Богослужение 14 октября. Покров Пресвятой Богородицы. Праздничная Литургия (14.10.16 г.). Пско́во-Покро́вской иконы Божией Матери

Богослужение 14 октября. Покров Пресвятой Богородицы. Праздничная Литургия (14.10.16 г.). Пско́во-Покро́вской иконы Божией Матери

О, Мати Божия, покрый нас честным Твоим Покровом и избави нас от всякого зла.

Покров Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии празднуется 14 октября (1 октября по старому стилю). Этот праздник не входит в число , однако является одним из самых необычных и почитаемых.

Этот праздник был установлен в русской Церкви около 1164 г. заботами святого князя Андрея Боголюбского.

Основой праздника Покров Пресвятой Богородицы послужило событие, которое произошло в Константинополе, во Влахернском храме Пресвятой Богородицы, где хранилась риза Богоматери, Ее головной покров и часть пояса, перенесенные из Палестины в пятом веке.

В воскресный день 1 октября, во время всенощного бдения, когда храм был переполнен молящимися, во время богослужения Андрей, Христа ради юродивый, со своим учеником Епифанием и со всеми присутствующими увидели видение: стоящую в храме на воздухе Матерь Божию, молящуюся на коленях Сыну Своему и Богу нашему за род человеческий, с Ней были ангелы, архангелы, апостолы, пророки. Святой Креститель Господень Иоанн и святой апостол Иоанн Богослов сопровождали Царицу Небесную. Молясь, Матерь Божия простирала перед Собой омофор, то есть покрывало, и, закончив молиться, Она распростерла его над молящимися в храме людьми, защищая их от врагов видимых и невидимых. Омофор знаменует в христианской Церкви благодать.

Покров Пресвятыя Богородицы - это знамение покрывающей нас, укрепляющей, сохраняющей благодати Божией.

Народные традиции праздника Покрова Богородицы

В народной традиции с Покрова начиналась пора свадеб - после сбора урожая, когда были окончены основные полевые работы, имелось достаточно времени и продуктов для угощения. Поэтому праздник Покрова считается покровителем свадеб, и это был как бы девичий праздник. Девушки-невесты старались в этот день непременно пойти к службе, поставить свечу перед образом Покрова Богородицы, причем была уверенность, что девушка, первая поставившая свечу, и замуж выйдет раньше всех.

Отсюда и народная поговорка: «Покров-праздничек, покрой землю снежком, а мою голову венцом». С этого времени девушки устраивали вечерние посиделки с рукоделием.

Также считалось, что с этого времени начинается зима, выпадает первый снег, покрывая землю. Начинали топить печи, конопатили избы, «закармливали» на зиму скот. В этот день скотине отдавали последний сноп с последней полосы, который назывался «пожинальником». Этот сноп во время уборки хлеба дожинали непременно всей семьей, и потом хранили в переднем углу избы до Покрова. В этот день его скармливали скотине, надеясь тем самым предохранить ее от зимней бескормицы и всех напастей, которые могли подстерегать в самое тяжелое и суровое время года.






В Покровском ставропигиальном женском монастыре в престольный праздник обители архиепископ Сергиево-Посадский Феогност совершил праздничную Божественную литургию. За богослужением молились: игумения Покровского женского монастыря Феофания с сестрами, воспитанницы приюта Покровской обители, а также многочисленные паломники.

Покров Пресвятой Богородицы, который отмечается 14 октября, напоминает православным верующим о чудесном явлении Матери Божией в середине Х века во Влахернской церкви Константинополя. Тогда были трудные времена для Византии. Империи угрожали нападением сарацины (в иных источниках говорится о войне с племенами русов или болгар).

В те дни греки во множестве стекались во Влахернский храм, в котором хранились риза Богоматери и Ее головной покров, и молились. В воскресный день 1 октября (ст. стиль) 910 года, во время всенощного бдения, когда храм был переполнен молящимися, святой Андрей, Христа ради юродивый, в четвертом часу ночи, подняв очи к небу, увидел идущую по воздуху Пресвятую Владычицу нашу Богородицу, озаренную небесным светом и окруженную Ангелами и сонмом святых. Святой и святой сопровождали Царицу Небесную.

