Философия русского «космизма»: идея гармонии разума и природы. Русский космизм основные идеи и представители - реферат Русский космизм и 3 его течения

Философия русского «космизма»: идея гармонии разума и природы. Русский космизм основные идеи и представители - реферат Русский космизм и 3 его течения

РУССКИЙ КОСМИЗМ - течение русской философской и научной мысли второй половины XIX-XX вв., один из оригинальных вариантов мирового космизма. Синкретическим родоначальником является Федоров , особое место занимает космическая философия Циолковского , учение Всемир Сухово-Кобылина . Выделяются естественнонаучная (Подолинский, Умов, В.И. Вернадский, Чижевский, Холодный ) и религиозно-философская (Горский, Сетницкий, Муравьев ) ветви. К последней ряд исследователей относят творчество В.С. Соловьева , Бердяева , Булгакова , Флоренского , представителей того склонения рус. мысли, к-рое Бердяев называл «космоцентрическим, узревающим божественные энергии в тварном мире, обращенным к преображению мира», и «антропоцентрическим <...> обращенным к активности человека в природе и обществе». Часто включают в число космистов Рериха и Д.Л. Андреева. Стержневая идея философии Р. к.  идея активной эволюции (отсюда другое название течения  активно-эволюционная мысль). Основываясь на факте цефализации, усложнения нервной системы, роста головного мозга в ходе эволюции земных существ, приводящей к созданию человека, космисты делают вывод о том, что на человеке эта внутренняя закономерность эволюции, намекающая на некую идеальную телеологическую программу развития, не останавливается. Человек для активно-эволюционных мыслителей – существо еще промежуточное, находящееся в процессе роста, далеко не совершенное, но вместе сознательно-творческое, призванное преобразить не только внешний мир, но и собственную природу, встав в авангарде эволюции и направляя процесс развития мира в соответствии с высшим духовно-нравственным идеалом. Принципиально новая ступень эволюции, на к-рой определяющими становятся факторы духовного, нравственного порядка, получает у представителей естественнонаучного и религиозного течений Р. к. различные названия: у Федорова  регуляции природы, у Вернадского  ноосферы , у Флоренского  пневматосферы и т. д. Но в определении ее сущности космисты едины. Речь идет о преодолении природного порядка существования, стоящего на законе взаимного пожирания и борьбы, вытеснения и смерти, о расширении власти духа над материей, об установлении нового, высшего принципа жизни, в основе к-рого солидарность существ, любовь и бессмертие. Представители Р. к. утверждают негэнтропийное качество жизни, ее способность сопротивляться распаду, повышая уровень организованности природы, указывают на «Логос, действующий в материи» (Флоренский) и влекущий ее к совершенству. Человек – орудие Логоса, проводник Его преображающего действия в мире, человеческий труд, творчество, культура носят эктропийный характер. В противовес эксплуатирующему, потребительскому отношению к природному миру, ставящему цивилизацию на грань катастрофы, Р. к. выдвигает идею регуляции природы, касающейся и внешнего мира, и самого человека. Регуляция предполагает принципиально новый тип взаимодействия с природной средой: не потребление и истощение, но созидание и воссозидание. Среди задач регуляции  предотвращение стихийных природных бедствий  землетрясений, засух, наводнений, управление климатом, выход человечества за пределы земли – на просторы Вселенной, к-рая становится поприщем «космического хозяйствования». Для христианских космистов (Федоров, Булгаков, Флоренский, Сетницкий, Горский) регуляция выступает как осуществление заповеди «обладания землей», как образ благого управления миром, требует субъект-субъектного, а не субъект-объектного отношения к реальности. Гордынному антропоцентризму, ставящему человека над бытием, космисты-ученые противопоставляют антропокосмизм (Циолковский, Умов, Вернадский, Холодный), а христианские космисты – теоантропокосмизм, триаду «Бог, человек и природа» (Федоров). Разрабатывая проект регуляции, представители Р. к. подчеркивают неотделимость Земли от космоса, тонкую взаимосвязь происходящего на нашей планете с целым Вселенной. Само явление жизни на Земле - продукт деятельности всего космоса; здесь, как в фокусе, сосредоточились и преломились его творящие лучи. Космические процессы влияют не только на биосферу, но и на историческую жизнь человечества (теория «физических факторов исторического процесса» Чижевского, исследовавшего зависимость социальных катаклизмов от периодов солнечной активности). В свою очередь и регулятивная деятельность рода людского не ограничивается только Землей, но распространяется на всю Вселенную. Ощущение причастности человека бесконечному Универсуму, источной связи микрокосма и Макрокосма в Р. к. не пассивно, но творчески активно. Человек выступает не только созерцателем мира, но деятелем в нем, несущим всю полноту ответственности за бытие - и за землю, обитателем к-рой он является, и за все «небесные, ныне бездушные, холодно и как бы печально на нас смотрящие звездные миры» (Федоров), правителем к-рых должен он сделаться в процессе истории. С регуляцией связывают философы-космисты перспективу перехода на путь органического прогресса, осуществляющегося в самой природе человека (психофизиологическая регуляция) в про¬тивовес прогрессу чисто техническому, орудийному, «протезному», увеличивающему разрыв между мощью и совершенством техники и слабостью физического естества человека. Чутко войдя в протекающие в природе растительные процессы, учась, по их образцу  но на более высоком сознательном уровне  обновлять и строить свои ткани, человек должен овладеть тем органосозиданием, к-рое доступно самой природе в ее «творящем стане» на уровне инстинкта, стать «полноорганным существом», обрести способность к бесконечному перемещению, «последовательному вездесу¬щию» (Федоров). Выдвинутый в Р. к. идеал автотрофности человечества (Вернадский) означает обретение принципиально нового способа обмена веществ с окружающей средой, к-рый в пределе не будет иметь конца. Имморталистическая программа Р. к. предполагает раскрытие механизмов старения и смерти и управление ими, регенерацию организма, увеличение продолжительности жизни, достижение бессмертия, воскрешение умерших в новом, преображенном бессмертном теле, на новом совершеннолетнем уровне сознания. В христианском космизме (Федоров, Соловьев, Горский) выдвигается идея творческой метаморфозы любви, подлинная задача к-рой не в продлении рода, а в «идее высшего организма» (Соловьев), преодолении полового раскола, обретении духо-телесной целостности, достижении бессмертия. Утверждается идеал «положительного целомудрия» (Федоров), не угашения, но трансформации эроса, претворения родотворной силы любви в творческие, воскресительные мощности, обращения ее на преображение человеческого организма. Р. к. призывает к преодолению разрыва между научной и религиозной картинами мира, шестодневом