Валерий Кохановский: Философия для аспирантов. В. П. Кохановский философия и методология науки учебник Кохановский п философия и методология науки

Валерий Кохановский: Философия для аспирантов. В. П. Кохановский философия и методология науки учебник Кохановский п философия и методология науки

16.03.2024

Название: Философия науки в вопросах и ответах.

Учебное пособие подготовлено в соответствии с программой кандидатского экзамена “История и философия науки” (”Философия науки”), утвержденной Министерством образования и науки РФ № 697 от 17.02.2004.
В пособии представлены философские вопросы науки как специфической системы знания, своеобразной формы духовного производства и социального института. Рассмотрены генезис и история науки, общие закономерности ее развития, структура и динамика научного познания, его методология, роль науки в жизни человека и общества, перспективы ее развития и ряд других проблем.
Пособие рассчитано прежде всего на аспирантов и соискателей, готовящихся к экзаменам кандидатского минимума, а также всех, кто интересуется философскими проблемами науки.

Основная цель, которую ставили авторы при подготовке предлагаемого учебного пособия, состояла в том, чтобы в вопросно-ответной форме (и по возможности кратко) рассмотреть главные идеи философии науки. Философия науки - относительно молодой раздел философского знания, который особенно бурно развивался в XX в. и эффективно развивается в наше время - как в западной, так и в отечественной философии.
Активная и плодотворная научная разработка проблем философии науки, важные фундаментальные результаты, полученные в ходе исследования феномена науки, привели к необходимости широкого включения этих результатов в образовательный процесс высшей школы.
В этой связи в крупных университетах открываются кафедры «История и философия науки» («Философия и методология науки»), создан академический журнал «Эпистемология и философия науки», на философских конгрессах и конференциях работают секции по проблемам философии науки, издаются учебники и учебные пособия и т.д.

