Александра коллонтай краткая биография. Биография. Александра Михайловна Коллонтай - цитаты

Александра коллонтай краткая биография. Биография. Александра Михайловна Коллонтай - цитаты

КОЛЛОНТАЙ, АЛЕКСАНДРА МИХАЙЛОВНА (1872–1952) (урожд. Домонтович) – деятельница российского женского движения, революционерка, феминистка марксистской ориентации, первая женщина – член ЦК социал-демократической партии, первая женщина-министр в советской истории, первая в дипломатической истории мира 20 в. женщина-посол.

Родилась 19 марта 1872 в Петербурге в семье полковника, с 1875 ставшего ген.-майором Генерального штаба российской армии. Ее отец, М.А.Домонтович, происходил из знатного дворянского рода (известного с 13 в.), был участником русско-турецкой войны и подписания Сан-Стефанского мира (1878). После освобождения от турок Болгарии он поселился вначале в Тырново (где был назначен генерал-губернатором), затем в Петербурге. Мать А.М.Коллонтай – также Александра (урожд. Масалина, в первом браке – Мравинская) вышла замуж за Домонтовича по любви, разорвав прежние брачные узы и имея на руках двоих детей от первого брака. Живя с мужем в Болгарии, участвовала в основании первой в этой стране высшей женской школы для женщин.

Рожденную в любви дочь Шуриньку обожали отец и мать. Она получила домашнее образование, когда отец возглавлял Русскую миссию в Болгарии. До 1879 генерал Домонтович участвовал вместе в А.Цанковым и П.Каравеловым в подготовке текста первой конституции независимой Болгарии. Затем семья перебралась в Петербург, девочка росла (вместе со сводными сестрами) под присмотром бонны-англичанки. Девочка владела несколькими иностранными языками (английским, немецким, французским, позже, уже во взрослом возрасте, шведским, норвежским, финским и др.), неплохо рисовала, с детства обнаружила дар слова. Будучи 16-лет, в 1888 она сдала экзамен на звание народной учительницы за гимназический курс в 6-й мужской гимназии в Петербурге.

Идеями революционно-освободительного движения увлеклась с 1890. В 1893 в Тифлисе, куда была отправлена на лето к родственникам, она познакомилась со своим троюродным братом инженером Владимиром Коллонтаем и вскоре вышла замуж за этого красавца, весельчака; на следующий год родила сына Михаила. В 1896, сопровождая мужа в командировке, посетила Кренгольмскую мануфактуру в Нарве: «Закабаленность 12 000 ткачей и ткачих произвела на меня ошеломляющее впечатление», – признавалась она позже, объясняя, почему заинтересовалась рабочим вопросом и социалистической литературой. Увлеченная идеями всеобщего равноправия, она пригласила в том же 1896 свою подруга Зою Шадурскую и друга мужа, Александра Саткевича «пожить коммуной». Саткевич влюбился в нее, образовался любовный треугольник, и в 1898 она, оставив одновременно мужа (отношения с которым назвала позже «воинской повинностью»), возлюбленного и сына (Миша был отдан на руки нянь в семью ее родителей, но Коллонтай никогда не теряла с ним связи), уехала в Цюрих. На прощанье она заявила: «Больше я к этой жизни не вернусь. У меня есть другие задачи в жизни, важнее семейного счастья». Вполне в духе «равноправок» того времени, она решила посвятить жизнь не «нежным чувствам», а политической борьбе. Ее супруг, В.Л.Коллонтай, в течение нескольких лет пытался вернуть жену, но безуспешно; после официального развода он женился вторично, впоследствии дослужился до генеральского звания, их с Александрой сына воспитала его вторая жена.

За границей Коллонтай самостоятельно изучала труды основоположников марксизма, посещала лекции проф. Геркнера в университете Цюриха, экономистов Беатрис и Сиднея Вебб в Лондоне, немало сил посвятила изучению положения рабочих в Финляндии.

В 1901 в Женеве она познакомилась с Г.В.Плехановым , в 1905 в Петербурге – с В.И.Лениным . Увлекшись ораторским искусством, она активно включилась в агитационную работу, на одном из собраний познакомилась с Петром Масловым – известным экономистом-меньшевиком, соредактором первой легальной социал-демократической газеты в России, ставшим новым увлечением Коллонтай.

В 1905–1907, во время первой революции в России Коллонтай была в Петербурге, занималась агитаторской работой среди женщин, призывая их вступать в РСДРП, участвовала в создании Общества взаимопомощи работниц. Действовавшее как рабочий клуб, оно объединило более 300 человек; в его составе были не только женщины, но и мужчины, разделявшие идею женского равноправия. В те же годы она написала одну из первых работ по проблемам этики, Проблема нравственности с позитивной точки зрения , опубликованную в журнале «Образование» (1905, № 9–10). В ней анализировались взгляды на мораль «позитивно-материалистического» и идеалистического направлений в философии и обосновывалась мысль о том, что наступит время, когда «надобность в искусственных предписаниях отпадет, и люди будут делать то, что соответствует интересам группового благополучия».

Находясь в России, Коллонтай не теряла связей с деятельницами европейского женского движения, вела переписку с К.Цеткин, Л.Браун, А.Поппе, А.Балабаноф. С 1906 до 1915 примыкала к меньшевикам. В 1907 вступила в созданный в Штуттгарте «Международный женский социалистический союз», а в 1910 была избрана в его руководящий состав.

Арестованная в конце 1907 за революционно-пропагандистскую деятельность, Коллонтай была выпущена на свободу под залог. Скрылась от полиции, жила у будущей писательницы Т.Л.Щепкиной-Куперник, отмечавшей в ней «какой-то мужской способ мышления – точный, ясный, несколько строгий, так контрастировавший с ее исключительно женственной внешностью и манерами».

Едва друзья обеспечили Коллонтай загранпаспортом, она уехала в 1908 из Петербурга на восемь с лишним лет. Вскоре за ней последовал Петр Маслов (вынужденный эмигрировать вместе с семьей, он был женат); их тайная любовь продолжалась в Берлине вплоть до встречи Коллонтай с социал-демократом большевистской ориентации А.Г.Шляпниковым. Несмотря на то, что Шляпников был моложе ее на 10 лет (ему было 26, ей почти 37), а также социальное происхождение (он был из рабочих), их гражданский и эмоциональный союз сплотили общие интересы и взгляды. В 1909 в Петербурге вышла первая большая книга Коллонтай – Социальные основы женского вопроса .

Находясь в эмиграции (Италия, Германия, Франция, Норвегия, Швеция, США), она познакомилась с Г.Каутским, Р.Люксембург, П. и Л.Лафаргами, стала членом социал-демократической партии Германии, работала во Французской социалистической партии, была делегаткой ряда конгрессов II-го Интернационала. Первая мировая война застала ее в Германии, в курортном городке Кольгруб, где она отдыхала с приехавшей к ней сыном. Вместе с Шляпниковым уехала в конце 1914 в Швецию.

В 1915 заняла большевистскую позиции по отношению к империалистической войне, вела антивоенную пропаганду (брошюра Кому нужна война , 1916), за которую была выслана из Швеции, переехала в Норвегию, а оттуда в США. Там с лекциями объехала за год 123 города, в поездках ее сопровождал сын. «Коллонтай покорила Америку!» – писали о ней американские газеты. Незадолго до окончания лекционного тура завершила свою вторую крупную работу – Общество и материнство (1916), в которой обосновывала необходимость государственной помощи и поддержки материнства и детства, создания оплачиваемых государством детских садов и яслей, впервые ввела понятие «двойной нагрузки» у работающей женщины (на производстве и дома).

Февральская революция и установившееся в России двоевластие заставило ее вернуться 18 марта 1917 в Петроград: революция объявила тотальную политическую амнистию. На вокзале ее встречал Шляпников, через три дня была введена в редколлегию газеты «Правда». От Военной организации при Петроградском комитете РСДРП была избрана делегаткой Петроградского Совета РСД, членом бюро большевистской фракции Совета. С большим вдохновением и энтузиазмом вела пропагандистскую работу среди женщин, 4 апреля 1917 участвовала в объединенном собрании большевиков и меньшевиков в Таврическом дворце (т.наз. Апрельская конференция РСДРП, на которой Ленин зачитал свои Апрельские тезисы , обосновывающие необходимость власти Советов) и поддержала на нем Ленина.

