Закон о натуральном возмещении по осаго. Натуральное возмещение ущерба по осаго. Защита прав потребителей страховых услуг

Закон о натуральном возмещении по осаго. Натуральное возмещение ущерба по осаго. Защита прав потребителей страховых услуг

29.02.2024

Глава государства, Владимир Путин, подписал Федеральный закон, вносящий изменения в страхование ОСАГО. Документ о так называемых натуральных выплатах был принят Госдумой 17.03.17 в последнем (третьем) чтении и одобрен Советом Федерации.

В соответствии с новым законодательным актом, выплата по ОСАГО пострадавшим автовладельцам по умолчанию заменена ремонтом машины.

Наличные средства будут перечисляться только в конкретных, исключительных случаях, а именно:

  • полной гибели автомобиля;
  • смерти потерпевшего;
  • нанесении здоровью тяжкого либо средней тяжести ущерба;
  • превышении затрат на ремонт лимита возмещения по ОСАГО (400 тысяч рублей), если потерпевший отказывается производить доплату.

Законодательный акт вступает в силу по истечении 30 дней после официальной публикации и затрагивает исключительно новые договора ОСАГО. Что касается уже действующих страховых полисов на этот момент, то правила для них останутся неизменными.

Как получить денежное возмещение

Потерпевшие владельцы ранее заключенных договоров могут не волноваться – при получении ущерба во время дорожно-транспортного происшествия они вправе претендовать на денежное возмещение. Условие только одно – выплата производится с учетом износа деталей и механизмов.

Когда можно получить денежную компенсацию при заключении новых договоров? В некоторых ситуациях это возможно, к примеру:

  • потребовать выплату могут инвалиды;
  • при договоренности потерпевшего со страховой компанией;
  • если страховщик не в состоянии предложить пострадавшему станцию ремонта, соответствующую требованиям последнего.

Предупреждение Центробанка касается страховщиков, которые не в силах выполнять свои обязательства перед клиентами и организовывать реставрацию. В таких случаях регулятор вправе принимать крайние меры и приостанавливать возможность страховых компаний направлять автомобили на ремонт. При этом страховщик вынужден возмещать ущерб потерпевшим денежными средствами.

Требования к натуральному возмещению

Восстанавливать автомобиль после ДТП потерпевший сможет по направлению страховой компании, однако при этом должен соблюдаться ряд требований:

  1. Удобное расположение станции техобслуживания – не более 50 км от места совершения ДТП либо места жительства пострадавшего. Исключение составляют случаи, когда страховщик организует и оплачивает транспортировку поврежденной машины к месту проведения ремонта.
  2. Минимальный гарантийный срок на восстановительные работы равняется шести месяцам, а на кузовные и лакокрасочные работы составляет не менее года.
  3. На ремонтные работы отводится не более месяца с даты доставки автомобиля станцию ТО.
  4. При восстановлении автомобиля реставрация производится без учета износа с использованием только новых деталей. Исключение составляют автомобили, для которых поиск новых запчастей проблематичен, причем согласование со страховой компанией в подобных случаях обязательно.
  5. Ремонт новых, не старше двух лет, автомобилей проводится в дилерских центрах.

Выбор сервиса из предложенного страховщиком списка предоставляется пострадавшему, однако автовладелец вправе настоять на своем, индивидуальном варианте. При таких обстоятельствах страховщик должен дать письменное согласие.

Страховая компания отвечает также за нарушение сроков и некачественное проведение ремонтных работ. В денежном выражении это выглядит следующим образом: 0,5% от суммы ущерба за каждый последующий день просрочки.

Почему изменятся тарифы на ОСАГО

По мнению страховых компаний необходимо пересмотреть стоимость ОСАГО в некоторых регионах – повысить либо понизить. Подобную оценку Российского союза автостраховщиков изложил исполнительный директор РСА на страховой конференции. Исходя из положения в регионах, повышение территориального коэффициента ОСАГО может развиваться по трем сценариям:

  • когда убыточность «автогражданки» останется приблизительно на прежнем уровне;
  • когда убыточность продолжит рост из-за недобросовестных действий посредников;
  • промежуточное положение между вышеназванными сценариями.

Максимальное повышение территориального коэффициента, по мнению союза, ожидается в городах:

  • Волгоград – в соответствии с разными сценариями, в 4,41-6,5 раз;
  • Иваново – в 2,94-3,38 раза;
  • Ростове-на-Дону – в 2,77-3,23 раза;
  • Краснодар – в 2,47-3,02 раза;
  • Уфе – в 1,72-2,02 раза;
  • Челябинске и Мурманске – в 2-2,26 раза;
  • Ульяновске – в 2,78-3,58 раза;
  • Казани – в 2,06-2,3 раза;
  • Нижнем Новгороде – в 2,26-2,68 раза.