и эволюцией, к сотрудничеству веры и знания, вдохновляемому христианским идеалом обожения. В естественнонаучной ветви космизма принятие на себя объединенным человечеством вселенских онтологических задач обосновывается тем, что в человеке природа приходит к самосознанию и дальнейшие ее эволюционные судьбы напрямую зависят именно от него; для представителей религиозной плеяды Р. к. космизующая роль человека в бытии вытекает из его причастности Божественному началу. Человек творчески действует в мире, и в этой способности к творчеству проявляется богоподобие существа сознающего, содержится указание на его активную роль в Божественном замысле. Человек – со-творец, соработник Бога в деле устроения Универсума, преображения его в Царствие Божие. При этом субъектом планетарного и космического преобразовательного действия признается не одиночная личность, а соборная совокупность сознательных, чувствующих существ, все человечество в единстве своих поколений. Идеальным прообразом такого «целокупного человечества» у христианских космистов является Душа мира, Божественная София. Федоров, Соловьев, Булгаков, Бердяев, Горский, Сетницкий, Муравьев разрабатывают активно-творческую эсхатологию, смысл к-рой в том, что «конец этого мира, конец истории зависит и от творческого акта человека» (Бердяев), идею истории как «работы спасения», преодоления времени, концепцию апокатастасиса. Социальная философия, развивавшаяся в лоне христианского космизма, выдвигает модель совершенного социума, построенного на идее преображения человека и его социальных связей, на законе любви, на диалоге и сотрудничестве личностей внутри целого, их неслиянно-нераздельном единстве, подобном Триединству Божественных лиц (психократия , общество «по типу Троицы» Федорова, богочеловечество Соловьева, христианский социализм Булгакова). В естественнонаучной ветви космизма регулятором социальных процессов, строительства ноосферы выступает человеческий разум, неразрывный с нравственным чувством. Особенностью философского мышления Р. к. является проективность, примат деонтологии над онтологией, стремление к построению философии действия, обращенной к целостному преображению жизни. Этика Р. к. базируется на идее ответственности человека за бытие, за меньшую тварь, за умерших, на требовании преодоления в естестве мира смертности и слепоты. Нравственное начало, по мысли космистов, должно распространяться не только на личность и социум, но и на природу, где действует закон «двойной непроницаемости» вещей и существ – во времени и пространстве (Соловьев). Духовно-душевная работа личности идет параллельно с трансформацией смертного и страстного естества человека, а изменение социума - с регуляцией стихийных природных сил. Важной составляющей ноосферной, космической мысли является экологическая проблематика. Опираясь на идею бытийной взаимосвязи Универсума и человека, сплетенности их эволюционных судеб, на христианскую метафизику, в к-рой утверждается падшесть мира, извращенность природного порядка существования и одновременно дан образ обновленного, обоженного творения, совершенного всеединства, представители Р. к. предложили свой вариант решения глобальных проблем. В отличие от глубинных экологов, призывающих к свертыванию человечества, сокращению его численности, гармоничному вписыванию в природные циклы, они настаивают на субстанциальном возрастании человека и мира, выдвигают эволюционный императив восхождения, подчеркивают, что умножение рода людского, вплоть до возвращения всех унесенных смертью, является необходимым условием решения задач земно-космической регуляции. Грандиозному синтезу наук, объединенному во всеобщую космическую науку о жизни, в Р. к. дается новое направление развития, наука подчиняется нравственному критерию, осуществляет себя в поле активно-эволюционного выбора. В эстетике Р. к. утверждается понимание красоты как онтологической категории, меры совершенства творения, «духовной телесности», развивается концепция искусства как жизнетворчества, ключевой тезис к-рой: законы художественного творчества, созидающие мир совершенных, прекрасных форм, должны стать законами самой реальности, активно созидать жизнь. Выходя на пространства Вселенной, побеждая время и смерть, творческая деятельность человека способствует одухотворению материи, торжеству красоты в каждой точке природного универсума. Искусство, родившееся как попытка «мнимого воскрешения», становится действительно воскрешающим, восстановляющим облик умершего уже не в дереве, камне или на полотне, а реально, в полноте его уникального, духо-телесного единства. Важнейшим этапом на пути перехода к гармоничной синтетической деятельности, к-рая одновременно является и мироустроительной, и художественной, становится у мыслителей-космистов тесное взаимодействие искусства с научным творчеством. Искусство  рождение идеала, в своих высших, провидческих взлетах оно являет живой образ благобытия, является «переходом и связующим звеном между красотою природы и красотою будущей жизни» (Соловьев). Наука, в отличие от изощренного в фантазии художества, не создает идеальных образцов, но прежде всего познает свойства реального мира, все глубже проникает в глубины бытия, организуя и упорядочивая согласно открытым ею законам хозяйственно-трудовую деятельность человечества. Без труда познания, к-рый берет на себя наука, невозможно достичь творческого управления миром, преобразить его в благолепный храм, в к-ром все будет оживлено и одухотворено разумом и любовью. При этом, включаясь в творческое мировоздействие, сама наука должна быть радикально расширена. Она должна выйти из области лабораторных опытов, локальных экспериментов в пространство всеземного и всекосмического исследования, активно работая на дело регуляции, намечая пути к воплощению проекта «мира, каким он должен быть», к-рый в своих высших образцах раскрывает искусство. Выдвигая идею синтеза науки и искусства как основы всеобщего дела, философы-космисты венчают этот синтез христианским идеалом обожения. Искусство, ставящее себе кумиром эстетический аморализм и сепаратизм, чревато обособлением и деструктивностью, в то время как подлинное, жизнеспасающее искусство требует для себя сверх-эстетического, религиозно-нравственного критерия, единства блага и красоты. Философия Р. к., вместившая в себя и творчески претворившая рефлексию отечественной мысли и литературы над «вечными вопросами» существования (Ломоносов , Радищев , славянофилы, Одоевский , рус. философская лирика, Гоголь , Достоевский, Толстой и др.), оказала глубокое влияние на культуру XX в. Воздействие воскресительных построений Федорова, космических идей Циолковского, ноосферных идей Вернадского прослеживается в творчестве Брюсова и В. Маяковского, Н. Клюева и С. Есенина, Хлебникова и Н. Заболоцкого, Пришвина и М. Горького, А. Платонова и Б. Пастернака, Ч. Айтматова и А. Кима. Эстетика Р. к. оплодотворила художественные искания русского авангарда (А. Белый , Вяч. Иванов , Чекрыгин , П. Филонов).