Преклонив колена, Пресвятая Дева начала со слезами молиться за христиан и долгое время пребывала в молитве. Потом, подойдя к Престолу, продолжала Свою молитву, закончив которую, Она сняла со Своей головы покрывало и распростерла его над молящимися в храме людьми, защищая их от врагов видимых и невидимых.

Святой Андрей с трепетом созерцал дивное видение и спросил стоявшего рядом с ним своего ученика, блаженного Епифания: «Видишь ли, брат, Царицу и Госпожу, молящуюся о всем мире?» Епифаний ответил: «Вижу, святый отче, и ужасаюсь». Преблагословенная Богородица просила Господа Иисуса Христа принять молитвы всех людей, призывающих Его Пресвятое Имя и прибегающих к Ее заступлению.

Святые Андрей и Епифаний, удостоившиеся созерцать молящуюся Богоматерь, «долгое время смотрели на распростертое над народом покрывало и на блиставшую наподобие молнии славу Господню; доколе была там , видимо было и покрывало; по отшествии же Ее, сделалось и оно невидимым, но, взяв его с Собою, Она оставила благодать, бывшую там».

Через некоторое время враги без всякого кровопролития отступили от города.

Во Влахернской церкви сохранилась память о дивном явлении Богоматери. В XIV веке русский паломник дьяк Александр видел в церкви икону молящейся за мир Пресвятой Богородицы, написанную так, как Ее созерцал святой Андрей. Об этом сообщает Православие.Ru.

В праздник Покрова Пресвятой Богородицы мы испрашиваем у Царицы Небесной защиты и помощи: «Помяни нас во Твоих молитвах, Госпоже Дево Богородице, да не погибнем за умножение грехов наших, покрый нас от всякаго зла и лютых напастей; на Тя бо уповаем и, Твоего Покрова праздник чествующе, Тя величаем».

14 октября отмечается важный православный праздник - Покров Пресвятой Богородицы. Это одно из самых почитаемых и в то же время самых противоречивых церковных торжеств, о котором важно знать каждому христианину.

Несмотря на то, что Покров Пресвятой Богородицы не был причислен к двунадесятым церковным празднествам, это не мешает христианам называть его великим. Удивительно, но этот праздник отмечается только православной церковью, хотя события давно минувших дней произошли в Византии. Покров был и навсегда останется одним из самых любимых и чтимых торжеств. 14 октября особую силу обретают все молитвы Богородице . А значит, у людей появляется шанс изменить свою жизнь к лучшему.

История праздника Покрова Богородицы

В основе праздника лежит удивительная история о явлении Пречистой Девы по зову молитв. Предание сохранилось в рукописях Дмитрия Ростовского, названных «Житие Святых». Очевидцев чудесного события было немало, среди них оказались блаженные Андрей и Епифаний, послушники церкви. Именно со слов священнослужителей была детально воссоздана картина того дня, которая осталась в народной памяти и по сей день.

Чудесное явление Богородицы произошло в X веке. Пречистая Дева предстала перед глазами верующих, буквально спустившись по воздуху. Ее сопровождали ангелы и два пророка: Иоанн Предтеча и Иоанн Богослов . Божия Матерь спустилась к людям по зову многочисленных молитв, обращенных к ней во Влахерском храме. Слезно и коленопреклоненно к Богородице взывали все жители Константинополя, загнанные в церковь врагами-иноверцами, которые осаждали город. В это время, приблизительно в 910 году, шла война. Полчища иноверцев сдерживали лишь стены Константинополя, и в ужасе верующие люди молили об одном — о спасении жизней. И какое было чудо, когда Дева Мария услышала их и незамедлительно пришла на помощь.

Вместе с собравшимися Богородица начала читать молитву, а по окончании она сняла с себя омофор и накрыла им всех собравшихся в этот час в храме, словно покровом застилая верующих от всех бед и несчастий. После этого Дева Мария молча удалилась, но ее защита помогла жителям и городу: враги сняли осаду и тут же покинули Константинополь. Данное чудо открыло людям глаза на то, как сильны любовь и сострадание Господа.