Одновременно в некоторых регионах ситуация, связанная с убыточностью ОСАГО, дает возможность уменьшить территориальный коэффициент. К примеру, в столице коэффициент 2 можно снизить до 1,77-1,96, а в Горно-Алтайске – с 1,3 до 1,12-1,24.

Обстановка в городах Ижевск, Пермь, Череповец, Кемерово, Курск, Великий Новгород, Новосибирск, Тюмень и Московская область, согласно расчетам РСА, позволяет добиться незначительного повышения коэффициента.

Территориальный коэффициент – один из главных параметров, оказывающих влияние на взнос за ОСАГО. Окончательная стоимость ОСАГО рассчитывается следующим образом: коэффициент умножается на базовый тариф, устанавливаемый Центробанком в коридоре от 3432 до 4118 рублей. Всего для ОСАГО применяется восемь коэффициентов, причем он также определяется Банком России. Самый высокий в настоящее время применяется в Челябинске и Мурманске (2,1), а минимальный применяется в Крыму (0,6).

Автолюбители Российской Федерации пытаются разобраться в условиях нового законодательства и понять, что же принесет им натуральное возмещение по ОСАГО, введенное вместо денежной компенсации.

Что это такое

Изменение условий страхования заключается в том, что владельцам легковых автомобилей, пострадавшим в ДТП, вместо денежной выплаты будет предлагаться натуральная форма возмещения в виде ремонта поврежденного авто.

Создан данный законопроект по инициативе автостраховщиков, которые в последние годы несут значительные убытки вместо ожидаемой прибыли. Сами инициаторы объясняют печальные результаты своей деятельности активностью возникшей группы автоюристов, которые через суд взыскивают значительные суммы с органов страхования.

В новом законодательстве приоритет отдан уходу от денежного возмещения, т.е. теперь заявитель в качестве компенсации получает направление на ремонт в одну из автомастерских, где и получает услуги в пределах суммы страхового возмещения.

Страховщики получают выгоду в том, что не будут оплачивать завышенные требования пострадавших или посредников в лице автоюристов.

Для пострадавших выгода в том, что они получают оплаченный за счет страховки ремонт, сроки которого ограничены 30 днями, а не будут отстаивать свои интересы, добиваясь адекватной суммы возмещения.

Автолюбителям обещаны еще несколько плюсов:

  • экспертиза и оценка понесенного ущерба будет производиться без учета износа автомобиля;
  • выбор СТО делает сам пострадавший из предложенного списка или предлагает свой вариант;
  • возмещение будет производиться не только при столкновении двух или нескольких автомобилей, но и при других видах аварий;
  • в перечне мастерских должны обязательно быть сервисы, имеющие право осуществлять ремонт машин, находящихся на гарантии.

Насколько все это оправдается на практике, покажет уже первый год действия закона.

Как получить денежное возмещение

Существует определенный перечень случаев, когда пострадавший или виновник аварии может получить денежное возмещение.

В денежном выражении компенсация выдается:

  • при невозможности восстановить автомобиль, т.е. при его максимальном повреждении;
  • если водитель в результате аварии погиб или получил тяжелые травмы;
  • инвалидам первой и второй категории.

Поправки к первому варианту закона также предусмотрели еще две возможности получить страховую компенсацию деньгами:

  • стоимость ремонта превышает максимальную сумму возможной компенсации, установленную в настоящее время;
  • страховая организация не может организовать ремонт на той станции, которая ей предлагалась и была выбрана страхователем.

Требования к сервисам и страховщикам

В законе предусмотрен ряд требований к страховым организациям и автосервисам, которые они должны выполнять, если собираются работать в рамках законодательства.

Страховщики обязаны

  • предлагать мастерские, удаленные не более чем на 50 км от места совершения ДТП или адреса, где проживает пострадавшее лицо;
  • если такой мастерской предложить не получается, и заявитель согласен на более удаленный вариант, то страховая компания обязана оплатить транспортировку поврежденного авто в мастерскую;
  • выплачивать пени пострадавшему за каждый день просрочки, так как предельные сроки ремонта составляют 30 дней. Сумма ежедневной пени составляет полпроцента от общего размера возмещения.

