Что наша жизнь? Просто путь! Надо знать: восемь интересных фактов о Дворцовом мосте Дворцовый мост история для детей

Что наша жизнь? Просто путь! Надо знать: восемь интересных фактов о Дворцовом мосте Дворцовый мост история для детей

Дворцовый мост расположен между Дворцовым проездом и Биржевой площадью Васильевского острова. Его длина составляет 260 метров, ширина - 27,8 метра. Средний из пяти его пролетов - разводной, двукрылый. Остальные пролеты перекрыты двумя металлическими клепаными неразрезными пролетными строениями со сквозными фермами, имеющими нижние криво-линейные пояса.

Каждое крыло уравновешено семью противовесами. Масса металлических строений Дворцового моста составляет 4868 тонн, а противовесов – 2800 тонн.
Он считается одним из символов города. Возможно, это самый красивый мост Петербурга. И самый известный.

На месте современного Дворцового моста задолго до его появления долго не существовало никакой переправы через Неву – ее роль выполнял расположенный выше по течению Исаакиевский плашкоутный (наплавной) мост. После постройки Благовещенского моста, Петербургский биржевой комитет обратился к царю с просьбой переместить к Зимнему дворцу наплавной Исаакиевский мост, ранее соединявший Университетскую набережную и Сенатскую площадь. Перемещение Исаакиевского моста ближе к стрелке Васильевского острова позволяло создать удобную транспортную артерию, которая бы обслуживала находящиеся на стрелке учреждения Торгового порта. Разрешение на перемещение моста было получено 5 августа 1853 года. Проект перестройки составил инженер И.К. Герард. Переправе дали новое имя - Дворцовый мост, по находящимся рядом Зимнему дворцу и Дворцовой набережной.

Но тогда мост находился выше по течению, и только в 1896 году был перемещен вниз на 52 метра – на свое нынешнее место. Работы по наведению моста начались зимой 1896 года и закончились 23 декабря 1897-го: когда по нему были проложены рельсы конно-железной дороги. На зиму он «рассоединялся» посередине и, чтобы не мешать ледоходу, отводился к берегам. В зимнее время переправа осуществлялась по льду – пешком, на финских санях, а позже – и трамваем, рельсы и опоры электросетей которого вмораживались в лед.
Дворцовый мост тех времен был небезопасен. Весной 1899 года, например, понтоны, на которых крепился настил, давно требовавший ремонта, дали течь, и переправа чуть не затонула. После этого со всей серьезностью стал вопрос о строительстве капитального моста.


Еще в 1882 году общественные организации и многие домовладельцы обратились в Городскую управу с просьбой заменить Дворцовый плашкоутный мост постоянным. И только в апреле 1901 года был объявлен конкурс, причем одновременно на два моста – Дворцовый и мост Петра Великого (Большеохтинский). На конкурс поступили 27 эскизных проектов, в том числе 13 – от петербургских авторов. Все они демонстрировались в Александровском зале Городской думы и, по мнению современников, производили далеко не самое выгодное впечатление.
Особая комиссия признала их вообще непригодными и невыполнимыми – за исключением эскизного проекта французской фирмы «Битаньоль». Но хитрые французы отказались продать эскизный проект, и предложили городу подписать договор на строительство моста за 4 миллиона 700 тысяч рублей! Это было слишком дорого.
Был объявлен второй тур конкурса. В итоге в 1909 году приняли проект инженера А. П. Пшеницкого, выпускника Петербургского института инженеров путей сообщения. Архитектурное оформление моста, по распоряжению президента Академии художеств, было поручено архитектору Р. Ф. Мельцеру


Через 12(!) лет, 5 февраля 1911 года, был подписан договор о строительстве моста с Обществом Коломенских заводов. Ожидалось, что переправа будет сдана в эксплуатацию 15 октября 1913 года, но его строительство началось только в 1912 году, так как проект Пшеницкого пришлось переделывать. О сдаче моста в указанные сроки теперь уже никто и не думал. Тем более, что 17 апреля 1914 года в Петербурге случилось наводнение, в результате которого была повреждена одна из строившихся опор. А в августе 1914 года разразилась I Мировая война, и строительство еще более затянулось. Кроме того, участились задержки в поставке металлических конструкций, стала ощущаться нехватка рабочей силы, сказывался недостаток финансирования.

