Инсценировка сказок бажова в школе. Развлечение "Волшебные сказы П.П. Бажова". Путешествие в картинную галерею

Инсценировка сказок бажова в школе. Развлечение "Волшебные сказы П.П. Бажова". Путешествие в картинную галерею

Библиотека
материалов

Тайна Медной горы.

Спектакль по мотивам сказов Павла Бажова

Сказочница_____________________________________________________

Хозяйка горы_____________________________________________________

Степан__________________________________________________________

Настасья________________________________________________________

Приказчик________________________________________________________

Племянник_______________________________________________________

Барин____________________________________________________________

Ящерки__________________________________________________________

Сказка в двери к нам стучится,

Скажем сказке заходи,

Это присказка ребята,

Сказка будет впереди…

Будет сказка занимательна,

Слушайте её внимательно…

Кто уши широко раскроет-много всякого усвоит…

А кто невзначай уснёт, тот ни с чем уйдет…

Пошли раз два мужика покосы смотреть… День был жаркий. А они в горе работали, на Гумешках. Малахит-руду добывали, и лазурит тоже… Иногда и «королек с витком» попадался, благородный камешек,.. элитный…

Один молодой парень был, неженатик, другой постарше. В лесу-то хорошо. Пташки поют-радуются, от земли воспарение, дух легкий. Их, и разморило. Дошли до Красногорского рудника. Там тогда железную руду добывали. Легли, значит,на травку под рябиной да сразу и уснули. Только вдруг молодой, - ровно его кто под бок толкнул, - проснулся. Глядит, а перед ним на грудке руды у большого камня женщина какая-то сидит. Спиной к парню, а по косе видать - девка. Коса ссиза-черная и не как у девок болтается, а ровно прилипла к спине. На конце ленты не то красные, не то зеленые. Блестят и тонко этак позванивают, будто листовая медь. Дивится парень на косу, а сам дальше примечает. Девка небольшого росту, из себя ладная и уж такая шустрая - на месте не посидит. Вперед наклонится, ровно у себя под ногами ищет, то опять назад откинется, на тот бок изогнется, на другой. На ноги вскочит, руками замашет, потом опять наклонится. Одним словом, артуть-девка. Слышно - лопочет что-то, а по-каковски - неизвестно, и с кем говорит - не видно. Только смешком все. Весело, видно, ей. Парень хотел было слово молвить, вдруг его как по затылку стукнуло.

СТЕПАН: - Мать ты моя, да ведь это сама Хозяйка! Ее одежа-то. Как я сразу не приметил? Отвлекла меня косой-то своей.

А одежа и верно такая, что другой на свете не найдешь. Из шелкового, малахиту платье. Сорт такой бывает. Камень, а на глаз как шелк, хоть рукой погладить.

СТЕПАН: «Вот, - беда! Как бы только ноги унести, пока не заметила». Старики говорят, что Хозяйка эта - малахитница… - любит над человеком мудровать.

Только подумал так-то, она и оглянулась. Весело на парня глядит,улыбается… и говорит шуткой:

ХОЗЯЙКА: - Ты что же, Степан Петрович, на девичью красу даром глаза пялишь? За погляд-то ведь деньги берут. Иди-ка поближе. Поговорим с тобой маленько.

Парень испугался, конечно, а виду не показывает. Крепится. Хоть она и тайна сила, а все ж таки девка. Ну, а он парень - ему, значит, и стыдно перед девкой оробеть.

СТЕПАН:- Некогда мне разговаривать. Без того проспали, а траву смотреть пошли…

( Она посмеивается, а потом и говорит )

ХОЗЯЙКА:- Ладно тебе стесняться…. Иди, говорю, дело есть.

Ну, парень видит - делать нечего. Пошел к ней, а она рукой маячит, обойди-ка руду с другой стороны. Он обошел и видит - ящерок там несчисленно. И все разные. Одни, например, зеленые, другие голубые, которые в синь впадают, а то как глина либо песок с золотыми крапинками. Одни, как стекло либо слюда, блестят, а другие, как трава поблеклая, а некоторые узорами изукрашены.

(на сцену выбегают ящерки. Девка смеется.)

ХОЗЯЙКА- Не наступи на мое войско, Степан Петрович. Ты вон какой большой да тяжелый, а они у меня маленькие.

(Хозяйка хлопнула в ладоши, ящерки начали танцевать)

Танец Ящерок

ХОЗЯЙКА- Теперь тебе ступить некуда. Раздавишь мою слугу - беда будет… Ну?...теперь признал меня, Степанушка?... Ты не пугайся. Плохого тебе не сделаю.

СТЕПАН- А чего мне бояться, коли я в горе работаю!

ХОЗЯЙКА- Вот и хорошо… Мне как раз такого и надо, который никого не боится. Завтра, перед тем как в гору спускаться… будет тут ваш заводской приказчик, ты ему скажи, …да, смотри, не забудь слов-то моих: «Хозяйка, мол, Медной горы сказывала тебе, душнoму козлу, чтобы ты с рудника убирался. Ежели еще будешь эту мою железную шапку ломать, так я тебе всю медь в Гумешках так спрячу, что никак ее не добудешь». Надоело мне, что мои богатства разворовывают…

(Сказала это и прищурилась)

ХОЗЯЙКА- Понял ли, Степанушко? В горЕ, говоришь, работаешь…, никого не боишься? Вот и скажи приказчику, как я велела, а теперь иди да тому, который с тобой, ничего, смотри, не говори. Пожилой он человек, что его тревожить да в это дело впутывать…

(Похлопала в ладошки, и все ящерки разбежались. Сама тоже на ноги вскочила, побежала оглянулась и говорит)

ХОЗЯЙКА - Не забудь, Степанушко, как я говорила. «Велела, мол, тебе, - душнoму козлу, - с Красногорки убираться.» Сделаешь по-моему, замуж за тебя выйду!

(Парень сплюнул вгорячах)

СТЕПАН- Тьфу ты, погань какая! Чтоб я на ящерке женился.