Раздел I. ПРЕДМЕТНАЯ СФЕРА ФИЛОСОФИИ НАУКИ. НАУКА В КУЛЬТУРЕ СОВРЕМЕННОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ 5
1. Каковы границы предметной сферы современной философии науки? 5
2. Как ученые объясняют природу философии науки? 7
3. Каково содержание понятий «знание», «познание», «наука»? 9
4. Является ли научное знание единственной формой знания? 11
5. Что такое девиантное и анормальное знания? 15
6. В чем специфика обыденно-практического познания? 17
7. Каковы особенности мифологического, художественно-образного и религиозного познания? 19
8. В чем заключается специфика игрового познания? 21
9. Что такое личностное знание? 22
10. Каковы особенности научного познания (критерии научности)? 24
11. Как соотносятся философия и наука? 28
12. Каковы особенности понятийного аппарата философии и науки? 30
13. Имеет ли философия практическую значимость? 33
14. Каковы перспективы взаимоотношения философии и науки? 34
15. Чем различаются наука и искусство? 37
16. Как решалась проблема классификации наук в истории познания? 39
17. Какие существуют классификации современных наук? 42
18. Какова роль науки в современном образовании и формировании личности? 45
19. Каковы основные функции науки и в чем их специфика? 47
Раздел II. ВОЗНИКНОВЕНИЕ НАУКИ И ОСНОВНЫЕ СТАДИИ ЕЕ РАЗВИТИЯ 51
20. Каковы предпосылки и исходный пункт возникновения науки? 51
21. Почему зарождение первых форм теоретического знания связывают с античностью? 53
22. В чем заключается специфика основных натурфилософских идей античности? 55
23. Что характерно для развития знания в эпоху эллинизма? 58
24. Как можно охарактеризовать систему знаний, формирующуюся в эпоху Римской империи? 60
25. Каковы характеристики системы знаний в средневековой Европе? 61
26. Каковы особенности интеллектуальной атмосферы Средневековья и кто являлся основными представителями средневековой науки? 63
27. Что характеризует развитие научных знаний на Арабском Востоке в Средние века? 67
28. Каковы предпосылки формирования опытной науки в Средние века и в эпоху Возрождения? 71
29. Какие основные исторические этапы в своем развитии прошла наука? 74
30. Каковы особенности механистического естествознания и его методологии? 77
31. Когда и кем в естествознании были впервые сформулированы эволюционные идеи? 81
32. Какова сущность революции в естествознании конца XIX - начала XX в., открывшей период неклассической науки? 84
33. Какие философско-методологические выводы можно сделать из достижений неклассического естествознания? 87
34. Как и когда происходит формирование науки как профессиональной деятельности? 93
35. Что такое дисциплинарно организованная наука и когда она возникает? 95
36. Что такое технические науки и какова их специфика? 98
37. Как происходило формирование технических наук? 101
38. Как взаимосвязаны наука и техника? 103
Раздел III. СТРУКТУРА НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ 105
39. Каково содержание понятия «структура научного познания»? 105
40. Что такое эмпиризм и схоластическое теоретизирование? 107
41. Каковы особенности и уровни эмпирического исследования? 109
42. В чем состоит специфика теоретического познания? 111
43. Что такое мышление и каковы его основные уровни? 113
44. Что такое проблема? 114
45. Каковы особенности гипотезы? 116
46. Что такое теория и каковы ее структура и функции? 119
47. Какие существуют виды (типы) теорий? 121
48. Каковы основные способы построения теорий в современной науке? 124
49. Что такое научный закон? 126
50. Что относят к основаниям науки, идеалам и нормам исследования? 130
51. Можно ли в основания науки включать личностное знание, интеллектуальную инициативу, научно-исследовательскую программу и тематику исследований? 133
52. Включено ли научное сообщество в состав оснований науки? 138
53. Какова роль научной картины мира в мировоззрении современника? 141
54. Какова структура научной картины мира? 143
55. Каковы основные этапы исторического становления научной картины мира? 145
Раздел IV. ДИНАМИКА НАУКИ КАК ПРОЦЕСС ПОРОЖДЕНИЯ НОВОГО ЗНАНИЯ 148
56. Что такое динамика научного знания? 148
57. Каково решение проблемы роста знания в концепции К. Поппера? 150
58. Как понимали процесс развития знания Т. Кун и И. Лакатос? 152
59. Каковы особенности модели роста знания в концепции П. Фейерабенда? 155
60. Что такое кумулятивизм и антикумулятивизм? 156
61. Каково значение первичных теоретических моделей? 157
62. Как протекает процесс формирования законов? 160
63. Какое значение имеют аналогии в теоретическом поиске? 161
64. В чем заключается специфика процедуры обоснования научных знаний? 163
65. Можно ли говорить о логике научного открытия? 165
66. Что понимается под развитой научной теорией, каковы ее исходные компоненты? 170
67. В чем отличия классического и неклассического вариантов формирования теории? 172
68. Насколько универсальны проблемные ситуации и какую роль они играют в науке? 175
69. В чем состоят трудности процесса включения новых теоретических представлений в культуру? 177
70. Каковы исторические примеры включения новых теоретических представлений в культуру в сфере отечественной философии науки? 180
71. Зависят ли деформации науки от идеологии? 184
72. Каковы общие закономерности развития науки? 185
Раздел V. МЕТОДОЛОГИЯ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ 194
73. Что такое метод и методология? 194
74. Каково соотношение понятий «теория», «предмет» и «метод»? 197
75. Как соотносятся объективная и субъективная стороны метода? 200
76. Как и по каким основаниям (критериям) можно классифицировать методы? 202
77. В чем состоят особенности метафизического подхода к проблеме соотношения философии и частных наук? 208
78. В чем специфика диалектического подхода к проблеме соотношения философии и частных наук? 211
79. Каковы основные функции философии в научном познании? 213
80. Какие существуют общенаучные методы эмпирического исследования? 219
81. Каковы общенаучные методы теоретического познания? 222
82. Что такое общелогические методы и приемы исследования? 225
83. Что такое каноны индукции? 229
84. Как соотносятся методы аналогии и моделирования? 231
85. Каковы особенности системного и структурно-функционального подходов? 233
86. В чем заключается специфика вероятностно-статистических подходов? 234
87. Что такое понимание? 236
88. В чем состоит сущность объяснения и каковы его основные формы? 238
Раздел VI. НАУЧНЫЕ ТРАДИЦИИ И НАУЧНЫЕ РЕВОЛЮЦИИ. ТИПЫ НАУЧНОЙ РАЦИОНАЛЬНОСТИ 241
89. Что такое научные традиции и каково их многообразие? 241
90. В чем состоит понимание научных революций как перестройки оснований науки? 243
91. Как понималась рациональность в античной философии? 244
92. Когда произошла первая научная революция и как она повлияла на формирование научного типа рациональности? 246
93. Какие изменения произошли в типе рациональности в ходе второй научной революции? 248
94. Какое воздействие оказала третья научная революция на формирование нового типа рациональности? 249
95. Какие элементы античной рациональности обнаружились в ходе четвертой научной революции? 250
Раздел VII. ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОГО ЭТАПА РАЗВИТИЯ НАУКИ 253
96. Каковы главные характеристики современной постнеклассической науки? 253
97. Предполагает ли освоение саморазвивающихся синергетических систем новые стратегии научного поиска? 258
98. Какими понятиями описывается нелинейная динамика самоорганизующихся систем? 261
99. Что такое глобальный эволюционизм и какие типы эволюции он в себя включает? 264
100. Свободна ли наука от ценностей? 267
101. Как взаимосвязаны социальные и внутринаучные ценности? 270
102. Насколько значим этос науки в решении проблем современности? 272
103. Каковы новые этические проблемы науки начала XXI в.? 274
104. В чем состоят изменения мировоззренческих ориентации техногенной цивилизации? 277
105. Что понимают под сциентизмом и антисциентизмом? 280
106. В чем состоит роль науки в преодолении глобальных кризисов? 284
Раздел VIII. СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ: СТАНОВЛЕНИЕ, ОСОБЕННОСТИ, МЕТОДОЛОГИЯ 287
107. Что такое социальное познание и каковы его основные модели? 287
108. Какую роль играла философия в формировании научных знаний об обществе? 291
109. Как происходило формирование социально-гуманитарных наук? 296
110. Каковы особенности описательной психологии и герменевтики В. Дильтея? 298
111. Какой вклад внесли В. Виндельбанд и Г. Риккерт в понимание специфики социального познания и его методов? 300
112. Как понимал своеобразие социальных наук М. Вебер? 303
113. Каковы основные идеи Х.Г. Гадамера о соотношении философской герменевтики и гуманитарных наук? 308
114. Каковы основные особенности современного социального познания? 311
115. В чем заключается специфика средств и методов социально-гуманитарных наук? 317
116. Каковы основные черты новой парадигмы социального познания? 322
Раздел IX. НАУКА КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ 327
117. В чем состоит понимание науки как социокультурного феномена? 327
118. Как происходило историческое развитие институциональных форм научной деятельности? 331
119. Как происходила эволюция способов трансляции научных знаний? 334
120. Каковы характеристики взаимодействия науки, экономики и власти? 337
ЛИТЕРАТУРА


Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Философия науки в вопросах и ответах - Кохановский В.П. - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

Скачать pdf
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России.

Главная > Учебник

В. П. Кохановский ФИЛОСОФИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ НАУКИ Учебник для высших учебных заведений

ИЗДАТЕЛЬСТВО

Издательство РОСТОВ-НА-ДОНУ

Рецензенты:

Доктор философских наук, профессор Т. П. Матяш Доктор философских наук, профессор В. П. Яковлев К75 Кохановский В. П. Философия и методология науки: Учебник для выс-ших учебных заведений. - Ростов н/Д.: «Феникс», 1999. - 576 с. ISBN 5-222-00502-Х Первый фундаментальный учебник по дисциплине «Философия и мето-дология науки» подготовлен в соответствии с государственным образователь-ным стандартом высшего профессионального образования Госкомвуза РФ. Рассматривает специфику науки как системы знания, формы духовного про-изводства и социального института; анализирует закономерности развития науки, ее структуру, уровни и методологию научного познания; выявляет сходство и различие естественных и гуманитарных наук, этапы их формиро-вания и специфику их методов; показывает, как решаются данные проблемы современными западными философами. Учебник отличает ясность и чет-кость изложения материала. Рассчитан на студентов, аспирантов и преподавателей, а также всех, интересующихся проблемами истории, философии и методологии науки. ISBN 5-222-00502-Х ББК Ю25 © Кохановский В. П., 1999 © Оформление. Издательство «Феникс», 1999

ПРЕДИСЛОВИЕ

Наука - сложное многогранное целостное явление, а процесс развития научного познания - в силу его сложной и многослойной структуры - не однонаправленный моно-тонный, «одноплоскостной» процесс. Это всегда, в любую эпоху процесс нелинейный, характеризующийся разнонап-равленностью изменения форм научного знания, в кото-ром постоянно возникают новые точки роста, нововведе-ния и центры изменения, многообразные возможности и ситуации выбора. Поэтому не только возможны, но и не-обходимы разные модели и образы развития науки. Научное познание развивается в контексте историчес-кого развития общества. А это значит, чтобы понять его природу, особенности и историческую динамику, необхо-димо рассматривать научное познание как социально-куль-турный процесс. Надо понять, как осуществляется и раз-вивается социальная жизнь людей, как она определяет на разных этапах своей истории состояние и особенности на-учной деятельности. Наука является достаточно неоднородным образовани-ем: наука переднего края и нормальная наука, наука Но-вого времени и современная, наука профессиональная и любительская, наука Запада и восточная наука, государ-ственная и «народная» наука и т. п. Наука - это та сфера человеческой деятельности, в которой происходит выра-ботка и теоретическая систематизация объективных зна-ний о действительности, в которую науки - по мере сво-его развития - проникают все более глубоко и широко. Вместе с тем наука ориентируется и на человека, на без-

граничное развитие его интеллекта, его творческих спо-собностей, культуры мышления.

Наряду со знаниями об объектах наука формирует зна-ния и о методах, принципах и приемах научной деятель-ности. Потребность в развертывании и систематизации знаний второго типа приводит на высших стадиях разви-тия науки к формированию методологии как особой от-расли научного исследования, призванной направлять на-учный поиск. Наука изучает не только окружающую действительность, но и сама себя с помощью комплекса дисциплин, куда входят история и логика науки, психология научного твор-чества, социология знания и науки, науковедение и др. В настоящее время бурно развивается философия и мето-дология науки, исследующая общие закономерности на-учно-познавательной деятельности, структуру и динамику научного знания, его уровни и формы, его социокультур-ную детерминацию, средства и методы научного познания, способы его обоснования и механизмы развития знания. Философия науки сложилась к середине XX в. и как философское направление-, исследующее общие характе-ристики научной деятельности в целом, и как раздел фи-лософии, разрабатываемый в рамках различных философ-ских течений, поскольку они так или иначе обращаются к феномену науки.