Литература

  1. Философия русского космизма. М., 1996;
  2. Гачева А.Г. Русский космизм и вопрос об искусстве // Философия бессмертия и воскрешения: В 2 т. Т. 2. М., 1996;
  3. Стратегия выживания: космизм и экология. М., 1997;
  4. Хайруллин К.Х . Философия космизма. Казань, 2003;
  5. Абрамов М.А. Идейные основания русского космизма. Саратов, 2003;
  6. Семенова С.Г. Метафизика русской литературы: В 2 т. М., 2004; Философия космизма и русская культура. Белград, 2004;
  7. Плеханов Е.А. Педагогика русского космизма. Владимир, 2004;
  8. Оносов А.А. Культурно-эволюционная деонтология: социальные проекции русского космизма. М., 2006;
  9. Абрамов М.А. Идеи философии русского космизма в творчестве религиозных мыслителей XX в. Саратов, 2007;
  10. Маслобоева О.Д. Русский органицизм и космизм XIX–XX вв.: эволюция и актуальность. М., 2007;
  11. Казютинский В.В. Космизм классический и космизм современный // «Служитель духа вечной памяти». Николай Федорович Федоров: В 2 т. Т. 1. М., 2010.

Будущее человечества... Эта тема всегда рассматривалась с большим интересом в рамках как восточной, так и европейской философской традиции. Но во второй половине 20 века резко сместились акценты: человек стал не только мечтать о прекрасном грядущем, но и искать оптимальные способы для его достижения. И на этом пути у него возник закономерный вопрос: «А возможно ли будущее в принципе?» Количество ядерного оружия на планете и вероятность экологического катаклизма не позволяют дать утвердительный ответ. Наибольшую актуальность приобрело осмысление трудностей во взаимоотношениях природы и человека, а также отношений между людьми. Благодаря обсуждению этих проблем сложилось несколько традиций. Космизм в русской философии является одной из них. О нём мы и поговорим в этой статье.

Определение

Название «космизм русский» возникло в 60-е годы, когда народ бурно ликовал по поводу освоения космоса и обращения к практически забытому наследию К. Э. Циолковского. Тогда оно охватило собой широкую область русской культуры конца 19 - начала 20 века. Его наиболее яркими представителями были: в поэзии - Брюсов, Тютчев; в музыке - Скрябин; в живописи - Нестеров. А философское направление формировалось вокруг идей К. Э. Циолковского (которого поддержали такие крупные учёные, как В. И. Вернадский и А. Л. Чижевский) и трудов Н. Ф. Фёдорова.

В первую очередь философы-космисты размышляли над дальнейшими перспективами развития человечества. Конечно, из-за образа жизни и стиля мышления авторов, их работы очень непохожи. Но, несмотря на это, у них можно найти много общих идей, дополняющих и развивающих друг друга и формирующих целое направление в отечественной философии.

Главная идея

Космизм русский впервые обосновал идею объединения всех людей, основываясь не столько на политических и идеологических причинах, сколько на нравственных и экологических. Таким образом, сформировалась важнейшая черта философского направления - соединение таких несовместимых ранее проблем, как установление всеобщего братства, освоение космоса и сохранение окружающей среды.

Направления русского космизма

Их несколько, но главных течений всего пять. Некоторые из них мы уже упоминали выше. Сейчас представим вам полный список:

  • Естественно-научное (Циолковский, Вернадский, Чижевский).
  • Религиозно-философское (Фёдоров).
  • Художественно-поэтическое (Морозов, Сухово-Кобылин, Брюсов, Одоевский, Тютчев).
  • Эзотерическое (Рерих).
  • Ноосферное (Шипов, Акимов, Дмитриев).

Ниже мы поговорим о представителях первых двух направлений.

Родоначальник космизма

Основателем космизма и его крупнейшим представителем является Он никогда не занимался философией профессионально. Фёдоров добывал средства на жизнь сначала преподаванием, а потом работой в библиотеке. При жизни Николая Фёдоровича было опубликовано очень мало его работ. Но и этих изданий хватило для того, чтобы многие философы и писатели смогли восхищаться его идеями. Особенно благожелательные отзывы поступали от А. М. Горького, Ф. М. Достоевского и Л. Н. Толстого.