С середины апреля – член исполкома Петросовета. С докладами о решениях Апрельской конференции вела революционную агитацию среди солдат Петроградского гарнизона и женщин-работниц. Получив прозвище «Валькирия революции», стала одной из организаторов Союза солдаток при Петросовете. Писала статьи в газеты «Солдатская Правда», журнал «Работница»; большим спросом пользовалась ее брошюра Кто такие с.-д. и чего они хотят ?, выдержавшая в течение 1917 несколько изданий.

Активно сотрудничала с газетой «Волна» (в Гельсингфорсе), выступала на кораблях Балтфлота (Кронштадт, Гельсингфорс), где и познакомилась с матросом Центробалта П.П.Дыбенко, который стал сопровождать ее во всех поездках. Дыбенко был ее младше на 17 лет, был выходцем из неграмотной крестьянской семьи, отличался лихостью и импульсивностью. Коллонтай считала его «несомненным самородком», это положило начало длительным и тесным любовным отношениям, развитие которых убыстрялось бурными событиями в стране.

В начале июня 1917 Коллонтай была избрана делегаткой 1-го Всероссийского съезда Советов РСД, на котором она выступала по национальному вопросу и вопросу о самоопределении Финляндии, была избрана кандидатом в члены ВЦИК. Спустя 2 недели она уже участвовала в работе 9-го съезда социал-демократической партии Финляндии в Гельсингфорсе. В своей речи на съезде она связала самоопределение Финляндии с борьбой за власть Советов в России, призвала порвать со II-м Интернационалом и присоединиться к Циммервальдской левой группе эсдеков-интернационалистов. В конце июня вместе с В.В.Воровским участвовала в Информационном совещании Циммервальдского объединения эсдеков-интернационалистов.

При возвращении из Швеции была арестована по распоряжению А.Ф.Керенского , заключена в Выборгскую женскую тюрьму. На VI-м съезде РСДРП(б) 26 июля – 3 августа 1917 заочно избрана одним из почетных председателей съезда и членом ЦК, став первой женщиной, избранной в состав ЦК большевистской партии.

19 августа, незадолго до «корниловского мятежа», была выпущена из тюрьмы по ходатайству М.Горького и Л.Б.Красина под залог в 5 тыс. руб., жила под домашним арестом. Благодаря вмешательству Петросовета 9 сентября была окончательно освобождена.

В середине сентября в качестве делегатки от большевиков участвовала в Демократическом совещании. 20 сентября ЦК РСДРП(б) поручил ей создать группу для связи с заграницей и наладить эту связь. Избранная членом Финляндского отделения бюро РСДРП(б), была его представительницей в ЦК партии, редакции журнала «Работница», участвовала в разработке проекта новой Программы РСДРП(б).

Была участницей исторического заседания ЦК РСДРП(б), принявшего решение о вооруженном восстании 10 октября. В дни Октябрьской революции находилась в Смольном, была делегаткой и членом Президиума II-го Всероссийского съезда Советов 25–26 октября 1917. Там же была избрана членом ВЦИК, а 30 октября была назначена Лениным народным комиссаром общественного призрения; на этом посту пробыла до марта 1918, став первой женщиной на таком посту.

В ноябре 1917 участвовала в работе 1-й Петроградской конференции женщин-работниц (выступала с докладом об охране материнства и младенчества). Споря с представительницами либерального феминизма, присутствовавшими на конференции, объявила их «врагами работниц и крестьянок». После закрытия конференции большевистскими декретами конца 1917 – начала 1918 деятельность всех феминистских организаций в России была объявлена вне закона.

Убежденная сторонница «феминизма равенства», она стремилась обеспечить государственную помощь матерям из числа работниц; обеспечила создание в декабре 1917 «Отдела материнства и младенчества» при наркомате государственного призрения.

Ее, владевшую несколькими иностранными языками, в январе 1918 было решено послать за границу в составе делегации ВЦИК для установления связей Советской России с левыми интернационалистами, обеспечить созыв международной социалистической конференции по разоружению, борьбе за мир.

В феврале-марте 1918 выезжала в Финляндию, Швецию, Англию, Францию. Во время голосования по вопросу о заключении Брестского мира входила в группу «левых коммунистов», была против подписания, за ведение «революционной войны».

Все это время ее гражданский муж Дыбенко, ставший наркомом по военно-морским делам («наркомвоенмором»), находился на разных фронтах. Коллонтай видела его урывками, приезжая к нему, их отношения продолжились и укрепились после того, как она в феврале 1918 спасла его от ареста после провала наступления под Нарвой.

19 марта 1918 в знак протеста против заключения Брестского мира Коллонтай ушла с поста наркома государственного призрения. В дневнике тех лет она писала, что рабочие «жестоко разочарованы» революцией, но в статьях призывала работниц к новым усилиям на пути строительства новой жизни.

Сосредоточившись на идее создания женотделов при ЦК РКП (б), организационной и культурно-просветительской работе среди женщин, она весной – летом 1918 объехала по решению ЦК РКП(б) с лекциями районы Поволжья, осенью – Орехово-Зуево, Кинешму, Иваново-Вознесенск, везде ведя активную пропаганду новых взглядов на «освобождение женщин» и решение женского вопроса.

В ноябре 1918 на 1-м Всероссийском съезде работниц и крестьянок выступила с докладом Семья и коммунистическое государство , в котором обосновывала необходимость государственной поддержки женщин-работниц и освобождения их от «креста материнства» с помощью домовых кухонь, ясель и детских садов. Спустя несколько месяцев ее выбрали членом женской секции Коминтерна.

Летом 1919 была назначена наркомом пропаганды и агитации Крымской советской республики, начальницей политотдела Крымской армии. В это время по предложению Ленина зарегистрировала свои отношения с Дыбенко; записью об их браке была начата первая советская книга Актов гражданского состояния (им было выдано свидетельство о браке номер 1): «Мы оформили свой гражданский брак, ибо если революция потерпит поражение, мы вместе взойдем на эшафот!».

После смерти И.Арманд в сентябре 1920 возглавила женотдел при ЦК РКП(б) и находилась на этом посту до 1922, активно работая также в миссии по борьбе с проституцией при наркомате социального обеспечения.

Летом 1921 произошел разрыв с Дыбенко по причине его неверности («Как же так?! – записывала Коллонтай в дневнике, – всю жизнь я утверждала свободную любовь, свободную от ревности, от унижений. И вот пришло время, когда меня охватывают со всех сторон те же самые чувства, против которых я восставала всегда….»). Эти события в жизни революционерки совпал с разгромом на X съезде РСДРП участников дискуссии о профсоюзах (1920–1921) и группы «рабочая оппозиция», одной из создательниц которой была Коллонтай. Полагая, что профсоюзы должны помогать рабочим в защите их интересов от бюрократизирующегося государства, она резко критиковала растущую бюрократизацию партийной жизни, выступала за отмену закрытых распределителей для партработников, призывала поручить экономическое управление страной Всероссийскому съезду производителей.

Все эти взгляды начали расходиться с генеральной «линией партии», и ее обретший большое влияние генеральный секретарь ЦК И.В.Сталин способствовал переводу Коллонтай с ноября 1922 на дипломатическую работу в Норвегию. В «почетной ссылке» определенную роль сыграла не просто независимость взглядов этой революционерки и ниспровергательницы старых устоев, но и их жесткое расхождение с идеями одного из активных деятелей тогдашнего ЦК Г.Н.Зиновьева.

В Норвегии она возглавляла советскую дипмиссию. Там ее другом, помощником и советником стал секретарь миссии Марсель Боди, французский коммунист. Очевидно, он, бывший на 21 год младше А.М.Коллонтай, был ее последним «сердечным другом». Из Норвегии Коллонтай направили послом Советской России в Швецию. В Стокгольм ей писали письма и Дыбенко, и Шляпников, но сердце ее уже принадлежало Боди. «Люди без фантазии – сухи и скучны, они живут только наполовину. Человек с фантазией живет сто жизней сразу. Он умеет жить за себя и за других, в прошлом и будущем» – размышляла она в те годы. Однако любовные переживания не заслонили ее главного дела. РСФСР в тот год практически находился в торговой блокаде, которую организовали английские консерваторы. Коллонтай добилась не только взаимовыгодных отношений в области торговли, но и установления двустороннего контакта между Москвой и Осло, юридического признания Советской России норвежским королевством.

