Школа индийской философии вайшешика. Атомизм в индийской философии Белорусский государственный экономический университет

Школа индийской философии вайшешика. Атомизм в индийской философии Белорусский государственный экономический университет

Основателем школы вайшешика считается Канада , живший вIIIв. до н.э. "Канада" ("пожиратель зерен") – это прозвище основателя школы. Он вел аскетический образ жизни, обычно питался зернами кукурузы, часто собранными на сжатом поле. Настоящее его имя – Улука. Слово "вайшешика" от "вишеша" на санскрите, что переводится словами "особенность", "различие", "единичное", "часть", "первосубстанция".

Вайшешика и близкая к ним ньяя ставят перед человеком цель – освобожднние индивидуального я. Они считают, что коренной причиной всякой боли и страдания является незнание. Освобождение – абсолютное прекращение страданий – должно быть достигнуто через правильное познание реальности. Существует два источника познания: восприятие и логический вывод.

В системе вайшешика употребляется понятие падартха , близкое по значению к термину ""категория"" в древнегреческой философии. Падартха понимается как объект, обозначенный словом. В семь падартха включаются все явления, в том числе и не существующие. Эти падартха:дравья (субстанция),гуна (качество),карма (действие),саманья (общность) ,вишеша (особенность) ,самавая (отношение присущности),абхава (небытие).

Субстанция – объективная данность, ни от чего не зависящая; отдельные вещи – проявления, порождения какой–либо субстанции или соединения нескольких из них. ""Определение субстанции таково: она обладает действиями и качествами, которые присущно связаны с ней"". Субстанция – субстрат качеств и действий, причина других производных от нее сложных вещей. Например, ткань – сложная вещь, полученная из переплетения разных нитей (субстанций).

Вайшешика указывает девять видов субстанций: земля, вода, свет, воздух, эфир, время, пространство, душа и ум. Субстанции земли, воды, света и воздуха состоят из атомов, как последних элементов мира. Атомы вечны, никем не сотворены и не уничтожимы. Атомы обладают специфическими качествами, имеют различный вкус, цвет, запах, температуру. Но единообразны по форме и величине. Соединения атомов и различных сочетаниях образуют все множество неодушевленных предметов и живых существ.

Четырем различным видам атомов с соответствующими им различными качествами отвечают четыре органа восприятия у человека. Органы чувств (индрии) воспринимают внешний мир, а разум (манас) синтезирует и логически обобщает их свидетельства. Представления человека о предметах отражают их реальные качества.

Канада утверждает существование души. Причем, с одной стороны, есть индивидуальная душа, а с другой, – некая верховная, единая. Душа пребывает там, где имеются ощущения удовольствия и страдания, наблюдается процесс дыхания и деятельность ума. Души неуничтожимы. ""Ее субстациональность и вечность объясняются аналогично объяснению субстациональности и вечности воздуха" (Канада). Душа – субстанция сознания.

Вторая подартха – качество (гуна). Вайшешика говорит о двадцати четырех видах качеств: цвет, вкус, запах, осязание, звук, число, величина, определенность, соединение, разъединение, отдаленность, близость, познавательная способность, удовольствие, страдание, желание, антипатия, усилие, тяжесть, текучесть, вязкость, стремление, добродетель, порок.

Третья падартха – действие (карма). Действия – это физическое движение. Субстанция – основа для качества и действия, но качество дает статическую характеристику вещи, а действие определяет ее динамику. Вайшешика указывает на пять видов действия (движения): подъем, спускание, сжатие, расширение и передвижение.

Падартха общность, (Самавая). Она означает, что в различных индивидуальностях имеется одна общая сущность, т.е. вещи образуют классы. Общности как сущности отличаются от индивидуальностей, но вместе с тем пребывают в них. Наиболее общая категория – ""бытие"", все другие общности подводятся под нее.

Падартха особенность (вишеша) – прямая противоположность категогории общности. Особенность – нечто, свойственное только данной субстанции, которая не имеет частей, является вечной. Таковы субстанции: пространство, время, ум, душа, атомы земли, воды и т.д.

Падартха присущности (самавая) – это постоянная связь двух сущностей, одна из которых пребывает в другой. Так, целое пребывает в своих частях, общее – в индивидуальностях, красный цвет как качество пребывает в розе и т.п.

Падартха небытие (абхава). Вайшешика утверждает несомненную реальность небытия. Так, смотря на небо ночью, вы столь же уверены в несуществовании там солнца, как и в существовании луны и звезд. Небытие делится на два вида: а) отсутствие чего–либо в чем–то другом ("" Sесть не в Р""), б) одна вещь не является другой вещью (""Sне есть Р"").

Вайшешика утверждает идею цикличности. Мир возникает, развивается и гибнет во вселенской катастрофе; затем процесс начинается снова. Атомы при этом не исчезают; в момент мировой катастрофы рвутся связи между атомами, а затем снова происходит их сцепление.

