навыки сотрудничества. Взаимодействия, самостоятельности, инициативности, положительной установки на участие в занятии. Развитие действия самоконтроля. Формирование чувства уверенности в себе.

Оборудование: Классная доска, мел разного цвета,индивидуальные карточки по количеству учащихся.

Ход урока

I .Организационный момент

1.Дыхательная гимнастика. «Одуванчик» Сделайте вдох через нос. Задержите на секунду дыхание и выдохните с силой: ф-ф-ф… .Подуйте с силой на воображаемый одуванчик так, чтобы лёгкие пушистые зонтики разлетелись в разные стороны. Упражнение выполняется несколько раз.

2.Актуализация опорных знаний учащихся.

Д/И «Назови знакомые предлоги и приставки»

Д/И « Ответь на вопрос полным предложением».

Что такое предлог? Предлог-это слово, которое, как и другие слова пишутся отдельно от других слов.

Что такое приставка? Приставка это часть слова, которая пишется слитно с остальными частями

Как же не путать предлоги и приставки?

Предлог-это помощник слова обозначающего предмет, поэтому он может стоять только перед названием предмета в (окне) ,либо перед названием признака предмета(в открытом окне ) .

Предлогов никогда не бывает перед названием действий предметов: уехал, пришёл,

забежел…

Догадались, как будет звучать тема занятия

II. Основная часть

3.Уточнение темы занятия логопедом.

Сегодня мы закрепим наши знания и умения в правописании слов с приставками и предлогами.

И в этом нам поможет наш друг - это ЁЖИК. (Игрушка или картинка)

4.Подготовка рук к письму

Развитие мелкой моторики пальцев рук. Выполнение упражнений массажными мячиками.

5.Запись числа и темы.

6.Упражнения в правописании слов с приставками и предлогами.

Образование глаголов с помощью приставок.

Д/И «Кто больше» - подобрать как можно больше однокоренных слов с разными приставками.

Лететь: улететь, прилететь и т.д.….

Лезть: залезть, перелезть и т.д…

Запишите в тетрадь. Выделить приставку, корень.

7.Наглядное изображение соотношения между предлогами и приставками.

Учащимся предлагается самим нарисовать иллюстрацию к предложенииию, где есть предлоги и приставки.

Муха влетела в окно.

Кошка слезла с дивана.

Кошка убегает от собаки и т.д..

8.Работа по индивидуальным карточкам. Приложение 1

Д/И «Разложи в два столбика».

Левый - слова с приставками.

Правый-слова с предлогами.

Выделите предлоги и приставки.

9.Упражнение на тренировку зрительного аппарата. Рисование глазами воображаемых предметов (цветок, солнышко, тучка, и т.д…)

10.Составление словосочетаний. Приложение 2

Составьте пары слов. В каждой паре употребите одинаковые предлоги приставки. Объясните правописание.

Образец: Плыл, река- поплыл по реке.

Запишите в тетрадь Выделите приставку и предлог..

11.ДИНАМИЧЕСКАЯ ПАУЗА

Это- правая рука,

Это -левая рука.

Справа - шумная дубрава.

Слева - быстрая река.

Обернулись мы и вот

Стало всё наоборот.

Слева- шумная дубрава.

Справа- быстрая река.

Неужели стала правой

Наша левая рука?

12.Графический диктант.

Записать графически предложения,рисуя вместо предлога V , а вместо приставки

Тропинка спускалась с горы.

Цветы подрезали под корень. и т. д…

13.Работа на уровне текста.

Помогите ёжику правильно записать стихотворение.

Прочитайте стихотворение.

Словарная работа. Уточнение значения слов:

Баржа, полуторка.

Сугробы снега вьюги (на мели, намели )

И у ворот как баржа (намели, на мели )

Полуторка стоит.

Ну и (за нос, занос ).

Я вышел за ворота, а мороз

Как затрещит-и хвать меня (занос,за нос ).

Подберите подходящие по смыслу слова и запишите шуточное стихотворение.-Объясните правописание слов.