Также страховые организации теоретически обязаны контролировать качество ремонтных работ и исключать из своих списков недобросовестные сервисы, так как вся ответственность за результаты ложится на них, а не на ремонтников.

Процедура ответственности заключается не только в выплате компенсации. При появлении многочисленных жалоб страховая организация может на один год лишиться права на натуральные возмещения, и будет обязана производить денежные выплаты. Данное решение к страховым организациям должен принимать Центробанк.

Закон с последними изменениями выдвигает целый ряд требований и условий к автосервисам, которые будут заниматься ремонтом с оплатой работ от страховых организаций. Все эти требования нацелены на защиту интересов заказчиков:

  • во время ремонтных работ запрещено использовать детали, бывшие в употреблении, т.е. при сильном повреждении больше всего выигрывают владельцы старых автомобилей;
  • на каждую отремонтированную единицу техники ремонтники обязаны предоставлять гарантию на полгода или год в зависимости от операции;
  • ремонт должен производиться в течение 30 дней, несмотря на уровень его сложности и состояние с наличием деталей.

С одной стороны, наличие договора со страховой организацией обеспечивает автомастерскую постоянной работой, а с другой стороны переводит всю ее деятельность на безналичный расчет, к чему готовы не все, привыкшие работать за наличку, предприниматели.

Когда можно отказаться от сервиса

Натуральное возмещение с 28 апреля становится преобладающим вариантом обеспечения страхового полиса, но закон оставляет заказчиками возможность отказаться от этого навязанного сервиса и получить денежную компенсацию.

Кроме ранее перечисленных вариантов обязательной выплаты страховки в денежной форме, страхователь может отказаться от ремонта в следующих случаях:

  • страховая организация не может предоставить ему СТО, способное выполнить ремонт в установленном законом порядке (с соблюдением сроков, качества и сохранением страховки);
  • достигнута письменная договоренность между клиентом и страховой организацией об отказе от натурального возмещения.

Второй вариант не выгоден для владельцев не новой техники, так как при начислении и выплате компенсации учитывается износ автомобиля, и сумма страхового возмещения значительно уменьшается. При направлении на ремонт износ автомобиля не учитывается.

Изменение тарифов на ОСАГО

Ожидаемое изменение тарифов на ОСАГО в текущем году не произошло, но в прессе и в около законодательных кругах муссируются идеи о будущей либерализации тарифов, т.е. страховые организации получат право изменять тарифы по своему усмотрению.

Видео: Новые правила получения компенсации ущерба по ОСАГО

Президент Российской Федерации Владимир Путин подписал закон о натуральном возмещении ущерба по страховым полисам ОСАГО. Закон вступает в силу 28 апреля 2017 года.

Обновление: /17.03.2017 года./ Государственная Дума РФ приняла закон о натуральных выплатах по ОСАГО.

Обновление: /15.03.2017 года./ Законопроект принят во втором чтении Государственной Думой РФ .

В Государственной Думе Российской Федерации подготовили изменения в законопроект "О внесении изменений в статью 12 Федерального закона РФ" от 25 апреля 2002 года за № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», который должен проити слушания и рассматриваться во втором чтении. Напомним нашим читателям о следующем, что данные поправки изменят в целом весь рынок страхования обязательной гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств. Главное нововведением в законе будет отмена денежных выплат в качестве возмещения ущерба пострадавшим.

В случае подписания и вступления закона в силу в большинстве страховых случаев потерпевшие водители смогут теперь рассчитывать только лишь на натуральное возмещение ущерба, который был причинен их транспортному средству. То есть, сами страховщики будут давать теперь пострадавшим направление в технический центр по проведению там ремонтных работ для восстановительного ущерба.

Также, ЦБ РФ со своей стороны торопит Депутатов принять этот законопроект как можно скорее. Вероятнее всего данные изменения в закон «Об ОСАГО» вступят в силу уже в конце весны текущего года.

Поэтому наше интернет-издание предлагает всем своим читателям обзор новых и полных изменений, которые появились в этом законопроекте ко второму чтению и, в случае его принятия потерпевшие (пострадавшии в аварии) смогут получить возмещение материального ущерба только лишь в виде ремонта на станции техобслуживания.

Какой срок восстановительного ремонта предусмотрен по ОСАГО?

И так, что же друзья изменилось в законопроекте ко второму чтению.(?) Во-первых, в законе появился предельный срок в течение которого, страховая компания и технический центр с которым у страховщика заключен договор на ремонт автотранспортных средств, должны осуществить восстановительный ремонт автотранспорта.

