Порядок разработки национальных стандартов российской федерации. Правила разработки и утверждения национальных стандартов Порядок разработки национальных стандартов в рф

Порядок разработки национальных стандартов российской федерации. Правила разработки и утверждения национальных стандартов Порядок разработки национальных стандартов в рф

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТ ПО СТАНДАРТИЗАЦИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.

ПОНЯТИЕ И ПРИНЦИПЫ ТЕХНИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ.

СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ СТАНДАРТИЗАЦИИ.

СТАНДАРТЫ ISO 9000 И КОНЦЕПЦИЯ TQM.

Стандарты ISO 9000 и TQM. Основные принципы концепции TQM изложены в стандарте ISO 9004-2000, являющемся методическим пособием по разработке и применению систем качества. Однако все же между формулировками стандартов семейства ISO 9000 и по­ложениями концепции TQM существует ряд различий; некоторые из них приведены в табл. 7:

Таблица 7. Различия стандартовISO 9000 от кон­цепции TQM

Положение стандартов ISO 9000 Положения кон­цепции TQM
Нет необходимости в ориентации на определенного потребителя Ориентация на определенного потребителя
Ориентация на технические системы и процедуры Ориентация на философию,концепцию, инструменты и методологию
Вовлеченность всех сотрудников не обязательна Вовлечение всех сотрудников - обязательное условие
Ответственность за качество оформлена документально, но может возлагаться на подразделение в целом, например, отдел качества Каждый сотрудник организации ответственен за качество
Нет направленности на непрерывное совершенствование TQM немыслим без постоянного совершенствования
В основном, статичность процессов и корпоративной культуры Подразумевается изменение процессов и культуры организации

Основное же отличие стандартов ISO 9000 от кон­цепции TQM состоит в том, что стандарты, в первую очередь, направлены на снижение вероятности непра­вильного выполнения каких-либо действий, в то вре­мя как TQM является вершиной современных мето­дов управления качеством и ориентирована на даль­нейшее повышение качества продукции, когда уже достигнут некий уровень качества.

В соответствии с законом РФ «О техническом ре­гулировании» стандартизация - деятельность по ус­тановлению правил и характеристик в целях их добро­вольного многократного использования, направленная на достижение упорядоченности в сферах производства и обращения продукции и повышение конкурентоспо­собности продукции, работ или услуг.

Стандартизация выполняет три социально значимые функции.

1. Упорядочивание объектов (продукции, работ, услуг, процессов), создаваемых людьми в разных странах.

2. Закрепление в нормативных документах оптималь­ных требований к упорядоченным объектам.

3. Установление правил применения этих норматив­ных документов.

Основными результами деятельности по стандарти­зации являются повышение степени соответствия про­дукции ее функциональному назначению и устранение барьеров в международном товарообмене.



Стандартизация преследует следующие цели:

1. безопасность (отсутствие недопустимого риска для граждан или их имущества, связанного с возможно­стью нанесения ущерба); взаимозаменяемость (использование одного изде­лия, услуги или процесса как субститута другого изделия, услуги, процесса для выполнения одних и тех же требований);

2. совместимость (пригодность к совместному, но не вызывающему нежелательных последствий исполь­зованию при заданных условиях для выполнения ус­тановленных требований);

3. унификация (приведение к единообразию) техниче­ских характеристик изделий, документации, средств коммуникации (терминов, обозначений и пр.);

4. экологическая безопасность (защита окружающей среды от неблагоприятного воздействия изделия, услуги, процесса);

5. повышение конкурентоспособности;

6. рационализация использования ресурсов;

7. обеспечение научно-технического прогресса.

Основополагающими научными принципами стан­дартизации являются:

1. комплексность стандартизации;

2. опережающее развитие стандартизации;

3. классификация.

Принцип комплексности стандартизации заключает­ся в систематизации и оптимальной увязке комплекса факторов, обеспечивающих требуемый уровень качества продукции, в процессе установления и применения нор­мативной документации (НД).

Так, например, комплексная стандартизация в горно­добывающей промышленности - это процесс установле­ния и применения НД, определяющей качество мине­рального сырья и продуктов его переработки, технологи­ческих процессов добычи и обогащения, методов контро­ля, правил приемки, хранения и транспортировки.

Нормативная документация представляет собой до­кументы, содержащие правила, общие принципы и характеристики, имеющие отношение к определенным видам деятельности или их результатам, и доступные широкому кругу пользователей.

Принцип опережающего развития стандартизации - это развитие стандартизации с учетом изменения во времени показателей качества объектов стандартизации.

Опережающая стандартизация - стандартизация, заключающаяся в установлении повышенных по отноше­нию к уже достигнутому на практике уровню норм, тре­бований к объектам стандартизации, которые, согласно прогнозам, будут оптимальными в последующее время.

Принцип классификации заключается в выделении клас­сификационных признаков у объекта стандартизации и их ранжировании по значимости для определения объекта. При этом различают общую и частную классификации.

Общая классификация подразумевает выделение ос­новных классификационных признаков объекта и их ранжирование по значимости. Классификация выпол­няется только в десятичной системе.

Частная классификация производится на базе общей классификации и, как правило, учитывает функцио­нальные условия при обращении объекта.

Примеры: Универсальный десятичный классифика­тор (УДК), классификация промышленной продукции на государственном и отраслевом уровнях (ОКП).

Характеристики методов стандартизации сведены в табл. 8.

Таблица 8 . Характеристики методов стандартизации.

Существуют две разновидности стандартизации: фактическая и официальная.

Фактическая стандартизация отражает некоторые исторически сложившиеся особенности и правила жиз­ни общества (календарь, письменность, счет и т. д.).

Официальная стандартизация является результатом целенаправленной деятельности и всегда завершается выпуском нормативной документации, составляемой по определенной форме, имеющей определенную сферу и конкретные сроки действия.

Стандартизация может осуществляться на различ­ных уровнях:

Международном (участие в стандартизации откры­то для органов по стандартизации любой страны);

Региональном (участие в стандартизации откры­то для органов по стандартизации любой страны одного географического или экономического ре­гиона);

Национальном (стандартизация осуществляется в одной конкретной стране).

В процессе стандартизации вырабатываются харак­теристики, правила, требования и т. п., касающиеся объекта стандартизации, которые оформляют в виде нормативных документов.

К документам в области стандартизации, применяе­мым на территории Российской Федерации, относятся:

Национальные стандарты;

Стандарты организаций.

Стандарт - документ, в котором в целях доброволь­ного многократного использования устанавливаются ха­рактеристики продукции, правила выполнения и ха­рактеристики процессов ее производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, а так­же параметры выполнения работ или оказания услуг.

Техническое регулирование - правовое регулиро­вание отношений в области установления, применения и исполнения обязательных требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, пере­возки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг и правовое регулирование отноше­ний в области оценки соответствия.