Многие идеи русского космизма были сформулированы Фёдоровым в его труде «Философия общего дела». Он считал, что причина дисгармонии в отношениях природы и человека кроется в неустройстве жизни последнего. А природа из-за своей бессознательности выступает в качестве враждебной силы. Только эту силу можно подчинить при помощи человеческого разума. Философ считал, что «люди должны вносить в мир гармонию и наводить в нём порядок». Благодаря этому эволюция природы превратится из стихийной в сознательно-регулируемую.

Всеобщая регуляция

Русская философия, русский космизм были бы немыслимы без идеи Фёдорова об осуществлении всеобщей регуляции. Она необходима для преодоления разрыва между природой и человеком. При этом психофизиологическая регуляция подразумевает управление нашей внутренней силой. Внешняя же развёртывается от нашей планеты к Вселенной и охватывает несколько ступеней:

  1. Метеорическая регуляция (объект - Земля).
  2. Планетарная астрорегуляция (объект - Солнечная система).
  3. Космическая (объект - Вселенная).

При прохождении этих ступеней человечество сможет объединить все существующие звёздные миры. Кстати, русский космизм как философское направление зародился именно благодаря этой идее. Так что Николая Фёдоровича можно с уверенностью назвать гением.

Несмотря на утопичность многих теорий Фёдорова, современный космизм (русский) исповедует многие идеи его наследия: проективности знания и синтетизма, регуляции общественной жизни и природных процессов, тесной связи нравственности и знания, увековечения жизни человека и т. д.

Четыре принципа Циолковского

Существенное влияние на космизм в русской философии оказал Константин Эдуардович Циолковский. Он известен как оригинальный мыслитель, писатель-фантаст и провозвестник астронавтики и ракетодинамики.

Константин Эдуардович считал, что наш мир можно объяснить лишь с космической точки зрения. Будущее мира - это людьми. Вся наша деятельность должна сосредоточиться на совершенствовании взаимодействия космоса и человека. Освобождение разумных организмов от зависимости в отношении их среды обитания - одна из главных задач эволюции. Константин Эдуардович думал, что освоение космоса сможет объединить людей в цельное государство.

Существует ряд философских принципов, на которые опирался Циолковский. Русский космизм до сих пор их исповедует. Таких принципов четыре. Рассмотрим их в порядке важности:

  • Панпсихизм (признание чувствительности Вселенной).
  • Монизм (материя едина, и её свойства одинаковы).
  • Принцип бесконечности (сила космического разума и Вселенная бесконечны).
  • Принцип самоорганизации (Вселенная сама выстраивает собственную структуру).

Ноосфера Вернадского

Многие идеи русского космизма были сформулированы Владимиром Ивановичем Вернадским. Он был не только выдающимся естествоиспытателем, но и значительным мыслителем, а также основателем учения о биосфере и её переходе в ноосферу.

В. И. Вернадский и другие представители такого направления, как космизм русский, считали, что с помощью науки человечество сможет подчинить себе вселенную и стать ответственным за её судьбу. Это можно объяснить тем, что «научная работа станет проявлением геологической а это создаст особое состояние биосферы и подготовит её к переходу в ноосферу». Последнюю мыслитель понимал как сферу расширения разумной деятельности людей, направленной на поддержание жизни на планете в рамках биосферы, затем в околосолнечном пространстве и в итоге уже за его пределами. По мнению В. И. Вернадского, сама эволюция подготовила вступление человечества в эпоху ноосферы. А главное условие этого перехода - объединение созидательных условий для повышения общего уровня благосостояния людей.

Солнечная активность Чижевского

Русская философия, русский космизм получили существенный толчок в развитии благодаря работе в которой речь шла о влиянии на историю человечества.

Учёный считал, что революционные потрясения происходили в периоды наибольшей активности Солнца. Это явление повторяется с интервалом в 11 лет. В свою очередь, одиннадцатилетний цикл состоит из 4 периодов:

  • Минимальная возбудимость (3 года).
  • Рост возбудимости (2 года).
  • Максимальный подъём возбудимости (3 года).
  • Понижение возбудимости (3 года).

Теории Чижевского о влиянии на поведение конкретных людей и социальные явления и сейчас имеют очень широкое распространение.

Заключение

Итак, мы рассмотрели русский космизм как философское направление. Надо отметить, что человеку потребовалось много сотен лет для обретения разумного облика наряду с развитым осознанием собственной духовности. Проходя стадии формирования мировоззрения, человеческая цивилизация открывала новые виды познания, создавая новые отрасли философских взглядов и наук.

На современном этапе, с учётом прошлого опыта, человечество сформировало для себя чёткую структуру и выявило наиболее полезные приоритеты. Но, как и раньше, мы не получили ответы на вопросы о смысле жизни и картине мироздания на планете. И поскольку человек всегда будет иметь склонность к размышлениям, то всегда будут возникать загадки, отгадки на которые так и не найдутся.

Русский космизм - оригинальное направление в философии конца 19 - начала 20 вв. Можно подразделить на два направления: теологическое (Н.Федоров, П. Флоренский, В. Соловьев) и естественно-научное (Циолковский К.Э., Вернадский В.И., Чижевский А.Л.). Основная идея данного философского направления заключается в том, что человек – это космопланетарный феномен (homo kosmikus), утверждается единство человека и космоса. В русском космизм возрождается космоцентризм древних греков. Учение Совьева о всеединстве стало одним из исходных моментов формирования русского космизма. Представителей этого глубоко своеобразного течения объединяет понимание человека как существа незавершенного, проективного, способного преодолеть свою несовершенную природу (расширение сознания, развитие ресурсов мозга, достижение индивидуального бессмертия и т.д.).