На 1923–1925 приходится серия публикаций Коллонтай, вызвавших сильный общественный резонанс. В них она призывала не только к социальному раскрепощению женщины, но и утверждала ее право на свободный выбор в любви. Оригинально мыслящий аналитик, она предлагала синтез марксизма и формально не признаваемого ею феминизма с некоторой долей утопического фурьеризма. Взяв у Маркса и Энгельса идею распада буржуазной семьи и ее возрождения после революции; она заимствовала у А.Бебеля идею несомненного единения всех угнетенных женщин.

Идея знаменитой статьи Коллонтай Дорогу Крылатому Эросу! коренилась в противопоставлении любви возвышенной и любви низкой в философии Платона. Так как эта статья открыла многолетние общественные дискуссии о «половом вопросе», поэтому позже именно Коллонтай приписали авторство «теории стакана воды» («удовлетворить половую потребность при коммунизме будет так же просто, как выпить стакан воды»). На деле она ничего подобного не утверждала, а напротив: пропагандировала идею ответственности брака и любовных отношений («Само чувство любви сопряжено с внутренними обязательствами к тому, кого любишь; «обязательства» эти – чуткость и бережливость… «Право» на человека дается не браком и не своею любовью к нему, а его любовью к тебе»). Собственно, те же темы были подняты и в ее беллетристических произведениях (Любовь пчел трудовых , Большая любовь и др.)

В 1926 она была советским полпредом в Мексике, где была награждена главным почетным орденом страны – орденом Ацтекского орла, а в 1927–1930 была вновь направлена в Норвегию. В 1930–1945 посланница, затем посол СССР в Швеции. Это факт активно использовался советской пропагандой как показатель успешности «женской политики» большевиков.

Однако репрессии 1930-х уничтожили всех близких ей людей. В 1937–1938 были расстреляны Саткевич, Шляпников, Дыбенко, лишь Маслов умер своей смертью в 1946 в эмиграции. После запроса наркома НКВД Ежова о Марселе Боди она прервала с последним всякие отношения, послав ему последнее письмо, копию которого сохранила в своем дневнике: «Мы проиграли, идеи рухнули, друзья превратились в врагов, жизнь стала не лучше, а хуже. Мировой революции нет и не будет. А если бы и была, то принесла бы неисчислимые беды всему человечеству». Готовилось дело и против «дипломатов-изменников»; в списке была и ее фамилия. «Жить жутко», – записала она тогда. Но она выжила, единственная из всей когорты ленинских соратников избежавшая репрессий.

В 1944 по поручению советского правительства вела переговоры с Финляндией о ее выходе из войны. Ей было в то время уже за 70, и прибывший в Осло новый советник посольства записал: «небольшая сутуловатая старая женщина с лицом, покрытым крупными морщинами сидела на высоком стуле. Я много слышал об Александре Михайловне, о ее уме, красоте, необыкновенном революционном прошлом и бурной жизни. Теперь только яркие молодые глаза напоминали о ее былой красоте».

Как посол СССР, она все время работала до изнеможения; в результате ее неожиданно разбил частичный паралич. В марте 1945 В.М.Молотов сообщил телеграммой в Швецию, что она должна вернуться в Москву и пройти медицинское обследование. Во Внуково ее встретил внук, Владимир Михайлович Коллонтай. С того времени она жила на юго-западе столицы, до последнего дня продолжая работать почетным советником МИД СССР.

В то же время до сих пор печально известно ее противодействие награждению И.А.Бунина Нобелевской премией по литературе; она «до последнего» стремилась воспрепятствовать «прощению» эмигрантов. Подводя итог своей жизни, Коллонтай описывала в дневнике не свои успехи дипломата и общественной деятельницы, чему было посвящено свыше четверти века ее жизни: «Главное, что сделала – подняла в России и помогла двинуть разрешение вопроса равноправия женщин во всех областях, включая разрешения равноправия в сексуальной морали».

Умерла Коллонтай 9 марта 1952 в Москве, не дожив пяти дней до восьмидесятилетия. Ее похоронили рядом с Б.Н.Чичериным и М.М.Литвиновым на Новодевичьем кладбище. Спустя 20 лет после ее смерти был снят художественный фильм Посол Советского союза , изобразивший ее успехи на дипломатическом поприще, в СССР выпущено несколько ее биографий.

В 2002 феминистки всего мира отметили 150-летие со дня ее рождения.

Сочинения: Новая мораль и рабочий класс . М., 1918; Дорогу крылатому Эросу ! (Письмо к трудящейся молодежи ). – Молодая гвардия. 1923, № 3; Любовь пчел трудовых . Из серии рассказов Революция чувств и революция нравов . М. – Пг., 1923; Большая любовь . М. – Л., 1927; В тюрьме Керенского . М., 1928; Избранные статьи и речи . М., 1972; Из моей жизни и работы. Воспоминания и дневники . М., 1974; Воспоминания об Ильиче . М., 1971.

Наталья Пушкарева

Александра Коллонтай (1872–1952) – первая в мире женщина-посол. Многие пункты ее биографии до сих пор находятся под покровом тайны. По словам современников, Александра Коллонтай знала путь к сердцам мужчин.

Александра Коллонтай, в девичестве Домонтович, родилась 1 апреля 1872 года в состоятельной семье. Ее отцом был полковник генерального штаба, который женился только в 40 лет, взяв в жены женщину с тремя детьми, так что Александра стала его первым родным ребенком. Михаил Домонтович души не чаял в дочери. Он дал ей блестящее образование. Доказательством служит тот факт, что экзамены на аттестат зрелости Александра, которая находилась на домашнем обучении, сдала лучше всех гимназистов.

Человек с фантазией живет сто жизней сразу.

В числе страстных увлечений Шуры были танцы, с Ваней Драгомировым они составляли прекрасную пару. Юношеская любовь закончилась трагически. Когда Ваня предложил Александре завязать более серьезные отношения, она только рассмеялась. Этот беззаботный смех привел к самоубийству молодого человека.

После того как Шура решительно отказала 40-летнему адъютанту императора Александра III генералу Тутомину, отец забрал девушку с собой в Тифлис, где он находился в служебной командировке. Здесь Александре скучать не приходилось. В их доме часто появлялся молодой офицер, троюродный брат Александры Владимир Коллонтай. Своими разговорами о политике и социальной несправедливости он зажег сердце красавицы. Владимир больше не мог находиться вдали от возлюбленной и приехал в столицу, где поступил в Военно-инженерную академию. По мнению родителей, замужество с Владимиром Коллонтаем было явным мезальянсом, поэтому они запретили молодым встречаться. Чтобы Александра забыла о своей привязанности, отец отправил ее в Париж, а затем в Берлин, но влюбленные даже не думали разрывать отношения. В Европе царили более вольнолюбивые настроения, чем в России, и здесь Александра познакомилась с запрещенной литературой, узнала о Кларе Цеткин и о «Коммунистическом манифесте». Разлука с любимым только укрепила ее в желании выйти замуж за Коллонтая, родители оказались бессильны против этой страстной любви, замешанной на политике.

Коллонтаи некоторое время жили в полном согласии. Владимир отличался мягкостью и добротой, старался выполнить любое желание Александры. Однако она явно была неудовлетворена. Шура начала посещать публичную библиотеку, где в то время собирались защитники всех угнетенных. Ее сыну Мише не исполнилось еще и полугода, когда Александра уже успела проникнуться атмосферой назревающей революционной борьбы. Но пока перед ней стояли другие цели. Ей непременно хотелось выдать замуж свою подругу Зинаиду Шадурскую за офицера Александра Саткевича. Для этого она устроила в своем доме «коммуну», тем более что в средствах, благодаря отцу Александры, Коллонтаи не нуждались.

Как я работаю… Как полпред. Порядок вокруг. Добросовестность в исполнении дел. Сбывать мелкие дела ежедневно, не откладывая. Не залеживать, не откладывать, отвечать, встречаться… Всегда помнить… Более стратегии (в дипломатии), чем тактики… Задачи любила большие, трудные, иначе завядала и скучала. Но никогда не пренебрегала мелочами. Слово „разносить“, слово „напыщенность“ - не мои. Разносторонность интересов мешала иногда, отвлекала от текущих дел, но и служила отдыхом.