Федеральный закон «О техническом регулирова­нии» от 27 декабря 2002 года определил новую систе­му установления и применения требований к различ­ным объектам. Основные задачи реформирования ста­рой системы:

Повышение возможностей производителей;

Уменьшение административного давления на произ­водителей;

Повышение эффективности защиты внутреннего рынка от некачественной продукции;

Устранение технических барьеров в торговле.

Инструментарий технического регулирования:

1. технические регламенты и стандарты;

2. процедуры подтверждения соответствия;

3. аккредитация;

4. государственный контроль и надзор.

применение единых правил установления требова­ний к объектам;

▪ соответствие уровню развития отечественной матери­ально-технической базы, экономики, науки и техники;

▪ независимость органов по сертификации и органов по аккредитации от производителей и покупателей;

▪ недопустимость ограничения конкуренции при осу­ществлении аккредитации и сертификации;

▪ единство правил и методов исследований или испы­таний и измерений при проведении процедур обя­зательной оценки соответствия;

▪ недопустимость совмещения полномочий органа го­сударственного контроля (надзора) и органа по сер­тификации;

▪ недопустимость совмещения одним органом полно­мочий на аккредитацию и сертификацию;

▪ запрет на внебюджетное финансирование государ­ственного контроля (надзора) за соблюдением тре­бований технических регламентов.

В сфере технического регулирования федеральные органы исполнительной власти могут издавать акты ис­ключительно рекомендательного характера (за исклю­чением технического регулирования в отношении обо­ронной продукции и продукции, сведения о которой составляют государственную тайну).

Технический регламент - документ, устанавлива­ющий обязательные для применения и исполнения тре­бования к объектам технического регулирования (про­дукции в том числе зданиям и сооружениям, процес­сам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации).

Стандарт - документ, в котором в целях доброволь­ного многократного использования устанавливаются ха­рактеристики продукции, правила осуществления и ха­рактеристики процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, оказания услуг или выполнения работ. Стандарт также может со­держать требования к терминологии, символике, упаков­ке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения.

Технические регламенты должны приниматься ис­ключительно в следующих целях:

▪ защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственно­го или муниципального имущества;

▪ охраны окружающей среды, жизни или здоровья жи­вотных и растений;

▪ предупреждения действий, вводящих в заблуждение покупателей. Содержание технического регламента

Обязательное:

▪ полный перечень объектов технического регулиро­вания, в отношении которых устанавливаются тре­бования данного регламента;

▪ правила идентификации объекта технического регу­лирования для целей применения данного техничес­кого регламента.

Возможное:

▪ правила и формы оценки соответствия (включая схемы);

▪ предельные сроки оценки соответствия каждого объекта технического регулирования;

▪ требования к терминологии, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения.

Технические регламенты устанавливают минималь­но необходимые требования, обеспечивающие:

▪ пожарную безопасность;

▪ промышленную безопасность;

▪ биологическую безопасность; о химическую безопасность;

▪ взрывобезопасность;

▪ термическую безопасность;

▪ электрическую безопасность;

▪ ядерную и радиационную безопасность;

▪ механическую безопасность;

▪ безопасность излучений;

▪ электромагнитную совместимость в части обеспече­ния безопасности работы оборудования и приборов;

▪ единство измерений.

До 2010 года в России предполагается разрабо­тать около 2000 технических регламентов. В середине 2004 года на стадии обсуждения находились более 40 проектов технических регламентов. Бывшие ГОСТы (современный фонд составляет 25 000 документов) по­лучают статус добровольных документов. Включенные в них обязательные требования будут выведены по мере разработки технических регламентов.

В соответствии с Законом «О техническом регули­ровании» в Российской Федерации предусмотрено два вида технических регламентов:

1. общие, требования которых обязательны для приме­нения и соблюдения в отношении любых объектов технического регулирования;

2. специальные, в которых учитываются технологичес­кие и иные особенности отдельных объектов техни­ческого регулирования.

Порядок разработки и принятия

технического регламента

1. Разработка проекта технического регламента. Раз­работчиком проекта может быть любое лицо.

2. Публикация уведомления о разработке проекта тех­нического регламента.

3. Публичное обсуждение проекта технического регла­мента. Срок обсуждения не может быть менее двух месяцев.

4. Публикация о завершении публичного обсуждения проекта технического регламента.

5. Внесение субъектом права законодательной иници­ативы проекта федерального закона о техническом регламенте в Государственную Думу.

6. Получение Государственной Думой отзыва Прави­тельства Российской Федерации на проект феде­рального закона о техническом регламенте; отзыв готовится с учетом результатов экспертизы проекта технического регламента экспертной комиссией, включающей представителей федеральных органов исполнительной власти, научных организаций, об­щественных объединений предпринимателей и т. д.

7. Принятие Государственной Думой федерального за­кона о техническом регламенте в первом чтении.

8. Обсуждение поправок к принятому в первом чтении Государственной Думой федеральному закону о тех­ническом регламенте.

9. Получение Государственной Думой отзыва Прави­тельства Российской Федерации на проект феде­рального закона о техническом регламенте, подго­товленный ко второму чтению.

10. Принятие закона о техническом регламенте.

Правовые основы стандартизации в России установ­лены Законом Российской Федерации «О техническом регулировании». На основании норм данного Закона в России стандартизация осуществляется в соответствии со следующими принципами:

Добровольного применения стандартов;

Максимального учета при разработке стандартов за­конных интересов заинтересованных лиц; примене­ния международного стандарта как основы разработ­ки национального стандарта, за исключением случа­ев, если такое применение признано невозможным вследствие несоответствия требований международ­ных стандартов климатическим и географическим особенностям Российской Федерации, техническим и (или) технологическим особенностям или по иным основаниям либо Российская Федерация в соответствии с установленными процедурами вы­ступала против принятия международного стандарта или отдельного его положения;

Недопустимости создания препятствий производ­ству и обращению продукции, выполнению работ и оказанию услуг в большей степени, чем это мини­мально необходимо для выполнения целей стандар­тизации, указанных в Законе;

Недопустимости установления таких стандартов, ко­торые противоречат техническим регламентам;

Обеспечения условий для единообразного примене­ния стандартов.

Национальным органом по стандартизации в Рос­сии является Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (бывший Государствен­ный комитет Российской Федерации по стандарти­зации и метрологии) - Госстандарт России. Феде­ральное агентство по техническому регулированию и метрологии находится в ведении Министерства про­мышленности и энергетики и действует на основании Положения, утвержденного Постановлением Прави­тельства Российской Федерации от 17 июня 2004 года № 294. При этом название «Госстандарт» рассматри­вается как бренд.

Основные задачи агентства

1. Организация и государственное управление стан­дартизацией.

2. Организация и государственное управление дея­тельностью по обеспечению единства измерений.

3. Формирование и реализация государственной поли­тики в области сертификации продукции и услуг.

4. Создание условий для обеспечения качества и безо­пасности российских товаров и услуг, повышения их конкурентоспособности на внутреннем и мировом рынках.