Открыл страницу «русского космизма» Н.Ф. Федоров (1828-1903). Основной труд «Философия общего дела». Он осуществил синтез двух направлений философского поиска: антропоцентризм и космизм, пытался объединить судьбы человека и вселенского бытия. Его философию можно считать космически-утопической. Он мечтал о переустройстве мира на основе преодоления смерти. Назначение философии состоит в том, чтобы обосновать в самом общем виде необходимость регуляции природы и наметить основные объекты преобразования.

Основные положения «философии общего дела»:

1) ключевая идея его философии - идея регуляции, т.е. управления природными процессами, которая включает в себя внешний и внутренний аспекты. Внутренняя регуляция (психофизиологическая) - управление природными силами в нас самих. Внешняя регуляция включает в себя следующие ступени: а) метеорическую (управление атмосферными процессами, гелиорегуляция, и т.д.), б) планетарную астрорегуляцию - превращение Земли в космический корабль («земноход», по терминологии Федорова) и переход из околоземного в околосолнечное пространство, в) всеобщая космическая регуляция. Например, решить проблему голода в России можно, овладев атмосферными явлениями, вызывая дождь при помощи взрывов, управляя магнитными силами Земли. Федоров предсказывал России роль первопроходца космоса.

2) проблема жизни и смерти. Одним из главных вопросов в философии Федорова рассматривается вопрос жизни и смерти. Для реализации идей космизма необходима длительная человеческая жизнь. Человек смертен, пока он раб природы. Установив господство над природой, человек побеждает смерть. Более того, Федоров ставит задачу воскрешения прародителей (идея «патрофикации»). Воскрешение мыслится Федоровым как «общее дело» человечества, ведущее к преодолению всякой вражды. Основным видом любви Федоров считает любовь детей к родителям, к предкам, стремление поддерживать их слабеющие силы. Это «странные заботы», не имеющие прямой практической пользы. В них только нравственный, сверхживотный зов. Сохраняя и продлевая жизнь престарелым родителям, человек как бы идет против природы «поддерживая жизнь в осужденном ею на смерть».


3) Идеализация патриархально-родственных отношений: именно патриархальная семья, где основной целью является укрепление связи с родителями станет проводником на пути к «общему делу».

4) Неприятие христианства в его традиционном виде (как призывающее исключительно к индивидуальному спасению). Утверждал, что ни в одной религии нет такого противоречия между идеями и фактами, как в христианстве, т.к. в столице христианства крест – орудие позорной казни, сделался предметом благоговейного почитания; но казни тем не менее не уничтожились, потому что не уничтожились преступления.

Воскрешение имеет космический параметр. Ресурсов Земли недостаточно для преодоления смерти - выросла бы перенаселенность планеты. Отсюда Федоров установил связь между проектом воскрешения и проектом завоевания новых сред обитания, преобразования Солнечной планеты и дальнего космоса.

Философия Федорова носит социально-утопический характер, а также имеет элементы мистики. Но, несмотря на это, ей присущ жизнеутверждающий пафос. Главная цель философии общего дела - воссоздать нарушение единства мироздания, распавшуюся связь времен, цельность человеческой души. Осуществить это возможно через преодоление разрыва между человеком и природой, через оживление умерших, пробуждение к подлинной жизни погрузившихся в духовную спячку живых.

Философское наследие Федорова занимает достойное место в русской философской традиции. Еще сто лет назад Федоров предостерегал об опасности техногенной цивилизации, угрозе экологического кризиса. Федоров одним из первых стал осознаватьнеизбежность глобализации, объединения усилий всего мирового сообщества.

Другая тенденция в русском космизме была тесно связана с прогрессом естествознания и развита естествоиспытателями. Она воплотилась в учении Вернадского, Циолковского, Чижевского. Общей идеей для них было то, что необходимо создавать «новую природу» на основе разума, науки. Это новое состояние было охарактеризовано Вернадским как «ноосфера», т.е. сфера разума. В ней природные и социальные законы составляют неразрывное единство. Циолковский провозглашал космический пантеизм, признавая наличие во Вселенной одной субстанции - материи в ее бесконечном разнообразии. Смерть человека есть лишь разрушение тела, сознания и памяти; составляющие человека атомы бессмертны как элементарные живые существа, впоследствии будут входить в состав других жизненных форм. Еще один замечательный русский ученый Александр Леонидович Чижевский (1897-1964) создал концепцию взаимодействия космоса и исторического развития на Земле, установил зависимость между циклами солнечной активности и явлениями социальной жизни (в частности, смертность и рождаемость, количество преступлений и несчастных случаев, различных социальных катаклизмов: войн, революций). «Жизнь, - утверждал он, - явление более космическое, нежели земное». Работы Чижевского получили мировое признание. В 1939 г. его выдвинули на соискание Нобелевской премии «как Леонардо да Винчи ХХ века».

I. Зарождение русского космизма

В конце девятнадцатого века значительно ускорился научный и промышленный прогресс, были заложены предпосылки для бурного развития цивиллизации в 20-веке. Это позволило многим ученым и философам того времени заглянуть далеко в будущее с учетом бурного научно-технического прогресса. Русский космизм объединяет не только философов, а также учёных, религиозных мыслителей, писателей, поэтов, художников. Идеи русского космизма становятся особенно популярными в наше время, в том числе и благодаря тому, что многие предсказания космистов сбылись и продолжают сбываться.