Праздник Покрова Богородицы в 2017 году

В соответствии с церковными канонами, это один из самых популярных праздников в народе. Почитание и богослужение 14 октября очень схожи с двунадесятыми, однако Покров Пресвятой Богородицы — именно великий и непереходящий праздник. Согласно историческим сводкам, на Руси он стал отмечаться спустя два века после чудесного явления Божией Матери, то есть в XII веке.

Сотни храмов в России освящены в честь Покрова, но один из самых известных находится во Владимирской области — церковь Покрова на Нерли. Во время праздничной службы, по словам прихожан, в этом храме чувствуется присутствие Богородицы. Поэтому, если у вас есть такая возможность, то обязательно посетите это место. Там вы насладитесь не только богослужением и прекрасным видом, пропитанным древностью, но также сможете обратиться к Пречистой Девой в молитве или собственными словами рассказать о всем наболевшем и радостном.

Традиции Покрова Пресвятой Богородицы

По традиции, в этот день каждому верующему следует посетить храм, прочитать молитвы к Божией Матери, поставить свечи за здоровье близких и за упокой умерших. Все дело в том, что изначально в праздник Покрова Богородицы на Руси поминали усопших, отдавших жизни за защиту веры и Отечества. Также священнослужители призывают отдать дань уважения иконе Божией Матери, написанной в честь этого чудесного события. Святой образ помогает во многом , но в первую он являет собой надежный щит от всех бед, болезней и дурного влияния. Перед святыней 14 октября читают все самые важные молитвы.

В народе это церковное торжество считается днем свадеб. В этот день можно попросить Богородицу о крепкой любви, семейном счастье и благополучии. В древности молодые люди и незамужние девушки, мечтающие о свадьбе, с самого утра бежали в церковь, чтобы попросить Божию Матерь о личном счастье. Семьи, чье скрепление уз произошло 14 октября, — самые гармоничные, крепкие и счастливые.

Покров Пресвятой Богородицы — важный и значимый день для верующих людей. И каждого, кто помнит о нем, Господь не оставит без своей поддержки и любви. Чтите светлые празднества и помните о древних традициях, главной из которых 14 октября 2017 года для вас должно стать посещение храма. Мы желаем вам мира в душе. Берегите себя и не забывайте нажимать на кнопки и

13.10.2017 05:31

Многие народные праздники посвящались сезонным явлениям и событиям. И даже начало осени и прощание с...


Суббота. Покро́в Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии. Ап. от 70-ти Ана́нии. Прп. Рома́на Сладкопе́вца.

Прп. Са́ввы Вишерского, Новгородского.

Пско́во-Покро́вской иконы Божией Матери.

Совершается бденная служба праздника Покрова Пресвятой Богородицы (А) . Приводим также порядок совершения бденной службы Покрова в соединении со службами ап. Анании и прп. Романа Сладкопевца (без праздничного знака) (Б) .

Календарные заметки:

На утрене величание: «Величаем Тя, Пресвятая Дево, и чтим Покров Твой честны́й, Тя бо ви́де святый Андрей на возду́се, за ны Христу молящуюся».

А. На великой вечерне «Блажен муж» – 1-й антифон.

На «Господи, воззвах» стихиры Богородицы, глас 1-й и глас 4-й – 8 (первая стихира – дважды). «Слава, и ныне» – Богородицы, глас 8-й: «Сра́дуются с на́ми…» .

На литии стихиры Богородицы, глас 3-й, глас 4-й и глас 2-й. «Слава, и ныне» – Богородицы, глас 2-й: «Смысл очи́стивше и ум…».

На стиховне стихиры Богородицы, глас 2-й, глас 5-й и глас 7-й (со своими припевами). «Слава, и ныне» – Богородицы, глас 2-й: «Яко венце́м пресве́тлым…».

На утрене на «Бог Господь» – тропарь Богородицы, глас 4-й (дважды). «Слава, и ныне» – тот же тропарь.

Вход. Прокимен дня. Паримии Богородицы – 3.