Дворцовый мост был открыт лишь 23 декабря 1916 года. За неделю до этого, 17 декабря 1916-го, было произведено испытание прочности: 34 грузовых автомобиля, каждый из которых имел массу более 600 пудов (почти 10 тонн), въехали на мост одновременно и по-следовательно заняли все его пролеты.
Церемония открытия Дворцового моста прошла скромно: члены царской династии на ней не присутствовали. Им было не до того – с одной стороны, шла тяжелая война, с другой, накануне убили царского любимца Григория Распутина. На торжество прибыла лишь десятая часть приглашенных. Не пришел даже городской голова Делянов, предоставив честь разрезать ленточку своему заместителю.


Художественное оформление Дворцового моста так и не было завершено до 1917 года: устройство перил, фонарей и павильонов заканчивалось уже при Советской власти. Так, знаменитая чугунная литая решетка перил появилась только двадцать лет спустя, в 1939 году! А до того времени там стояли временные деревянные перила. Ну а при взгляде на новые трудящиеся города Ленина могли любоваться рисунком, который «удачно сочетал в композиции перил советскую символику с традициями петербургского классицизма». В ознаменование первой годовщины Октябрьского переворота 1917 года мост назвали Республиканским, но в январе 1944 года ему вернули историческое название.

Дворцовый мост капитально отремонтировали в 1967 году, а в 1977-м его реконструировали: обновили разводную часть, заменили настил, установили новые фонари и убрали со средних опор дощатые хибарки будочников, сохранившиеся с 1916 года. Летом 1997-го была проведена очередная реконструкция, и переправа получила подсветку. Он стал третим мостом после Троицкого и Лейтенанта Шмидта, получившим такую подсветку.
Несмотря на стремление архитекторов «приблизить» переправу к воде, мост всёравно закрывает более чем на половину высоты здания Кунсткамеры, Биржи, Адмиралтейства. Избежать этого при низких берегах Невы и соблюдении условий судоходства было невозможно.

Наконец, в 2001 году Дворцовый мост стал центром торжественной встречи XXI века и III тысячелетия.
Разведённые крылья Дворцового моста являются одним из символов Санкт-Петербурга. Во время проведения праздничных мероприятий их иногда используют в качестве экранов для проецирования документальных фильмов.


Пролегает через Неву:

Дворцовый мост


Длина моста 260 метров
Ширина 27,8 метра
Масса стальных конструкций 7770 тонн, в том числе 2800 тонн – противовесы разводной части моста.

Соединяет Центральную часть города между Зимним дворцом и Адмиралтейством и стрелку Васильевского острова, где находилась главная Биржа страны.
Таким образом можно считать Дворцовый мост главным мостом Российской Империи, соединяющий Высшие эшелоны власти и магнатов отечественного бизнеса прошлого.
По странной иронии петербургской истории самый "монархический" мост Петербурга – Дворцовый, лишь частично принадлежит "России, которую мы потеряли". Хотя возведение моста было начато в 1912 году, последние отделочные работы на этой важной переправе через Неву были завершены только в 1939 году.


Дворцовый мост имеет пять пролетов. Средний - разводной, двукрылый.
Каждое крыло уравновешено семью противовесами, подвешенными к его хвостовой части на шарнирах. Остальные пролеты перекрыты двумя металлическими клепаными неразрезными пролетными строениями со сквозными фермами, имеющими нижние криво-линейные пояса.


На месте современного Дворцового моста задолго до его появления существовал перевоз. После постройки Благовещенского моста, Петербургский биржевой комитет обратился к царю с просьбой переместить к Зимнему дворцу наплавной Исаакиевский мост, ранее соединявший Университетскую набережную и Сенатскую площадь.
Вид на Дворцовый плашкоутный мост

Перемещение Исаакиевского моста ближе к стрелке Васильевского острова позволяло создать удобную транспортную артерию, которая бы обслуживала находящиеся на стрелке учреждения Торгового порта. Разрешение на перемещение моста было получено 5 августа 1853 года.


Проект перестройки составил инженер И.К. Герард. Переправе дали новое имя - Дворцовый мост, по находящимся рядом Зимнему дворцу и Дворцовой набережной.
Потребность в строительстве нового постоянного моста через Неву между Адмиралтейской и Университетской набережными возникла ещё в 1880-х годах. В 1882 году общественные организации обратились в городскую управу с просьбой заменить плашкоутный Дворцовый мост. Однако тогда городская управа не решилась на начало строительства.


В 1896 году было принято решение о перемещении Дворцового моста вниз по течению Невы на 53 метра. Это было связано с созданием сквера у западного фасада Зимнего дворца и последующим перемещением проезжей части ближе к Адмиралтейству. Соответствующие работы производились с зимы 1896 по 23 декабря 1897 года. Дворцовый мост занял трассу современного постоянного моста. По нему проложили трассу конной железной дороги.