Родоначальником всей космической мысли в России был только в последние годы раскрывающийся во всем многообразии творчества мыслитель второй половины ХIX века Николай Николаевич Федоров. Его идеи оказали большое влиятние и привлекли к русскому космизму были самых разных людей - Циолкоский, Соловьев, Чижевский, Л.Н. Толстой, Бердяев, Вернадский, Булгаков и многие другие. Так, сильнейшее впечатление произвели работы Федорова на калужского учителя К.Э.Циолковского, чье философское наследие во многом перекликается с федоровскими идеями. Константин Эдуардович Цеолковский считал себя учеником Николая Федорович Федорова. В основном все свои труды он излгал в устной форме своим ученикам. Философия Н.Ф. Феорова была изложена его учениками в книге «Философии общего дела».

Человек в его космическом проекте получил невиданно широкое поле для своей самореализации, стал гарантом сохранения и увековечивания жизни. При этом нравственный критерий человеческих деяний Федоров распространил не только на отношения человека к человеку, но и на всю область отношений человека к природе. «Философия общего дела» ориентирована и на победу человеческого духа на Земле, и на повсеместное, в русле превращение Хаоса в Космос. Основное зло для человека Федоров видел в смерти, порабощенности его слепой силой природы, поэтому выдвинул идею регуляции природных процессов средствами науки и техники, переустройства человеческого организма, освоения космоса. Выход в Космос в идеях Н.Ф. Федорова.

Решения проблем истощения ресурсов и перенасленеия, затухания Солнца Федоров, а за ним и Циолковский видели в активном освоении космоса - в завоевании человечеством новых сред обитания, в преобразовании сначала Солнечной системы, а затем и дальнего космоса. . C наступлением эры космоса открывается реальная возможность предотвратить в далеком будущем неизбежный конец человеческой цивилизации.

Дело активного освоения космоса – одна из основных составляющих философии общего дела, которая сможет объединить все человечество. Федоров осознавал, что: “ Только такая безбрежная, требующая дерзновения область деятельности, как овладение космосом, привлечет к себе и бесконечно умножит энергию ума, отваги, изобретательности, самоотверженности, всех совокупных человеческих сил, которые сейчас расходуются на взаимную рознь или растрачиваются по пустякам.”. И Федоров и Циолковский предсказали неизбежность выхода человечества в космос


Приводимые аргументы “за” разнообразны: невозможность достичь полной регуляции лишь в пределах Земли, зависящей от всего космоса, который также изнашивается, сгорает; вместе с тем в бесконечных просторах Вселенной разместятся мириады человеческих поколений, так что “отыскание новых землиц” становится приготовлением “небесных обителей” отцам – после их восрешения здесь на земле. “Порожденный крошечной Землей зритель безмерного пространства должен сделаться их обитателем и правителем”.

Идеи Н.Ф. Федорова были активно развиты К. Э. Циолковским, которого по праву называют прародителем всей космонавтики, он не только говорил о необходимости освоения космоса но и показывал реалные возможности того как это можно сделать – он предсказал использование ракет. Произвел рассчеты космических скоростей, соотношения массы топлива и массы космических кораблей. Многие его идеи такие как создание поселений на марсе и других планетах безусловно были очень прогрессивными и дальновидными даже для нашего времени.

В соответствии с идеями космизма Циолковский считал, что человек отнюдь не вершина эволюции. Человечеству предстоит "идти вперёд и прогрессировать - в отношении тела, ума, нравственности, познания и технического могущества. Впереди его ждёт нечто блестящее, невообразимое". По истечении тысячи миллионов лет "ничего несовершенного... на Земле уже не будет. Останется одно хорошее, к чему неизбежно приведёт наш разум и его сила".

Космическое бытие человечества по Циолковскому "может быть подразделено на четыре основных эры:

1. Эра рождения, в которую вступит человечество через несколько десятков лет и которая продлится несколько миллиардов лет.

2. Эра становления. Эта эра будет ознаменована расселением человечества по всему космосу. Длительность этой эры - сотни миллиардов лет.

3. Эра расцвета человечества. Теперь трудно предсказать её длительность - очевидно, сотни миллиардов лет.

4. Эра терминальная займёт десятки миллиардов лет. Во время этой эры человечество сочтёт за благо включить второй закон термодинамики в атоме, т.е. из корпускулярного вещества превратиться в лучевое, вечное. Что такое лучевая эра космоса - мы ничего не знаем и ничего предполагать не можем.

Несовершенные миры будут ликвидированы и заменены собственным населением. Земля будет отдавать небесным колониям свой избыток людей. В конечном счёте, мы увидим бесконечную Вселенную с бесконечнымРелигия в идеях Н.Ф. Федорова

Свои идеи Федоров обосновывал с позиций религиозного мировоззрения. Однако он не был в плену какой-то узко конфессиальной традиции. Федоров отвергал догматизированную религию, проповедующую бездеятельность человека, покорность судьбе, смирение. У него довольно сильно выражены деистическая и пантеистическая тенденции. Бога он понимал не как потустороннюю всемирную силу, творящую все «из ничего», а как внутренне присущий бытию верховный Разум, всеобщую мирообъединяющую Любовь. Несводимый к природе, но и неотделимый от нее, Бог действует через волю и разум людей. Боговоплощение понимается им как очеловечивание, т. е. внесение в природу человеческих начал и чувств. «Слово Божие», по Федорову, – есть сам мир, сама взаимосвязь всего в этом мире. Федоров говорит о том, что господь создал человека, как нахначенное стать, сделаться свободным усилиями самого человека.

Т.е. общее дело – это путь, ведущий человечество к единению и обновлению на гуманистической, нравственной основе. Космизм возвращает нас к целостному видению мира как единства человека и космоса. Федоров выступает против разделения познания мира на науки и говорит о необходимости целостного, единогоь восприятия. Он тем самым предвосхитил междисциплинарность, которую приобрели научные исследования в последнее время.

Русский космизм. Федоров, Циолковский, Чижевский, Вернадский.