( А она видит, как он плюется, и хохочет.)

ХОЗЯЙКА- Ладно,… потом поговорим. Может, и надумаешь?

И сейчас же за горку, только хвост зеленый мелькнул. Остался Парень один. На руднике тихо. Слышно только, как за грудкой руды другой-то похрапывает. Разбудил его, да к вечеру домой воротились, а у Степана одно на уме: как ему быть? Сказать приказчику такие слова - дело не малое, а Приказчик и верно нехороший был человек - сказывают, гниль какая-то в нутре у него, была… Не сказать ему- тоже боязно. Она ведь Хозяйка. Какую хошь руду может в обманку превратить. А хуже того, стыдно перед девкой хвастуном себя показать. Думал-думал, и решился…

СТЕПАН- Была не была, сделаю, как она велела.

На другой день поутру, у горы-то народ собрался, приказчик заводской подошел. Все, конечно, шапки сняли, молчат, а Степан подходит и говорит:

СТЕПАН - Видел я вчера Хозяйку Медной горы, и велела она тебе сказать… Велит она тебе, душнoму козлу, с Красногорки убираться. Ежели ты ей эту железную шапку испортишь, так она всю медь на Гумешках так спрячет, что никому не добыть.

НАСТАСЬЯ (испуган о)– Стёпушка, да что ты такое говоришь?

У приказчика даже усы затряслись.

ПРИКАЗЧИК- Ты что это? Ума лешился? Какая Хозяйка? Кому ты такие слова говоришь? Да я тебя со света изживу!

НАСТАСЬЯ Стёпушка, проси прощения, али тебя со свету изживут…

СТЕПАН- Воля твоя, а только мне так велено.

ПРИКАЗЧИК- Выпороть его, да спустить в гору и приковать цепями в забое! А чтобы не издох, давать ему собачьей овсянки и без поблажки. Чуть что - драть нещадно!

(слуги приказчика уводят Степана, а когда возвращается он им наказывает)

НАСТАСЬЯ (падает на колени)…Пощади Степана, господин хороший…Сам не понял что наговорил…Не губи… пропадет ведь он в забое… Сыро там и холодно…

ПРИКАЗЧИК- Уйди девка…Пусть Степка прохладится пока там маленько. А чтобы понятно ему было…пусть на добычу чистого малахита встанет...

Делать нечего. Как отошел надзиратель, стал Степан киркой помахивать, а парень все ж таки проворный был. Глядит - ладно ведь. Так малахит и сыплется, ровно будто кто его руками подбрасывает. И вода куда-то ушла из забоя. Сухо стало.

(на сцену выходит в цепях Степан)

СТЕПАН: «Вот, хорошо-то. Вспомнила, видно, обо мне Хозяйка».

(Появляется Хозяйка)

ХОЗЯЙКА:- Молодец, Степан Петрович. Честь и хвала тебе... Не испугался ты душнoго козла. Хорошо ему сказал. Пойдем со мной… будешь, мое приданое смотреть. Я тоже от своего слова не отказываюсь.

( хлонула в ладошки, ящерки набежали, со Степана цепь сняли, а Хозяйка им распорядок дала )

ХОЗЯЙКА- А вы, слуги мои верные, наломайте тут руды вдвое больше... Да чтобы на отбор малахит был,… шелкового сорту. (Потом Степану) - Ну, женишок, пойдем смотреть мое приданое.

(уходят)

Танец Ящерок с шкатулками, выносят стульчики и подсвечники…

И вот, пришли они. Она впереди, Степан за ней.. комнаты большие под землей стали, а стены у них разные. То все зеленые, то желтые с золотыми крапинками. На которых опять цветы медные. Синие тоже есть, лазоревые. Одним словом, изукрашено, что и сказать нельзя. И платье на ней - на Хозяйке-то - меняется. То оно блестит, будто стекло, то вдруг полиняет, а то алмазной осыпью засверкает, потом опять шелком зеленым отливает.

ХОЗЯЙКА – Ну, вот мы под самой Красногоркой. Тут у меня после Гумешек самое дорогое место.

(На сцене стульчики подсвечники, шкатулки, сундуки. Ящерки вокруг)

ХОЗЯЙКА- Посидим, тут, поговорим.- Видал мое приданое?

СТЕПАН- Видал...

ХОЗЯЙКА- Ну, как теперь насчет женитьбы?

А Степан и не знает, что ответить. У него, то, невеста была. Хорошая девушка, сиротка одна.Настенька. Ну, конечно, против малахитницы, ей красотой не равняться! Простой человек, обыкновенный… Помялся-помялся Степан, да и говорит:

СТЕПАН- Приданое у тебя царское,… а я человек рабочий, простой.

ХОЗЯЙКА- Ты, друг любезный, от ответа не увиливай…. Прямо говори, берешь меня замуж или нет?

Ну, Степан и ответил напрямки:

СТЕПАН- Не могу,… потому что другой обещался.

ХОЗЯЙКА- Молодец, Степанушко… За приказчика тебя похвалила, а за это вдвое похвалю. Не позарился ты на мои богатства, не променял свою Настеньку на каменну девку.

А у парня, верно, невесту-то Настей звали .

ХОЗЯЙКА- Вот, тебе подарочек для твоей невесты,… (подает большую малахитову шкатулку. А там, слышь-ко, всякий женский прибор. Серьги, кольца и протча, что даже не у всякой богатой невесты бывает.)

СТЕПАН- Как же, я с таким богатством наверх подымусь?

ХОЗЯЙКА- Об этом не печалься. Все будет устроено, и от приказчика тебя вызволю, и жить безбедно будешь со своей молодой женой, только вот тебе мой сказ - обо мне, чур, потом не вспоминай. Это третье тебе мое испытание будет. А теперь давай поешь маленько.

Схлопала опять Хозяйка в ладошки, набежали ящерки - полон стол установили. Накормила она его щами хорошими, пирогом рыбным, бараниной, кашей и протчим, что по русскому обряду полагается.