Так например, согласно новым поправкам в законодательстве срок восстановительного ремонта должен быть осуществлен в течение 30 дней со дня предоставления автотранспортного средства в технический центр.

В случае нарушения установленных законом сроков по ремонту транспортного средства, страховую компанию ждет крупный денежный штраф.

Может ли потерпевший водитель выбрать технический центр для восстановительного ремонта автомобиля самостоятельно согласно новому закону об ОСАГО?

Да, безусловно, ко второму чтению данный законопроект не претерпел ни каких изменений. За потерпевшим водителем осталось право выбора автосервиса где будет осуществляться восстановительный ремонт автомобиля. Правда выбирать придется только из определенного списка технических центров, с которыми страховая компания заключила соответствующие договора.

Также закон в некоторых случаях разрешает потерпевшим выбирать автотехцентр для проведения восстановительного ремонта, которого нет в списке страховой компании. Но для этого потерпевший автолюбитель должен обосновать свой выбор.

Какие детали будут использоваться для проведения восстановительного ремонта по ОСАГО?

Согласно новым поправкам в закон «Об ОСАГО», что были подготовлены для рассмотрения в Госдуме РФ ко второму чтению, во время проведения восстановительного ремонта технический центр должен использовать только новые автозапчасти. Правда существуют и исключения именно для тех автомобилей, которые давно уже сняты с производства, в результате этого новых деталей и компонентов на такой автомобиль просто невозможно найти.

Будет ли распространяться гарантия на восстановительные работы по ОСАГО?

Да, будет. Согласно нового законодательства после проведения восстановительного ремонта автомобиля побывавшего в ДТП, распространяется 6-месячная гарантия на все виды проведенных ремонтных работ. На кузовной и лакокрасочный ремонт гарантия согласно нового закона об ОСАГО будет составлять 12 месяцев.

На каком максимальном расстоянии от места проживания потерпевшего должна быть расположена станция технического обслуживания при направлении страховой компанией автомобиля на восстановительные ремонтные работы?

Согласно внесенным поправкам в законопроект подготовленных ко второму чтению, данный закон претерпел изменения. В частности, законодатель сократил максимальное расстояние до того места, где может находиться станция техобслуживания, у которой заключен договор со страховой компанией на восстановительные работы автотранспортных средств попавших в аварию (ДТП).

Если раньше это максимальное расстояние составляло 200 километров, то ко второму чтению законопроект предусматривает следующее, такое максимальное расстояние должно находиться в 50 километрах от места проживания потерпевшего.

Правда этот же закон разрешает и другую удаленность такого технического центра от места проживания потерпевшего, но только в том случае, если он по согласованию со страховой компанией предоставил ей автомобиль для последующий его транспортировки в техцентр, для проведения в нем восстановительного ремонта силами самой страховой организацией.

Изменится ли закон «Об ОСАГО» для тех водителей, кто купил страховой полис до вступления данного закона в силу?

Согласно законопроекта, новый закон «Об ОСАГО» предусматривающий замену денежного возмещения ущерба на натуральное возмещение, коснется только тех водителей, которые приобрели такой полис ОСАГО уже после вступления нового закона в силу.

Соответственно, если виновник аварии после вступления нового закона в силу будет иметь на руках страховой полис, что был куплен еще до вступления нового закона «Об ОСАГО» в силу, то потерпевший будет вправе выбрать и натуральное возмещение ущерба, и также получить денежную компенсацию в пределах установленных законом сумм.

В каких случаях потерпевший может рассчитывать на денежную компенсацию ущерба?

Как мы уже ранее писали в своих предыдущих обзорах о новом законе «Об ОСАГО», в определенных случаях потерпевшие все-же смогут получить вместо натурального возмещения ущерба конкретную денежную компенсацию.

Так например, согласно появившегося нового пункта 16 1 Федерального закона № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», такая выплата предусмотрена.

Страховое возмещение вреда причиненного легковому автомобилю, находящемуся в собственности гражданина и зарегистрированному в Российской Федерации осуществляется, путем выдачи суммы страховой выплаты потерпевшему (выгодоприобретателю) в кассе страховщика или путем перечисления суммы страховой выплаты на банковский счет потерпевшего (выгодоприобретателя) (наличный или безналичный расчет) в случаях:

- Полной гибели транспортного средства.

- Смерти потерпевшего.

- Причинения тяжкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего в результате наступления страхового случая, если в заявлении о страховом возмещении потерпевший выбрал такую форму страхового возмещения.