Глава I

НАУКА. КАК СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ФЕНОМЕН § 1. Знание, познание и его формы Сознание человека всегда есть осознанное бытие, вы-ражение его отношения к своему бытию. Знание - объек-тивная реальность, данная в сознании человека, который в своей деятельности отражает, идеально воспроизводит объективные закономерные связи реального мира. Позна-ние - обусловленный прежде всего общественно-истори-ческой практикой процесс приобретения и развития зна-ния, его постоянное углубление, расширение, совершен-ствование и воспроизводство. Это такое взаимодействие объекта и субъекта, результатом которого является новое знание о мире. Термин «знание» обычно употребляется в трех основных смыслах: а) способности, умения, навыки, которые бази-руются на осведомленности, как что-либо сделать, осуще-ствить; б) любая познавательно значимая (в частности, адек-ватная) информация; в) особая познавательная единица, гносеологическая форма отношения человека к действитель-ности, существующая наряду и во взаимосвязи со «своим другим» - с практическим отношением. Второй и третий аспекты и есть предмет рассмотрения гносеологии (теории познания) и эпистемологии - теории научного познания. Человек постигает окружающий его мир, овладевает им различными способами, среди которых можно выделить два основных. Первый (генетически исходный) - мате-

Риально-технический - производство средств к жизни, труд, практика. Второй - духовный (идеальный), в рам-ках которого познавательные отношения субъекта и объекта - лишь одно из многих других. В свою очередь процесс познания и получаемые в нем знания в ходе историческо-го развития практики и самого познания все более диффе-ренцируются и воплощаются в различных своих формах. Последние хотя и связаны, но не тождественны одна дру-гой, каждая из их имеет свою специфику. Познание как форма духовной деятельности существу-ет в обществе с момента его возникновения, проходя вме-сте с ним определенные этапы развития. На каждом из них процесс познания осуществляется в многообразных и взаимосвязанных социально-культурных формах, вырабо-танных в ходе истории человечества. Поэтому познание как целостный феномен нельзя сводить к какой-либо фор-ме, хотя бы и такой важной как научное, которое не «по-крывает» собой познание как таковое. Поэтому гносеоло-гия не может строить свои выводы, черпая материал для обобщения из одной только сферы - научной и даже толь-ко из «высокоразвитого естествознания». Уже на ранних этапах истории существовало обыденно- практическое познание, поставлявшее элементарные сведе-ния о природе, а также о самих людях, их условиях жизни, общении, социальных связях и т. д. Основой данной фор-мы познания был опыт повседневной жизни, практики людей. Полученные на этой базе знания носят хотя и проч-ный, но хаотический, разрозненный характер, представляя собой простой набор сведений, правил и т. п. Сфера обы-денного познания многообразна. Она включает в себя здра-вый смысл, верования, приметы, первичные обобщения наличного опыта, закрепляемые в традициях, преданиях, назиданиях, интуитивные убеждения, предчувствия и пр. Одна из исторически первых форм - игровое познание как важный элемент деятельности не только детей, но и взрослых. В ходе игры индивид осуществляет активную 6

__________________________________Глава I

Познавательную деятельность, приобретает большой объем новых знаний, впитывает в себя богатства культуры - де-ловые игры, спортивные игры, игра актеров и т. п. Обще-известно огромное значение игры для удовлетворения не-иссякаемой любознательности детей, формирования их ду-ховного мира и определенных знаний, навыков общения. В настоящее время понятие игры широко использует-ся в математике, экономике, кибернетике и других на-уках. Здесь все чаще применяются специальные игровые модели и игровые сценарии, где проигрываются различ-ные варианты течения сложных процессов и решения на-учных и практических проблем. Целый ряд влиятельных направлений современной философской и научной мыс-ли выдвигают игру в качестве самостоятельной области изу-чения. Это, в частности, герменевтика (Гадамер), фило-софская антропология (Финк) и др. Так, Хейзинга счи-тает игру всеобщим принципом становления культуры, ос-новой человеческого общежития в любую эпоху. По Гада-меру, игра представляет собой способ бытия произведе-ний искусства, которое в свою очередь есть преимуществен-ный способ свершения (раскрытия) истины. Важную роль, особенно на начальном этапе истории человечества, играло мифологическое познание. Его специ-фика в том, что оно представляет собой фантастическое отражение реальности, является бессознательно-художе-ственной переработкой природы и общества народной фан-тазией. В рамках мифологии вырабатывались определен-ные знания о природе, космосе, о самих людях, их усло-виях бытия, формах общения и т. д. В последнее время было выяснено (особенно в философии структурализма), что мифологическое мышление - это не просто безудер-жная игра фантазии, а своеобразное моделирование мира, позволяющее фиксировать и передавать опыт поколений. Так, Леви-Строс указывал на конкретность и метафорич-ность мифологического мышления, его способность к обоб-щению, классификациям и логическому анализу.