Важным понятием вайшешика является адришта (невидимое, скрытое, судьба). Она лежит как перводвигатель в начале каждого цикла, она вносит порядок в мире хаоса. Адришта обуславливает различные явления: первичное движение атомов, стремление огня вверх, притяжение магнитом железа и т.д. ""Достижение, обусловливающее приближение иглы к драгоценному камню, вызывается адриштой.""

Адришта вначале представлялась материальной силой. В последующем она стала пониматься как некое божественное начало. Творящая и разрушающая воля высшего существа (Махешвара) вверяет Брахме (мировой душе) осуществлять вечно повторяющийся цикл (кальпа ) созидания и разрушения. Высшее существо (Махешвара) имеет склонность к созданию такой вселенной, в которой единичные существа могли бы получить по заслугам надлежащую долю удовольствия или страдания.

Души неуничтожимы, они сохраняются и во время вселенской катастрофы. После несчастий и страданий много раз испытанных душами в мире, божество предусматривает освобождение всех существ от страданий на некоторое время – после разрушения мира. Но потом цикл повторяется и души снова претерпевают страдания во вновь созданном мире.

Заметим, что идея вечно повторяющегося цикла (кальпа) принималась многими сторонниками ортодоксальных систем.

Ньяя

Основатель школы – Готама (или Гаутама, Акшапад) жил примерно вIв. н.э. Термин "ньяя" означает: правило, основание, метод, вывод, логика. Система ньяя тесно связана с вайшешика. В онтологии ньяя утверждается, что физический мир состоит из четырех субстанций (земля, огонь, вода и воздух), последние состоят из атомов. Кроме этих субстанций существуют эфир (акаша), время (кала), пространство (дик). Но если в вайшешика делается акцент на онтологических проблемах, то у ньяя на первом месте – проблемы гносеологии.

В этой школе рассматриваются, главным образом, условия правильного мышления и средства познания реальности. Но это – не самоцель. Философия и логика нужны для освобождения, прекращение мук и страданий. Наивысшая цель жизни – освобождение – может быть достигнута только через правильное познание действительности. Но тогда сначала нужно выяснить, что такое познание, каковы его источники, чем истинное познание отличается от ложного.

В теории познания наяйки утверждают существование 4 различных источников истинного познания. Это: пратьякша – восприятие,анумана – вывод,упамана – сравнение,шабда – свидетельство. С другой стороны, есть недостоверное познание, включающее: память (смрити ), сомнение (саншая ), ошибку (бхрама или выпарьяя) и гипотетический элемент (тарка ). Пример ошибки – в сумерках воспринимаем веревку за змею.

Наяйки говорят, что есть 6 органов познания – пять внешних и один внутренний. Внутренний орган – ум (манас); он воспринимает такие состояния души, как желание, отвращение, стремление, удовольствие, боль и познание.

Кроме обычного существует особое восприятие – йогаджа; это восприятие всех объектов, прошлых и будущих, скрытых и бесконечно малых. Этим восприятием обладают некоторые люди, достигшие духовного совершенства в результате глубокого размышления.

Первый источник истинного познания – восприятия. В определенной ограниченной области жизни нельзя не признать за чувственными восприятиями значительной роли. Чувства вдохновляют человека на дела, но если чувствами не управляет разум, то результатом этого является лишение всякой связи с реальностью, пустые мечты. К тому же нужно иметь в виду, что не все восприятия являются достоверными. Только благодаря мышлению, мы можем достичь правильного познания.

За восприятием следует вывод (анумана). Например, "переходя от восприятия дыма на холме к познанию наличия на нем огня, на основе того, что мы раньше знали о неизменной связи между дымом и огнем". Этот вывод имеет структуру так называемого "пятичленного силлогизма":

На горе огонь,

потому что на горе дым,

где дым, там огонь,

на горе дым,

следовательно, на горе огонь.

Здесь первое суждение – эмпирический факт; второе – основание считать этот факт несомненным; в третьем – указание на общее положение; четвертое воспроизводит второе, но как основание общего положения; пятое совпадает с первым, но уже в осмыслении его связей. (Заметим, что в европейской логике – "трехчленный силлогизм" и аналогичное умозаключение имеет структуру:

Где дым, там огонь.

На горе – дым.

Следовательно, на горе огонь). Еще пример:

Рам смертен, В европейском варианте:

потому что он человек. Все люди смертны,

Все люди смертны. Рам человек,

Рам тоже человек, след., Рам смертен.

Следовательно, он смертен.

Третий источник достоверного познания – сравнение (упанамана).

Вот пример. Мальчику, который никогда не видел ворона, можно сказать, что он похож на ворону, но больше ее и к тому же иссиня–черного цвета. Мальчик увидел такую птицу и сказал: "Это, должно быть, ворон".