- Если потерпевший является инвалидом и в заявлении о страховом возмещении выбрал такую форму страхового возмещения.

- Если стоимость восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства превышает установленную подпунктом «б» статьи 7 настоящего Федерального закона страховую сумму или максимальный размер страхового возмещения, установленный для случаев оформления документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции, либо если в соответствии с пунктом 22 настоящей статьи все участники дорожно-транспортного происшествия признаны ответственными за причиненный вред при условии, что в указанных случаях потерпевший не согласен произвести доплату за ремонт станции технического обслуживания.

- Если ни одна из станций, с которыми у страховщика заключены договоры на организацию восстановительного ремонта, не соответствует установленным правилами обязательного страхования требованиям к организации восстановительного ремонта в отношении конкретного потерпевшего, страховщик с согласия потерпевшего в письменной форме может выдать потерпевшему направление на ремонт на одну из таких станций. В случае отсутствия указанного согласия возмещение вреда, причиненного транспортному средству, осуществляется в форме страховой выплаты.

Где будет проводиться восстановительный ремонт автомобилей, у которых действует заводская гарантия?

Согласно нового закона в случаях, если автомобиль (возрастом не более 2 лет ) потерпевшего находится на заводской гарантии, то восстановительный ремонт может проводиться только в техническом центре официального дилера .

Может ли потерпевший выбрать свой технический центр для проведения восстановительного ремонта по ОСАГО?

Да, может, закон разрешает потерпевшему по согласованию со страховой компанией самостоятельно организовать проведение восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства в техническом центре, с которым у страховой организации нет на момент обращения потерпевшего с письменным заявлением соответствующего договора на ремонтно-восстановительные работы.

То есть, если страховщик не будет против, то Вы безусловно сможете провести такие восстановительные работы в выбранном вами автосервисе. В этом случае страховая компания даст вам направление и оплатит восстановительные работы тому техническому центру, который Вы сами выбрали.

Для этого Вам необходимо будет обратиться к страховой компании с письменным заявлением, указав в нем следующее:

- Полное наименование выбранной станции техобслуживания.

- Адрес места нахождения данного автосервиса.

- ИНН, ОГРН и платежные реквизиты той компании, которая будет проводить восстановительные работы.

Должна ли страховая компания публиковать на своем сайте список станций технического обслуживания, с которыми у него заключены договоры на организацию восстановительного ремонта?

Да, непременно должна. Согласно поправкам в Федеральный закон №40 "Об ОСАГО" страховщик должен разместить на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» информацию о перечне станций технического обслуживания, с которыми у него заключены договоры на организацию восстановительного ремонта, с указанием адресов их места нахождения, марок и года выпуска обслуживаемых ими транспортных средств, примерных сроков проведения восстановительного ремонта в зависимости от объема выполняемых работ и загруженности, сведений об их соответствии установленным правилами обязательного страхования и требованиям к организации восстановительного ремонта поддерживающих ее в актуальном состоянии.

! Страховщик обязан предоставлять эту информацию потерпевшему (выгодоприобретателю) в целях, выбора последним станции технического обслуживания при обращении к страховщику с заявлением, о страховом возмещении или о прямом возмещении убытков.

Что делать, если стоимость восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства подлежащего оплате страховщиком, превышает максимальный размер страхового возмещения?

Скорее всего, после вступления нового закона «Об ОСАГО» в силу этот вопрос будет волновать большинство владельцев автомобилей, поскольку существующие максимальные суммы покрытия ущерба по полисам ОСАГО не соответствуют нынешним ценам на запасные части автотранспортных средств. Особенно это касается импортных автомобилей и запчастей, которые за последние годы существенно выросли в цене из-за существенного обесценивания национальной валюты по отношению к доллару и к евро.

Также этот вопрос будет в последующем возникать и у тех автомобилистов которые, согласно действующему законодательству будут оформлять аварию без участия сотрудников ГИБДД. Как мы все знаем, в этом случае максимальное возмещение ущерба прилично снижено. Что же делать потерпевшим (пострадавшим), если сумма данного ущерба будет превышать максимальную сумму покрытия по полису ОСАГО? Как в этом случае будут проводиться восстановительные работы? Отвечаем.

Для этого законодатель предусмотрел следующую процедуру:

В том случае, если стоимость восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства подлежащего к оплате страховщиком превышает установленную страховую сумму или максимальный размер страхового возмещения, установленный для случаев оформления документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции, либо, если все участники дорожно-транспортного происшествия признаны ответственными за причиненный вред и потерпевший в письменной форме выражает согласие на внесение доплаты за проведение восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства, то страховщик сам определяет размер доплаты, которую потерпевший должен будет произвести станции технического обслуживания, указывая ее в выдаваемом потерпевшему направлении на ремонт.