На литии стихиры Богородицы, глас 3-й, глас 4-й и глас 2-й. «Слава» – апостола, глас 4-й: «Страстоте́рпческое прия́телище...» (см. на стиховне вечерни), «И ныне» – Богородицы (Покро́ва), глас 2-й: «Смысл очи́стивше и ум…».

На стиховне стихиры Богородицы, глас 2-й, глас 5-й и глас 7-й (со своими припевами). «Слава» – преподобного, глас 6-й: «Пе́рвое до́брых...», «И ныне» – Богородицы (Покро́ва), глас 2-й: «Яко венце́м пресве́тлым…».

По Трисвятом – тропарь Богородицы (Покро́ва), глас 4-й (трижды).

На утрене на «Бог Господь» – тропарь Богородицы, глас 4-й (единожды), тропарь апостола, глас 3-й (единожды). «Слава» – тропарь преподобного, глас 8-й, «И ныне» – тропарь Богородицы, глас 4-й.

Кафизмы 16-я и 17-я . Малые ектении. Седальны Богородицы (по дважды).

Полиелей. Величание Богородицы и избранный псалом. Седален Богородицы по полиелее, глас 4-й: «Яко дре́вняго вои́стину…». «Слава, и ныне» – ин седален Богородицы по полиелее, глас тот же: «Приими́, Влады́чице…». Степенна – 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен Богородицы, глас 4-й: «Помяну́ и́мя Твое́ во вся́ком ро́де и ро́де»; стих: «Лицу́ Твоему́ помо́лятся бога́тии лю́дстии». Евангелие – Богородицы. По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами Богородицы…». Стихира Богородицы, глас 8-й: «Сра́дуются с на́ми…».

Канон: Богородицы (Покро́ва) со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды), апостола на 4 и преподобного на 4.

Библейские песни «Поем Господеви…».

Катавасия «Отверзу уста моя…».

По 3-й песни – кондак и икос апостола, глас 2-й, кондак преподобного, глас 8-й; седален апостола, глас тот же. «Слава» – седален преподобного, глас 5-й, «И ныне» – седален Богородицы (Покро́ва), глас тот же.

По 6-й песни – кондак и икос Богородицы, глас 3-й.

На 9-й песни поем «Честнейшую».

По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен Богородицы (Покро́ва). «Слава» – светилен апостола, «И ныне» – светилен Богородицы (Покро́ва).

«Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы.

На хвалитех стихиры Богородицы, глас 8-й – 4 (первая стихира – дважды). «Слава» – апостола, глас тот же: «Учениче́ Спа́сов...» (см. на стиховне утрени), «И ныне» – Богородицы (Покро́ва), глас 6-й: «Яко ви́де Тя…».

Великое славословие. По Трисвятом – тропарь апостола, глас 3-й. «Слава» – тропарь преподобного, глас 8-й, «И ныне» – тропарь Богородицы (Покро́ва), глас 4-й.

На 1-м и 6-м часе – тропарь Богородицы. «Слава» – тропарь апостола. На 3-м и 9-м часе – тропарь Богородицы. «Слава» – тропарь преподобного. Кондак только Богородицы.

На Литургии блаженны Богородицы, песнь 3-я – 4 (со ирмосом), и апостола, песнь 6-я – 4.

По входе – тропарь Богородицы (Покро́ва), тропарь апостола, тропарь преподобного; кондак апостола. «Слава» – кондак преподобного, «И ныне» – кондак Богородицы (Покро́ва).

Прокимен, аллилуиарий и причастен – Богородицы (Покро́ва) и апостола.

Апостол и Евангелие – Богородицы (Покро́ва) и апостола.

Примечание. Апостол и Евангелие дня «вычита́ем напреди́» (Типикон, 1 октября), т. е. в пятницу (30 сентября). Если в пятницу (30 сентября) совершалась служба свт. Михаила в соединении со службой сщмч. Григория (вариант В ), то в субботу (1 октября) Апостол и Евангелие – Богородицы (Покро́ва), апостола и дня.

По «Изрядно…» поется «Достойно есть».

Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 213; Богослужебные указания на 1950 год. М., 1949. Ч. 3. С. 51. Существует также мнение, что на «И ныне» стихир на «Господи, воззвах» великой вечерни может петься и догматик отдаваемого гласа, т. е. догматик, глас 1-й: «Всеми́рную сла́ву...», при этом песнопение праздника, глас 8-й: «Сра́дуются с на́ми…», переносится на «Славу» (ср.: Богослужебные указания на 1956 год. М., 1955. С. 5; Типикон, 1-е «зри» под 1 октября, Маркова глава под 1 января).

Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 213; Богослужебные указания на 1950 год. М., 1949. Ч. 3. С. 51. Существует также мнение, что на «И ныне» стихир на «Господи, воззвах» великой вечерни может петься и догматик отдаваемого гласа, т. е. догматик, глас 1-й: «Всеми́рную сла́ву...», при этом песнопение праздника, глас 8-й: «Сра́дуются с на́ми…», переносится на «Славу», а стихира апостола, глас 1-й: «Сосу́д избра́нный...», опускается (ср.: Богослужебные указания на 1956 год. М., 1955. С. 5; Типикон, 1-е «зри» под 1 октября, Маркова глава под 1 января).

Каждение на 17-й кафизме не совершается, так как переносится на полиелей (ср.: Типикон, гл. 15).

Суббота. Покро́в Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии. Ап. от 70-ти Ана́нии. Прп. Рома́на Сладкопе́вца.

Прп. Са́ввы Вишерского, Новгородского.

Пско́во-Покро́вской иконы Божией Матери.

Совершается бденная служба праздника Покрова Пресвятой Богородицы (А) . Приводим также порядок совершения бденной службы Покрова в соединении со службами ап. Анании и прп. Романа Сладкопевца (без праздничного знака) (Б) .

Календарные заметки:

На утрене величание: «Величаем Тя, Пресвятая Дево, и чтим Покров Твой честны́й, Тя бо ви́де святый Андрей на возду́се, за ны Христу молящуюся».

А. На великой вечерне «Блажен муж» – 1-й антифон.

На «Господи, воззвах» стихиры Богородицы, глас 1-й и глас 4-й – 8 (первая стихира – дважды). «Слава, и ныне» – Богородицы, глас 8-й: «Сра́дуются с на́ми…» .

На литии стихиры Богородицы, глас 3-й, глас 4-й и глас 2-й. «Слава, и ныне» – Богородицы, глас 2-й: «Смысл очи́стивше и ум…».

На стиховне стихиры Богородицы, глас 2-й, глас 5-й и глас 7-й (со своими припевами). «Слава, и ныне» – Богородицы, глас 2-й: «Яко венце́м пресве́тлым…».

На утрене на «Бог Господь» – тропарь Богородицы, глас 4-й (дважды). «Слава, и ныне» – тот же тропарь.

Вход. Прокимен дня. Паримии Богородицы – 3.

На литии стихиры Богородицы, глас 3-й, глас 4-й и глас 2-й. «Слава» – апостола, глас 4-й: «Страстоте́рпческое прия́телище…» (см. на стиховне вечерни), «И ныне» – Богородицы (Покро́ва), глас 2-й: «Смысл очи́стивше и ум…».

На стиховне стихиры Богородицы, глас 2-й, глас 5-й и глас 7-й (со своими припевами). «Слава» – преподобного, глас 6-й: «Пе́рвое до́брых…», «И ныне» – Богородицы (Покро́ва), глас 2-й: «Яко венце́м пресве́тлым…».

По Трисвятом – тропарь Богородицы (Покро́ва), глас 4-й (трижды).

На утрене на «Бог Господь» – тропарь Богородицы, глас 4-й (единожды), тропарь апостола, глас 3-й (единожды). «Слава» – тропарь преподобного, глас 8-й, «И ныне» – тропарь Богородицы, глас 4-й.

Кафизмы 16-я и 17-я . Малые ектении. Седальны Богородицы (по дважды).