Последний истинный источник познания – свидетельство (шабда). Это – утверждение заслуживающего доверия авторитета.

Наяйки говорят, что познающий субъект – это не нейтральный наблюдатель; он старается постигать приятные объекты и избегать неприятные. Ложное знание или заблуждение зависит от субъекта. В самих внешних предметах нет никакого заблуждения. Заблуждение появляется, когда мы вместо действительного предмета видим нечто другое. Это объясняется, например, влиянием сохранившихся и всплывающих в памяти прошлых образов.

Познание истинно тогда, когда оно соответствует природе своего объекта. Но как установить истинность или ложность познания? Вот одно из объяснений. Предположим, что вы хотите сделать слаще чай. Берете чайную ложку сахара из находящейся перед вами сахарницы и опускаете его в чай. Чай стал на вкус слаще, чем раньше, и вы знаете, что ваше восприятие сахара было правильным. Но если, думая, что это сахар, вы находите белое, как сахар, вещество, кладете его в чай, пробуете, и к удивлению и огорчению чувствуете соленое, значит, ваше знание было ошибочным. Это была соль, а не сахар. Итак, истинность или ложность определяется соответствием или несоответствием фактам.

Но есть еще одна интересная идея. Согласно ньяя, истинность или ложность знания следует устанавливать независимыми от этого знания средствами. Так, например, мучимый жаждой путник видит вдали воду. Как же узнать: достоверно это познание воды или нет? Если путник направится в то далекое место, где ему представлялась вода, и найдет ее там, тогда истинность знания воды будет доказана; в противном случае будет ложное познание.

Наяйки анализируют ошибки в логических рассуждениях. Они считают, что ошибки могут быть связаны с неверным обобщением отдельных частных фактов, противоречивостью формулировок, неправильной связью общего правила и частного случая и т.д.

Мыслители древней Индии придавали огромное внимание дискуссии, практике спора. Ньяя выделяет три вида спора. Вада – высшая форма спора; дискуссия ведется по всем правилам логики, с целью изыскания истины.Витанда – как форма спора – стоит ниже. Здесь одна из сторон, опровергая точку зрения противной стороны, не выдвигает при этом своего решения спорного вопроса.Джалпа – это спор, в котором обе стороны ставят своей задачей победить противника во что бы то ни стало, даже используя недостоверные факты и аргументы.

В понимании смысла человеческой жизни ньяя считает, что высшей целью является освобождение от страданий. Для достижения освобождения необходимо приобрести истинное знание своего я и всех других объектов опыта. Нужно понять, чтоя отлично от тела, ума, чувств, от всех других объектов. Нужно понять ложность суждения "Я – это тело и ум".Я – это не сознание как таковое, а некая субстанция сознания. Я неразрушимо и вечно, не ограничено временем и пространством.

Совершенное состояние души, я – освобождение от уз, связывающихя с телом, умом и чувствами. Освобожденноея не испытывает ни боли, ни удовольствий и даже не имеет сознания. Когда человек становится свободным от желаний и побуждений, прошлые кармы прекращают свое действие и не будет больше рождений в этом мире.

Но здесь в ньяя включаются религиозные мотивы. Наяйки считают, что истинное познание реальности и как следствие этого состояние освобождения, индивидуальное я может достигнуть только по милости бога.

Бог в ньяя – первопричина создания, сохранения и разрушения мира. Бог наделен шестью совершенствами; он великий, всемогущий, всеславный, бесконечно–прекрасный, обладает бесконечным познанием и совершенной свободой от всяких привязанностей. Бог направляет действия всех живых существ подобно мудрому отцу, побуждающему своего сына совершать определенные действия в соответствии с имеющимися у него дарованиями, способностями и прошлыми достижениями.

Вайшешика (от вишеша (санскр.) - различие, особенность) - одна из основных теистических школ индийской философии . Школу основал мудрец Канада (настоящее имя - Улука), проживавший в III-II вв. до н. э. Философия вайшешика признает авторитет древних Вед, однако, по заверениям своих сторонников, опирается на совершенно независимые основания. Вайшешика означает подробное изложение позиции по конкретной вещи . Мир, согласно философии вайшешика, состоит из нерушимых атомов, но управляется Богом, который действует в соответствии с законом Кармы.

Философская система вайшешика указывает, что подлинную индивидуальность необходимо находить в особенностях мира. Школа провозглашает независимость каждой конкретной индивидуальности , находя в естественном объединении индивидуальностей лишь более совершенную индивидуальность. Так, отдельные «я» реализуют себя, вступая в общественные и космические отношения, однако, сохраняют индивидуальность в рамках этих отношений.