Коллонтай Александра Михайловна

Александра с воодушевлением принялась за организацию политвечеров: она сама подбирала и читала литературу, предлагала темы для обсуждения. Однако планы Александры не оправдались: Саткевич пленился не Зинаидой, а хозяйкой дома. Александра пыталась разорвать образовавшийся любовный треугольник. В это время к ней впервые стали приходить мысли о свободе любви, и особенно любви одновременно к двум мужчинам.

В результате Шура покинула супружескую обитель, но не для того, чтобы вступить в новый брак. Она считала, что женщина рождена не стряпать и вязать носки, а заниматься умственным трудом. Саткевич появлялся в ее «холостяцкой» квартире крайне редко, но все равно она всегда была рада его видеть.

Когда Александре исполнилось 26 лет , она, оставив малолетнего сына родителям, поехала за границу. В качестве постоянного места жительства Коллонтай выбрала Швейцарию, однако нервное расстройство препятствовало ее обучению и работе. На некоторое время она уехала в Италию, где написала множество статей, которые не хотели публиковать. Александра в полном отчаянии сделала последнюю попытку вернуться в лоно семьи. Владимир тяжело заболел, и она проводила почти все время рядом с больным. Однако роль заботливой жены вовсе не прельщала Коллонтай, поэтому у нее созрело решение окончательно поселиться в Швейцарии.

Здесь она посещала лекции профессора Геркнера. Постепенно пришла и известность: статьи Александры стали появляться в солидных журналах. Любимой темой Коллонтай были социальные проблемы Финляндии, и в этой области она была настоящим экспертом. У нее завязались дружеские отношения с Розой Люксембург и четой Плехановых. В Россию Александра приезжала редко, только чтобы увидеться с сыном, который теперь находился на попечении деда.

После смерти отца Александре пришлось решать множество насущных проблем. В наследство ей достался прекрасный особняк, на доходы от которого можно было безбедно жить в Европе. Однако заниматься финансовыми операциями Александре было в тягость, поэтому она отдала все заботы об имении в руки Саткевича. Особняк любовники решили продать. Александра сняла хорошую квартиру и пригласила туда жить Зою в качестве домработницы: решать хозяйственные вопросы Александре было некогда. К этому времени она уже издала три книги о социальных проблемах, женском движении и пролетарской нравственности.

Талант оратора проявился у Александры во время первой русской революции. Она с пафосом выступала на рабочих собраниях, на одном из которых познакомилась с противником Ленина, редактором первой легальной газеты социал-демократов Петром Масловым. Примерный муж без зазрения совести бросился в водоворот страсти.

В их романе личное тесно переплеталось с общественным. Например, когда Маслова пригласили читать лекции в Германии, Александра приехала в Мангейм на учредительный съезд социал-демократов. Маслов не желал, чтобы об их отношениях стало известно третьим лицам, поэтому свидания тщательно конспирировались.

Развернувшаяся деятельность Коллонтай привлекла внимание властей , и ее арестовали. После освобождения под залог Александра, воспользовавшись поддельным паспортом, выехала из страны. За ней последовал Маслов, так что их роман продолжился и в Берлине. Александра могла прекрасно адаптироваться в любой стране, поскольку владела несколькими иностранными языками.

Отношения с Масловым начали надоедать подвижной Александре. Она не желала терпеть этот адюльтер, поэтому, несмотря на мольбы Маслова, переехала в Париж и поселилась в скромном пансионе. Однако Петр последовал за ней и опять-таки вместе со своим семейством. Больше всего Александру раздражало то, что Маслов каждый день приходил к ней, но, когда часы били девять, всегда спешил домой.

С Александром Шляпниковым Коллонтай познакомилась на траурном митинге, у могилы Лафаргов. Александр пленил революционерку открытым и веселым характером. В тот день они долго гуляли по городу, а ночью отправились в пансион на окраине города, где в убогой комнатке жил Шляпников. На следующее утро Петру Маслову пришлось пережить горе расставания. 39-летняя Александра предпочла ему более молодого Шляпникова. Здесь же, в Париже, состоялось еще одно знаменательное событие в жизни Коллонтай. Она подписала документы о разводе, освободив таким образом бывшего мужа, который теперь мог жениться на любимой женщине.

Совместная жизнь с Александром Шляпниковым не принесла того счастья и удовлетворения, которого ожидала Коллонтай. Несмотря на то что он относился к довольно непривередливым мужчинам, все равно ей приходилось отрываться от написания статей и тратить время на устройство быта, что Александра ненавидела всем сердцем. Финансовое положение ухудшилось, поскольку в связи с надвигающейся мировой войной имение стало приносить меньше доходов.

В начале войны Коллонтай с сыном находились в Германии, в городке Кольруб. Последовал арест, но через 2 дня Александру отпустили, мотивировав это тем, что она была противником режима, установившегося в России. Освободив сына Мишу, Александра направилась в Швецию, но ее выгнали и оттуда. Тогда она обосновалась в Норвегии, куда время от времени приезжал Шляпников. Отношения между ними были уже не те, да и весть о женитьбе Саткевича окончательно вывела ее из себя. От депрессии Александру спасло приглашение в Америку, где она должна была читать лекции. Ее ораторское искусство и блестящий ум привлекли слушателей всей страны, она прочитала лекции в 123 городах США. Благодаря своей популярности Александра сумела устроить Мишу на работу на военный завод, а затем и освободить его от призыва в армию.

Отречение Николая II от престола застало Коллонтай в Норвегии. Ленин срочно вызвал ее в Россию, дав серьезное поручение. В одном из чемоданов, которые Александра привезла в Россию, находились деньги, переданные германским правительством на революцию. На посту главы исполкома Петроградского совета у Александры совсем не было времени для общения с семьей, она даже не приехала на похороны мужа.

В прессе стали появляться сообщения о ее революционной деятельности. «Валькирия революции», как ее называли, поражала воображение людей пламенными речами. Принимая во внимание умение Александры воздействовать на людей, Ленин решил послать ее на военные корабли усмирять не поддававшихся агитации матросов. Ее встретил председатель Центробалта Павел Дыбенко, крепкий парень, отличавшийся буйным темпераментом. Александра так писала о своем новом увлечении: «Это человек, в котором преобладает не интеллект, а душа, сердце, воля, энергия. В нем, в его страстно нежной ласке нет ни одного ранящего, оскорбляющего женщину штриха». Во время Гражданской войны Шура везде следовала за Дыбенко, но и «быть при ком-то» она тоже не могла, поэтому вернулась к своей работе в женской секции Коминтерна, которой руководила Инесса Арманд.

Со временем к Александре пришло понимание истинных масштабов революции. Она с болью говорила об условиях, в которых находились рабочие, но тем не менее призывала к борьбе за новое, более достойное существование. Отношения с Павлом стали натянутыми: стареющую Александру одолевали муки ревности, и однажды, когда Дыбенко поздно вернулся, она рассказала ему о своих подозрениях. Ссора привела к тому, что Павел даже пытался застрелиться. Девушка, с которой он встречался, поставила его перед выбором. Коллонтай дождалась, когда друг поправится, и покинула его.

Видя, что внутри партии большевиков назревает конфликт, Александра отправилась в Норвегию. Здесь она близко сошлась с Марселем Боди, секретарем советской миссии. Обходительный Марсель смог дать Александре ту любовь, которую она давно ждала.

Вскоре Александра Коллонтай стала первой в мире женщиной-послом в Швеции . Письма, которые приходили к ней из России, были полны уныния и тоски: сталинские репрессии принесли горе не одной семье. Во время пребывания в Москве Александре неоднократно устраивали допросы. По приказу Ежова были арестованы ее бывшие любовники: Боди, Шляпников и Саткевич. Но среди этого террора Александра сумела сохранить жизнь и чувство собственного достоинства. Александра Коллонтай дожила почти до 80 лет, оставив о себе добрую и светлую память.

Александра Михайловна Коллонтай - цитаты

Человек с фантазией живёт сто жизней сразу.

Как я работаю… Как полпред. Порядок вокруг. Добросовестность в исполнении дел. Сбывать мелкие дела ежедневно, не откладывая. Не залёживать, не откладывать, отвечать, встречаться… Всегда помнить… Более стратегии (в дипломатии), чем тактики… Задачи любила большие, трудные, иначе завядала и скучала. Но никогда не пренебрегала мелочами. Слово «разносить», слово «напыщенность» - не мои. Разносторонность интересов мешала иногда, отвлекала от текущих дел, но и служила отдыхом.