Пройдя курс Вы получите:
- Удостоверение о повышении квалификации;
- Подробный план уроков (150 стр.);
- Задачник для обучающихся (83 стр.);
- Вводную тетрадь «Знакомство со счетами и правилами»;
- БЕСПЛАТНЫЙ доступ к CRM-системе, Личному кабинету для проведения занятий;
- Возможность дополнительного источника дохода (до 60.000 руб. в месяц)!

Оставьте свой комментарий

Чтобы задавать вопросы.

Тематический вечер "Путешествие в сказы Бажова"

для детей старшего дошкольного возраста

Цели:

1. Через творчество П. П. Бажова будить интерес и любовь к родному краю, пополнять знания о нем.

2. Прививать любовь к чтению.

Задачи:

1.Знакомить детей с биографией уральского сказочника П. П. Бажова;

2. Создать условия для длительного сохранения большой информации и для воспроизведения ее.

3. Развивать умение детей отвечать на вопросы, применять знания, полученные при чтении художественной литературы;

1. Вводная часть.

Дети заходят в зал. Их встречает Хозяйка Медной горы (воспитатель)

Это кто пожаловал в мой лес заповедный, мастеровые люди или бездельники

А меня вы узнали?

Зачем пришли, богатства мои высматриваете или поучиться?

Ну, коли учиться, так другой разговор. Я поведу вас путешествовать по моим владениям. Готовы? Приглашаю.

Дети ведут хоровод под русскую народную.

Дети садятся на скамеечки.

2. Рассказ Хозяйки Медной горы о сказочнике П.П.Бажове.

В чьих сказах вы про меня слышали?

Верно, это - Павел Петрович Бажов.

(На экране появляется слайд 2 с портретом писателя.)

Его друзья писатели говорили о нем так:

«Человек он очень простой, скромный, спокойный, добрый.»

«Это был чудесный человек. Невысокий, похожий на сказочного гнома, который поднялся из земли, чтобы рассказать о кладах Урала».

Бажов Павел Петрович – знаменитый русский советский писатель, знаменитый уральский сказочник, Родился Павел Петрович Бажов 27 января 1879 года (136 года назад) в поселке Сысертского завода, недалеко от Екатеринбурга.

На фотографиях Павел Петрович Бажов выглядит старым, мудрым сказочником. Он и был сказочником. В его произведениях добро побеждало зло, вся нечисть отступала перед мужеством и чистой совестью. Но героями сказок стали не гномы, не богатыри, обладающие необыкновенной силой, а обычные люди. И поэтому его произведения называют сказами, а не сказками. Сказ – это сказка на основе достоверных фактов с некоторым вымыслом.

Мы уже знаем произведения П. П. Бажова: "Серебряное копытце", "Огневушка - поскакушка", "Синюшкин колодец", "Малахитовая шкатулка", "Каменный цветок".

Павел Петрович Бажов был очень образованный, мудрый человек, который долго работал учителем, затем журналистом, много ездил по Уралу, жил в разных городах: Сысерть (родился), Полевской, Камышлов, Невьянск, Екатеринбург.

В Сысерти и Екатеринбурге есть дома, где жил писатель. Теперь это музеи. (слайды 3-4)

По сказам поставлены спектакли, снят кинофильм, мультфильмы.

Художники любят рисовать иллюстрации к сказам Бажова.

3. Путешествие в картинную галерею.

А сейчас я вас приглашаю в мою картинную галерею по сказам Бажова.(слайд 5)

Дети идут к центральной стене, где установлен мультимедийный экран.

В нашей галерее находятся картины - иллюстрации к сказам П. П. Бажова. А узнаете ли вы сказ по картинам - это мы сейчас проверим.

Картины показываются по - порядку. Дети рассматривают, называют сказ, по возможности пересказывают изображенный сюжет.

1.- "Серебряное копытце": "Ночь месячная, светлая, далеко видно. Глядит Дарёнка - кошка близко на покосном ложке сидит, а перед ней козёл. Стоит, ножку поднял, а на ней серебряное копытце блестит. "(слайд 6)

2.-"Огневушка -Поскакушка": "У меня тепло!, У меня светло! Красно летичко! Обошла круг - тепло Федюньке стало, а Поскакушка шире да шире круг берет, сама подрастает. " (слайд 7)

3."Малахитовая шкатулка": "Танюшка побегала много - мало по хозяйству и забралась в избу поиграть отцовскими камешками. Надела наголовник, серьги повесила… " (слайд 8)

4."Синюшкин колодец": "Поворотился Илюха в ту сторону. Видит - девчонка подходит. Простая девчонка, в обыкновенный человеческий рост. Годов так 18. Платьишко на ней синее, платок на голове синий. А пригожа эта девчонка - и сказать нельзя… " (слайд 9)

5."Медной горы хозяйка": "Да ведь эта сама Хозяйка. Её одёжа - то. Из шёлкового малахиту платье. " (слайд 10)

Молодцы, ребята узнали сказы и вспомнили сюжеты. Понравились вам картины?

4. Путешествие в "Комнату Знаний"

А теперь я хочу проверить ваши знания. Я думаю, вы внимательно слушали сказы и легко ответите на мои вопросы.

1 - 2 - 3 - повернись

В комнате Знаний окажись!

Дети снова идут и присаживаются на скамеечки.

"Отгадайте загадки":

1. Кто-то сидит у окошка в избушке,

А маленький козлик стоит на опушке.

Ударит копытцем - каменья летят,

И россыпи их под луною блестят.

С козликом рядом кошка Мурёнка,

И смотрит на них из окошка.

(Дарёнка) (слайд 12)

2. Как куклёнка, девочка

Спляшет вам с припевочкой!

Появляется в огне.

Как зовут? Скажите мне!