Одним из наиболее оригинальных направлений в русской философской мысли конца 19 начала 20 в является космическая философия, или русский космизм. Среди истоков возникновения русского космизма можно выделить следующие:

Философским основанием космизма выступают идеи развития и всеобщей диалектической взаимосвязи мира, разрабатываемые философией в ходе всего ее исторического развития.

Религиозные идеи несомненно оказали существенное влияние на формирование и развитие идей русского космизма. Христианская идея о том, что все люди, - братья, дает изначальную установку о единстве всего сущего земного и небесного. Этот постулат лежит в основе русского космизма.

Естественно-научные. Бурное развитие науки и естествознания во второй половине 19в и новые открытия в различных отраслях знания, подтолкнули космистов на гениальные догадки, носящие научно-практический характер и опирающиеся на науку как средство достижения благородных целей.

Исторические корни русского космизма имеют самое непосредственное отношение к России и национальным особенностям русского народа. Один из основных постулатов русского космизма идея единства людей, всего человечества. Идея русской соборности, единения, присущая русским, традиционная сельская община есть тот исторический фундамент, на котором возник и развивался космизм.

Проблематикой русского космизма активно занимались такие мыслители как Н. Ф. Федоров, К.Э. Циолковский, В.И, Вернадский, Л. Чижевский.

Н.Ф.Федоров по праву считается отцом русского космизма. Вся философия Федорова концентрируется вокруг главной для него идеи победы над смертью, воскрешение мертвых. Федоров философ нравственности. Высший смысл сущего для него есть сама жизнь, а высшая нравственность это деятельность во имя жизни. Величайшей несправедливостью он считал ограничение жизни определенным временем, тот предел, который устанавливает для нее смерть. По мысли, Федорова, главной целью деятельности человечества должна стать борьба за человеческое бессмертие. При чем за бессмертие не личное и не для избранных, а для всего человеческого рода, в том числе давно умерших предков.

Федоров настаивал на необходимости сознательного управления эволюцией природы. Человечество должно перед собой поставить задачу переделать природу согласно нравственным нормам, установить господство над природой. Покорив ее, человечество будет в состоянии победить и смерть. Федоров мыслил глобально. Наука должна не только помочь воскресить всех умерших и дать бессмертие человечеству. Необходимо также обеспечить его необходимым место для нормального существования. Федоров решает эту задачу очень просто. Для этого нужно переселить людей на другие планеты для освоения новых мест обитания. И здесь достойная новая задача для науки помочь людям овладеть космосом. Федоров в своих мечтах предлагал свой вариант решения перемещения в космосе. Для этого необходимо освоить электромагнитную энергию земного шара. Это позволит регулировать его движение в пространстве и превратит землю в космический корабль. В перспективе человек объединит все миры и станет планетоводом. В этом особенно тесно проявится единство человека и космоса.

К.Э. Циолковский основанием своей естественной философии считал познание Вселенной. Он разрабатывал собственную космическую философию (монизм), противопоставляя ее с одной стороны, религиозному дуализму духа и тела, а с другой пессимистическому материализму, игнорирующему вопросы о вселенских целях жизни. Циолковский считает, что жизнь и разум на земле не являются единственными во вселенной. В качестве доказательства этого утверждения он считает достаточным то обстоятельство, что вселенная безгранична. По Циолковскому, в ходе эволюции со временем будет образован союз всех разумных высших существ космоса. Сначала в виде союза населяющих ближайшие солнца, затем союза союзов и так далее до бесконечности. Нравственная, космическая задача Земли внести свой вклад в совершенствование космоса. Оправдать свое высокое предназначение в деле совершенствование мира земляне могут, лишь покинув землю и выйдя в космос. Поэтому Циолковский видит свою личную задачу в помощи землянам по организации переселения на другие планеты и расселения их по всей вселенной. Он подчеркивал, что суть его космической философии заключается в переселении с Земли и в заселении космоса.

Чижевский был основоположником гелиобиологии, науке о Солнце и его влиянии на земные процессы. Смысл его концепции состоит в том, что на богатом фактическом материале доказывается существование природных и космических ритмов, зависимость биологической и общественной жизни на Земле от пульса космоса. Интересна мысль Чижевского о том, что магнитные возмущения на солнце в силу единства всего существующего в космосе могут серьезно сказываться на проблеме здоровья руководителей государства. Ведь во главе большинства правительств практически большинства стран стоят не молодые люди. Происходящие на земле и в космосе ритмы, влияют на их здоровье и самочувствие. Особое место занимает утверждение Чижевского о том, что солнце существенно влияет не только на физические (биологические) процессы на Земле, но и на социальные (войны, бунты, революции).