Само чувство любви сопряжено с внутренними обязательствами к тому, кого любишь. "Обязательства" эти - чуткость и бережливость.

"Право" на человека дается не браком и не своею любовью к нему, а его любовью к тебе.

Люди без фантазии - сухи и скучны, они живут только наполовину. Человек с фантазией живет сто жизней сразу. Он умеет жить за себя и за других, в прошлом и будущем.

«Маленькая девочка, две косички, голубые глаза. Ей пять лет. Девочка как девочка, но если внимательно вглядеться в её лицо, то замечаешь настойчивость и волю. Девочку зовут Шура Домонтович . Эта девочка - я», - так написала о своём детстве Александра Коллонтай .

Александра Коллонтай в детстве. 1872 год. Фото: РИА Новости

Бесперспективная

Кто бы мог подумать, что маленькая Шура из обеспеченной дворянской семьи, которая гордилась принадлежностью к роду средневекового князя Довмонта Псковского , вырастет в валькирию революции. Да ещё и напишет опус под названием «Дорогу крылатому Эросу!».

Как только девушка созрела, в женихи к ней выстроилась целая очередь высокопоставленных мужчин. Но Шурочка и не думала связывать свою судьбу с «большими деньгами». Она отказала адъютанту Александра III Тутолмину . Иван Драгомиров (сын извест-ного генерала) застрелился из-за неразделённой любви к Александре. Сама Шурочка так оправдывала свою недоступность: «Мне безразличны блестящие перспективы. Я выйду замуж за человека, которого полюблю». А полюбила она своего дальнего родственника, выпускника Военно-инженерной академии Владимира Коллонтая .

«Среди беззаботной молодёжи, окружавшей меня, Коллонтай выделялся не только выдумкой на весёлые шутки, затеи и игры, не только тем, что умел лихо танцевать мазурку, но и тем, что я могла с ним говорить о самом важном для меня: как надо жить, что сделать, чтобы русский народ получил свободу... Кончилось тем, что мы страстно влюбились друг в друга», - вспоминала она первые дни их знакомства. Родители Шурочки были против этого союза - Коллонтай был беден. Но Александра поступила по-своему. Любила ли она мужа? Наверное. Но эта любовь быстро иссякла. «Я хотела быть свободной, - признавалась она. - Маленькие хозяйственные и домашние заботы заполоняли весь день, и я не могла больше писать повести и романы... Как только маленький сын засыпал, я шла в соседнюю комнату, чтобы снова взяться за книгу Ленина».

Тогда у Шурочки появилась ещё одна отдушина - друг мужа, офицер Александр Саткевич. Он временно поселился в их семейном доме. «Я уверяла обоих, что их обоих люблю - сразу двух», - вспоминала Коллонтай свой любовный тре-угольник. Она ушла от мужа, а вскоре и от Саткевича. А дальше один роман сменял другой. Отношения с редактором первой российской легальной газеты социал-демократов экономистом Петром Масловым начались бурно, но закончились в один миг. Маслов был женат, а Шурочку сильно тяготило то, что после их свиданий он, боясь жены, во весь опор мчался домой. Роман с 26-летним Александром Шляпниковым завязался у 39-летней Коллонтай… на похоронах. Но как только Шляпников захотел более серьёзных отношений, намекнув, что неплохо бы Александре вести себя дома не как революционерке-феминистке, а как нормальной женщине, жене, пыл Коллонтай тут же иссяк.

«...Меня прямо пугает мысль о физической близости. Старость, что ли? Но мне просто тяжела эта обязанность жены. Я так радуюсь своей постели, одиночеству, покою... Если бы он мог жить тут как товарищ!.. Но не супружество! Это тяжело». Чтобы избавиться от назойливого поклонника Александра решила поехать с сыном Мишей в Америку.

Шляпников предложил отправиться «всей семьёй». Коллонтай его одёрнула: «Я хочу побыть с сыном, я так давно его не видела». Но Шляпников не отступал, купил билет на тот же рейс, но Коллонтай поменяла свои билеты на более ранний выезд. «Так надо. Когда-нибудь ты поймёшь мои материнские чувства. Если хочешь, приезжай. Но потом» - такую записку она написала Шляпникову перед отъездом.

Плошки и горшки

«Не думайте, что женщина так крепко держится за свои ложки, плошки и горшки», - постоянно уверяла соратников по революции Коллантай. Она активно писала статьи и призывала народ к сексуальной революции: изобрела теорию «стакана воды», в которой заявила, что в свободном от буржуазной морали обществе каждый может удовлетворять свои половые потребности так же легко, как выпить стакан обычной воды. В 1913 г. Коллонтай опубликовала исследование под названием «Новая женщина», где заявила, что женщина должна бороться со своими эмоциями и отказаться от ревности. Знала бы Александра, что придёт время и она откажется от своих же идей!

Шурочка и Павел Дыбенко. Фото: РИА Новости Нарком по морским делам Павел Дыбенко вошёл в историю, отдав приказ матросу Железняку разогнать Учредительное собрание. Он с первого взгляда произвёл впечатление на неё. Новый фаворит был моложе Шурочки уже на 17 лет. Коллонтай была влюблена в молодость и бесстрашие Дыбенко, он же разглядел в ней умную и привлекательную женщину. Но в марте 1918-го Дыбенко был арестован за «беспричинную сдачу Нарвы». Коллонтай обивала пороги высокопоставленных лиц, а однажды, придя на свидание к Дыбенко, предложила ему стать её мужем. Это была первая запись о браке в первой книге актов граждан-ского состояния советской России. Дыбенко оправдали. Он уехал воевать в Крым. Но внезапно на поборницу мужской свободы обрушилось известие - супруг, которого она спасла от смерти, завёл другую. Коллонтай отправилась в Симферополь. В кармане френча мужа отыскала письмо с подписью: «Твоя, неизменно твоя, Нина»… «Умом понимаю, - написала она в своём дневнике, - а сердце уязвлено. Самое больное - зачем он назвал её голубкой? Ведь это же моё имя! Он не смеет его никому давать, пока мы любим друг друга. Но... Выпрямись, Коллонтай! Не смей бросать себя ему под ноги! Ты не жена, ты человек!»

Она, возможно, впервые в жизни по-настоящему страдала. Попросила, чтобы её отправили на работу за границу. И, оказавшись в Норвегии, тут же закрутила роман с французским коммунистом, секретарём советской миссии Марселем Боди. Француз был младше революционерки уже на 21 год… Однако товарищи по партии мягко намекнули Шурочке, что хоть её новый любовник и коммунист, но всё же француз. А посему негоже поборнице революции связывать себя с выходцем из капиталистической Европы.

Коллонтай осталась одна. В 1937-м ей сообщили, что её бывший возлюбленный Шляпников был арестован и расстрелян, Саткевича ждала та же участь, Дыбенко был приговорён к высшей мере наказания в 1938-м… А Коллонтай всё чаще вспоминала первого мужа, прощавшего ей всё.

31 марта 1872 года родилась Александра Домонтович, более известная под фамилией Коллонтай, полученной от первого мужа. Об этой женщине ещё при жизни ходило множество легенд - дочь генерала, ставшая поборницей новой морали и первой советской феминисткой, а также являющаяся первой в современной истории женщиной, вошедшей в состав правительства. Она всегда вызывала повышенный интерес. И своими взглядами, и своими поступками.

Александра родилась в 1872 году в дворянской семье генерала от инфантерии Михаила Домонтовича. Он в своё время принимал участие в Крымской войне, затем в войне с Турцией и некоторое время даже успел побыть губернатором в болгарском Тырново. Уже после рождения дочери Домонтович руководил военными советниками и специалистами, занимавшимися обучением персидской казачьей бригады - одного из самых элитных персидских подразделений.

У Александры Домонтович было немало знаменитых родственников. Например, её единоутробной сестрой была знаменитая оперная певица Евгения Мравина-Мравинская, солировавшая в Мариинском театре. Троюродным братом Александре приходился поэт Игорь Северянин - суперзвезда Серебряного века русской поэзии.