(Огневушка - Поскакушка) (слайд 13)

"Из какого сказа эти строки? "

1. "Глядит, - а из того водяного окошка старушонка вышла. Ростом не больше трёх четвертей. Платьишко на ней синее, платок на голове синий и сама вся синёхонька, да такая тощая, что вот подует ветерок - и разнесёт старушонку. "

("Синюшкин колодец") (слайд 14)

2. "Вот и повёл Кокованя сиротку к себе жить. Сам большой да бородатый, а она махонькая и носишко пуговкой. Идут по улице, и кошчонка ободранная за ними попрыгивает. " ("Серебряное копытце") (слайд 15)

"Ответьте правильно на вопросы"

1. Какой писатель рассказывал про уральских мастеров, да про богатства Медной горы хозяйки? (П. П. Бажов) (слайд 11)

2. В кого превращалась Хозяйка Медной горы? (В ящерку)

3. Что подарила Степану Хозяйка Медной горы? (Малахитовую шкатулку)

4. Что оставила бабка Лукерья Илюше в наследство? (Перышки)

5. Чьи это слова: "Пр-равильно говоришь, пр-равильно. " (Кошка Мурёнка)

Молодцы, порадовали меня знаниями.

5. Просмотр мультфильма «Серебряное копытце».

Приглашаю вас в кинозал посмотреть мультфильм по сказу П.П.Бажова.

6. Подведение итогов работы.

Ну что, ребята вот и закончилось наше путешествие по моим владениям. Вы хорошо потрудились и за это я награжу вас.

Из шкатулки дарит детям картинки-раскраски по сказам. (Приложение)

Прощается и уходит.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий тематического занятия, посвященного Дню Победы для детей старшего дошкольного возраста

Сценарий тематического занятия, посвященного Дню Победы для детей старшего дошкольного возрастаЦель: 1. Формировать у детей чувство патриотизма, воспитывать любовь...

«Комплексно-тематическое планирование по лексическим темам для детей старшего дошкольного возраста в соответствии с ФГТ»

«Комплексно-тематическое планирование по лексическим темам для детей старшего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС»

В современных условиях воспитания и образования детей в дошкольных образовательных учреждениях федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) устанавливают нормы и положения, обязательны...

Сценарий внеклассного занятия для младших классов: Чудный мир уральских сказов

Цели:
1. Познакомить учащихся с творчеством русского писателя П.П.Бажова.
2. Активизировать творческие способности детей, стимулировать их исследовательскую деятельность.
3. Формировать коммуникативные и интеллектуальные способности.
4. Развивать способность к сравнению, сопоставлению, влиять на формирование их читательских интересов.
5.Развивать память, логическое мышление, расширять кругозор учащихся, формировать глубокий и устойчивый интерес к предмету.
6. Воспитывать культуру общения, умение выслушивать собеседника и отвечать на поставленный вопрос, формировать потребность в коллективной и индивидуальной работе.
Оборудование: проектор, компьютер.

Ход урока:

1. Вступительное слово учителя: (слайд)
Известно людям с давних пор –
Так нужно ль сомневаться?-
Что в глубине Уральских гор
Сокровища таятся.
Но самоцветных всех камней,
Как радуга горящих,
Сказанья древние ценней
О людях настоящих,
О старых русских мастерах,
Об их тяжелой доле,
Волшебных золотых руках,
Закованных неволей.

2. Рассказ о биографии Бажова. (слайд)
Родился 27 января 1879 года в Сысерти в семье рабочего сварочного цеха Петра Бажова. Детство писателя прошло в Сысерти и Полевском – старых заводских поселках. Семья Бажовых вела привычный для рабочих того времени полукрестьянский образ жизни, когда на время покоса закрывались фабрики, и шла заготовка сена, работа на огороде, заготовка грибов и ягод. Отец будущего писателя Пётр Васильевич, рабочий сварочного цеха, считался специалистом своего дела, был человеком гордым и талантливым, но отличался строптивым нравом и был непочтителен с начальством. Из-за этого семья часто переезжала с места на место, побывав на всех заводах Сысертского округа. Мать Августа Стефановна кроме ведения домашнего хозяйства рукодельничала «на заказчика», была искусной кружевницей.

библиотекарь:
А знаете ли вы, что фамилия Бажов происходит от местного слова «бажить» – то есть ворожить, предвещать. У Бажова и прозвище мальчишечье уличное было – Колдунков. И позже, когда Бажов стал печатать свои произведения, он подписывался одним из своих псевдонимов –Колдунков.
Учитель трёхлетней земской школы заметил способного и смекалистого мальчика и посоветовал родителям учить сына дальше. Так десятилетний Бажов в 1889 г. оказался в духовном училище г. Екатеринбурга. «Здесь плата за право обучения была значительно ниже против гимназий, не требовалось форменной одежды, и была система «общежитий», в которых содержание было гораздо дешевле, чем на частных квартирах», – писал в своих воспоминаниях Бажов. Закончив его в 14 лет, поступил в Пермскую духовную семинарию, где обучался ещё 6 лет. В 1897 г., после смерти отца, Павлу пришлось думать о заработке, отказавшись от обучения в духовной академии. С 1899 по 1917 года Бажов был учителем русского языка сначала в деревне Шайдуриха около Невьянска, затем в Екатеринбурге и в Камышлове. Много ездил по Уралу, собирал для себя «узелки на память» - народное устное творчество.
В Екатеринбурге Бажов поселился в 1914 году, построив свой дом на окраине города. Сейчас это улица Чапаева. (слайд)
Недалёко от Исети -
Старый дом и сад густой.
Там шумит весенний ветер
Беспокойною листвой.
Облаков пушистых гребни
Проплывают стороной.
В этом доме жил волшебник –
Мудрый сказочник седой...

След Копытца серебрится,
Вьётся змейкою в ночи,
Огневушкою кружится
Пламя жаркое в печи,
Ящерки мелькнули разом,
Встал Данила над цветком...
И шкатулкой, полной сказов,
Кажется бажовский дом.
А из сада гомон птичий,
Ветви тянутся к лучам.
И шумит листвой рябинка,
Зеленеет каждый год...
...К дому этому тропинка
Никогда не зарастёт

Об Урале до войны знали меньше, чем сегодня. Он казался экзотическим краем, где возможна собственная мифология. Такая мифология действительно существовала.