Какая ответственность ждет страховую компанию за нарушения обязательств по восстановительному ремонту, в том числе обязанностей по его организации и (или) оплате?

Ответственность страховщика прописана в новом пункте 17 1 Федерального закона статьи 12 ФЗ-40 "Об ОСАГО". Вот, что в нем оговорено:

«17 1 ФЗ. В случае выявления Банком России неоднократного (два и более раз) в течение одного года нарушения страховщиком своих обязательств по восстановительному ремонту в том числе и обязанностей по его организации и (или) оплате, то Банк Российской Федерации вправе принять решение об ограничении деятельности по осуществлению таким страховщиком возмещения причиненного вреда в натуре на срок до одного года.

Страховщик, который получил решение об ограничении своей деятельности в отношении потерпевших, обращающихся в его адрес с заявлением о страховом возмещении вреда или прямом возмещении убытков после даты принятия решения об ограничении, может осуществлять возмещение вреда причиненного транспортному средству, в форме единовременной страховой выплаты, за исключением случая, когда сам потерпевший, уведомленный заранее страховщиком о принятии в отношении него решения об ограничении на выплаты, подтверждает свое согласие на возмещение данного вреда причиненного его транспортному средству в натуральном виде (в натуре).

В этом случае страховщик осуществляет организацию и (или) оплату восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства в соответствии с пунктами 15 1 – 15 3 статьи 12 ФЗ-40 и направляет копии документов подтверждающих данное уведомление потерпевшего о принятии решения об ограничении, и заявление о страховом возмещении или прямом возмещении убытков, содержащего в себе указание на возмещение вреда причиненного транспортному средству в натуре, в профессиональное объединение страховщиков в течение 3 рабочих дней со дня получения такого заявления.

Когда вступит в силу новый закон "Об ОСАГО" предусматривающий натуральную форму возмещение ущерба?

Согласно данного законопроекта подготовленного ко второму чтению, новый закон в случае его принятия Государственной Думой, Советом Федерации и подписанием Президентом РФ, начнет действовать по истечении 30 дней после дня его официального опубликования.

Также, натуральная форма возмещения ущерба будет осуществляться только по приобретенным полисам ОСАГО после вступления нового закона в силу.

28 апреля 2017 года вступили в силу изменения в Федеральный закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств». В новой редакции закона изменен порядок возмещения вреда, причиненного легковым автомобилям. Эти изменения касаются транспортных средств, находящихся в собственности граждан и зарегистрированных в Российской Федерации.

Приоритетной формой возмещения ущерба теперь будет восстановительный ремонт на станции технического обслуживания.

Как это будет работать?

Автовладелец выбирает станцию технического обслуживания (СТО) из числа тех, с которыми у страховой компании заключен договор. Выбрать СТО можно как при покупке полиса, так и на этапе урегулирования убытка. Перечень СТО с указанием адресов их места нахождения, перечнем марок и годов выпуска обслуживаемых транспортных средств, а также примерных сроков проведения ремонта должен публиковаться на сайте страховой организации и постоянно актуализироваться.

Важно! При восстановительном ремонте в отличие от денежной выплаты не учитывается износ деталей и агрегатов, а также не допускается использование бывших в употреблении или восстановленных комплектующих частей (если иное не определено соглашением страховой компании и потерпевшего).

Можно ли выбрать другую СТО?

Для ремонта поврежденного автомобиля на СТО, с которой у страховщика нет договора, надо получить письменное согласие страховой организации. В заявлении о страховом возмещении необходимо указать полное наименование выбранной СТО, адрес места нахождения и платежные реквизиты для возможности оплаты страховщиком проведенного восстановительного ремонта.

На каких условиях проходит восстановительный ремонт?

Предельный срок осуществления ремонта - не более 30 рабочих дней со дня представления потерпевшим транспортного средства на СТО.

Ремонт новых автомобилей (не старше двух лет) должен производиться на СТО официального дилера, осуществляющего гарантийное сервисное обслуживание.

Минимальный гарантийный срок на работы по восстановительному ремонту поврежденного транспортного средства составляет 6 месяцев, а на кузовные работы и работы, связанные с использованием лакокрасочных материалов, - 12 месяцев.

Как действовать в случае ДТП?