Согласно вайшешике, всего различается семь видов реальности :

  • субстанция (дравья) - представляет собой симбиоз качества и действий, выступает в качестве девяти форм, таких как земля, вода, огонь, воздух, эфир-акаша, пространство, время, душа как субстрат сознания и ум (манас);
  • качество (гуна) - его несет в себе субстанция, качество вне субстанции не существует, но определяет природу вещей;
  • действие (карма) - механическое движение одного из пяти видов: вверх (поднятие), вниз (опускание), внутрь (сжатие), вовне (расширение), с места на место (хождение, перемещение);
  • всеобщность (саманья) - извечная сущность, являющаяся общей по отношению ко всем элементам выбранного класса;
  • особенность (вишеша) - противоположна всеобщности, индивидуализирует извечные сущности, дифференцирует вещи и понятия;
  • присущность (самавая) - нерушимая постоянная связь целого и его частей;
  • небытие (абхава) - реальность конца, противоположная первым шести.

Ключевой частью философии вайшешика принято считать атомистическую теорию , описывающую ту часть мира, которая состоит из физических элементов, подвержена возникновению и разрушению. Согласно идеям вайшешиков, все объекты физического мира состоят из четырех разновидностей атомов, которые между собой соединяются в двойки, тройки и иные организационные подструктуры. Атомы здесь понимаются как вечные и никем не сотворенные элементы материального мира, являющие собой предел членения материального мира. К слову, прозвище «Канада» основателя школы Улуки означает «пожиратель атомов».

Философия вайшешика устремляет людей к освобождению от них самих же при помощи «единственно верного» способа познания реального мира . Сторонники этого философского направления утверждают наблюдение в качестве наиболее эффективного средства обретения знания. Несомненно, философская система вайшешика существенно повлияла на ход развития древнеиндийской философии.

1. Введение

2. Вайшешика

Ньяя

4. Миманса

5. Толковый словарь некоторых использованных терминов

6. Список использованных материалов

Введение

Индуизм - древнейшая национальная религия Индии. Его истоки, обычно, возводят ко времени существования Протоиндийской (хараппской) цивилизации, т.е. ко II-III тыс. до н.э. Следовательно, к рубежу новой эры он уже насчитывал не одно тысячелетие своего бытования. Такого длительного и полнокровного существования религии мы, пожалуй, не увидим ни в одном другом месте земного шара, кроме Индии.

Как религиозный феномен индуизм отличается сложностью и противоречивостью, если не сказать больше - запутанностью и хаотичностью. Серьезную историко-культурную проблему представляет собой уже самое определение термина «индуизм». До сих пор нет удовлетворительного определения и, даже, объяснения, что же относить к собственно индуизму, каково содержание и границы этого понятия.

Сложнейшая религиозная система индуизма гибко и податливо сочетает в себе самые противоположные крайности и умело приспосабливается к самым разнообразным общественным и политическим условиям, сохраняя необычайную пестроту, яркость и жизнестойкость. Умея соединять несоединимое и облекаться в самые причудливые формы, индуизм обладает удивительной способностью порождать новые секты и течения, которые при этом не вступают в противоречие с его основным мировоззренческим ядром, и, может быть, как бы возрождаться из самого себя.

Однако вся эта пестрота и, казалось бы, несовместимые противоречия существуют в единых общих рамках, которые позволяют говорить об индуизме как о самостоятельной и цельной религиозной системе с общими мировоззренческими установками.

При всей кажущейся аморфности и расплывчатости, индуизм всегда оставался исключительно стабильным. Подобно магниту, он втягивал в свое поле другие культы, поглощал, в той или иной форме, чужих богов, приспосабливал к своим нуждам и взглядам иные мифо-ритуальные воззрения и, тем самым, обеспечивал себе прочное и долговечное существование, выдержав конкуренцию с буддизмом и другими религиями, существовавшими на территории индийского субконтинента.

Европейский термин «философия» в индуизме не имеет единого и однозначного эквивалента. Ему соответствуют понятия брахма видья (знание абсолютного), даршана (интеллектуальное, духовное видение), анвикшики (рефлексивное исследование).

Множество важных философем, изложенных интуитивным языком, находят уже в древних текстах. Но основной формой существования и развития теоретической мысли были даршаны . Они делятся на ортодоксальные (признающие авторитет вед) и неортодоксальные.


Обычно выделяют 6 ортодоксальных школ: санкхья, йога, ньяя, вайшешика, веданта и миманса. Неортодоксальные школы в индуизме - локаята и адживика.

Становление даршан и их развитие происходило в ситуациях диспута, полемики друг с другом, а также с буддистами и джайнами. Даршаны не столько противоречили друг другу, сколько дополняли друг друга. Внутри же себя каждая даршана развивалась в традиции истолкования и комментирования базового текста.