Мифы и легенды начали сопровождать жизнь будущей революционерки ещё с юности. В большинстве источников, повествующих о её биографии, можно найти утверждения, что Александра была столь неприступной девушкой, что несколько женихов свели счёты с жизнью после её отказов, а сама она будто бы однажды даже отказала самому адъютанту императора Тутолмину. Как часто бывает с подобными легендами, это в лучшем случае полуправда.

Например, молва связывала самоубийство Ивана Драгомирова, сына знаменитого генерала (Михаил Драгомиров позировал Репину для картины "Запорожцы пишут письмо турецкому султану"), именно с отказом Александры. Однако хорошо знавший всех Драгомировых художник Репин вспоминал, что юный Иван застрелился после того, как он и некая его возлюбленная исповедались друг другу и он счёл себя недостойным такой ангельской девушки.

Что касается Тутолмина, то он действительно был видным генералом и действительно предпринимал попытки посвататься к Александре. Однако адъютантом императора Александра III он никогда не был.

Избранником Александры стал её троюродный брат Владимир Коллонтай. Выходец из семьи обрусевших поляков. Хотя и утверждается, что Владимир был беден и ничем не примечателен, к моменту женитьбы он имел офицерский чин и в дальнейшем сделал прекрасную карьеру, дослужившись до генеральского звания.

В этом браке у Александры родился сын. Однако она очень быстро поняла, что тихая семейная жизнь не для неё. Ей хотелось великих свершений, авантюрных приключений, а роль хранительницы очага и матери казалась ей невыносимо скучной и банальной. Сначала она закрутила бурный роман с близким другом супруга офицером Александром Саткевичем. В конце концов ей надоело и это и после нескольких лет супружеской жизни она решила порвать с привычным кругом. Оставив пятилетнего сына на попечение супруга, Коллонтай отправилась в свободное плавание и уехала в Европу. Формально - для учёбы в университете.

Но к тому моменту она давно уже была увлечена революционными идеями, к которым пришла под влиянием близкой подруги Елены Стасовой - весьма влиятельной и близкой к Ленину дамы.

Первая советская феминистка

В эмиграции Коллонтай перезнакомилась со всеми знаменитыми теоретиками марксизма. Позднее она стала одной из двух самых знаменитых женщин в партии в советскую эпоху (всё же Крупская всегда играла роль супруги вождя мирового пролетариата и как самостоятельная революционная единица мало кем воспринималась). Одной из них была Коллонтай, второй - Розалия Землячка. Несмотря на то что обе происходили из весьма богатых семей, они были полными противоположностями. Предельно суровая и аскетичная Землячка, принципиально не пользовавшаяся даже косметикой, чтобы не отвлекаться от революции. Сухая и строгая дама с нервно поджатыми губами, при появлении которой смолкал смех и вяли цветы, дама, которая никогда и никого не любила, кроме революции. И весёлая и жизнерадостная Коллонтай, блиставшая на танцах, в мехах и драгоценностях, флиртовавшая едва ли не на всех европейских языках и менявшая любовников как перчатки. Землячка никогда не была теоретиком и не выдвигала идей. Её функции сводились к карам и наказаниям - как врагов, так и соратников. Коллонтай, напротив, прославилась в первую очередь как теоретик, а не как управленец. Фактически она стала зачинателем феминизма в его советской версии.

После того как РСДРП раскололась на большевиков и меньшевиков, Коллонтай не примкнула ни к одной из фракций, оставаясь как бы посередине. Благодаря одному из своих новых увлечений - революционному экономисту Петру Маслову, она больше симпатизировала меньшевикам. Тем не менее Александра выбрала второстепенный для враждующих фракций, но важный для неё участок работы, оставаясь на котором она могла сохранять относительную независимость. Это было женское движение.

В начале ХХ века в ведущих мировых странах набирало мощь движение суфражисток, требовавших для женщин избирательных прав. Эту идею поддерживала и Коллонтай, но её желания были куда амбициознее. Она желала не просто уравнивания мужчин и женщин, а создания принципиально нового общества, на новых принципах и началах.

Не совсем верно считать её классической феминисткой хотя бы потому, что марксистские феминистки считали буржуазных феминисток, как они их называли, своими заклятыми врагами. Считалось, что феминистки уводят женщин от стоящих перед пролетариатом революционных задач, то есть требуют уравнивания мужчин и женщин в буржуазном обществе и желают добиться для женского пола всего лишь повышения статуса в уже существующем обществе, тогда как Коллонтай неизменно увязывала женский вопрос с революционным. Женщины не должны бороться за свой статус, они должны бороться за революцию и создание нового общества. И уже в рамках этого нового революционного общества права мужчин и женщин наконец будут уравнены. Буржуазных феминисток марксистские презрительно называли равноправками. В итоге Коллонтай так и не удалось соблюсти баланс и она всюду оказывалась чужой среди своих. Феминистки воспринимали её как радикальную большевичку, большевики - как феминистку и критиковали за "женский" уклон в противовес пролетарскому.

Однако марксистские вожди всегда склонны были недооценивать женский вопрос и рассматривать его как второстепенный. Хотя бы потому, что в России пролетариат составлял незначительное меньшинство, а женщины - крошечную часть этого незначительного меньшинства. И, конечно, и речи быть не могло о независимом женском движении, которого хотела добиться Коллонтай.

Долой семью

Одним из самых ненавистных институтов для Коллонтай была семья. Она считала её атавизмом, сохранившимся с устаревших капиталистических времён, когда семья становилась ячейкой для накопления капитала и передачи его по наследству. В коммунистическом мире будущего, по мысли Коллонтай, не должно было остаться места семьям. Во-первых, из-за их очевидной устарелости, поскольку они лишатся своего основного смысла. Во-вторых, из-за того, что семья - это буржуазный и собственнический продукт. Супруг считает супругу своей собственностью и наоборот. Разве это не угнетение? Разве это не принижение женщины, которую брак низводит до хранительницы очага и воспитательницы детей? В конце концов, брак отрывает женщину от интересов пролетариата, заставляя её служить интересам не своего класса, а индивидуалистически обособленной семье. Из-за радикальных взглядов на брак Коллонтай разошлась с несколькими своими мужчинами.

Уже после революции Коллонтай написала утопический рассказ о прекрасном мире будущего, каким он видится ей. Действие рассказа "Скоро" происходит в 1970 году. "Жизнь налажена так, что живут не семьями, а расселяются по возрастам. Дети - во "Дворцах ребёнка", юноши и девочки-подростки - в весёлых домиках, окружённых садами, взрослые - в общежитиях, устроенных на разные вкусы, старики - в "Доме отдыхновения". В коммунах нет ни богатых, ни бедных; эти слова - забытые слова. Они ничего собой не выражают. У членов коммуны имеется всё, что надо для того, чтобы не думать о насущном, о материальном. Одежду, пищу, книги, развлечения - всё доставляет члену коммуна. За это член коммуны отдаёт коммуне свои рабочие руки на два часа в день", - так описывала она прекрасный мир будущего, который ей грезился.

Новая женщина

Коллонтай также сформулировала идеал новой женщины, которая придёт на смену женщинам прежних эпох. Буржуазное общество учило женщину быть покорной, терпеливой, уступчивой, сводя её функции в лучшем случае к деторождению и домашнему хозяйству. Девушки нюхали цветочки, плакали над любовными романами, потом выходили замуж и становились полностью зависимыми от мужчин. С этим в коммунистическом будущем должно быть покончено. По Коллонтай, новая женщина сильна, независима, самостоятельна, не нуждается в мужской опеке и поддержке, она способна противостоять мужскому деспотизму и умеет подчинять разуму чувства, эмоции и переживания.

Большое внимание она уделяла борьбе с "собственническими" взглядами. Ревность - устаревшее чувство, считала она. "В новой женщине "ревнивую самку" всё чаще и чаще побеждает "женщина-человек", - писала Коллонтай.

Как это нередко бывает, пропагандисты каких-либо идей сами не всегда в состоянии им следовать и соответствовать. Всю жизнь выступавшая против собственничества в отношениях и ревности партнёров друг к другу, Коллонтай была потрясена, когда узнала, что её новый избранник Павел Дыбенко подыскал себе любовницу за её спиной. Этого она ему так и не смогла простить, хотя в своих статьях и утверждала: "Пора этой привычке исчезнуть, это остаток буржуазного представления, что "собственность" - это высшая ценность. Хорошему товарищу, созвучной подруге не скажешь же "мой" или "моя".