5. Государственный контроль и надзор за соблюдени­ем обязательных требований стандартов и техничес­ких регламентов.

6. Участие и защита интересов России в деятельности международных (региональных) организаций по стандартизации, метрологии и сертификации.

7. Ведение федерального информационного фонда тех­нических регламентов и стандартов и единой инфор­мационной системы по техническому регулирова-" нию.

8. Разработка федеральной системы каталогизации продукции для федеральных государственных нужд.

9. Профессиональная подготовка и повышение квали­фикации кадров в области стандартизации, метро­логии, сертификации и обеспечения качества.

10. Федеральное агентство по техническому регулиро­ванию и метрологии осуществляет государственное уп­равление стандартизацией, метрологией и сертификаци­ей в стране непосредственно и через находящиеся в его ведении центры стандартизации, метрологии и серти­фикации и государственных инспекторов по надзору за государственными стандартами и обеспечению единства измерений (рис. 27). В деятельность по стандартизации в Российской Федерации также вовлечены:

Научные организации Госстандарта:

1. ВНИИКИ - Всероссийский НИИ классификации, терминологии и информации по стандартизации и качеству;

2. ВНИИСтандарт - Всероссийский НИИ стандарти­зации;

3. ВНИИС - Всероссийский НИИ сертификации;

4. ВНИИНМАШ - Всероссийский НИИ стандарти­зации и сертификации в машиностроении;

5. ВНИИМС - Всероссийский НИИ метрологической службы;

6. ВНИЦСМВ - Всероссийский научно-исследова­тельский центр стандартизации, информации и сер­тификации сырья, материалов и веществ;

7. ГП ВНИИОФИ - госпредприятие «Всероссийский НИИ оптико-физических измерений»;

8. ГП «ВНИИМ им. Д. И. Менделеева» - госпредприя­тие «Всероссийский НИИ метрологии им. Д. И. Мен­делеева»;

9. ВНИИСС агропродукт - Всероссийский НИИ стандартизации и сертификации агропромышленной продукции;

10. ВС НИИФТРИ - Восточно-сибирский НИИ фи- зико-технических и радиотехнических измерений;

11. УНИИМ - Уральский НИИ метрологии;

12. ВНИИР - Всероссийский НИИ расходометрии;

13. НИЦПВ - научно-исследовательский центр по изу­чению свойств поверхности и вакуума;

14. ГП ВНИИФТРИ - госпредприятие «Всероссий­ский НИИ физико-технических и радиотехнических измерений»;

15. ГП ВНИИФТИ «Дальстандарт» - госпредприятие «Всероссийский НИИ физико-технических измере­ний «Дальстандарт»;

16. ГП НЦОФИ - госпредприятие «Научный центр ori- тико-физических исследований»;

17. АО НИЦ КД - АО научно-исследовательский центр контроля и диагностики технических систем;

18. ГП СНИИМ - госпредприятие «Сибирский госу­дарственный НИИ метрологии»;

▪ министерства и ведомства;

▪ технические комитеты по стандартизации (более 350);

▪ заинтересованные предприятия и организации.


Рис.27. Система Госстандарта России.

Существующее с 1999 года Федеральное государствен­ное унитарное предприятие РИА «Стандарты и качество» сочетает в себе функции традиционного издательства и органа научно-технической информации и издает ката­лог «Стандартизация. Метрология. Сертификация. Уп­равление качеством. Экология» и следующие журналы:

«Стандарты и качество»;

«Методы менеджмента качества»;

«Вестник Госстандарта России»;

«Партнеры и конкуренты»;

«Мир измерений»;

«Европейское качество».

К документам по стандартизации, применяемым на территории России, относятся:

Национальные стандарты (стандарты, утвержденные национальным органом Российской Федерации по стандартизаци и);

Применяемые в установленном порядке классифика­ции, общероссийские классификаторы технико-эко­номической и социальной информации;

Стандарты организаций (стандарты, разрабатывае­мые и утверждаемые организациями самостоятель­но, исходя из их внутренней необходимости в целях совершенствования производства и обеспечения ка­чества продукции, оказания услуг или выполнения работ, а также для распространения и использова­ния полученных в разных областях знаний резуль­татов исследований или испытаний, измерений и разработок).

Национальные стандарты разрабатываются в соответ­ствии с программой разработки национальных стандар­тов, утвержденной национальным органом по стандар­тизации.

Разработчиком национального стандарта может быть любое лицо.

Разработчик национального стандарта должен уве­домить национальный орган по стандартизации об име­ющихся в проекте стандарта отличиях от положений соответствующих международных стандартов. Это уве­домление публикуется в печатном издании Федераль­ного агентства по техническому регулированию и мет­рологии и в сети Интернет.

Проект национального стандарта подлежит публич­ному обсуждению, срок которого со дня опубликования уведомления о разработке проекта стандарта не может быть менее двух месяцев.

Проект национального стандарта вместе с перечнем полученных в письменной форме замечаний и предло­жений заинтересованных лиц представляется разработ­чиком в технический комитет по стандартизации для экспертизы проекта стандарта.

По результатам экспертизы технический комитет по стандартизации вносит в национальный орган по стан­дартизации мотивированное предложение об утвержде­нии или отклонении проекта национального стандарта.

Национальный орган по стандартизации принима­ет решение об утверждении или отклонении нацио­нального стандарта. В случае положительного решения уведомление об утверждении национального стандар­та должно быть опубликовано в печатном издании Федерального агентства по техническому регулирова­нию и метрологии и в сети Интернет в течение 30 дней со дня утверждения стандарта.

Перечень национальных стандартов, которые могут­на добровольной основе применяться для соблюдения требований технических регламентов, публикуется на­циональным органом по стандартизации в печатном издании Федерального агентства по техническому ре­гулированию и в сети Интернет.

В соответствии с этим законом стандартизация осуществляется в целях (Статья 11):

    повышения уровня безопасности жизни или здоровья граж­дан, имущества физических или юридических лиц, государственно­го или муниципального имущества, экологической безопасности, безопасности жизни или здоровья животных и растений и содей­ствия соблюдению требований технических регламентов;

    повышения уровня безопасности объектов с учетом риска воз­никновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного Характера;

    обеспечения научно-технического прогресса;

    повышения конкурентоспособности продукции, работ, ус

    рационального использования ресурсов;

    технической и информационной совместимости;

    сопоставимости результатов исследований (испытаний) и измерений, технических и экономико-статистических данных;

    взаимозаменяемости продукции.

1.2. Принципы стандартизации

Стандартизация осуществляется в соответствии со следующими принципами (Статья 12):

    добровольного применения стандартов;

    максимального учета при разработке стандартов законных интересов заинтересованных лиц;

    применения международного стандарта как основы разработки национального стандарта, за исключением случаев, если такое применение признано невозможным.

    Нормативные документы по стандартизации. Виды стандартов

К документам в области стандартизации, используемым на территории Российской Федерации, относятся (Статья 13): национальны! стандарты; правила стандартизации, нормы и рекомендации в облас| ти стандартизации; применяемые в установленном порядке классификации, общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации; стандарты организаций.