Вайшешика

Вайшешика (санскр. от вишеша - различие, особенность), древне-индийская философская школа, признающая авторитет Вед, но опирающаяся в своей теории на независимые основания. Близка к ньяе, с которой образовала позднее единую школу. Основателем вайшешики считается Канада, он же Улука (III - II вв. до н. э.), его сочинение Вайшешика-сутра - первое систематическое изложение теории вайшешики. Некоторые последователи считают, что это собирательный образ мудрецов школы: дословно Канада - "поедающий зерна". Другие важные источники: Падартха-дхарма-санграха Прашастапады, труды Удаяны, Шридхары, Валлабхачарьи. Однако более авторитетным считается труд Прашастапады Падартхадхарма-санграха . (объдинение атрибутов, свойственных называемым предметам).

Главным предметом рассмотрения школы была реалистическая онтология. В учении о бытии выделялись два пласта (космологический и рефлексивный). Согласно вайшешики, существует семь видов реальности, выступающих как объекты познания. Из них шесть положительны :

· дравья (субстанция)

· гуна (качество)

· карма (действие) работа, деятельность; действия, влекущие за собой свои последствия и являющиеся причиной новых рождений; вселенский закон воздаяния, причинно-следственная связь деятельности

· саманья (всеобщность)

· вишеша (особенность) "одиночное", первосубстанция, часть

· самавая (присущность)

и одна отрицательная

· абхава (небытие).

Большое внимание вайшешики придавали проблемам классификации категорий. Это виды бытия: субстанция - это земля, вода, свет, воздух, эфир, время, пространство, душа и ум. Каждый из видов субстанций имеет свое качество ("гуна"). Субстанция, представляющая собой субстрат качества и действий, но отличная от них, выступает в девяти формах:

· пять из которых (земля, вода, огонь, воздух, эфир-акаша) являются физическими элементами, воспринимаемыми органами чувств

· а четыре других неощутимы (как и акаша, которая, однако, является субстратом звука),

едины, вечны и всепроникающи: пространство, время, душа как субстрат сознания и ум (манас) для восприятия индивидуальной души и трактуемый как внутреннее чувство.

Действие понимается вайшешикой как физическое движение пяти видов: вверх, вниз, внутрь, вовне, с места на место. Некоторые действия не воспринимаются, например, действие (ума) манаса. Всеобщность представляет собой вечную сущность, общую всем элементам данного класса. Противоположна всеобщности категория особенности (вишеша), индивидуализирующая вечные сущности мира. Под присущностью вайшешика понимала нерасторжимую и постоянную связь.

Наиболее выдающейся частью учения вайшешика является атомистическая теория , объясняющая ту часть Вселенной, которая состоит из физических элементов и подвержена возникновению и разрушению.

В отличие от греческого философа Демокрита, у которого атомы бескачественны, для вайшешики Канады каждый атом обладает своей особенностью.

Чтобы создать, надо разрушить, что и делает Бог, разлагая все на первичные элементы. Когда обжигают горшок, он распадается на атомы, а из них опять возникает новый горшок. Так как это происходит мгновенно, мы не можем этого заметить. Атом неразрушим, двойка атомов невечна, только тройка - минимально воспринимаемый объект. Таким образом, не только мир разрушается и возникает, но и вся материя пульсирует .

Все составные физические объекты состоят из четырех атомов, соединяющихся в двойки, тройки и иные типы организации. Сами атомы понимаются как несотворенные и вечные элементы, указывающие предел членения материального объекта. Мир создан из атомов, но движущей силой является бог, действующий в соответствии с законом кармы. В системе вайшешика была детально разработана теория создания и разрушения Вселенной.

Школе свойственна последовательная и глубокая системность, полностью исчерпывающая поставленную проблематику.

Общий онтологический фундамент и сходство в теории познания и логике привели к слиянию вайшешики с ньяей (синкретическая ньяя-вайшешика).

Главным вкладом в индийскую философскую мысль системы вайшешика была "философия природы", стремление к рациональному объяснению мира.

Ньяя

Ньяя (санскр. правило, рассуждение), одна из ортодоксальных систем древне-индийской философии. Не отвергает авторитет Вед, но свое учение строит на независимых основаниях. Во многих отношениях Ньяя близка Вайшешике, и нередко они рассматриваются вместе как единая система.

Основателем философской системы (даршаны) "Ньяя" считается Готама, автор произведения "Ньяя-сутра". Позднее возникла новая школа - "навья-ньяя" (ХIII в.).

Философию "ньяя" рассматривают, например С. Чаттерджи и Д. Датта, по четырем направлениям: теория познания, теория физического мира, теория индивида и учение о Боге.

1) Мир существует независимо от сознания, без его правильного познания нельзя добиться освобождения. Знание бывает двух видов: достоверное - восприятие, вывод, сравнение и свидетельство, недостоверное - память, сомнение, ошибка, гипотетический аргумент - тарка. Знание истинно, когда оно соответствует объекту.