Весной 1899 года старые плашкоуты Дворцового моста дали течь и затонули. Это событие ускорило принятие решения о замене переправы.
Решение о замене плашкоутного моста на постоянный было принято в 1900 году. В июле этого же года Комиссии по надзору над строительством Троицкого моста было предложено разработать техническое задание на проектирование новой переправы через Неву.


В апреле 1901 года был объявлен конкурс на строительство сразу двух мостов - Дворцового и Петра Великого. На конкурс поступило 27 эскизных проектов первого из них, 13 проектов принадлежало петербургским авторам.
Все работы были продемонстрированы городской думе, по общему мнению они «не произвели должного впечатления». Конкурсная комиссия же вообще отклонила все проекты, за исключением одного - эскизного проекта фирмы «Батиньоль». Цену за проект фирма запросила 4 700 000 рублей, поэтому был объявлен второй тур конкурса.


Первый тур конкурса дал возможность переосмыслить условия его программы. Было принято решение устроить разводной пролёт не у берега, как у всех существовавших тогда в Санкт-Петербурге мостов, а по центру русла. Во втором туре принимали участие исключительно отечественные предприятия. По заключению комиссии практически все они удовлетворили условиям технического проектирования.


После проведения второго тура конкурса встал вопрос о трассе моста. Расположение старой плашкоутной переправы было обусловлено наличием на стрелке Васильевского острова торгового порта. После его переезда на Гутуевский остров транспортный поток здесь многократно сократился. В результате возникли предложения о переносе трассы моста на новое место. Предлагалось построить его на месте старого Исаакиевского моста, напротив Зимней канавки, заключив её предварительно в трубу.
После долгих споров все эти предложения были отклонены.


5 февраля 1911 года был подписан договор с Обществом Коломенских заводов, согласно которому сооружение моста и его испытания должны были быть закончены к 15 ноября 1913 года. При этом обязательным условиям стало использование только отечественных материалов силами только русских рабочих и инженеров.


Несмотря на подписание договора, окончательного проекта переправы не существовало. Первоначальный вариант проекта шестипролётного моста был отклонён архитекторами и мостостроителями, так как его автор А.П. Пшеницкий предлагал перенести сюда декор Троицкого моста. Достаточно упомянуть и о нелепом предложении придворного архитектора (с которым Академия художеств настойчиво боролась), сводившемся к установке на мощных опорах разводного пролета четырех металлических башен двадцативосьми метровой высоты с лифтами внутри для подъема на смотровые площадки.


В проектировании моста также принимали участие Л.Н. Бенуа, Р.Ф. Мельцер, М.М. Перетяткович. Дворцовый мост оказался самым сложным с инженерной точки зрения среди всех мостов через Неву.
Конструкция моста


Строительство моста по новому проекту Пшеницкого началось в 1912 г. Однако к обусловленному договором сроку мост не был готов - этому помешала первая империалистическая война. 17 декабря 1916 года состоялась проверка конструкций моста на прочность. На мост въехали 34 грузовых автомобиля с грузом в каждом более 600 пудов. Комиссия, проводившая испытания, дала добро на открытие переправы. Движение по Дворцовому мосту открыли 23 декабря 1916 года. Но и тогда ещё не было завершено его художественное оформление. К этому времени установили лишь временные деревянные настил и перила.


В первую годовщину Октябрьской Революции 1917 года Дворцовый мост был переименован в Республиканский. Прежнее название ему было возвращено в 1944 году.
В 1939 году деревянные ограждения моста были заменены чугунными с советской символикой (проект скульптора И.В. Крестовского и архитектора Л.А. Носкова). Оставшиеся деревянные конструкции были сняты с моста только в 1977–1978 годах.




Несмотря на стремление архитекторов "приблизить" переправу к воде, мост всё равно закрывает более чем на половину высоты здания Кунсткамеры, Биржи, Адмиралтейства. Избежать этого при низких берегах Невы и соблюдении условий судоходства было невозможно.
Фонари на Дворцовом мосту

14 ноября 1997 года состоялось торжественное открытие художественной подсветки Дворцового моста. Он стал третьим мостом после Троицкого и Лейтенанта Шмидта, получившим такую подсветку, а во время проведения праздничных мероприятий на разведенных крыльях Дворцового моста проецируются фильмы и картины.