В этой мифологии есть Малахитница, которая одним помогает, а других и наказать может.
Есть она и у Бажова, только он Малахитницу называет Медной горы Хозяйка Она хранительница секретов высшего мастерства, воплощение красоты самой уральской природы.
В малахитовую шкатулку. Хозяйка Медной горы положила свои драгоценности – украшения из самоцветных камней.

Перед нами сейчас другая «Малахитовая шкатулка», и она ничуть не хуже: в ней собраны чудесные, яркие, увлекательные сказы Павла Петровича Бажова. слайд

А сейчас проверим, как вы знаете произведения Бажова. Для этого разгадаем кроссворд
По вертикали – герои сказов П.П. Бажова: (показ слайдов)
Герой сказа «Медной горы Хозяйка» (Степан)
Как называли в народе Медной горы Хозяйку? (Малахитница)
Имя деда в сказе «Серебряное копытце»(кокованя)
Он стал мастером у старика Прокопьича (Данила)
Имя девочки в сказе «Серебряное копытце» (Даренка)
Фамилия мастера чугунного литья в сказе «Чугунная бабушка» (Торокин)
Как звали старушонку из сказа «Синюшкин колодец»? (Синюшка)

А сейчас проведем викторину по сказам Бажова .
1. Как звали писателя, написавшего «Каменный цветок»
А) Иван Сергеевич Крылов
Б) Андрей Платонович Платонов
В) Павел Петрович Бажов
2. Как звали героя сказа?
А) Никитушка
Б) Данилушка
В) Коленька
3. Сколько лет было герою в самом начале сказа?
А) 10
Б) 15
В) 12
4. Прозвище героя
А) Недовыросший
Б) Недокормыш
В) Недоросший
5. Имя невесты Данилы?
А) Катя
Б) Надя
В) Настя
6. С каким камнем работал Данила?
А) алмаз
Б) изумруд
В) малахит
7. Кто первым рассказал Даниле о каменном цветке?
А) Прокопьич
Б) бабка Вихориха
В) невеста Катя
8. На какой праздник, по легенде, можно было увидеть каменный цветок?
А) Иванов день
Б)Змеиный праздник
В)Новый год
9. Чем закончился сказ?
А) Данила и Катя поженились
Б) Данила стал заниматься другим делом, а работу с камнями бросил.
В) Данила ушел из дома и больше его никто не видел

Итог урока
Ученые говорят, что Урал и вовсе не изучен до конца, и вполне может преподнести еще не один сюрприз, и предрекают новое рождение старым копям. А туристы, которые в последнее время особенно полюбили суровый и прекрасный северный край, с изумлением рассказывают про странную зеленую ящерку, появляющуюся словно ниоткуда, которую еще можно увидеть иной раз близ Ильмени или Гумешков. Правда это или вымысел – но Уральские горы все не скудеют самоцветами, а значит, Хозяйка все еще там и охраняет свои владения.

Презентация на тему: Чудный мир уральских сказов. Павел Петрович Бажов

«Серебряное копытце» Павел Бажов

Сценарий сказки.

Ведущий

Даренка

Кокованя

Муренка

Мачеха

Дети

Вед: Жил в нашем селе старик один, по прозвищу Кокованя. Семьи у него не осталось, он и решил взять в дети сиротку. Поспрашивал у соседей, они и посоветовали взять одну девчонку лет шести.

Кокованя : Несподручно мне с девчонкой-то. Парнишечко-то лучше. Обучил бы его своему делу. А с девчонкой как? Чему её учить-то стану?

Садится, думает. В это время выбегают дети играть в игру «Лапоток».

Лапти липовые.

Мачеха : Лапти готовы?

Дети : Нет!

Эх, лапти, да лапти, да лапти мои.

Лапти липовые.

Вы не стойте у ворот, заходите в огород.

Мачеха : Лапти готовы?

Дети : Готовы!

Мачеха : Тогда бросайте. (отворачиваются, и бросают через плечо)

Мать : А теперь сплясать водном можете?

Дети : Да! (танцуют, на обутой ноге)

Мать : Раз, два, три каждый лапоть свой бери!

Мать : Чтобы лапоть свой забрать, меня надо целовать! (целуют)

Вед : В праздничный день приходит он в ту избу к тем людям, у кого сиротка жила. Видит, полна изба народу: больших и маленьких. Отдельно девочки сидит, а рядом с ней кошка бурая. Девочка эту кошку гладит и она до того звонка мурлычит, что по всей избе слышно.

Кокованя : Это у вас Григорьева – то дочка?

Хозяйка : она самая. Мало одной-то, так еще и кошку драную где-то подобрала. Всех моих детей перецарапала, так еще и корми её.

Кокованя : Неласковые твои видно ребята, у неё-то мурлычет.

(обращается к сиротке).

Ну как, Даренка, пойдешь ко мне жить?

Даренка : Ты деда как узнал, что меня Даренкой зовут?

Кокованя : Да так, не думал, не гадал, нечаянно попал.

Даренка : А ты хоть кто?

Кокованя : Я – вроде охотник. Летом золото добываю, зимой за козлом бегаю, да все увидеть не могу.

Даренка : Застрелишь?

Кокованя : Нет! Простых козлов стреляю, а этого не стану. Мне посмотреть охота, в каком месте он правой передней ножкой топнет.

Даренка : А тебе на что это?

Кокованя : А вот пойдешь ко мне жить, так все и расскажу.

Даренка : Пойду, только ты эту кошку Муренку тоже возьми. Гляди, какая хорошая…

Кокованя : Про это что и говорить!

(хозяйка собирает вещи, отдает кузовок)

Кошка : (трется и мурлычет) Правильно придумал, правильно!