2) Физический мир состоит из четырех элементов - земля, вода, огонь, воздух, они, в свою очередь, состоят из атомов. Такие простые субстанции, как пространство и время, не возникают и не разрушаются. В основном ньяя пользуются физической теорией вайшешика, которая рассматривает эти вопросы более детально.

3) В мире есть также нефизические элементы познания: воля, желание и т.д. - те, что принадлежат общей субстанции - душе. Сознание не является свойством тела. Душа уникальна в каждом человеке. Сознание, как качество души, может существовать отдельно от "Я". Душа, несознательная сама по себе, - это предсознание. Сознание меняется, душа остается постоянной и неизменной. Освобождение есть свобода от оков тела и чувств. Только отделившись от тела, душа достигает свободы от боли и страданий. Надо отказаться от суждений: "Я - это тело и ум", тогда человек становится свободным от желаний и страстей.

4) Бог - это творец мира, Ишвара (господь), построивший его из материальных атомов. Бог - моральный руководитель, он вносит в мир моральный порядок.

Поздним продолжением школы ньяя является Навья-ньяя. Новая ньяя (навья-ньяя) основана в XIII в. логиком Гангешей. Его основной труд - Таттва-чинтамани (Самоцвет категориального мышления). Школа занимается исключительно методологией и техникой дискурсивного мышления.

В системе традиционного образования ньяя считается одним из фундаментальных предметов, наряду с грамматикой. Без ее освоения трудно понимать индийские философские тексты.

ВАЙШЕШИКА (санскр. vaiśeṣika, от viśeṣa – особенное, отличное) – школа индийской философии, признающая авторитет Вед , но развивающая свои доктрины на независимых основаниях. В индийской мысли вайшешика известна своим учением об атомах и системой категорий (падартха ).

В истоках традиции вайшешики лежат «Вайшешика-сутры» (ок. 1 в. н.э.), приписываемые легендарному мудрецу по прозвищу Канада («поедатель зерен/атомов»), за которым следовал ряд комментариев и трактатов. Одно из ранних сочинений «Дашападартхашастра» («Наука десяти категорий») Чандрамати (ок. 5 в.), содержащее оригинальную версию вайшешики, основанную на признании десяти категорий, сохранилось в китайском переводе. Китайские источники сообщают также предание о существовании 18 школ вайшешики (вероятно, уже после кодификации сутр).

Систематическое изложение, которое в дальнейшем стало считаться классической доктриной вайшешики, принадлежит Прашастападе (ок. 6 в.), автору «Падартха-дхарма-санграхи» («Собрание характеристик категорий»). С самого раннего периода своего развития вайшешика была близка системе ньяя , с которой в дальнейшем образовала синкретическую школу ньяя-вайшешика .

Все, что есть во вселенной, вайшешики «исчисляют» шестью категориями: субстанция (дравья ), качество (гуна ), движение (карма ), общее (саманья ), особенное (вишеша ) и присущность (самавая ). Позднее к ним добавляется и седьмая – небытие (абхава ). Категории реально существуют, познаваемы и именуемы (вайшешика придерживалась принципа соответствия между языком и реальностью, и очень часто слова в ней служат знаками, из которых выводится существование вещей). В каждой из категорий (за исключением присущности) можно различить два уровня: первичный, или уровень причин, познаваемых разумом или особым йогическим прозрением, но не воспринимаемых органами чувств, и вторичный, или уровень следствий, – производный от них воспринимаемый мир. Все, что мы находим на 2-м уровне, объясняется в терминах конфигурации первопринципов, однако от этого воспринимаемый мир не становится, в представлении вайшешиков, менее реальным.