Наука как социокультурный феномен

Мифологическому мышлению свойственно его слит-ность с эмоциональной сферой, неотчетливое разделение объекта и субъекта познания, предмета и знака, вещи и слова, происхождения (генезиса) и сущности явлений и т. д. Объяснение природных и социальных явлений, а так-же мира в целом сводилось к рассказам об их происхожде-нии и творении (генетизм). Некоторые современные ис-следователи полагают, что в наше время значение мифо-логического познания отнюдь не уменьшается. Так, П. Фейерабенд убежден, что достижения мифа несравне-но более значительны, чем научные: изобретатели мифа, по его мнению, положили начало культуре, в то время как рационалисты только изменяли ее, причем не всегда в луч-шую сторону. Уже в рамках мифологии зарождается художественно- образная форма познания, которая в дальнейшем получила наиболее развитое выражение в искусстве. Хотя оно спе-циально и не решает познавательные задачи, но содержит в себе достаточно мощный гносеологический потенциал. Более того, например, в герменевтике, как уже было сказа-но, искусство считается важнейшим способом раскрытия истины. Хотя, конечно, художественная деятельность не-сводима целиком к познанию, но познавательная функ-ция искусства посредством системы художественных обра-зов - одна из важнейших для него. Художественно осваи-вая действительность в различных своих видах (живопись, музыка, театр и т. д.), удовлетворяя эстетические потребно-сти людей, искусство одновременно познает мир, а человек творит его - в том числе и по законам красоты. В структуру любого произведения искусства всегда включаются в той или другой форме определенные знания о разных людях и их характерах, о тех или иных странах и народах, их обы-чаях, нравах, быте, об их чувствах, мыслях и т. д. Одними из древних форм познания, генетически свя-занными с мифологией, являются философское (о нем да-лее будет идти речь) и религиозное познание. Особенности

________________________________Глава I

Последнего определяются тем, что оно обусловлено не-посредственной эмоциональной формой отношения лю-дей к господствующим над ними земными силами (при-родными и социальными). Будучи фантастическим отра-жением последних, религиозные представления содержат в себе определенные знания о действительности, хотя не-редко и превратные. Достаточно мудрой и глубокой со-кровищницей религиозных и других знаний, накопленных людьми веками и тысячелетиями, являются, например, Библия и Коран. Однако религия (как и мифология) не производила знание в систематической и тем более теоре-тической форме. Она никогда не выполняла и не выпол-няет функции производства объективного знания, нося-щего всеобщий, целостный, самоценностный и доказа-тельный характер. Если для религиозного познания ха-рактерно соединение эмоционального отношения к миру с верой в сверхъестественное, то сущность научного позна- ния - рациональность, которая в качестве подчиненных моментов содержит и эмоции, и веру. Следует иметь в виду, что рациональность (лат. - ра-зум), придающая решающее значение мышлению (рассудку и разуму), многообразна по своим формам, одной из ко-торых является научная рациональность. Для последней - в отличие от других ее форм - характерно «понятийное творчество», работа с идеализированными объектами, ак-центирование внимания на собственно познавательной, когнитивной (лат. - знание, познание) стороне пости-жения мира, а не на эмоциях, страстях, личных мнениях и т. п. В современной философии науки научная рацио-нальность чаще всего понимается как совокупность норм, идеалов и методов, характеризующих научное исследова-ние в целом, разрабатываются различные модели научной рациональности - индуктивистская, дедуктивистская, эво-люционная, реалистическая и др. Таким образом, познавательная деятельность человека сформировалась до возникновения науки как специфичес-

Наука как социокультурный феномен ________________

Кого способа духовного освоения действительности. Од-нако если в других формах духовной деятельности когни-тивный элемент имел подчиненное значение, то в науке он становится основным, определяющим все другие ее стороны (социальную, культурную, нравственную и др.). Говоря о формах знания, нельзя обойти вниманием до-статочно известную (особенно в современной западной гно-сеологии) концепцию личностного знания, разработанную британским ученым М. Полани. Он исходил из того, что знание - это активное постижение познаваемых вещей, действие, требующее особого искусства и особых инстру-ментов. Поскольку науку делают люди, то получаемые в процессе научной деятельности знания (как и сам этот про-цесс) не могут быть деперсонифицированными. А это зна-чит, что людей (а точнее - ученых) со всеми их интереса-ми, пристрастиями, целями и т. п. нельзя отделить от производимых ими знаний или механически заменить дру-гими людьми. Согласно Полани, личностное знание необходимо пред-полагает интеллектуальную самоотдачу. В нем запечатле-на не только познаваемая действительность, но сама по-знающая личность, ее заинтересованное (а не безразлич-ное) отношение к знанию, личный подход к его трактов-ке и использованию, собственное осмысление его в кон-тексте специфических, сугубо индивидуальных, изменчи-вых и, как правило, неконтролируемых ассоциаций. Лич-ностное знание - это не просто совокупность каких-то утверждений, но и переживание индивида. Личность жи-вет в нем «как в одеянии из собственной кожи», а не про-сто констатирует его существование. Тем самым в каждом акте познания присутствует страстный вклад познающей личности, и эта «добавка» не свидетельство несовершен-ства, но насущный необходимый элемент знания, что не делает последнее чисто субъективным. Полани отстаивает положение о наличии у человека двух типов знания: явного, артикулированного, выраженного 10