Дневник, который она вела всю жизнь, сохранил её переживания: "Неужели Павел разлюбил меня как женщину? Самое больное - зачем он назвал её голубкой, ведь это же моё имя. Он не смеет его никому давать, пока мы друг друга любим". Ходили даже слухи, что она пыталась застрелить неверного супруга.

Коллонтай и Дыбенко познакомились в революционном 1917 году. Над их странным союзом посмеивались все большевики. Генеральская дочь, прекрасно образованная, знавшая несколько языков, лично знакомая со всеми знаменитыми социал-демократами Европы. И неотёсанный полуграмотный матрос из украинской провинции, с трудом могущий написать своё имя без ошибок. К тому же между ними была немалая разница в возрасте. Дыбенко было 28 лет, а Коллонтай уже 45. Впрочем, такая разница не должна удивлять. В основном она предпочитала мужчин значительно моложе себя. До Дыбенко у неё был революционер Александр Шляпников, который был моложе на 13 лет. А после Дыбенко, когда она уже работала послом в Норвегии, избранником 51-летней Коллонтай стал 30-летний французский коммунист Марсель Боди. Секретарь советского посольства Семён Мирный, её последнее увлечение, был моложе неё на 26 лет (Александре к тому моменту уже исполнилось 58).

Дыбенко высоко взлетел в первые месяцы после революции. Если Коллонтай стала наркомом государственного призрения (правда, всего на три месяца), то бывший баталер получил пост наркома по морским делам. Но вскоре оглушительно провалился. Вместе с революционными матросами его отправили оборонять Нарву от наступавших немцев. Вместо этого Дыбенко с моряками бежал, да так быстро, что остановился только в Гатчине. Его сняли со всех постов, исключили из партии и отдали под трибунал. Но вмешательство Коллонтай, вхожей в кремлёвские кабинеты, помогло. Дыбенко отделался только лёгким испугом и не понёс никакого наказания. Тогда же, руководствуясь, видимо, эмоциональными соображениями, Коллонтай вышла за него замуж, хотя два десятилетия после разрыва с первым супругом всеми силами избегала супружеской рутины и слишком близких отношений. Впрочем, этот брак продержался недолго и после измен Дыбенко они разошлись.

Сексуальная революция

Нередко Александру Коллонтай называют валькирией сексуальной революции и приписывают ей авторство "теории стакана воды", которая заключается в том, что получить секс должно быть так же просто, как страждущему выпить стакан воды. В реальности же Коллонтай не имела никакого отношения к этой теории, сформулированной задолго до неё. Эта теория действительно обрела популярность в РСФСР в начале 20-х годов, но Коллонтай никогда её не пропагандировала.

Отчасти такое мнение сложилось о ней из-за её имиджа. По меркам того времени Коллонтай, сменившая множество любовников и отрицавшая необходимость семьи, выглядела весьма радикально даже на фоне большевиков. Знаменитый социолог Питирим Сорокин называл её несомненной нимфоманкой.

Писатель Бунин не самым лестным образом упоминал о ней в "Окаянных днях": "О Коллонтай (рассказывал вчера Н. Н.): "Я её знаю очень хорошо. Была когда-то похожа на ангела. С утра надевала самое простенькое платьице и скакала в рабочие трущобы - "на работу". А воротясь домой, брала ванну, надевала голубенькую рубашечку - и шмыг с коробкой конфет в кровать к подруге: "Ну давай, дружок, поболтаем теперь всласть!" Судебная и психиатрическая медицина давно знает и этот (ангелоподобный) тип среди прирождённых преступниц и проституток".

Сразу же после революции Коллонтай благодаря своим ярким и радикальным выступлениям превратилась в самую знаменитую советскую женщину. Свидетельством тому служит множество посвящённых ей песен, частушек и стишков, зачастую весьма фривольных и скабрезных, которые были популярны в Петрограде в то время.

Отстаивая необходимость некоторых свойственных концепции "свободной любви" тезисов (например, отсутствие собственнических отношений и ревности по отношению к партнёру), она тем не менее не была пропагандисткой беспорядочных половых связей, как гласит популярный миф. Она лишь твердила о необходимости создания новой пролетарской морали в половом вопросе. Какой именно будет эта мораль, она затруднялась сформулировать, отмечая лишь то, что первостепенной будет не любовь к своему партнёру, а любовь к коллективу.

В одной из самых знаменитых своих статей - "Дорогу крылатому Эросу" - она писала: "Провозглашая права "крылатого Эроса", идеология рабочего класса вместе с тем подчиняет любовь членов трудового коллектива друг к другу более властному чувству - любви-долгу к коллективу. Как бы велика ни была любовь, связывающая два пола, как бы много сердечных и духовных скреп ни связывало их между собою, подобные же скрепы со всем коллективом должны быть ещё более крепкими и многочисленными, ещё более органическими. Буржуазная мораль требовала: всё для любимого человека. Мораль пролетариата предписывает всё для коллектива".

Закат популярности

Первые пять лет после революции были звёздным часом Коллонтай. На неё обрушились слава и известность. Она могла позволить себе открыто спорить и не соглашаться даже с Лениным. Всё закончилось в начале 20-х, когда Коллонтай и её бывший возлюбленный Шляпников возглавили т. н. рабочую оппозицию, выступившую против Ленина. Тогда Ленин победил и буквально вытер ноги о своих политических соперников.

Вскоре после смерти лидера партии началась грызня за власть, но Коллонтай переждала все штормы и бури в тихой и уютной Норвегии, а затем и Швеции. Она больше не участвовала в политических дискуссиях, не писала ярких статей о новой половой морали и отношениях между полами, забросила и свои художественные книги. Её жизнь стала скучна и буржуазна. То, от чего она всеми силами стремилась уйти в юности, в конце концов настигло её во второй половине жизни. Она давала приёмы в советском посольстве, ходила на званые вечера, мило беседовала с иностранными политиками. И больше не было никаких статей про эмансипацию женщины, выступлений перед толпами перевозбуждённых матросов и поучений комсомольцев в половых вопросах.

Новое поколение советской молодёжи уже знало Коллонтай только как советского посла. В начале 30-х Сталин объявил женский вопрос окончательно решённым в СССР и все специализированные органы типа женских отделов были распущены. Теории Коллонтай были объявлены чуждыми марксизму ещё раньше и преданы разгрому, а затем и забвению в Советском Союзе. Уже в Литературной энциклопедии, вышедшей в 1931 году, о Коллонтай сказано: "К. строит наивную социологию любви предшествующих общественных формаций, в итоге устанавливая "пролетарскую мораль"… По существу этические теории К. ничего общего с пролетарской моралью не имеют. Как художник К. интереса не представляет".

В 1945 году уже пожилая Коллонтай из-за болезни вынуждена была вернуться в Москву после более чем 20-летнего отсутствия. Это была уже совсем другая страна по сравнению с той, из которой она уезжала на дипломатическую работу. Формально она не выходила на пенсию и продолжала работать советником в МИД. В марте 1952 года она умерла в возрасте 79 лет.

Спустя почти два десятилетия, на волне сексуальной революции в западных странах, к работам Коллонтай вновь вспыхнул интерес. Она была признана одной из значимых персон в истории феминистического движения и стала считаться одной из предтеч сексуальной революции. В СССР она в таком качестве никогда не рассматривалась, её феминистические выступления и пропаганда новой морали старательно затушёвывались - они если и упоминались, то вскользь. Коллонтай не вычеркнули из истории страны, как некоторых менее удачливых деятелей того времени. Но вплоть до распада Советского Союза её позиционировали в первую очередь как женщину-дипломата, предпочитая не вспоминать о ней как о теоретике и пропагандистке женской эмансипации и новых отношений между полами.

9 марта 1952 года умерла Александра Коллонтай – первая женщина нарком, борец за освобождение женщины. Она создала гражданский брак, уберегла СССР от войны со Швецией, но заслуги не спасли ее от обвинений в шпионаже и узаконивании проституции.