Дворцовый мост - уникальное архитектурное сооружение, созданное много лет назад. Он и по сей день является одним из величественных мостов в Петербурге. Как же он был создан, какие события предшествовали его появлению, все это мы узнаем, отправившись на машине времени по страницам истории.

Гуляя по набережной Невы можно увидеть уникальное архитектурное сооружение – Дворцовый мост. Даже с мимолетного взгляда мост удивляет своей красотой и величием. В былые времена на месте моста располагался лодочный перевоз. В 1850 году произошло великое событие в жизни Петербурга, был выстроен Благовещенский мост. Этот факт послужил тому, что Биржевой комитет написал письмо Николаю Первому. В нем излагалась просьба, о перенесении Исаакиевского моста к Зимнему дворцу. В 1853 году просьба была удовлетворена, все строительные работы были осуществлены по проекту Ивана Кондратьевича Герарда. Завершилось строительство нового моста 10 декабря 1856 года. Переправа стала носить имя – Дворцовый мост.

Строительство моста

В 1880 году появилась большая потребность в постоянной переправе между Адмиралтейской и Университетской набережной. Однако коллективное письмо в городскую управу было написано лишь в 1882 году. Запрос о строительстве постоянной переправы был отклонен.

В 1896 году у западного фасада Зимнего дворца был создан живописный сквер. Поэтому было принято решение Дворцовый мост перенести на 53,25 метра вниз по Неве. Строительные работы велись с 1896 по 1897 года. В это же время на переправе появилась конная железная дорога.

К весне 1859 года плашкоуты Дворцового моста затонули из-за своей непригодности. Это происшествие дало толчок в решении о строительстве постоянного Благовещенского моста. Но лишь в 1900 было решено заменить временный мост, и соорудить постоянную переправу. В тот же год летом, специальной комиссии было поручено разработать и спроектировать проект постоянного моста через Неву. Стоит отметить, что именно эта комиссия контролировала возведение Троицкого моста.

В 1901 году был объявлен конкурс на строительство Дворцового моста. Всего было отправлено 27 работ, из них 13 проектов были творением петербургских авторов. Городская дума, тщательно изучила все предложенные проекты, но, к сожалению, ни один из них не был одобрен. Но также, проекты были рассмотрены конкурсной комиссии, их мнения с городской думой практически сошлись, за исключением одного проекта. Этим «счастливчиком» оказался проект фирмы «Батиньоль». Было принято решение выкупить полностью права на данный проект, но фирма наотрез отказалась от этой идеи. Они предложили составить и подписать договор на строительство постоянного моста. Согласно смете, итоговая сумма договора составила бы 4 700 000 рублей. В свою очередь комиссии не понравилась эта идея, и было решено провести второй тур конкурса.

После завершения первого тура, было решено, немного переделать условие конкурса. Теперь, требовалось составить проект, с учетом того, что разводной пролет моста располагался бы не у берега, а по центральной части русла.

Во втором туре приняли участие только отечественные предприятия. По завершению тура, специальной комиссии были проверены проекты. По их мнению, с техническим заданием справились все участники конкурса.

В 1911 году 5 февраля был подписан договор о строительстве Благовещенского моста в качестве постоянной переправы. По итогам двух туров, победу одержало «Общество Коломенских заводов». Согласно контракту, готовую переправу они обязаны были сдать 15 ноября 1913 года. Также в одном из пунктов договора гласилось, при строительстве использовать только отечественные материалы и рабочую силу.

Несмотря на то, что договор был официально заключен, конечного плана по строительству моста не было. Автором первоначального проекта от компании «Общество коломенских заводов» был Андрей Павлович Пшеницкий. Идея проекта заключалась в сооружении шестипролетного моста, но, к сожалению, он был отклонен архитекторами и мостостроителями, так как переправа не имела собственного оформления, а Андрей Пшеницкий предлагал полностью скопировать оформление Троицкого моста. Также был проект, цель которого заключалась в сооружении на переправе 28-ми метровых башен с подъемными механизмами. Но такую идею сразу пресекла Академия Художеств.

В проектировании моста кроме Андрея Пшеницкого, также принимали участие Леонтий Бенуа, Мариан Перетяткович и Роберт Мельцер. По мнению инженеров и мостостроителей постоянный Благовещенский мост, был самым сложным в инженерном плане, из всех переправ расположенных на территории Петербурга.

Строительство моста было начато в 1912 году. В 1914 году 17 апреля произошло сильное наводнение, одна из опор переправы была полностью разрушена. Этот факт замедлил строительство моста, ведь на создание новой опоры требовалось время и силы. Ко всему прочему возникла проблема в поставке металлических конструкций. Виной всему была Первая Мировая война. Также постепенно стало не хватать рабочей силы. В итоге все сроки по сдачи переправы, были сорваны.