Если в результате ДТП вред причинен только транспортным средствам и у всех водителей есть действующие полисы ОСАГО, то требование о возмещении вреда необходимо предъявлять своему страховщику

Важно! В случаях причинения вреда жизни или здоровью участников ДТП заявление о страховом возмещении следует подавать в страховую компанию виновника ДТП.

Заполненные извещения о ДТП должны быть переданы участниками ДТП в свои страховые компании (или их представителям в субъекте Российской Федерации, на территории которого произошло ДТП) в течение пяти рабочих дней после ДТП.

Срок рассмотрения заявления о страховом возмещении составляет 20 календарных дней.

За несоблюдение сроков выдачи потерпевшему направления на ремонт предусматривается начисление неустойки в размере 1% от размера страхового возмещения за каждый день просрочки. За нарушение сроков осуществления ремонта страховщик наказывается неустойкой в размере 0,5% от размера страхового возмещения.

В каких случаях возможно денежное возмещение вместо ремонта?

Страховая выплата в денежной форме производится в следующих случаях:

  • смерть потерпевшего;
  • причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего (если в заявлении о страховом возмещении выбрана такая форма страхового возмещения);
  • потерпевший является инвалидом и имеет автомобиль по медицинским показаниям (если в заявлении о страховом возмещении выбрана такая форма);
  • полная гибель транспортного средства;
  • стоимость восстановительного ремонта превышает 400 тысяч рублей (50 тысяч рублей для случаев оформления ДТП по европротоколу) и потерпевший не согласен произвести доплату за ремонт на СТО;
  • все участники ДТП признаны ответственными за причиненный вред («обоюдка») и потерпевший не согласен произвести доплату за ремонт на СТО;
  • в результате ДТП вред причинен только имуществу, не являющемуся транспортным средством;
  • потерпевший отказывается от ремонта на СТО, если она не соответствует требованиям к организации восстановительного ремонта;
  • страховая компания не предоставляет потерпевшему возможность проведения восстановительного ремонта на СТО, указанной при заключении договора ОСАГО;
  • наличие письменного соглашения между страховщиком и потерпевшим.

Защита прав потребителей страховых услуг

Если вы считаете, что страховая компания нарушает ваши права, направьте жалобу в

С 28 апреля 2017 года начали действовать поправки к Закону «Об обязательном страховании автогражданской ответственности» (№40-ФЗ). Теперь в подавляющем большинстве случаев вместо денег на ремонт машины её владелец будет получать натуральное возмещение ущерба по ОСАГО.

Натуральное возмещение по ОСАГО – это ремонт автомобиля, оплачиваемый страховой компанией, и происходящий в сервисе, который выбирает потерпевший. Однако место обязательно должно быть согласовано со страховщиком, поскольку у него должен быть заключён договор с конкретной станцией техобслуживания (СТОА).

Если машина пострадавшего была на гарантии, обязательства производителя в этой сфере сохраняются. Автомобиль, отслуживший менее двух лет, будет проходить починку в сервисе официального дилера, если его владелец не решит по-другому.

На все виды ремонтных работ даётся гарантия полгода, а на кузовные и лакокрасочные работы – год.

Новый закон о натуральном возмещении вреда по ОСАГО гласит, что все владельцы страховых полисов, полученных после 28 апреля, будут получать не денежные выплаты, как это происходило раньше, а починку авто за счёт страховщика. Эта норма распространяется только на физических лиц. У компаний же по-прежнему остаётся выбор, как именно им получать компенсацию. Однако и для обычных автолюбителей законом предусмотрены случаи, когда вместо ремонта можно рассчитывать на получение денежных выплат.

Как происходит возмещение

Если происходит авария, владелец повреждённого авто, как и раньше, обращается в свою страховую компанию с заявлением о возмещении ущерба, и предоставляет для осмотра свою машину. После осмотра и, при необходимости, экспертизы, он получает направление в СТОА. Максимальный срок, за который такое направление должно быть выдано – 20 рабочих дней.

Забирая транспортное средство со станции техобслуживания, его хозяин должен будет проверить качество выполненной работы. Если у него не возникает никаких претензий, он подписывает специальный акт, и забирает свою машину. При наличии каких-либо сомнений в качестве работ ничего подписывать не следует. Вместо этого нужно описать все замеченные проблемы и потребовать от страховой компании их устранения.

Можно потребовать от страховщика и исправления дефектов, когда они проявились не сразу. При отказе страховой от исполнения своих обязанностей, справедливости придётся добиваться в суде.