Вед : Так и повел Кокованя сиротку к себе жить. Сам большой, бородатый. Она махонькая, носишко пуговкой. Идут и кошка драная за ними подпрыгивает. Так и стали жить вместе: дед Кокованя, Даренка, да кошка Муренка. Кокованя с утра на работу уходил, Даренка по дому работала, кошка Муренка на охоту ходила, мышей ловила. В свободную минутку Даренка играла со своей куклой

Даренка : Глазки, глазки – носик,

Щечки, щечки – ротик,

Ушки, ушки – лобик.

Ручки – животик,

Ножки, ножки – голова

Эта куколка моя.

Вед : А вечером соберутся, Кокованя сказки рассказывает, Муренка мурлычет, Даренка напоминает …

Даренка : Деда, про козла-то скажи, какой он?

Кокованя : Тот козел особенный. У него на правой передней ноге серебряное копытце. В каком месте топнет этим копытом – там и появится дорогой камень, а где ножкой бьет – там груда дорогих камней.

Даренка : Деда, а он большой?

Кокованя : Не выше стола.

Даренка : Деда, а рожки у него есть?

Кокованя : Рожки-то у него отменные. У простых козлов по два, а у этого по пять веточек…

Даренка : Деда, а кого он ест?

Кокованя : Да никого не ест, листом да травой питается. Ну, сено зимой подъедает.

Даренка : А шерстка, у него какая?

Кокованя : Летом буренькая – как у Муренки, а зимой – серая.

Вед: Наступила зима. (танец снежинок).

Стал, Кокованя готовится к охоте.

Даренка : Деда, серебряное копытце в той стороне пасется?

Кокованя : Кто его знает, может и он там.

Даренка : Возьми меня Деда с собой! Я в балагане сидеть буду. Может Серебряное копытце, подойдет, я и погляжу.

Кокованя : Что ты, что ты! Где это видано, чтобы маленькая девочка по лесу ходила, на лыжах ведь надо, а ты не умеешь. Как я с тобой буду? Замерзнешь еще.

Даренка : Возьми деда, на лыжах-то я маленько умею.

Кокованя : Ладно, возьму, только, чур, не реветь и домой не просится.

Вед : Как зима вошла в полную силу, стали они в лес собираться. Уложил Кокованя в санки сухарей два мешка, припас охотничий. Даренка тоже взяла узелок, в который положила лоскуток для шитья кукле платья, саму куклу. Только жалко Даренке свою кошку Муренку оставлять, да что поделаешь? Гладит она кошку на прощание. Разговаривает с ней.

Даренка : Мы, Муренка с дедом в лес пойдем, а ты дома сиди, мышей лови. Как увидим Серебряное копытце, воротимся, я тебе все расскажу.

Кошка

Вед : Пошли Кокованя с Даренкой. Как стали выходить, слышат, собаки залаяли, забеспокоились. Оглянулись назад. А это Муренка бежит. Хотела Даренка кошку поймать да домой унести, только где тебе. Добежала до лесу – да на дерево. Покричала Даренка, не могла кошку приманить. Что делать? Пошли дальше.

Вед : Козлов в ту зиму много было. Шкурок и мяса много накопилось.

Даренка : Деда, сходил бы ты за лошадью. Надо ведь солонину домой перевезти.

Кокованя : Какая ты у меня умница, Дарья Григорьевна! Сам про это думал, да забоишься, поди, одна-то!

Даренка : Чего бояться. Дом у нас крепкий, волкам не добиться. И Муренка со мной. Не забоюсь! А ты поскорее возвращайся все-таки.

Вед : Ушел Кокованя. Осталась Даренка одна: днем по дому работает, а как стемнела, забеспокоилась. Только Муренка лежит спокойно, Даренка повеселела. Села к окошечку, смотрит в сторону покосных лужков и видит – от лесу какой-то комочек катится. Разглядела, а это козел. Ножки тоненькие, голова легонькая, а на рожках по пяти веточек. Выбежала Даренка поглядеть, а никого нет. Подождала, подождала и вернулась домой.

Даренка : Видно задремала я, мне и показалось.

Кошка : Правильно говоришь, правильно.

Вед : Легла Даренка с кошкой и уснули. На следующий день Кокованя не вернулся. Хотела спать ложиться – вдруг по стене топоток прошел. Как будто кто легкий ходит.

Даренка : Не козел ли тот вчерашний прибежал? Ме-ка, ме-ка!

Вед : Козел только рассмеялся. Повернулся и побежал по лужкам.

Даренка : Поглядела я Серебряное копытце, И рожки видела и копытце видела. Не видела только, в каком месте тот козлик ножкой топает, в другой раз видно покажет.

Кошка : Правильно говоришь, правильно.

Вед : Третий день прошел, а КОКОВАНЯ ТАК И НЕ ВЕРНУЛСЯ. Вовсе загрустила Даренка, слезки закапали. Хотела поговорить со своей кошкой, оглянулась а её нет. Выбежала Даренка кошку искать. Глядит, а кошка рядом на покосном ложке сидит, а перед ней козел. Муренка головой покачивает и козел так же, как будто разговаривают, потом стали бегать. Бежит, бежит козел, остановится и давай копытом бить. Муренка подбежит – козел дальше отскочит и опять копытом бьет. Тут вспрыгнул Козел на крышу и давай по ней серебряным копытцем бить. Как искры из под ножки те камешки посыпались. Красные, голубые, зеленые – всякие.

К той поре Кокованя вернулся. Узнать свой балаган не может. На верху козел стоит и все бьет и бьет серебряным копытцем. А камни сыплются и сыплются. Вдруг Муренка скок туда же. Громко мяукнула и не Серебряного копытца, не Муренки не стало. Кокованя сразу полшапки камней нагреб, да Даренка запросила.

Даренка : Не тронь Деда, завтра днем еще на это погладим.

Вед : Только к утру снега-то много выпало. Все камни-то и засыпало. (танец снежинок, закрывают тканью камни). Погребли снег. Только ничего не нашли, но им и того хватило, что Кокованя набрал. Все бы хорошо, только Муренку жалко. Больше её так и не видели и Серебряное копытце больше не показывался. Потешил, раз, да и будет.