Полиелей. Величание Богородицы и избранный псалом. Седален Богородицы по полиелее, глас 4-й: «Яко дре́вняго вои́стину…». «Слава, и ныне» – ин седален Богородицы по полиелее, глас тот же: «Приими́, Влады́чице…». Степенна – 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен Богородицы, глас 4-й: «Помяну́ и́мя Твое́ во вся́ком ро́де и ро́де»; стих: «Лицу́ Твоему́ помо́лятся бога́тии лю́дстии». Евангелие – Богородицы. По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами Богородицы…». Стихира Богородицы, глас 8-й: «Сра́дуются с на́ми…».

Канон: Богородицы (Покро́ва) со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды), апостола на 4 и преподобного на 4.

Библейские песни «Поем Господеви…».

Катавасия «Отверзу уста моя…».

По 3-й песни – кондак и икос апостола, глас 2-й, кондак преподобного, глас 8-й; седален апостола, глас тот же. «Слава» – седален преподобного, глас 5-й, «И ныне» – седален Богородицы (Покро́ва), глас тот же.

По 6-й песни – кондак и икос Богородицы, глас 3-й.

На 9-й песни поем «Честнейшую».

По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен Богородицы (Покро́ва). «Слава» – светилен апостола, «И ныне» – светилен Богородицы (Покро́ва).

«Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы.

На хвалитех стихиры Богородицы, глас 8-й – 4 (первая стихира – дважды). «Слава» – апостола, глас тот же: «Учениче́ Спа́сов…» (см. на стиховне утрени), «И ныне» – Богородицы (Покро́ва), глас 6-й: «Яко ви́де Тя…».

Великое славословие. По Трисвятом – тропарь апостола, глас 3-й. «Слава» – тропарь преподобного, глас 8-й, «И ныне» – тропарь Богородицы (Покро́ва), глас 4-й.

На 1-м и 6-м часе – тропарь Богородицы. «Слава» – тропарь апостола. На 3-м и 9-м часе – тропарь Богородицы. «Слава» – тропарь преподобного. Кондак только Богородицы.

На Литургии блаженны Богородицы, песнь 3-я – 4 (со ирмосом), и апостола, песнь 6-я – 4.

По входе – тропарь Богородицы (Покро́ва), тропарь апостола, тропарь преподобного; кондак апостола. «Слава» – кондак преподобного, «И ныне» – кондак Богородицы (Покро́ва).

Прокимен, аллилуиарий и причастен – Богородицы (Покро́ва) и апостола.

Апостол и Евангелие – Богородицы (Покро́ва) и апостола.

Примечание. Апостол и Евангелие дня «вычита́ем напреди́» (Типикон, 1 октября), т. е. в пятницу (30 сентября). Если в пятницу (30 сентября) совершалась служба свт. Михаила в соединении со службой сщмч. Григория (вариант В ), то в субботу (1 октября) Апостол и Евангелие – Богородицы (Покро́ва), апостола и дня.

По «Изрядно…» поется «Достойно есть».

Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 213; Богослужебные указания на 1950 год. М., 1949. Ч. 3. С. 51. Существует также мнение, что на «И ныне» стихир на «Господи, воззвах» великой вечерни может петься и догматик отдаваемого гласа, т. е. догматик, глас 1-й: «Всеми́рную сла́ву…», при этом песнопение праздника, глас 8-й: «Сра́дуются с на́ми…», переносится на «Славу» (ср.: Богослужебные указания на 1956 год. М., 1955. С. 5; Типикон, 1-е «зри» под 1 октября, Маркова глава под 1 января).

Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 213; Богослужебные указания на 1950 год. М., 1949. Ч. 3. С. 51. Существует также мнение, что на «И ныне» стихир на «Господи, воззвах» великой вечерни может петься и догматик отдаваемого гласа, т. е. догматик, глас 1-й: «Всеми́рную сла́ву…», при этом песнопение праздника, глас 8-й: «Сра́дуются с на́ми…», переносится на «Славу», а стихира апостола, глас 1-й: «Сосу́д избра́нный…», опускается (ср.: Богослужебные указания на 1956 год. М., 1955. С. 5; Типикон, 1-е «зри» под 1 октября, Маркова глава под 1 января).

Каждение на 17-й кафизме не совершается, так как переносится на полиелей (ср.: Типикон, гл. 15).

© 2024 sam-and-cat.ru - SamAndCat - Кошки дома