Выбор СТОА

Согласно новому законопроекту, выбор сервиса для починки своего автомобиля владелец может осуществить заранее. Для этого необходимо зайти на сайт страховой и ознакомиться со списком СТОА, с которыми у неё заключён договор. В этом перечне обязательно должны присутствовать официальные дилеры.

Если не указать желаемую станцию техобслуживания при покупке полиса, то при попадании в аварию машина будет отправлена в сервис по выбору страховщика.

Также можно попробовать договориться о проведении ремонта в каком-либо другом автосервисе, но для этого необходимо грамотно и убедительно обосновать свой выбор. Чтобы воспользоваться этим правом, нужно будет отдельно написать заявление страховщику, в котором следует указать:

  • полное название СТОА;
  • адрес, по которому расположен сервис;
  • ОГРН и ИНН компании, производящей починку;
  • платёжные реквизиты фирмы.

Восстановление авто в сервисе страховой компании

Если станция техобслуживания выбрана из списка страховщика, она должна располагаться в пределах 50 км от места ДТП либо от места проживания владельца машины. В противном случае доставка авто в СТОА – обязанность страховой компании. Также существует ряд условий, которые автосервисы обязательно должны соблюдать при натуральном возмещении по ОСАГО:

  1. Срок проведения работ – не более 30 рабочих дней, считая с того момента, когда автомобиль был доставлен в сервис.
  2. В машину должны быть установлены новые, но не обязательно оригинальные запчасти. Исключение составляют транспортные средства, к которым не представляется возможным отыскать такие детали.
  3. У сервиса должна быть возможность использовать в ремонте и диагностике машины современные методы.
  4. Все взаимодействия СТОА, страховой и потерпевшего должны производиться в максимально короткие сроки.
  5. Обязательно должна быть сохранена заводская гарантия, если гарантийный срок автомобиля ещё не истёк.

Плюсы и минусы натурального возмещения

Натуральное ОСАГО имеет как достоинства, так и недостатки. К первым можно отнести:

  • отсутствие необходимости самостоятельно искать СТОА;
  • возможность получить действительно качественную починку авто, если грамотно выбрать страховую компанию;
  • возможность заодно устранить недостатки, не относящиеся к страховому случаю, но за дополнительную плату.

Минусы же могут быть такими:

  • ремонт может быть выполнен некачественно из-за желания страховщика сэкономить;
  • СТОА может быть расположен крайне неудобно, пусть даже формально его местоположение соответствует законным требованиям;
  • ремонт машины по ОСАГО может занять больше времени, чем аналогичные работы, проведённые самостоятельно.

В целом отзывы о нововведениях неутешительные. Автолюбители, успевшие оценить их, отмечают низкое качество деталей, которые не являются оригинальными. Конечно, негативно отзываются и о желании СТОА и страховщиков сэкономить на ремонте машины, зачастую во вред качеству выполняемых работ.

В каких случаях можно отказаться от натурального возмещения

Новый закон предусматривает ряд случаев, в которых вместо починки в сервисе страховщика можно получить деньги на ремонт автомобиля. Страховая обязана заменять ремонт в своём сервисе денежными выплатами, если:

  1. Автомобиль невозможно отремонтировать.
  2. Имеется предварительная договорённость страховщика и владельца машины, закреплённая в договоре.
  3. Хозяин транспортного средства погиб в результате ДТП.
  4. Потерпевший имеет международную страховку.
  5. Страховая компания или сотрудничающая с ней станция техобслуживания по каким-либо причинам не может выполнить все требования закона.

Также можно выбрать возмещение ущерба деньгами, дополнительно указав это в заявлении к страховой, в следующих случаях:

  • владелец автомобиля сильно пострадал в аварии (имеется в виду получение вреда здоровью, классифицируемого как тяжкий либо средней тяжести);
  • потерпевший имеет инвалидность;
  • превышен лимит на ремонт по ОСАГО (400 тысяч рублей) или Европротоколу (100 тысяч), а владелец машины не хочет за него доплачивать.

Кроме того, можно добиться получения денежных компенсаций, если ни одна из СТОА, имеющая договор со страховщиком, не соответствует законным требованиям. Например, все они расположены слишком далеко от мест аварии и проживания владельца автомобиля. В таком случае направление в неподходящий сервис может быть выдано только с письменного согласия хозяина автомобиля. Если он не дал такого согласия, страховая обязана возместить ущерб деньгами.

© 2024 sam-and-cat.ru - SamAndCat - Кошки дома