III. Итог занятия.

Чему учились? Как запишем слова с приставкой? Предлогом?

Рефлексия деятельности.

Что вам понравилось на занятии? Что запомнилось?

Охарактеризуйте свою работу на занятии.

1. Вставьте нужные по смыслу предлоги. Обозначьте приставки.

А) Стоит … лесу дерево. … верхушках его ветвей шелестят засохшие листики. Это дуб. Он никогда не успевает сбросить … зиме всю листву.
Вот мороз и убивает листья дуба прямо … ветках.
Б) … столу подставили стул. … стола отставили стул. … стол поставили кувшин. Убежал … волка. Вбежал … дом. Отплыл … берега. Доплыл … острова. Взбежал … лестнице … крыльцо.

2. Вставьте нужные по смыслу приставки. Обозначьте предлоги.

А) _____ступила весна. ____текли ручейки. На деревьях _____бухают почки. Скоро вернутся _______летные птицы.
Б) Автомобиль ____ехал из гаража, _____ехал по улице, _____ехал мост и вскоре ____ехал до леса.
В) Шура ____крыла клетку. Синичка _____летела из клетки и стала летать по комнате. Сначала села на стол. Потом ______летела на этажерку. _______летала над клеткой и ______летела в клетку. Шура захлопнула дверку.

3. Запишите словосочетания, раскрывая скобки и обозначая приставки и предлоги.

Составьте предложения со словосочетаниями, которые подходят к картинкам .

4. Спишите, раскрывая скобки и обозначая предлоги и приставки.

Море (за) мерзло. Рыбаки взяли сети и (по) ехали (на) санях (по) льду. (По) ехал и рыбак Андрей. Он (за) ехал дальше всех. (На) делали рыбаки дырок (во) льду и (за) пустили сети.

5. Вставьте нужные по смыслу предлоги.

Обозначьте приставки.

Составьте предложение со словосочетанием, которое подходит к картинке

6. Составьте словосочетания, соединяя слова первого и второго столбика линиями.


7. Составьте из данных слов две группы, запишите их в два столбика, раскрывая скобки.

(По) вредил, (во) вред, (по) солил, (с) солью, (от) нес, (от) носа, (от) винтил, (от) винта, (за) платил, (за) плату, (под) рисовал, (под) рисунком, (в) лез, (в) лес, (у) летел, (у) летчика, (с) резать, (с) резьбой, (за) брал, (за) брата.

8. Спишите, раскрывая скобки и обозначая приставки и предлоги.

1) Лодка (от) плыла (от) берега. (До) плыла (до) острова. (По) ехал (по) дороге. (До) ехал (до) рощи. (С) лез (с) коня. (За) шел (за) дерево. (Под) лез (под) куст. (От) прыгнул (от) лягушки. (На) шел (на) земле. (С) дерева (с) лез. (От) тащили (от) дерева. (От) берега (от) толкнули. (За) тучу (за) шло.

9. Прочитайте стихотворения; определите, где в словах приставка, а где предлог.

Заполните таблицу: под номером строчки, на которой содержится приставка, ставьте знак "+ "; под номером строчки, на которой содержится предлог, - знак "-".

Город Нижний Новгород МБДОУ № 2 "Берёзка"

У подавляющего большинства детей с ОНР отмечается крайне низкий уровень развития по восприятию пространства и ориентировки в нем. У них возникают трудности в определении сторон пространства (особенно правой и левой); наблюдаются несформированность элементарных уровней овладения пространством, непонимание пространственных отношений между предметами.

Несформированность пространственных представлений напрямую влияет на уровень интеллектуального развития ребёнка, что ведёт к появлению нарушений игровой, конструктивной, графической деятельности и счета.

Развитию познавательной деятельности, преодолению пространственных нарушений и подготовке детей к такому сложному виду деятельности, как письмо, способствуют коррекционно-развивающие игры.