Национальный стандарт - стандарт, утвержденный национальным] органом Российской Федерации по стандартизации (Статья 2). Национальные стандарты, так же как стандарты организаций, применяются на добровольной основе. Применение национального стандар-1 та подтверждается знаком соответствия национальному стандарту (ст. 15 п.2).

В Российской Федерации (со дня вступления в силу Федераль­ного закона «О техническом регулировании») национальными стан­дартами признаются действующие государственные и межгосудар­ственные стандарты, введенные в действие до 1 июля 2003 г.

Было признано целесообразным до вступления в силу вновь раз­работанных соответствующих правил, норм и рекомендаций по стан­дартизации сохранить для действующих государственных и межгосударственных стандартов

разрабатываемых национальных стан­дартов условные обозначения «ГОСТ» и «ГОСТ Р», предусмот­ренные ГОСТ 1.5-2001 «Межгосударственная система стандар­тов. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Общие требования к пост­роению, изложению, оформлению и содержанию стандартов» и ГОСТ Р 1.5-92 «Государственная система стандартизации Российс­кой Федерации. Общие требования к построению, изложению, офор­млению и содержанию стандартов».

    Национальный орган по стандартизации

Национальный орган Российской Федерации по стандартиза­ции (далее - национальный орган по стандартизации):

    утверждает национальные стандарты; принимает программу раз­работки национальных стандартов; организует экспертизу проектов национальных стандартов; обеспечивает соответствие национальной системы стандартизации интересам национальной экономики, со­стоянию материально-технической базы и научно-техническому про­грессу; осуществляет учет национальных стандартов, правил стан­дартизации, норм и рекомендаций в этой области и обеспечивает их доступность заинтересованным лицам; создает технические комите­ты по стандартизации и координирует их деятельность; организует опубликование национальных стандартов и их распространение; уча­ствует в соответствии с уставами международных организаций в раз­работке международных стандартов и обеспечивает учет интересов Российской Федерации при их принятии; утверждает изображение знака соответствия национальным стандартам; представляет Россий­скую Федерацию в международных организациях, осуществляющих деятельность в области стандартизации (статья 14).

Правительство Российской Федерации определяет орган, упол­номоченный на исполнение функций национального органа по стан­дартизации. В состав технических комитетов по стандартизации на паритетных началах и добровольной основе могут включаться пред­ставители федеральных органов исполнительной власти, научных организаций, саморегулируемых организаций, общественных объе­динений предпринимателей и потребителей.

Порядок создания и деятельности технических комитетов по стан­дартизации утверждается национальным органом по стандартиза­ции. Заседания технических комитетов по стандартизации являют­ся открытыми.

Национальные стандарты и общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации, в том числе правила их разработки и применения, представляют собой национальную систему стандартизации.

Национальные стандарты разрабатываются в порядке, установленном настоящим Федеральным законом. Национальные стандарты утверждаются национальным органом по стандартизации в соответствии с правилами стандартизации, нормами и рекомендациями в этой области.

Национальный стандарт применяется на добровольной основе равным образом и в равной мере независимо от страны и (или места происхождения продукции, осуществления процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ и оказания услуг, видов или особенное сделок и (или) лиц, являющихся изготовителями, исполнителя продавцами, приобретателями.

Применение национального стандарта подтверждается знак соответствия национальному стандарту.

Общероссийские классификаторы технико-экономической, социальной информации(далее - общероссийские классификаторы) - нормативные документы, распределяющие технико-экономическую и социальную информацию в соответствии с ее классификацией (классами, группами, видами и др.) и являющие обязательными для применения при создании государственных и формационных систем и информационных ресурсов и межведомственном обмене информацией.

Порядок разработки, принятия, введения в действие, ведения применения общероссийских классификаторов в социально-экономической области (в том числе в области прогнозирования, статистического учета, банковской деятельности, налогообложения, при межведомственном информационном обмене, создании информационных систем и информационных ресурсов) устанавливает Правительством Российской Федерации.

    Правила разработки и утверждения национальных стандартов

Национальный орган по стандартизации разрабатывает и утверждает программу разработки национальных стандартов. Национальный орган по стандартизации должен обеспечить доступное программы разработки национальных стандартов заинтересованным лицам для ознакомления.

Разработчиком национального стандарта может быть любое лицо.

Уведомление о разработке национального стандарта направля­ется в национальный орган по стандартизации и публикуется в ин­формационной системе общего пользования в электронно-цифровой форме и в печатном издании федерального органа исполнительнойвласти по техническому регулированию. Уведомление о разработке национального стандарта должно содержать информа­цию об имеющихся в проекте национального стандарта положени­ях, которые отличаются от положений соответствующих междуна­родных стандартов.

Разработчик национального стандарта должен обеспечить дос­тупность проекта национального стандарта заинтересованным ли­цам для ознакомления. Разработчик обязан по требованию заинте­ресованного лица предоставить ему копию проекта национального стандарта. Плата, взимаемая разработчиком за предоставление ука­занной копии, не может превышать затраты на ее изготовление.

В случае если разработчиком национального стандарта является федеральный орган исполнительной власти, плата за предоставление копии проекта национального стандарта вносится в федеральный бюджет. Разработчик дорабатывает проект национального стандарта с учетом полученных в письменной форме замечаний заинтересо­ванных лиц, проводит публичное обсуждение проекта националь­ного стандарта и составляет перечень полученных в письменной форме замечаний заинтересованных лиц с кратким изложением со­держания данных замечаний и результатов их обсуждения.

Разработчик обязан сохранять полученные в письменной форме замечания заинтересованных лиц до утверждения национального стандарта и представлять их в национальный орган по стандартиза­ции и технические комитеты по стандартизации по их запросам.

Срок публичного обсуждения проекта национального стандарта со дня опубликования уведомления о разработке проекта нацио­нального стандарта до дня опубликования уведомления о заверше­нии публичного обсуждения не может быть менее чем два месяца.

Уведомление о завершении публичного обсуждения проекта на­ционального стандарта должно быть опубликовано в печатном из­дании федерального органа исполнительной власти по техническо­му регулированию и в информационной системе общего пользова­ния в электронно-цифровой форме.

Со дня опубликования уведомления о завершении публичного обсуждения проекта национального стандарта доработанный про­ект национального стандарта и перечень полученных в письменной Форме замечаний заинтересованных лиц должны быть доступны заинтересованным лицам для ознакомления.

Порядок опубликования уведомления о разработке проект национального стандарта и уведомления о завершении публично обсуждения проекта национального стандарта и размер платы опубликование устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Проект национального стандарта одновременно с перечнем полученных в письменной форме замечаний заинтересованных лиц представляется разработчиком в технический комитет по стандартизации, который организует проведение экспертизы данного проекта.

Национальный орган по стандартизации на основании документов, представленных техническим комитетом по стандартизации, принимает решение об утверждении или отклонении национал стандарта.