В рамках категории субстанции – видимая вселенная образуется комбинацией четырех типов вечных атомов (земли, воды, огня и ветра) и всепроникающих субстанций акаши, направления-места, времени, Атмана и манаса ; в категории качества – качества сложных вещей – соединением качеств вечных субстанций; в категории движения, видимое движение – дискретными актами соединения и разъединения движущегося предмета с пространственными точками. В категориях саманья-вишеша («общее-особенное») 1-й уровень конституируется, с одной стороны, универсалией бытия (сатта ), воплощающей континуальность всего существующего на основе самого факта существования, с другой – «атомами различия» – «конечными различителями» (антья-вишеша), 2-й же представлен универсалиями «среднего звена», которые, согласно вайшешике, воспринимаются вместе с вещами, напр., «субстанциальностью», «земляностью», «горшечностью». Если остановиться на этих категориях, то все существование окажется разделенным на пять никак не связанных друг с другом модальностей. Однако на практике (а вайшешика стремилась не противоречить эмпирическому опыту) люди имеют дело не с субстратами, качествами и движениями, взятыми отдельно друг от друга, а с реальными вещами, целостностями. Чтобы объяснить, почему составляющие мироздания, принадлежащие разным модусам бытия, могут соединяться в единое целое в объектах опыта, вайшешика вводит категорию присущности (самавая), устанавливающую фундаментальную связь между субстанциями и качествами, субстанциями и движениями, вечными вещами и «конечными различителями», а также причиной и следствием, целым и его частями и т.д. В противовес буддийской концепции нереальности целого (см. Аваявин ), вайшешика с помощью присущности объясняет инаковость целого по отношению к сумме его частей. С этим связано и несколько других нововведений вайшешики. Утверждая, что ткань является иной вещью, чем нити, сторонники вайшешики вынуждены признать, что качества ткани также отличаются от качеств нити. Если, напр., нити – разных цветов, то цвет ткани будет не суммой этих цветов, а особой разновидностью цвета, читра («пестрый»). К концепции инаковости целого, а также к принципу, согласно которому все качественные изменения происходят на уровне причины, а не на уровне следствия, восходит «противоинтуитивная» (по выражению К.Поттера) доктрина вайшешики, утверждающая, что при обжиге горшка изменение цвета и др. качеств происходит не в самом горшке как целом (на чем настаивали сторонники ньяи), а в отдельных атомах, на которые он распадается во время обжига (пилупакавада). Еще одна «противоинтуитивная», но отвечающая принципам вайшешики теория заключается в том, что тело человека и животных состоит только из атомов земли. Согласно вайшешике, в отношение присущности могут вступать лишь атомы одного класса, а не гетерогенные атомы, напр. атомы земли или атомы воды и т.п. Целостность тела, по вайшешике, обязана только атомам земли, органы чувств, состоящие из атомов других стихий, связаны с ним лишь непрочным отношением механического контакта (самйога).

Для сторонников вайшешики объяснить какое бы то ни было явление означало найти составляющие его «атомы». Помимо атомов материальных стихий (см. Бхуты ), в своем анализе разных процессов они выделяли «атомы» пространства (пространственные точки – прадеша), времени (моменты – кшана), движения – соединение и разъединение движущегося тела с точками пространства. Поскольку основной действующий орган психики – манас – тоже представляет собой атом, это накладывает отпечаток на всю психическую жизнь индивида, которая описывается вайшешиками как последовательность атомарных актов. Однако не следует думать, что атомизм вайшешики подобен буддийской теории абсолютно дискретных элементов – дхарм . В противоположность дхармам атомы материальных стихий и манас вайшешики неизменны и самотождественны в пространстве и времени, которые, хоть и могут в практических целях делиться на точки и мгновения, в действительности представляют собой неизменные субстанции (см. Пространство в индийской философии, Время в индийской философии).

Особенность онтологии вайшешики состоит не столько в плюрализме первичных субстанций (неисчислимые атомы, акаша, пространство, время и т.д.), сколько в их бесконечном разнообразии (вишеша – отсюда и название школы). Оно столь велико, что даже два атома одного класса не похожи друг на друга. Причина же столь фундаментального разнообразия отнюдь не в индивидуальной природе первопринципов, а в особых сущностях, которые вайшешики называют «конечными различителями». Точно так же и сходство вещей на 2-м уровне обязано чему-то иному, чем они сами. Здесь мы подходим к вайшешиковской концепции универсалий (саманья), которая в индивидуальных вещах определяет субстрат общих понятий. Так, напр., корова является коровой лишь потому, что в ней присутствует универсалия «коровности». Это фундаментальная установка вайшешики на поиск источника самодостаточности и целостности вещей и явлений вне их самих (маханицизм) нашла отражение и в теории познания, которая требует верификации одного акта познания с помощью другого (паратах-праманья ).

В отличие от школ веданты, сознание в вайшешике является не сущностью Атмана, а лишь его временным (на период воплощения) атрибутом. Лишившись тела, Атман становится бессознательным. Концепция освобождения индивидуальных атманов от сансары (оно понималось исключительно как избавление от страданий) вайшешики напоминала буддийскую нирвану и вряд ли могла служить сколько-нибудь привлекательным религиозным идеалом (не случайно «освобожденный» Атман вайшешики ее оппоненты уподобляли куску камня). Вайшешика периода «Вайшешика-сутр» обходится без космогонии. Появление последней у Прашастапады ознаменовано введением Ишвары в роли божественного зодчего. Последующие авторы приложили много усилий для развития теистической доктрины вайшешики.

См. также Атомизм в Индии, Ишвара-вада.

Литература:

1. Гостеева Е.П. Философия вайшешика. Ташкент, 1963;

2. Лысенко В.Г. «Философия природы» в Индии. Атомизм школы вайшешика. М., 1986;

3. Encyclopedia of Indian Philosophies. Indian Metaphysics and Epistemology. The Tradition of The Nyāya-Vaiњeṣika up to Gaṅgesa, ed. by K.H.Potter. Princeton, 1977;

4. Halbfass W. On Being and What There Is. Classical Vaisesika and the History of Indian Ontology. Albany, 1992.

В. развивает свои доктрины на независимых основаниях. Наиболее известна своей системой категорий (падартха) и учением об атомах.