Шведская семья

Александра Коллонтай свою личную жизнь начала со «шведской семьи». Вопреки воле отца она вышла замуж по любви за бедного офицера – Владимира Коллонтая, оставив позади, как минимум, двух завидных женихов – адъютанта императора Александра III – Владимира Тутомлина и генеральского сына Ивана Драгомирова, который после отказа Александры пустил себе пулю в сердце.
Муж ее обожал, но разбудить в Коллонтай любящую жену и хранительницу домашнего очага ему не удалось. «Я хотела быть свободной, - признавалась она. Вскоре она нашла себе отдушину в лице друга Владимира – офицера Александра Саткевича, который поселился в их семейном доме. «Я уверяла обоих, что их обоих люблю - сразу двух», - вспоминала Коллонтай свой любовный треугольник. Потом, ситуация начала ее тяготить, она, буквально, сбежала из дома, уехав в Швейцарию изучать экономику, бросив разом мужа, любовника и маленького сына Мишу. «Больше я к прежней жизни не вернусь. Пусть мое сердце не выдержит от горя из-за того, что я потеряю любовь Коллонтая, но у меня другие задачи…» - гласит запись в ее дневнике.

Первая в мире

Историки называют Коллонтай слишком революционной даже для своей эпохи. Честная, прямолинейная, с обостренным чувством справедливости, она была первой во всем, в прямом смысле этого слова. Александра представляла собой тот класс эмансипированных женщин, которые понимали, зачем им обретенная свобода. Она стала первой женщиной министром в мире, опередив более чем на пол века Голду Меир и Маргарет Тэтчер. Правда, должность, которую она заняла, называлась «нарком общественного призрения в первом составе Совета народных комиссаров».
Александра Коллонтай также была первой женщиной дипломатом в мире, когда в 1922 году ее назначили послом в Норвегии, благодаря ее прочным связям с социалистическими движениями в Европе.

Валькирия революции

Александра происходила из дворянской семьи Домонтовичей, она была генеральской дочкой. Ни одна женщина из высших советских кругов не могла похвастаться такими светскими манерами, какими владела Коллонтай. Но и изысканную Александру иногда можно было встретить в пролетарском платье в обнимку с нетрезвым матросом. Она умела быть разной - эта «валькирия революции», как прозвал ее Троцкий, ратовавшая за освобождение пролетариата и женское освобождение.
Впервые об ужасах жизни простой женщины, дворянка Коллонтай узнала, когда посетила с мужем, любопытства ради, ткацкую фабрику. Грязные бараки, серые лица работниц, прикрытый тряпьем мертвый ребенок в углу - все это произвело на ухоженную барышню неизгладимое впечатление. Но, именно эта «прогулка» дала России оплачиваемый декретный отпуск, бесплатные родильные дома, детские сады и санатории, а главное, щепетильное отношение к гигиене, которой до Александры не уделялось должного внимания.

Гражданский брак

Семейные узы с Владимиром Коллонтай, которые оставались лишь формальными с момента отъезда Александры в Швейцарию, страшно ее тяготили. По законам Российской империи женщина могла развестись, только заручившись согласием мужа, которое Владимир отказывался ей давать. А ведь в то время, у него самого уже была новая спутница. Ситуация ухудшилась со знакомства Александры с наркомом по морским делам Павлом Дыбенко. Их первая встреча была более чем романтична. Во время пропагандистского выступления Александры перед матросами на одном из кораблей, кто-то сбросил стапели, по которым она поднималась. И вот, молодой Дыбенко хватает ее в охапку, спрыгивает в лодку и привозит ее на берег. Как потом вспоминала сама Коллонтай: «так я в этой охапке и осталась».
Александра была впечатлена Павлом, который был моложе ее на 17 лет. В своем дневнике она писала: «Это человек, у которого преобладает не интеллект, а душа, сердце, воля, энергия. Он – орел. Люблю в нем сочетание крепкой воли и беспощадности, заставляющее видеть в нем жестокого, страшного Дыбенко». Симпатия оказалась взаимной, а в 1918 году Коллонтай сама сделала Павлу предложение. Это была первая запись о браке в первой книге актов гражданского состояния советской России. С этого момента все советские граждане официально могли вступать в брак за считанные минуты, минуя церкви и венчания.

Французский агент

Во время посольской миссии Александры, которая за свою жизнь побывала послом в Норвегии, Мексике и Швеции, Коллонтай не раз попадала под подозрения Сталина и НКВД. У нее было много близких друзей и соратников среди иностранцев, что в те времена считалось большой дерзостью и приравнивалось к измене. Сам Сталин говорил, что любой иностранный гражданин мог оказаться шпионом. К тому же, Коллонтай была любвеобильной женщиной, а значит, по мнению советского руководства, в личной беседе могла случайно сболтнуть «чего лишнего». В 1937 году, вскоре после расстрела Павла Дыбенко, с которым у Коллонтай на тот момент уже не было никаких отношений, и бывшего ее любовника Александра Шляпникова, Александру в срочном порядке вызвали из Стокгольма прямо в кабинет народного комиссара Ежова. Все вопросы касались связей Александры с ее близким другом Марселем Боре, французским коммунистом, который когда-то порвал отношения с СССР. Тогда Коллонтай отпустили, в ее дневнике осталась запись об этом событии: «Жить жутко». Слежка за ней продолжилась, доверие Сталина она потеряла. После ее смерти пошли слухи о неких списках французских агентов-разведчиков, завербованных во время Второй мировой войны, в котором якобы фигурировало имя Коллонтай, у которой даже был свой номер – агент № 338.

Домашний арест

На дипломатическом поприще Александра Коллонтай достигла невероятных успехов. СССР обязан ей заключением ряда выгодных торговых договоров, она же спасла престиж СССР во время Второй мировой войны, доказав, что бомбежка шведских городов неопознанными истребителями – дело рук Германии, а не СССР. Германия использовала подобные провокации, дабы вовлечь Скандинавию в войну в качестве своего союзника. Но все эти заслуги не уберегли Александру, старого большевика, одного из членов ленинской гвардии от подозрительности Сталина, который неустанно видел в ней шпионку. В 1943 году Коллонтай по состоянию здоровья на время покинула свой пост и отправилась в пригородный санаторий Стокгольма. За несколько недель ее отсутствия из посольства пропал весь ее личный архив, который, спустя несколько дней, был уже в Москве. Все ее письма, воспоминания, записки, тщательно изучались НКВД. Из рапорта сотрудника НКВД, товарища Рыбкина значилось, что архив был украден с помощью его жены – Зои Рыбкиной, сотрудницей посольства в Швеции. Она обвиняла Коллонтай в подозрительных и неизвестных для правительства связях. А ее шифровальщика Петрова вдруг объявили французским агентом, завербованным сотрудником французской разведки Жильбертой Буанон. В марте 1945 года – Коллонтай срочно вызвали в Москву. Ей уже было за 70 лет, и она передвигалась только на инвалидной коляске. Она была вынуждена оставить свой пост, и отныне была «пожизненно» помещена под домашний арест.

Вульгаризация

Активная борьба Коллонтай за женскую эмансипацию и революционизацию буржуазных семейных ценностей привели к тому, что с ее именем стали связывать узаконивание проституции в стране Советов или такие скандальные документы, как, например, Декрет Владимирского совдепа «О раскрепощении женщин». Согласно последнему, «с 1 марта 1918 года в городе Владимире отменяется частное «право» на владение женщинами. Всякая девица, достигшая 18-летнего возраста, объявляется собственностью республики и обязана быть заранее зарегистрированной в «Бюро свободной любви» при «Комитете бдительности» и имеет право выбирать среди других мужчин от 19 до 50 лет временного сожителя – товарища». Александре Михайловне также приписывалась «Теория стакана воды», которая отрицала любовь в отношениях между мужчиной и женщиной и сводила все к инстинктивной сексуальной потребности. Поводом к появлению связи между именем Коллонтай и этой теории послужило ее высказывание: «Для рабочего класса большая „текучесть“, меньшая закреплённость общения полов вполне совпадает и даже непосредственно вытекает из основных задач данного класса». Действительно, в своих работах Коллонтай писала: «Буржуазная мораль требовала: все для любимого человека. Мораль пролетарская предписывает: все для коллектива! Эрос займет достойное место среди членов трудового единения. Пора научить женщину брать любовь не как основу жизни, а лишь как способ выявить свое истинное я». Однако историки, занимающиеся первыми периодами Советского государства, в частности Алексей Пензенский, считают все это вульгаризацией более глубоких идей Александры Коллонтай, которая ратовала не за «беспорядочные половые связи», а за абсолютное равноправие в «новой семье».

© 2024 sam-and-cat.ru - SamAndCat - Кошки дома