Уведомление об утверждении национального стандарта подлежит опубликованию в печатном издании федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и в информационной системе общего пользования в электронно-цифровой форме в те тридцати дней со дня утверждения национального стандарта.

Национальный орган по стандартизации утверждает и опубликовывает в печатном издании федерального органа исполните власти по техническому регулированию и в информационной теме общего пользования в электронно-цифровой форме переречень национальных стандартов, которые могут на добровольной о применяться для соблюдения требований технических регламентов.

Стандарты организаций, в том числе коммерческих, общественных, научных организаций, саморегулируемых организаций, объединений юридических лиц могут разрабатываться и утверждаться ими самостоятельно исходя из необходимости применения этих дартов для целей, указанных в статье 11 Федерального закона совершенствования производства и обеспечения качества продукции, выполнения работ, оказания услуг, а также для распространения и использования полученных в различных областях знаний результатов исследований (испытаний), измерений и разработок.

Порядок разработки, утверждения, учета, изменения и отмены стандартов организаций устанавливается ими самостоятельно с учетом положений статьи 12 Федерального закона.

Проект стандарта организации может представляться разработчиком в технический комитет по стандартизации, который организует проведение экспертизы данного проекта. На основании результатов экспертизы данного проекта технический комитет по стандартизации готовит заключение, которое направляет разработчику проекта стандарта.

Стандарты организаций применяются равным образом и в равной мере независимо от страны и (или) места происхождения продукции, осуществления процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ и оказания услуг, видов или особенностей сделок и (или) лиц, кото­рые являются изготовителями, исполнителями, продавцами, при­обретателями.

    Структура и характеристика стандартов ГСС

Вопросы организации и практической деятельности в области стандартизации в России регламентированы в следующих основополагающих документах комплекса Государственной системы стан­дартизации РФ (ГСС).

ГОСТ Р 1.0-92 «ГСС РФ. Основные положения» - стандарт определяет цели и задачи стандартизации, основные принципы и организацию работ по стандартизации в Российской Федерации, категории нормативных документов по стандартизации, виды стан­дартов, основные положения по международному сотрудничеству в области стандартизации, по применению стандартов и технических условий, по государственному надзору за соблюдением стандартов.

ГОСТ Р 1.2-92 «ГСС РФ. Порядок разработки государственных стандартов» - стандарт устанавливает требования к разработке, со­гласованию, утверждению, государственной регистрации, изданию, обновлению (изменению, пересмотру) и отмене государственных стандартов РФ.

ГОСТ Р 1.4-93 «ГСС РФ. Стандарты отраслей, стандарты пред­приятий, стандарты научно-технических, инженерных обществ и Других общественных объединений. Общие положения» - стандарт Устанавливает общие положения по разработке, принятию, учетной Регистрации, изданию, применению, контролю за соблюдением обя­зательных требований, изменению и отмене стандартов отраслей, а также объекты стандартизации и общие правила разработки и при­менения стандартов предприятий, научно-технических и инженерных обществ и других общественных объединений.

ГОСТ Р 1.5-2002 «ГСС РФ. Стандарты. Общие требования к построению, изложению, оформлению, содержанию и обозначе­нию» _ стандарт устанавливает требования к стандартам, действу­ющим только на федеральном уровне, а в отношении стандартов, разрабатываемых на более низких уровнях, было признано целесообразным регламентировать общие правила только в части обозначения стандартов. Остальные положения (ГОСТ Р 1.5-2002) м быть самостоятельно выбраны и применены при разработке стандартов. Таким образом, это универсальный стандарт, который может быть использован в России при разработке стандартов разного уровня стандартизации.

ГОСТ Р 1.8-2002 «ГСС РФ. Стандарты межгосударственные. Правила разработки, применения, обновления и прекращения применения в части работ, осуществляемых в Российской Федерации стандарт устанавливает порядок разработки проектов межгосударственных стандартов, ведение секретариатов, порядок рассмотрения в РФ проектов межгосударственных стандартов, порядок принятия таких стандартов, внесение изменений в действующие м государственные стандарты, а также порядок прекращениям применения в РФ.

ГОСТ Р 1.9-95 «ГСС РФ. Порядок маркирования продукции услуг знаком соответствия государственным стандартам» - стандарт устанавливает общие требования к этой процедуре, а также пор выдачи лицензий на маркирование продукции и услуг этим знаком.

ГОСТ Р 1.10-95 «ГСС РФ. Порядок разработки, принятия, регистрации правил и рекомендаций по стандартизации, метрологии, сертификации, аккредитации и информации о них» - стандарт устанавливает требования к разработке, согласованию, принятию, регистрации, изданию, обеспечению, изменению и отмене правил рекомендаций по стандартизации, метрологии, сертификации, аккредитации, к информации о правилах и рекомендациях, а также требования к их изложению и содержанию. ГОСТ Р 1.11-99 «ГСС РФ. Метрологическая экспертиза пр тов государственных стандартов». Стандарт устанавливает пор и правила проведения метрологической экспертизы проектов г дарственных стандартов.

ГОСТ Р 1.12-99 «ГСС РФ. Стандартизация и смежные области деятельности. Термины и определения».

ПР 50.1.002-94. Правила по стандартизации. «Порядок предоставления в Госстандарт России информации о принятых стандартах отраслей, стандартах научно-технических, инженерных обще_ и других общественных объединений».

ПР 50.1.008-95. Правила по стандартизации. «Организация проведение работ по международной стандартизации в РФ».

ПР 50.74-94. Правила по стандартизации. «Подготовка проектов государственных стандартов РФ и проектов изменений к ним для принятия, государственной регистрации и издания».

ПР 50-688-92. Правила по стандартизации. «Временные типо­вые положения о техническом комитете по стандартизации».

ПР 50-718-99. Правила по стандартизации. «Правила заполне­ния и представления каталожных листов продукции».

ПР 50-734-93. Правила по стандартизации. «Порядок разра­ботки общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации».

В зависимости от объекта стандартизации и уровня принятия различают следующие категории стандартов:

Государственный стандарт Российской Федерации (ГОСТ Р) при­нимается Госстандартом России или Государственным комитетом Российской Федерации по вопросам архитектуры и строительства (Госстрой России). К объектам ГОСТ Р относятся продукция, рабо­ты и услуги, имеющие межотраслевое значение.

Стандарт отрасли (ОСТ) - разрабатывается и применятся госу­дарственными органами в пределах их компетенции применитель­но к продукции, работам и услугам отраслевого значения.

Здесь под отраслью понимается совокупность субъектов хозяй­ственной деятельности независимо от их ведомственной принадлеж­ности и форм собственности, разрабатывающих и(или) производя­щих продукцию (выполняющих работы и оказывающих услуги) оп­ределенных видов, которые имеют однородное потребительное или функциональное назначение. Стандарты отраслей не должны нару­шать обязательные требования государственных стандартов, а также правила и нормы безопасности, установленные государственными над­зорными органами по вопросам, отнесенным к их компетенции.