«Чудо день»

Цели:

  1. Учить отражать в речи пространственные отношения между предметами, используя слова: справа, слева, вверх, вниз, сверху, снизу, ближе, дальше;
  2. Использовать в речи предлоги для составления предложений: над, под, на, в.

Оборудование: настенное панно - дерево; фигурки гусениц, яблок на липучках.

Воспитатель предлагает послушать историю о весёлых гусеницах, которые живут на необычном дереве и очень любят прятаться. Дети называют местоположение яблок, гусениц, облака, грибов, цветка, используя пространственные предлоги и наречения.

Вопросы:

  • Сколько гусениц с левой стороны дерева, сколько с правой?
  • Сколько гусениц ползёт вверх, а сколько вниз?
  • Где находятся облако, цветок по отношению к дереву?
  • Усложнение. Что изменилось на дереве? Сделай, как было.

«Теремок»

Цели:

  1. Учить различать предлоги над и под, правильно употреблять их с существительными в творительном падеже;
  2. Отражать пространственные отношения между предметами, используя слова: слева, справа, сверху, снизу.

Оборудование : картинка с домиком; в окошках домика - жильцы.

Воспитатель предлагает рассмотреть новый дом, в котором поселились жильцы. Выясняя местоположение жильцов, дети определяют: кто над кем или под кем поселился в новом домике, называют соседа слева или справа.

Например: «Кто живёт под белочкой?»

«Заселите домики»

Цели:

  1. Уточнить и дифференцировать значения предлогов на, в, над, под, из.

Оборудование: домики с окошечками для карточек сюжетными картинками (с использованием в сюжете данного предлога); карточка условным обозначением предлога на крыше домика.

Воспитатель предлагает заселить квартиры в новых домиках жильцами, выполнив одно условие: подобрать и разложить карточки в окошечки домиков, определив значение предлога. Карточки с условным обозначением предлога находится на крыше домика.

«Маленькие слова в гостях у Мухомора»

Цели :

  1. Учить читать графические схемы с предлогами, использовать эти предлоги в речи при составлении предложений;
  2. Развивать умение словесно обозначать пространственные отношения между предметами, используя предлоги над, под;

Оборудование : карточки с предлогами; картинки мухомора, бабочек, жука, гусеницы, цветов на магнитах.

Воспитатель предлагает поиграть в прятки. На чудесную полянку собрались насекомые, чтобы полюбоваться красавцем мухомором. Но здесь имеются «маленькие слова», которые спрятались в схемах.

Дети перечисляют предлоги, которые помогут узнать, кто пришел полюбоваться чудо грибом. Придумывают предложения, используя схемы. Называют, что и кто находится слева, справа от мухомора.

«Прятки»

Цели :

  1. Учить читать графические схемы с предлогами, использовать последние в речи при составлении предложений;
  2. Развивать умение словесно обозначать пространственные отношения между предлогами, используя предлоги: за, на, из-за;
  3. Закреплять и расширять пространственные наречия: слева, справа, сверху, снизу, выше, ниже.

Оборудование: картинка с изображением животных, которые спрятались на снежной полянке; схемы предлогов.

Воспитатель вывешивает картинку, на которой дикие звери приглашают детей поиграть с ними в прятки. Дети отыскивают местоположение животных с помощью «маленьких слов», которые также спрятались на картинке. Перечисляют предлоги, которые помогут узнать, кто, где спрятался. Составляют предложения с этими предлогами.

Вопросы:

  • Кто спрятался выше всех?
  • Кто ближе к нам?

«Зашифрованное письмо»

Оборудование: карточки, на которых изображены два предмета, и схема предлога между ними.

Воспитатель предлагает детям «прочитать» послание. Например, карточка (мышка- схема предлога из-за - шкаф); ребёнок составляет предложение: «Мышка выглядывает из-за шкафа». Можно предложить ребенку самому придумать и «написать» аналогичные послания с известными ему предлогами.

Ещё по данной теме:

© 2024 sam-and-cat.ru - SamAndCat - Кошки дома