Новый мост

Прежде чем запустить мост в эксплуатацию, нужно было проверить его на прочность. В 1916 году 17 декабря специальная комиссия провела испытательные работы. Для этого на переправу въехали 34 грузовых автомобиля с общим весом 20 000 пудов. Мост успешно прошел испытание, и комиссия дала добро на открытие моста. 23 декабря движение по переправе было открыто. Но, тем не менее, на этом строительство моста не было завершено, ведь переправа была фактически без художественного оформления. В момент открытия моста были использованы временные перила и настил.

Открытие моста прошло не так торжественно как планировалось. Виной всему была война, к тому же за неделю до этого был убит Григорий Распутин. На церемонии открытия присутствовала царская семья. Из всех приглашенных гостей пришли лишь немногие. Также не было на мероприятии самого главы города, за место него, символическую ленту перерезал его заместитель.

С виду переправа получилась величественная. Общая протяженность составила 260, 1 метра, при ширине 27,75 метров. Вес моста также внушал к себе уважение, металлическая конструкция весила 4 868 тонн. Разводной механизм был продуман лучшими инженерами того времени. Дворцовый мост стал еще одним символом и украшением величественного Петербурга.

В 1918 году на годовщину Октябрьской Революции власти города пришли к решению переименовать переправу. Так в жизнь города вошел Республиканский мост. С таким именем переправа прошла по страницам истории города вплоть до 1952 года. Именно в тот год, вновь появился Дворцовый мост.

В 1939 году было решено заменить деревянные ограждения моста, чугунными. В качестве декора была использованы такие символы как: пятиконечные звезды, колосья, герб и знамена. Автором оформления переправы был Игорь Крестовский, один из лучших скульпторов того времени. А всеми архитектурными работами руководил Лев Носков.

В 1967 году было решено провести капитальный ремонт моста. А в 1977 году при реконструкции моста был полностью сменен настил и разводной механизм. Также было принято решение установить декоративные фонари по всему периметру моста.

В 1997 году Дворцовый мост был полностью обновлен. Все строительные работы шли под руководством Юрия Петрова. Торжественное мероприятие по случаю открытия обновленное переправы состоялось 13 ноября 1997 года. Все началось с пушечного залпа из Петропавловской крепости. Затем на мосту началось красочное представление. Дамы в пышных бальных платьях, кавалеры в камзолах кружились в медленном танце. С берегов доносилась инструментальная музыка. Под конец празднования над Дворцовым мостом был устроен грандиозный фейерверк.

После обновления мост приобрел ночную подсветку. Поэтому многие туристы и жители города любят прогуливаться вдоль набережной с наступлением сумерек. В это время суток, Дворцовый мост обретает другую жизнь, благодаря мерцанию многочисленных огоньков.

В 2013 году была произведена незначительная реконструкция переправы. Во время, которой были заменены некоторые детали механизма.

На сегодняшний день Дворцовый мост остается одним из главных символов города. Он своей красотой и величием продолжает служить городу и его жителям. По мнению многих туристов и местных жителей, развод Дворцового моста является одним из самых захватывающих зрелищ на территории Петербурга.

Одна из самый известных и любимых гостями Северной столицы переправ. Увидеть Дворцовый мост в Питере должен каждый. Чаще всего, эта волнующая встреча происходит ночью, во время разведения переправы для прохода судов. В последние годы эта техническая процедура превратилась в особое представление под названием .

Дворцовый мост в СПб: история

Переправа, соединяющая Васильевский остров и центральную часть города, получила свое название в честь расположенного рядом Зимнего дворца и Дворцовой набережной. Общая длина Дворцового моста в Санкт-Петербурге — 260 метров. Он состоит из 5 металлических пролетов, один из которых — двукрылый разводной. Ширина Невы у Дворцового моста — около 28 метров. Высота сводов — 6,3 м, а в разведенном положении — 30 метров. Глубина Невы в районе Дворцового моста — около 20 метров. Своей максимальной глубины (24 метра) река достигает там, где расположен Литейный мост — рядом с Дворцовым мостом.
Вечером особенно интересно полюбоваться сразу несколькими разведенными конструкциями, прогуливаясь от одной до другой. Время разведения Дворцового моста в 2017 году вы можете узнать из . Там же говорится о разводке других переправ в СПб.

© 2024 sam-and-cat.ru - SamAndCat - Кошки дома