_________________________________ Глава 1

В понятиях, суждениях, теориях и других формах рацио-нального мышления, и неявного, имплицитного, не под-дающегося полной рефлексии слоя человеческого опыта. Неявное знание не артикулировано в языке и воплощено в телесных навыках, схемах восприятия, практическом мастерстве. Оно не допускает полной экспликации и из-ложения в учебниках, а передается «из рук в руки», в об-щении и личных контактах исследователей. В настоящее время усиливается интерес к проблеме ир- рационального, т. е. того, что лежит за пределами досягае-мости разума и недоступно постижению с помощью извес-тных рациональных средств, но вместе с тем все более ук-репляется убеждение в том, что наличие иррациональных пластов в человеческом духе порождает ту глубину, из ко-торой появляются все новые смыслы, идеи, творения. Вза-имопереход рационального и иррационального - одно из фундаментальных оснований процесса познания. Однако значение внерациональных факторов не следует преувели-чивать, как это делают сторонники иррационализма. Типологизация знания может быть проведена по самым различным основаниям (критериям). В этой связи выде-ляют, например, знания рациональные и эмоциональные, феноменалистские (качественные концепции) и эссенци-аналистские (вооруженные в основном количественными средствами анализа), эмпирические и теоретические, фун-даментальные и прикладные, философские и частнонауч-ные, естественнонаучные и гуманитарные, научные и вне-научные (интерес к которым в последнее время заметно возрос) и т. д. § 2. Возникновение науки. Наука и практика Как своеобразная форма познания - специфический тип духовного производства и социальный институт - наука возникла в Европе, в Новое время, в XVI-XVII вв. в эпо-ху становления капиталистического способа производства

Наука как социокультурный феномен ________________

И дифференциации (разделения) единого ранее знания на философию и науку. Она (сначала в форме естествозна-ния) начинает развиваться относительно самостоятельно. Однако наука постоянно связана с практикой, получает от нее импульсы для своего развития и в свою очередь воздействует на ход практической деятельности, опредме-чивается, материализуется в ней. Говоря о возникновении науки (эта проблема особенно обстоятельно рассмотрена в работах П. П. Гайденко, Л. М. Кесаревой, Л. А. Микешиной, В. С. Сгепина и др.), надо подчеркнуть следующее. В античности и средние века в основном имело место философское познание мира. Здесь понятия «философия», «знание», «наука» фактически со-впадали: это было по существу «триединое целое», не раз-деленное еще на свои части. Строго говоря, в рамках фи-лософии объединялись сведения и знания и о «первых при-чинах и всеобщих началах», об отдельных природных явле-ниях, о жизни людей и истории человечества, о самом про-цессе познания, формулировалась определенная совокуп-ность логических (Аристотель) и математических (Эвклид) знаний и т. п. Все эти знания существовали в пределах единого целого (традиционно называемого философией) в виде ее отдельных аспектов, сторон. Иными словами, эле-менты, предпосылки, «ростки» будущей науки формирова-лись в недрах другой духовной системы, но они еще не вы-делялись из них как автономное, самостоятельное целое. Указывая на важное значение древнегреческой фило-софии в возникновении науки, А. Уайтхед, в частности, отмечает, что в диалогах Платона содержатся «первые яс-ные формулировки логики как особой науки». Однако, как считает Уайтхед, Платон очень мало пользовался этим методом «с точки зрения естествознания». В отличие от Платона, Аристотель создал целостную систему формаль-ной логики, «первую философию» и диалектический ме-тод. Уайтхед обращает внимание на то, что, во-первых, греческий философ широко использует в своих работах об- 12