А по тем покосным ложкам, где козел скакал, люди камушки находить стали. Зеленые большие – хризолитами называются.

Уральские самоцветы.

В сказочном Урале мы живем

Так привольно нам в краю родном.

Горы и вершины, реки и долины.

Нам всегда ласкает взор

Сосны исполины. Кедры и рябины.

Манит нас в лесной шатер.

Припев: зеленей – расцветай.Мой любимый край.

Наш сказитель здесь когда – то жил

И Урал всем сердцем полюбил.

Про людей хороших, честных и пригожих

Много сказок он сложил.

Кто их прочитает, сразу понимает

Как Бажов наш край любил.

Неспроста в народе говорят

Что Урал сказочно богат.

Много самоцветов, самых разных цветом.

Горы бережно хранят.

Много всем примеров, ярче самоцветов,

У ребят глаза горят.

Славим мы родной Уральский край

Коль захочешь в гости приезжай.

Встретим с пирогами, с песнями, цветами.

Испечем мы каравай.

Пойте вместе с нами, славьте вместе с нами

Наш родной любимый край.

Каждый год в школе мы проводим мероприятия, посвященные юбилеям писателей: литературные игры, игры- путешествия, театрализованные игры. Большую помощь в подготовке и проведении данных форм оказывают работники нашего сельского клуба. На фотографии моменты с наших мероприятий. Предлагаю читателям одну из разработок внеклассного мероприятия, посвященного творчеству П.П. Бажова, которую можно использовать и во время летнего отдыха детей.

Цель: способствовать расширению кругозора о литературе родного края через проведение игры по сказам Бажова.

Задачи:

1) включить учащихся в эмоционально-творческую деятельность, связанную с прочитанными произведениями П.П. Бажова;
2) развивать устную речь школьников, воображение, творческие способности; умение общаться со сверстниками;
3) воспитывать любовь к родному краю, к чтению, чувство взаимопомощи, взаимовыручки.

Оборудование:

1) призы для учащихся;
2) музыкальное сопровождение праздника

Необходимый реквизит:

1) три перышка: белое, черное, рыжее;
2) две чашки, две деревянных ложки;
3) вырезанные из бумаги «болотные кочки» (они должны быть зеленого цвета);
4) две посудины с водой;
5) 2 рисунка с изображением ящерицы, но они должны быть разрезаны на разные фигуры;

Ход мероприятия

Звучит мелодия песни. Появляется Хозяйка Медной горы, она же Ведущая.

Ведущая : Здравствуйте, гости дорогие! История нашего края неразрывно связана с именем великого русского писателя Павла Петровича Бажова. 28 января 2009 года ему исполнилось 130 лет.

На Урале, что ни слово,
Что ни речь - то целый клад!
Сказы дедушки Бажова
Знает нынче стар и млад!

И сегодня мы с вами проведем удивительное путешествие в мир сказов этого великого уральского писателя. Проверим, знаете ли вы его произведения. А лучшим знатокам его сказов мы вручим призы. Готовы? Ну, тогда в путь.

Чтобы отправиться в путешествие, надо сначала вспомнить, какие сказы Бажова вы читали и знаете. Для этого мы с вами сейчас проведем аукцион.

Хозяйка проводит аукцион по названиям сказов Бажова.

Ведущая: Итак, мы уже в пути. А чтобы нам не было грустно, мы сейчас с вами споем, ведь герои сказов тоже любили петь народные песни. Я посмотрю, кто из вас лучше поет и танцует. Начинаем петь!

Девочки поют - У меня тепло!

Мальчики поют - У меня светло!

Вместе - Красно летечко!

Красно летечко!

Ведущая: Теперь мы будем петь все быстрее и быстрее. А только я скажу: «Пляска!», все встают и начинают плясать русского. Кто будет петь и задорнее танцевать, тот и будет победителем в этом конкурсе. Победители будут участвовать в следующем конкурсе.

Дети поочередно поют на мотив песни «Я на горку шла!». Темп ускоряется, а потом все пляшут русского. Ведущий отбирает лучших танцоров (8 мальчиков и 8 девочек), из которых в следующем конкурсе организуются две команды - команда мальчиков и команда девочек.

Ведущий: Вот у меня в руках три перышка: одно - белое, другое - черное, а третье - рыжее. Откуда эти перышки, кто их хозяин? Правильно, Синюшка - бабка из сказа «Синюшкин колодец». А появились они у меня в руках неспроста: бабка Синюшка придумала вам испытание. Она предлагает вам вычерпать воду из колодца. С ложкой в руках вы будете бегать по кочкам к колодцу, ложкой забирать воду и переносить ее в чашку. Но прыгать придется по кочкам, чтобы добраться до колодца. Кто будет первым и кого в чашке окажется больше воды, тот и будет победителем.

Проводится игра. Победителям вручаются призы.

Ведущий: Мы знаем, что герои сказов Бажова занимались обработкой изумрудных камней. Сейчас мы с вами вспомним, какие камни-самоцветы вы знаете. Кто называет камень, тот выходит ко мне.

  • Этот камушек часто вам в жизни помогает. Он красного цвета. На часы поглядите - там он есть. Из этого камня делают стекла в космических кораблях. Из этого камня сделаны звезды на башнях кремля. Что это за камень? (РУБИН)
  • Этот камень означает просто «синий камень». Блеск имеет бархатистый, глазу приятный. (САПФИР)
  • Название этого камня означает «непьяный». Греки в старину говорили: кто, мол, носит этот камень, значит трезвенник! Верно, камень «непьян». (АМЕТИСТ)
  • «Огнь-камень». Говорят, бури усмиряет да и сердца человеческие. Раньше проигрыватели были, а в них первоэлементы из камня этого. Он чаще всего оранжевого цвета. Но бывает и коричнево-золотистый. (ТОПАЗ)
  • Ценнейший поделочный камень, лучшие сорта только на Урале. Хозяйка Медной горы любила платье из этого камня. (МАЛАХИТ)
  • Еще один камень. Наполеон Москву рассматривал в трубу сквозь этот камушек. Говорят, он змей ослепляет, а на глаз человеческий благотворно влияет. Под подушку его кладите, глаз будет алмаз. (ИЗУМРУД)
  • Камень влюбленных. (АКВАМАРИН)
  • Прозрачный камень, а сам сверкающий. Название его переводится - «неукротимый». (АЛМАЗ)
  • А кто еще знает название каких-либо драгоценных камней?