Ответственность за соответствие требований стандартов отрас­лей обязательным требованиям государственных стандартов несут принявшие их государственные органы управления.

Стандарт предприятия (СТП) - стандарт, утвержденный пред­приятием. Эти стандарты разрабатываются и принимаются самим предприятием. Объектами стандартизации СТП являются состав­ляющие организации и управления производством, направлен­ные на повышение его эффективности, продукция, производи­мая этим предприятием, методы расчета, технологические нормы и требования, типовые процессы изготовления, оснастка, инст­румент и т. п. Требования стандартов предприятий подлежат обя­зательному соблюдению другими субъектами хозяйственной деятельности, если в договоре на разработку, производство и ставку продукции, на выполнение работ и оказание услуг еде ссылка на эти стандарты.

Стандарт научно-технического, инженерного общества (СТО стандарт, принятый научно-техническим, инженерным общее или другим общественным объединением. Объектами СТО является, как правило, новые оригинальные виды продукции и услуг, технология, новые принципы управления производством, методы испытаний и т. п.

Необходимость применения этих стандартов субъекты хозяйственной деятельности определяют самостоятельно. Порядок - работки, утверждения, учета, изменения и отмены стандартов субъектов хозяйственной деятельности устанавливается ими самостоятельно. СТО также не должны нарушать обязательные требования го дарственных стандартов, а также правила и нормы безопасно установленные государственными надзорными органами по вопросам, отнесенным к их компетенции.

Международный стандарт - стандарт, принятый международной организацией по стандартизации. В частности, ИСО, МЭК. Такие стандарты носят рекомендательный, добровольный характер.

Региональный стандарт - стандарт, принятый региональной ор низацией по стандартизации.

Межгосударственный стандарт (ГОСТ) - стандарт, принятый государствами, присоединившимися к соглашению о проведении согласованной политики в области стандартизации, метрологии и сертификации.

Национальный стандарт - стандарт, принятый национальным органом по стандартизации.

В перечень нормативных документов включен технический регламе Под регламентом понимается документ, в котором содержа - обязательные правовые нормы. Такой документ принимается ор] ном власти и подлежит обязательному исполнению.

Технический регламент содержит технические требования к объекту стандартизации. Эти требования могут содержаться непосредственно в самом этом документе либо имеется ссылка на другой нормативный документ (стандарт, документ технических условий, свод правил). В отдельных случаях в технический регламент полностью включается нормативный документ.

К техническим регламентам относятся законодательные акты и постановления Правительства РФ, содержащие в себе требования нормы и правила технического характера; государственные стандарты в части устанавливаемых в них обязательных требований; норм и правила федеральных органов исполнительной власти.

К нормативным документам относятся также общероссийские классификаторы технико-экономической информации (ОКТЭИ).

Общероссийский классификатор технико-экономической и социаль­ной информации - официальный документ, в котором представлены систематизированные своды наименований и кодов классификационныхгруппировок и (или) объектов классификации в области техникоико-экономической и социальной информации. Разрабатывают­ся на продукцию, услуги, производственные процессы, имеющие общегосударственное применение. Например, Общероссийский классификатор продукции (ОКП), предприятий и организаций - ОКПО и др.

Правила по стандартизации (ПР) - нормативный документ по стандартизации, принимаемый Госстандартом или Госстроем России.

ПР разрабатываются на конкретные производственные процес­сы и их элементы, связанные с решением задач организации и управления работами по стандартизации, метрологии, сертифика­ции, аккредитации, лицензированию, государственному контролю и надзору за соблюдением обязательных требований технических регламентов, государственных и межгосударственных стандартов. Если ПР прошли регистрацию в Министерстве юстиции России, то требования, содержащиеся в них, являются обязательными.

Норма - нормативный документ, содержащий положения, устанав­ливающие количественные меры или качественные критерии, которые должны быть удовлетворены в процессе производства или работы.

ПР и Р разрабатываются, как правило, организациями, подве­домственными Госстандарту РФ или Госстрою РФ. Утверждаются и издаются этими комитетами после обсуждения с заинтересованными сторонами.


Правила разработки и утверждения национальных стандартов аналогичны правилам разработки технических регламентов, но имеют свои особенности, которые связаны с их различной правовой природой. В целях обеспечения организационного единства и создания условий для своевременной подготовки к применению стандартов предусматриваются следующие стадии их разработки: 1-я - организация разработки национального стандарта; 2-я - разработка первой редакции проекта стандарта и ее публичное обсуждение; 3-я - подготовка окончательной редакции проекта стандарта и ее экспертиза (научно-техническая, правовая, патентная, терминологическая и метрологическая); 4-я - подготовка проекта стандарта к утверждению, утверждение стандарта, его регистрация, опубликование и введение в действие.
Национальный орган по стандартизации (Росстандарт) составляет и утверждает программу разработки национальных стандартов и обеспечивает доступность ее заинтересованным лицам для ознакомления. Разработчиком национального стандарта может быть любое лицо: юридическое или физическое, компетентность которого в отношении разработки данного стандарта определяет заказчик этой работы. Заказчиком разработки национального стандарта может быть национальный орган Российской Федерации по стандартизации, федеральный орган исполнительной власти по техническому регулированию, юридическое или физическое лицо, заинтересованное в его разработке. Разработчик организует уведомление о разработке национального стандарта для получения от заинтересованных лиц заявок о направлении им на отзыв проекта стандарта (первой редакции). Уведомление публикуют в информационной системе общего пользования в электронно-цифровой форме и в печатном издании федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию. Уведомление должно содержать информацию об имеющихся в проекте положениях, которые отличаются от положений соответствующих международных стандартов.
Разработчик готовит первую редакцию проекта стандарта и пояснительную записку к ней. В пояснительной записке приводят: основание для разработки стандарта с указанием соответствующего документа; краткую характеристику объекта стандартизации; сведения о соответствии проекта стандарта законодательству РФ, международным, региональным стандартам, правилам, нормам и рекомендациям по стандартизации, а также прогрессивным стандартам других стран; сведения о патентной чистоте проекта стандарта; сведения о взаимосвязи проекта стандарта с другими НД по стандартизации и предложения по их пересмотру, изменению или