_________________ Глава I

Щее понятие классификации (особенно важное для позна-ния природы) и дает мастерский анализ тех сложностей, с которыми связаны взаимоотношения классов. Во-вто-рых, «свое теоретическое учение он (Аристотель. - В. К.) применил также к громадному материалу, собранному не-посредственным наблюдением в зоологии, физике, социо-логии. Мы можем обнаружить у него начатки почти всех наших конкретных наук (выделено мною. - В. К.), как ес-тественных, так и тех, которые связаны с активностью человеческого духа. Он заложил основы того стремления к точному анализу каждой конкретной ситуации, которое в конечном итоге привело к формированию современной европейской науки» 1 . Действительно, предпосылки науки создавались в древ-невосточных цивилизациях - Египте, Вавилоне, Индии, Китае - в том числе и в Древней Греции - в форме эмпи-рических знаний о природе и обществе, в виде отдельных элементов, «зачатков» астрономии, этики, логики, мате-матики и др. Вот почему геометрия Эвклида - это не наука в целом, а только одна из ветвей математики, кото-рая (математика) также лишь одна из наук, но не наука как таковая. Причина такого положения, разумеется, коренится не в том, что до Нового времени не было таких великих уче-ных, как Коперник, Галилей, Кеплер, Ньютон и др., а в тех реальных общественно-исторических, социокультурных факторах, которые еще не создавали объективных условий для формирования науки как особой системы знания, сво-еобразного духовного феномена и социального института - в этом «целостном триединстве». Таким образом, в античный и средневековый периоды существовали лишь элементы, предпосылки, «кусочки» науки, но не сама наука (как указанное «целостное трие- 1 Уайтхед А. Избранные работы по философии. М., 1990. С. 544.

Наука как социокультурный феномен

Динство»), которая возникает только в Новое время, в процессе отпочкования науки от традиционной филосо-фии. Как писал в этой связи В. И. Вернадский, основа новой науки нашего времени - «это по существу создание XVII-XX вв., хотя отдельные попытки (имеются в виду математические и естественнонаучные знания античнос-ти. - В. К.) и довольно удачные ее построения уходят в глубь веков... Современный научный аппарат почти цели-ком создан в последние три столетия, но в него попали обрывки из научных аппаратов прошлого» 1 . В конце XVI - начале XVII в. происходит буржуазная революция в Нидерландах, сыгравшая важную роль в раз-витии новых, а именно капиталистических, отношений (которые шли на смену феодальным) в ряде стран Евро-пы. С середины XVII в. буржуазная революция разверты-вается в Англии, наиболее развитой в промышленном от-ношении европейской стране. Если в феодальном обще-стве формирующиеся в виде «зачатков» научные знания были «смиренной служанкой церкви» (были растворены в эфире религиозного сознания) и им не позволено было выходить за рамки, установленные верой, то нарождаю-щемуся новому классу - буржуазии - нужна была пол-нокровная наука, т. е. такая система научного знания, которая - прежде всего для развития промышленности - исследовала бы свойства физических тел и формы прояв-ления сил природы.

Кохановский Валерий Павлович

Философия для аспирантов

Кохановский Валерий Павлович

Золотухина Елена Всеволодовна

Лешкевич Татьяна Геннадьевна

Фатхи Татьяна Борисовна

Философия для аспирантов

Учебное пособие

Ответственный редактор: доктор философских наук, профессор В.П. Кохановский

Учебное пособие написано в соответствии с новыми требованиями, содержащимися в государственных образовательных стандартах.

Основное внимание уделено философскому анализу науки как специфической системы знания, формы духовного производства и социального института. Рассмотрены общие закономерности развития науки, ее генезис и история, структура, уровни и методология научного исследования, актуальные проблемы философии науки, роль науки в жизни человека и общества, перспективы ее развития и ряд других проблем.

Рассчитано прежде всего на аспирантов и соискателей, готовящихся к экзаменам кандидатского минимума, а также всех желающих составить собственное представление о философской рефлексии над развитием науки.

НАУКА И ОБЩЕСТВО.....................................................6

1. О многообразии форм знания. Научное и вненаучное знание......... 6

2. Наука как социокультурный феномен...............................15

3. Возникновение науки. Наука и практика...........................27

4. Научное знание как система, его особенности и структура.........37

5. Динамика научного знания........................................49

6. Классификация наук и проблема периодизации истории науки 60

7. Сциентизм и антисциентизм.......................................79

ИСТОРИЯ НАУКИ........................................................85

1. Историография науки.............................................85

2. Возникновение предпосылок (элементов) научных знаний

в Древнем Мире и в Средние века.................................96

3. Зарождение и развитие классической науки.......................114

4. Неклассическая наука...........................................129

5. Постнеклассическая наука.......................................140

ФИЛОСОФИЯ НАУКИ.....................................................151

1. Соотношение философии и науки..................................151

2. Предметная сфера философии науки...............................169

3. Возникновение философии науки

как направления современной философии..........................176

4. Научная картина мира и ее эволюция.............................186

5. Наука и эзотеризм..............................................198

6. Новации в современной философии науки. Синергетика и эвристика.214

7. Актуальные проблемы науки XXI века.............................227

ЭМПИРИЧЕСКИЙ И ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ УРОВНИ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ...............243

1. Эмпиризм и схоластическое теоретизирование.....................243

2. Особенности эмпирического исследования.........................246

3. Специфика теоретического познания и его формы..................250

4. Структура и функции научной теории.

Закон как ключевой ее элемент..................................269

5. Единство эмпирического и теоретического, теории и практики.