КОСМИЗМ РУССКИЙ

КОСМИЗМ РУССКИЙ - особый духовно-теоретический феномен, возникший в России в конце 19 - начале 20 вв. Будучи целостным социокультурным явлением, К. ориентирован на синтетическое видение реальности, восприятие человека в качестве органичной части космического единства, способного реализовать свою активную природу в деле творческого изменения мироздания. В русском К. традиционно принято выделять несколько направлений: религиозно-философское, методологическо-философское и поэтически-художественное. Однако в качестве концептуальной системы К. конституируется именно в философской традиции. Это предполагает определение двух основных измерений в русском К.: религиозно-философского (Федоров, В. Соловьев, Бердяев, Булгаков, Флоренский и др.) и методологическо-философского (Вернадский, Холодный, Чижевский, Н.А. Умов, Циолковский и др.). Если первое видит в человеке замысел Божий, состоящий в необходимости активного участия человечества в божественном творении (обожения природы), то второе рассматривает преобразующую деятельность человечества как космическую (в первую очередь, планетарную) силу, играющую значительную роль в преобразовании мироздания. Идеи, качественно характеризующие как религиозно-философскую, так и мето-дологическо-философскую традиции русского К., оказываются во многом схожи, что позволяет выделить семантический инвариант идей, развиваемых в рамках единой философской системы русского К.: 1) идея всеединства (наиболее развитая в учении В. Соловьева, а также в концепции Вернадского о переходе биосферы в ноосферу, предусматривающая глобальное единство живого и косного вещества, то есть биотических и абиотических компонентов природы); 2) идея незавершенности развития мира и человека, их негармоническое состояние (что объяснялось как возможность, оставленная природой или Творцом для дальнейшего совершенствования); трактовка человечества как органичной части космоса, идея единства микро- и макрокосма: - признание активности как необходимого атрибута человеческой природы (соответственно, восприятие человека в качестве космо-урга, художника мира, творца, человека творящего, исследующего); идея преображения мира как смысл человеческой жизни (что подразумевало одухотворение природы - В. Соловьев; обожение материи - Федоров, Бердяев; очеловечивание посредством человеческой деятельности - Булгаков - то есть восприятие мира не как данности, а как долженствующего быть); - идея достижения духовного самосознания; вечность жизни (существование богочеловества); переосмысление единства очеловеченной природы и ноосферы как Царства Божьего. Переосмысление в русском К. идеи Апокалипсиса (завершение эволюции природы как достижение последней совершенства, «обожение» ее) ставит перед человеком задачу «очеловечивания, оживления и одухотворения» природы (Бердяев), это предполагает, прежде всего, достижение человеком совершенства своей собственной природы (идеал «богочеловечества» у В. Соловьева). Человек в философском К. наделяется особым статусом, приобретает особые полномочия, в связи с чем в данной традиции определение человека как homo sapiens уже не является достаточным. Умов предлагает термин homo sapiens explorans - человек разумный исследующий, В. Муравьев - homo creator человек творящий. Вернадский - homo faber - человек умелый. В рамках К. человек выступает как «устроитель и организатор Вселенной» (В. Соловьев), перед ним, по словам Вернадского, ставится «вопрос о перестройке биосферы в интересах свободно мыслящего человечества как единого целого». В ходе реализации этой миссии одной из главных задач человечества в традиции философского К. предполагается выработка определенного идеала общественного устройства: общество по типу «психократии» Федоров), «теократии» (Бердяев), «космократии» (Муравьев), формирование пневматосферы (Флоренский), антропосферы (Холодный), ноосферы (Вернадский). Философские построения русского К. являют собой попытку формирования идеальной (совершенной) модели мироздания, основанной на идее антропоприродной гармонии; аксиологический экофильный потенциал русского К. обретает особую актуальность в контексте идеала глобальной цивилизации как единого социоприродного комплекса (см. ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО).


Новейший философский словарь. - Минск: Книжный Дом . А. А. Грицанов . 1999 .

Смотреть что такое "КОСМИЗМ РУССКИЙ" в других словарях:

    космизм русский - мист. (в подражании Божественному Раю.) 1) искусственное объединение взглядов разных отечественных мыслителей конца XIX начала XX вв. от Бердяева и Булгакова до Циолковского и Вернадского. Общее у них только одно когда то в своих произведениях… … Универсальный дополнительный практический толковый словарь И. Мостицкого

    КОСМИЗМ РУССКИЙ - – мировоззренческое направление в русской философской и естественнонаучной мысли конца Х1Х начала XX в. Общим во взглядах его представителей является стремление понять космос и человека как единую систему. Причем в этом единстве человеку… … Философия науки и техники: тематический словарь

    КОСМИЗМ РУССКИЙ - направление в русской философии и культуре, которое поднимало проблемы практического освоения космоса (или вселенские темы). К представителям его относились: Федоров, Циолковский, Вернадский, Соловьев, Флоренский, Бердяев, Чижевский и др. Основой … Тематический философский словарь

    Русский многозначный термин, входит в состав многих сложных терминов. Русский относящийся к России, к их жителям, к русскому народу, россиянам (гражданам России) и Руси (чаще с уточнением «древнерусский», «западнорусский» и т. п.) Русский то… … Википедия

    КОСМИЗМ религиозно философское и естественнонаучное течение. Хотя попытки распрстранения теории эволюции на весь космос были предприняты в конце 19 начале 20 в. Д. Фиском (США), но как самостоятельное течение космизм утвердился в России. В… … Философская энциклопедия

    РУССКИЙ КОСМИЗМ - см. в ст. Принцип антропности. Экологический энциклопедический словарь. Кишинев: Главная редакция Молдавской советской энциклопедии. И.И. Дедю. 1989 … Экологический словарь

    - (греч. κόσμος организованный мир, kosma[прояснить] украшение) ряд религиозно философских, художественно эстетических и естественнонаучных течений, в основу которых положены представления о космосе как о структурно организованном … Википедия

    Космизм Русская Философия. Энциклопедия

    КОСМИЗМ - (от греч. kosmos мир, Вселенная) специфическое мировосприятие и мироощущение, а также особенность рефлексирующего сознания в априорном предположении органического единства всего со всем, а главное со Вселенной, преобладание вселенского над… … Русская философия: словарь

    РУССКИЙ КОСМИЗМ - определение, закрепившееся за некоторыми течениями отечественной философской и научной мысли XX в. Под это определение попадают неоднородные направления философии: прежде всего сциентистские течения, вводящие принцип единства космических… … Современный философский словарь

Книги

  • Русский космизм. Проблемы иррационального знания, художественного чувства и научно-технического творчества , Шлёкин С.И.. В настоящей книге рассматривается философское направление`русский космизм`, возникшее в России в конце ХІХ - начале ХХ века, его исторические предпосылки в европейской культуре и российском…

© 2024 sam-and-cat.ru - SamAndCat - Кошки дома