Основополагающий текст «Вайшешика-сутры» (ранние части - ок. I в. по Р. Х.) - собрание афоризмов в 10 книгах, приписываемых легендарному мудрецу Канаде (или Канабхудже - санскр. поедающий зерна/атомы), за к-рым следовал ряд комментариев и трактатов. Одно из ранних изложений оригинального учения В. содержится в соч. Чандрамати (V в.) «Даша-пада-артха-шастра» (Наука 10 категорий), сохранившемся в кит. переводе. Систематическое изложение, к-рое в дальнейшем стало считаться классической доктриной В., принадлежит Прашастападе (ок. VI в.), автору «Пада-артха-дхарма-санграхи» (Собрание характеристик категорий).

Согласно учению В., все, что есть во вселенной, можно свести к 6 категориям: субстанция (дравья), качество (гуна), движение (карман), общее (саманья), особенное (вишеша) и присущность (самавая). Позднее к ним добавляется 7-я - небытие (абхава). Категории реально существуют; они познаваемы и именуемы. Видимая вселенная образуется комбинацией 4 типов вечных субстанций-атомов (земли, воды, огня и ветра) и 5 всепроникающих субстанций (эфир (акаша), направление-место (дик), время (кала), индивидуальная духовная субстанция (атман) и внутренний орган, координатор чувственных способностей (манас)). Качества сложных вещей образуются соединением качеств вечных субстанций, видимые движения - дискретными актами соединения и разъединения движущегося предмета с пространственными точками. Категория саманья («общее») содержит универсалию бытия (сатта) и универсалии «среднего звена», воспринимаемые вместе с вещами (напр., «субстанциальность», «земляность», «горшечность»); категория вишеша («особенное») - конечные различающие факторы (антья-вишеша). Последняя категория - присущность (самавая), устанавливая фундаментальную связь между 5 вышеперечисленными категориями, позволяет воспринимать объект как единое целое. Вводя категорию присущности, В. постулирует инаковость целого по отношению к сумме его частей и тем самым полемизирует с буддийской концепцией нереальности целого.

Особенность онтологии В.- в бесконечном разнообразии первичных субстанций, атомов, отсюда происходит и название школы (вишеша - различие). Помимо атомов материальных стихий (бхуты) в В. выделялись «атомы» пространства (пространственные точки - прадеша), времени (моменты - кшана), движения - соединение и разъединение движущегося тела с точками пространства и др. Однако атомизм В. значительно отличался от буддийской теории абсолютно дискретных элементов - дхарм . В противоположность буддийским дхармам атомы В. неизменны и самотождественны в пространстве и времени, к-рые, хотя делятся в практических целях на точки и мгновения, в действительности представляют собой неизменные субстанции.

Согласно антропологии В., тело человека состоит только из атомов земли, органы чувств - из атомов соответствующих стихий (зрение - из атомов огня, вкус - из атомов воды, обоняние - из атомов земли, осязание - из атомов ветра, слух - из части акаши). Основной действующий орган психики - манас, согласно учению В., является атомом, поэтому психическая жизнь индивида понимается как последовательность атомарных процессов. В отличие от школ веданты сознание в В. является не сущностью атмана, а лишь его временным (на период воплощения) атрибутом. Лишившись тела, атман становится бессознательным (оппоненты В. уподобляли его куску камня). Разработанная в В. концепция освобождения индивидуальных атманов от сансары (оно понималось исключительно как избавление от страданий) напоминала буддийскую нирвану .

В. периода «Вайшешика-сутр» обходится без космогонии. Появление последней у Прашастапады ознаменовано введением Ишвары (Господа) в роли божественного зодчего. Последующие авторы приложили много усилий для развития теистической доктрины В.

С самого раннего периода своего развития В. была близка др. рационалистической философской системе - ньяя , с к-рой в дальнейшем образовала синкретическую школу ньяя-вайшешика, ставшую главным оппонентом буддизма в философском дискурсе со стороны индуистской ортодоксии.

Ист.: The Vaiseşika Sûtras of Kanâda: With the Comment. of Sankaramisra and Extracts from the Gloss of Jayanarayanna; with Notes from the Comment. of Candrakanta. Allahabad, 1911; Vaiseşika Sûtras: With the Comment. of Candrananda / Ed. Jambuvijaya. Baroda, 1961; Word Index to the Prasastapаdabhаşya: A Compl. Word Index to the Print. Ed. of the Prasastapаda / Ed. by J. Bronkhorst, Y. Ramseier. Delhi, 1994; Прашастапада . Собрание характеристик категорий с коммент. Шридхары «Древо метода» / Изд. подгот. В. Г. Лысенко. М. (в печати).

В. Г. Лысенко

© 2024 sam-and-cat.ru - SamAndCat - Кошки дома