Молодцы! Сейчас мы с теми, кто вышел ко мне, проведем игру, которая называется «камушки».

Все дети делятся на три команды, один человек в этих командах «камушек». Он становится в центр круга. Под музыку команды начинают водить хоровод вокруг своих «камушек». По команде Ведущего «месяц» все члены команды приседают и закрывают глаза. «Камушки» в это время меняются местами. По команде «день» дети бегут к своим «камушкам». Чья команда первой начнет вновь водить хоровод, та и выигрывает в этой игре.

Ведущий: А сейчас я, как Хозяйка Медной горы, сама проверю вас. Вот вам разрезанные осколки картины. Вы должны собрать узор, на котором нарисована ящерица. Кто первый соберет, тот и будет победителем.

Проводится конкурс «Собрать рисунок ящерицы» (по принципу игры «пазлы»).

Ведущий: Пока наши мастеровые собирают рисунок, мы с вами проведем конкурс «Угадай героя сказа».

Небольшого росту девка,
И сама вся статная,
И коса ее чернява,
Да такая ладная.
Платье цвета малахита,
В косе ленты красные,
Глаза. Словно изумруды,-
Волшебные, ясные. (ХОЗЯЙКА МЕДНОЙ ГОРЫ).

Махонька девчонка-
Сама вроде кукленочка-
Развехонько так пляшет,
В руке платочком машет. (ОГНЕВУШКА-ПОСКАКУШКА).

Сироткой рос мальчишечка:
Голубеньки глазенки,
Волосики кудрявеньки,
А сам, наверно, в маменьку.
У мастера Прокопьича
Малахитову делу обучался
И с самой Хозяйка медной,
Говорят в народе, знался. (ДАНИЛА-МАСТЕР).

Козел тот особенный был:
Правой ножкой о камешки бил,
В каком месте топнет-
Камень дорогой появится.
Даренка все смотрит и удивляется…
Издалека- то его не разглядишь
И не разберешь, а близко к нему,
Как ни старайся, не подойдешь. (СЕРЕБРЯНОЕ КОПЫТЦЕ)

Подведение итогов конкурса «Собери рисунок».

Ведущий: Молодцы, ребята. И в заключении нашей встречи последний конкурс «Блицопрос».

  • Какие два героя встречаются в бажовских сказах чаще всего? (ДАНИЛА-МАСТЕР и МЕДНОЙ ГОРЫ ХОЗЯЙКА)
  • Назовите отчество Степана из сказа «Медной горы Хозяйка». (ПЕТРОВИЧ)
  • Какого цвета ленты были заплетены в косу Медной горы Хозяйки? («НЕ ТО КРАСНЫЕ, НЕ ТО ЗЕЛЕНЫЕ»)
  • Как звали жену Степана? (НАСТАСЬЯ)
  • Как звали мастера, который обучал Данилу малахитовому делу? (ПРОКОПЬИЧ)
  • На каком музыкальном инструменте играл Данило, когда был мальчиком? (РОЖОК)
  • Как звали невесту Данилы-мастера? (КАТЯ)
  • Какого цвета были перышки на шапке у Ильи из сказа «Синюшкин колодец»? (БЕЛЕНЬКОЕ, ЧЕРНЕНЬКОЕ И РЫЖЕНЬКОЕ)
  • Какой камень воспевал Павел Петрович Бажов в своих сказах? (МАЛАХИТ)
  • Кто стал хозяйкой малахитовой шкатулки? (ТАНЮШКА)
  • Как называли козла, который камешки драгоценные выбивал? (СЕРЕБРЯНОЕ КОПЫТЦЕ).

Ведущий: Молодцы, ребята! Вы сегодня славно потрудились, показали, что вы, действительно, являетесь вдумчивыми читателя, что вы знаете сказы нашего уральского писателя Павла Петровича Бажова. Я очень рада этому. Благодарю вас за участие в игре. До свидания!

Звучит музыка. Дети расходятся.

Литература для подготовки внеклассных мероприятий по творчеству П.П. Бажова:

  • Бажов П.П. «Малахитовая шкатулка».- М.: Художественная литература, 1990 год;
  • Борисенко Е. «Как Данила у Хозяйки Медной горы побывал», «Сценарии и репертуар»», 2004 г., № 5, стр. 77-86;
  • Гуляева Е. «Самородочек», «Театр читателя». Репертуарный сборник, 2007 год, № 4, стр. 139-160;
  • Лучников Г. Драгоценные россыпи. «Сценарии и репертуар», 2004 год, №1, стр. 17-28;
  • Прохоренко И.Ф. Литературные викторины для учащихся 5-9 кл. / И.Ф. Прохоренко. Ростов н/Д: Феникс, 2008 г., стр. 49;
  • Тихоновская Г. «Уральские сюжеты». «Молодежная эстрада». Сценарии, пьесы, инсценировки. Лит-муз альманах, 2005 год, № 7-8-9, стр. 22-36.

О себе: Я окончила школу № 16 села Новоалексеевсого города Первоуральска в 1980 году. После окончания школы работала в своей родной школе старшей пионерской вожатой год. В 1981 году поступила учиться в Свердловский государственный педагогический институт на факультет русского языка и литературы. По окончании института в 1985 году пришла в свою родную школу и работаю в ней до настоящего времени.

Самое любимое увлечение - занятие в самодеятельном театральном коллективе при нашем Доме культуры.

© 2024 sam-and-cat.ru - SamAndCat - Кошки дома