отмене; сведения о рассылке на отзыв, а также краткую обобщенную характеристику принципиальных замечаний и предложений (для окончательной редакции); сведения о согласовании, если его проводили; источники информации. Разработчик должен обеспечить доступность проекта стандарта заинтересованным лицам для ознакомления.
С учетом полученных в письменной форме замечаний заинтересованных лиц разработчик готовит окончательную редакцию проекта и проводит публичное его обсуждение. Срок публичного обсуждения проекта со дня опубликования уведомления не может быть менее двух месяцев.
Проект национального стандарта с перечнем полученных замечаний разработчик представляет в технический комитет по стандартизации, который организует его экспертизу. ТК по результатам экспертизы готовит мотивированное предложение об утверждении или отклонении проекта стандарта, которое направляет в Росстандарт.
Росстандарт на основании документов, представленных ТК, принимает решение об утверждении или отклонении национального стандарта. В течение 30 дней со дня утверждения стандарта должно быть опубликовано уведомление об утверждении стандарта. Если национальный стандарт отклонен, мотивированное решение национального органа по стандартизации с приложением всех документов направляют разработчику проекта.
Росстандарт утверждает и опубликовывает в печатном издании федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и в информационной системе перечень национальных стандартов, которые могут применяться на добровольной основе для соблюдения требований ТР.
С целью поддержания соответствия стандарта потребностям населения, народного хозяйства и обороны страны проводят проверку стандартов. С учетом результатов проверки при необходимости осуществляют разработку изменений к стандартам, пересмотр (разработку новых стандартов взамен действующих) или отмену стандартов. Изменение к стандарту разрабатывают при замене, дополнении или исключении отдельных требований стандарта.
При пересмотре стандарта разрабатывают новый стандарт взамен действующего. При этом действующий стандарт отменяют, а в новом стандарте указывают, взамен какого он разработан. Новому стандарту присваивают обозначение старого стандарта с заменой двух последних цифр года утверждения.
Стандарты организаций разрабатывают и утверждают самостоятельно сами организации для совершенствования производства и обеспечения качества продукции, выполнения работ, оказания услуг, а также распространения и использования полученных результатов исследований (испытаний). Порядок разработки, утверждения, учета, изменений и отмены стандартов организации устанавливают с учетом выше изложенных принципов. Разработчик стандарта организации может представить проект стандарта в ТК для экспертизы. На основании результатов экспертизы ТК готовит заключение и отправляет его разработчику.
Технические условия на пищевые продукты перед их утверждением подлежат обязательному согласованию с территориальными органами исполнительной власти по государственному санитарно-эпидемиологическому и ветеринарному надзору (для продуктов животного происхождения), а также с территориальными органами исполнительной власти по государственному надзору в области стандартизации, метрологии и сертификации. Согласование ТУ с территориальными органами Рос-

стандарта подтверждают экспертным заключением и специальным штампом, проставляемым на каждом листе ТУ и на каталожном листе продукции.

1. Национальный орган по стандартизации разрабатывает и утверждает программу разработки национальных стандартов. Национальный орган по стандартизации должен обеспечить доступность программы разработки национальных стандартов заинтересованным лицам для ознакомления.

2. Разработчиком национального стандарта может быть любое лицо.

3. Уведомление о разработке национального стандарта направляется в национальный орган по стандартизации и публикуется в информационной системе общего пользования в электронно-цифровой форме и в печатном издании федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию.

Разработчик национального стандарта должен обеспечить доступность проекта национального стандарта заинтересованным лицам для ознакомления. Разработчик обязан по требованию заинтересованного лица предоставить ему копию проекта национального стандарта. Плата, взимаемая разработчиком за предоставление указанной копии, не может превышать затраты на ее изготовление.

В случае, если разработчиком национального стандарта является федеральный орган исполнительной власти, плата за предоставление копии проекта национального стандарта вносится в федеральный бюджет.

4. Разработчик дорабатывает проект национального стандарта с учетом полученных в письменной форме замечаний заинтересованных лиц, проводит публичное обсуждение проекта национального стандарта и составляет перечень полученных в письменной форме замечаний заинтересованных лиц с кратким изложением содержания данных замечаний и результатов их обсуждения.

Разработчик обязан сохранять полученные в письменной форме замечания заинтересованных лиц до утверждения национального стандарта и представлять их в национальный орган по стандартизации и технические комитеты по стандартизации по их запросам.

5. Уведомление о завершении публичного обсуждения проекта национального стандарта должно быть опубликовано.

Со дня опубликования уведомления о завершении публичного обсуждения проекта национального стандарта доработанный проект национального стандарта и перечень полученных в письменной форме замечаний заинтересованных лиц должны быть доступны заинтересованным лицам для ознакомления.

6. Порядок опубликования уведомления о разработке проекта национального стандарта и уведомления о завершении публичного обсуждения проекта национального стандарта и размер платы за их опубликование устанавливаются Правительством Российской Федерации.

7. Проект национального стандарта одновременно с перечнем полученных в письменной форме замечаний заинтересованных лиц представляется разработчиком в технический комитет по стандартизации, который организует проведение экспертизы данного проекта.

8. Технический комитет по стандартизации готовит мотивированное предложение об утверждении или отклонении проекта национального стандарта. Данное предложение одновременно с указанными в пункте 7 настоящей статьи документами и результатами экспертизы направляется в национальный орган по стандартизации.

Национальный орган по стандартизации на основании документов, представленных техническим комитетом по стандартизации, принимает решение об утверждении или отклонении национального стандарта.

Уведомление об утверждении национального стандарта подлежит опубликованию в течение тридцати дней со дня утверждения национального стандарта.

В случае, если национальный стандарт отклонен, мотивированное решение национального органа по стандартизации с приложением указанных в пункте 7 настоящей статьи документов направляется разработчику проекта национального стандарта.

9. Национальный орган по стандартизации утверждает и опубликовывает перечень национальных стандартов, которые могут на добровольной основе применяться для соблюдения требований технических регламентов.

Стандарты организаций

1. Стандарты организаций, в том числе коммерческих, общественных, научных организаций, саморегулируемых организаций, объединений юридических лиц могут разрабатываться и утверждаться ими самостоятельно для совершенствования производства и обеспечения качества продукции.

Порядок разработки, утверждения, учета, изменения и отмены стандартов организаций устанавливается ими.

Проект стандарта организации может представляться разработчиком в технический комитет по стандартизации, который организует проведение экспертизы данного проекта. На основании результатов экспертизы данного проекта технический комитет по стандартизации готовит заключение, которое направляет разработчику проекта стандарта.

2. Стандарты организаций применяются равным образом и в равной мере независимо от страны и (или) места происхождения продукции, осуществления процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ и оказания услуг, видов или особенностей сделок и (или) лиц, которые являются изготовителями, исполнителями, продавцами, приобретателями.

5. Международная и региональная стандартизация. Международные организации в области стандартизации – ИСО, МЭК.

Международная стандартизация - стандартизация, участие в которой открыто для соответствующих органов всех стран. Под стандартизацией понимается деятельность, направленная на достижение упорядочения в определенной области посредством установления положений для всеобщего и многократного применения в отношении реально существующих и потенциальных задач. Эта деятельность проявляется в разработке, опубликовании и применении стандартов.

Международный стандарт - стандарт, принятый международной организацией. Стандартом называется документ, в котором устанавливаются характеристики продукции, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг. Стандарт также может содержать требования к терминологии, символике, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения. На практике под международными стандартами часто подразумевают также региональные стандарты и стандарты, разработанные научно-техническими обществами и принятые в качестве норм различными странами мира.