Проблема материализации теории.................................289

МЕТОДОЛОГИЯ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ...................................300

1. Метод и методология............................................300

2. Классификация методов..........................................310

3. Основные модели соотношения философии и частных наук...........319

4. Функции философии в научном познании...........................326

5. Общенаучные методы и приемы исследования.......................338

6. Понимание и объяснение.........................................352

7. О современной методологии.....................................363

ОБЩИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ РАЗВИТИЯ НАУКИ.................................376

1. Преемственность в развитии научных знаний......................376

2. Единство количественных и качественных изменений

в развитии науки...............................................381

3. Дифференциация и интеграция наук...............................383

4. Взаимодействие наук и их методов...............................386

5. Углубление и расширение процессов

математизации и компьютеризации................................388

6. Теоретизация и диалектизация науки.............................394

7. Ускоренное развитие науки......................................397

8. Свобода критики, недопустимость монополизма и догматизма.......400

НАУКА, ЧЕЛОВЕК, ПОВСЕДНЕВНОСТЬ......................................403

1. Наука как ответ на человеческие потребности....................403

Кохановский Валерий Павлович (04.05.1939) - специалист по диалектике и методологии познания; доктор философских наук, профессор. Родился в Ростове-на-Дону. Окончил геолого-географический факультет Ростовского университета (1961), аспирантуру на кафедре философии в Ростовском инженерно-строительном институте (1968). С 1973 - на кафедре диалектики и методологической философии факультета Ростовского университета: доцент, профессор, с 1984 - зав. кафедрой. В 1984 1989 - декан философского факультета Ростовского университета. Кандидатская диссертация - «Категория возникновения». Докторская диссертация - «Историзм как принцип диалектической логики».

В трудах Валерия Павловича разрабатываются принципы диалектики, проблемы взаимосвязи уровней методологии, специфики познания социальных явлений. Обосновывается идея о том, что все элементы диалектики (а не только некоторые из них) являются универсальными нормами, всеобщими регулятивами всех форм деятельности людей, а не только познания.

Книги (6)

История философии

Учебник подготовлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности "Философия". История философских идей рассматривается авторами в связи с историей общественно-политической и культурной жизни общества.

Представлены основные концепции восточной, западной и русской философии. Книга рассчитана на студентов и аспирантов вузов, а также на достаточно широкий круг читателей, интересующихся актуальными проблемами философии и ее истории.

Основы философии

Основное внимание уделено философскому анализу науки как специфической системы знания, формы духовного производства и социального института. Рассмотрены общие закономерности развития науки, ее генезис и история, структура, уровни и методология научного исследования, актуальные проблемы философии науки, роль науки в жизни человека и общества, перспективы ее развития и ряд других проблем.

Пособие рассчитано прежде всего на аспирантов и соискателей, готовящихся к экзаменам кандидатского минимума, а также на научных работников, студентов и всех желающих составить собственное представление о философской рефлексии над развитием науки.

Философия и методология науки. Учебник для высших учебных заведений

Первый фундаментальный учебник по дисциплине «Философия и методология науки» подготовлен в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования Госкомвуза РФ.

Рассматривает специфику науки как системы знания, формы духовного производства и социального института; анализирует закономерности развития науки, ее структуру, уровни и методологию научного познания; выявляет сходство и различие естественных и гуманитарных наук, этапы их формирования и специфику их методов; показывает, как решаются данные проблемы современными западными философами. Учебник отличает ясность и четкость изложения материала.

Философия науки в вопросах и ответах

В пособии представлены философские вопросы науки как специфической системы знания, своеобразной формы духовного производства и социального института. Рассмотрены генезис и история науки, общие закономерности ее развития, структура и динамика научного познания, его методология, роль науки в жизни человека и общества, перспективы ее развития и ряд других проблем.

Пособие рассчитано прежде всего на аспирантов и соискателей, готовящихся к экзаменам кандидатского минимума, а также всех, кто интересуется философскими проблемами науки.

Философия. Учебное пособие для высших учебных заведений

Учебное пособие "Философия" для высших учебных заведений подготовлено в соответствии с новыми требованиями к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки бакалавра и дипломированного специалиста по циклу "Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины" в государственных образовательных стандартах высшего профессионального образования.

Указанные стандарты утверждены Министерством образования Российской Федерации 3 февраля 2000 г. В соответствии с данными стандартами часть тем исключена (или переработана), введены новые темы (например, "Диалектика"), усилено внимание к проблеме человека в разных его "ракурсах".

Рассчитано на студентов, аспирантов, всех, интересующихся актуальными вопросами философии.

Философия: конспект лекций

В предлагаемом учебном пособии сжато изложено основное содержание вузовского курса философии, которое позволит подготовиться к экзаменам по этой дисциплине. Кратко рассмотрены основные проблемы истории философии, теоретической и социальной философии.

Рассчитано на студентов, аспирантов, преподавателей, а также всех, интересующихся актуальными вопросами философии в ее современном содержании.

© 2024 sam-and-cat.ru - SamAndCat - Кошки дома