Региональная стандартизация - стандартизация, участие в которой открыто для соответствующих органов стран только одного географического или экономического региона мира. Региональный стандарт - стандарт, принятый региональной организацией по стандартизации.

Международная организация по стандартизации ИСО (ISO) создана в 1946 году. Имеет неправительственный характер. При создании организации и выборе ее названия учитывалась необходимость того, чтобы аббревиатура наименования звучала одинаково на всех языках. Для этого было решено использовать греческое слово isos - равный. Вот почему на всех языках мира Международная организация по стандартизации имеет краткое название ISO (ИСО).

Главная цель ИСО - содействие стандартизации в мировом масштабе для облегчения международного товарообмена и взаимопомощи, а также для расширения сотрудничества в области интеллектуальной, научной, технической и экономической деятельности путем разработки международных стандартов. Членами ИСО являются не правительства, а национальные организации по стандартизации. Главными структурными подразделениями ИСО являются технические комитеты, подкомитеты и рабочие группы, выполняющие основной вид деятельнсти - разработку международных стандартов.

Международная электротехническая комиссия МЭК (IEC) создана в 1906 году. Цель деятельности - содействие международному сотрудничеству по вопросам стандартизации в области электротехники, радиоэлектротехники и связи. В отличие от ИСО, МЭК состоит из национальных комитетов, которые представляют интересы всех отраслей промышленности. В качестве таких национальных комитетов выступают национальные организации по стандартизации.

Между ИСО и МЭК заключено соглашение по разграничению сфер деятельности. Бюджет ИСО и МЭК складывается из взносов стран и от продажи международных стандартов.


Похожая информация.


Правила разработки и утверждения национальных стандартов аналогичны пра­вилам разработки технических регламентов, но имеют свои особенности, которые связаны с их различной правовой природой. В целях обеспечения организационного единства и создания условий для своевременной подготовки к применению стандар­тов предусматриваются следующие стадии их разработки: 1-я - организация разра­ботки национального стандарта; 2-я - разработка первой редакции проекта стандар­та и ее публичное обсуждение; 3-я - подготовка окончательной редакции проекта стандарта и ее экспертиза (научно-техническая, правовая, патентная, терминологи­ческая и метрологическая); 4-я - подготовка проекта стандарта к утверждению, ут­верждение стандарта, его регистрация, опубликование и введение в действие.

Национальный орган по стандартизации (Росстандарт) составляет и утверждает программу разработки национальных стандартов и обеспечивает доступность ее за­интересованным лицам для ознакомления. Разработчиком национального стандарта может быть любое лицо: юридическое или физическое, компетентность которого в отношении разработки данного стандарта определяет заказчик этой работы. Заказ­чиком разработки национального стандарта может быть национальный орган Рос­сийской Федерации по стандартизации, федеральный орган исполнительной власти по техническому регулированию, юридическое или физическое лицо, заинтересован­ное в его разработке. Разработчик организует уведомление о разработке националь­ного стандарта для получения от заинтересованных лиц заявок о направлении им на отзыв проекта стандарта (первой редакции). Уведомление публикуют в информаци­онной системе общего пользования в электронно-цифровой форме и в печатном из­дании федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию. Уведомление должно содержать информацию об имеющихся в проекте положениях, которые отличаются от положений соответствующих международных стандартов.



Разработчик готовит первую редакцию проекта стандарта и пояснительную за­писку к ней. В пояснительной записке приводят: основание для разработки стандар­та с указанием соответствующего документа; краткую характеристику объекта стандартизации; сведения о соответствии проекта стандарта законодательству РФ, международным, региональным стандартам, правилам, нормам и рекомендациям по стандартизации, а также прогрессивным стандартам других стран; сведения о па­тентной чистоте проекта стандарта; сведения о взаимосвязи проекта стандарта с другими НД по стандартизации и предложения по их пересмотру, изменению или


отмене; сведения о рассылке на отзыв, а также краткую обобщенную характеристи­ку принципиальных замечаний и предложений (для окончательной редакции); све­дения о согласовании, если его проводили; источники информации. Разработчик должен обеспечить доступность проекта стандарта заинтересованным лицам для ознакомления.

С учетом полученных в письменной форме замечаний заинтересованных лиц разработчик готовит окончательную редакцию проекта и проводит публичное его обсуждение. Срок публичного обсуждения проекта со дня опубликования уведом­ления не может быть менее двух месяцев.

Проект национального стандарта с перечнем полученных замечаний разработ­чик представляет в технический комитет по стандартизации, который организует его экспертизу. ТК по результатам экспертизы готовит мотивированное предложение об утверждении или отклонении проекта стандарта, которое направляет в Росстандарт.

Росстандарт на основании документов, представленных ТК, принимает реше­ние об утверждении или отклонении национального стандарта. В течение 30 дней со дня утверждения стандарта должно быть опубликовано уведомление об утвержде­нии стандарта. Если национальный стандарт отклонен, мотивированное решение национального органа по стандартизации с приложением всех документов направ­ляют разработчику проекта.

Росстандарт утверждает и опубликовывает в печатном издании федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и в информацион­ной системе перечень национальных стандартов, которые могут применяться на добровольной основе для соблюдения требований ТР.

С целью поддержания соответствия стандарта потребностям населения, народ­ного хозяйства и обороны страны проводят проверку стандартов. С учетом резуль­татов проверки при необходимости осуществляют разработку изменений к стандар­там, пересмотр (разработку новых стандартов взамен действующих) или отмену стандартов. Изменение к стандарту разрабатывают при замене, дополнении или ис­ключении отдельных требований стандарта.

При пересмотре стандарта разрабатывают новый стандарт взамен действующе­го. При этом действующий стандарт отменяют, а в новом стандарте указывают, вза­мен какого он разработан. Новому стандарту присваивают обозначение старого стандарта с заменой двух последних цифр года утверждения.

Стандарты организаций разрабатывают и утверждают самостоятельно сами ор­ганизации для совершенствования производства и обеспечения качества продукции, выполнения работ, оказания услуг, а также распространения и использования полу­ченных результатов исследований (испытаний). Порядок разработки, утверждения, учета, изменений и отмены стандартов организации устанавливают с учетом выше изложенных принципов. Разработчик стандарта организации может представить проект стандарта в ТК для экспертизы. На основании результатов экспертизы ТК готовит заключение и отправляет его разработчику.

Технические условия на пищевые продукты перед их утверждением подлежат обязательному согласованию с территориальными органами исполнительной власти по государственному санитарно-эпидемиологическому и ветеринарному надзору (для продуктов животного происхождения), а также с территориальными органами исполнительной власти по государственному надзору в области стандартизации, метрологии и сертификации. Согласование ТУ с территориальными органами Рос-


Основы технического регулирования и стандартизации

стандарта подтверждают экспертным заключением и специальным штампом, про­ставляемым на каждом листе ТУ и на каталожном листе продукции.

© 2024 sam-and-cat.ru - SamAndCat - Кошки дома