Почему Ленин приехал в пломбированном вагоне? Верная дорога Ленина. История путешествия в «пломбированном вагоне Откуда ленин прибыл в пломбированном вагоне

Почему Ленин приехал в пломбированном вагоне? Верная дорога Ленина. История путешествия в «пломбированном вагоне Откуда ленин прибыл в пломбированном вагоне

9 апреля 1917 года В.И. Ленин (который тогда был известен под псевдонимом Н. Ленин) и его соратники по партии выехали из Швейцарии в Петроград.

Как известно приблизительно последние лет тридцать, чтобы вырвать у России верную победу в Первой мировой, Германия набрала в эмиграции толпу русскоязычных революционеров. Усадила их в секретный запечатанный вагон и отправила в Петербург. Вырвавшись на волю, снабжённые немецкими миллионами большевики совершили переворот и заключили «похабный мир».

Чтобы понять, насколько эта версия соответствует действительности - представим, что сегодняшний Запад отловит лучших российских оппозиционеров, от А. Навального до М. Касьянова, запечатает их, даст им много денег на интернет и отправит в Россию выступать. Рухнет ли от этого власть? Да, кстати, все эти граждане уже в России, и с деньгами у них вроде как всё отлично.

Штука вся в том, что объяснимая историческая неприязнь многих наших сограждан к В.И. Ленину не является оправданием безудержному фантазированию. Сегодня, когда мы отмечаем 99-ю годовщину отправления Ленина в Россию, об этом стоит поговорить.

Почему через Германию

С 1908 года Ленин находится в эмиграции. С самого начала Первой мировой войны он был решительным и публичным её противником. На момент отречения Николая II и Февральской революции - находился в Швейцарии. Россия в это время участвовала в войне: в союзе со странами Антанты против Четверного союза (Германия, Австро-Венгрия, Турция, Болгария).

Возможность выезда из Швейцарии для него была закрыта.

1. Через страны Антанты ехать нельзя - большевики требуют немедленного заключения мира, а потому считаются там нежелательными элементами;

2. В Германии же, в соответствии с законами военного времени, Ленин и его соратники могут быть интернированы как граждане враждебного государства.

Тем не менее, прорабатывались все маршруты. Так, фантастическая по логистике возможность проезда из Швейцарии через Англию безуспешно зондировалась И. Арманд. Франция отказала большевикам в выдаче паспортов. Более того, власти Англии и Франции по собственной инициативе, а также по просьбе Временного правительства задержали ряд российских социал-демократов: Л. Троцкий, например, около месяца провёл в британском концлагере. Поэтому после длительных дискуссий и сомнений был выбран единственно возможный маршрут: Германия - Швеция - Финляндия - Россия.

Часто возвращение Ленина в Россию связывают с авантюристом (и, предположительно, агентом немецкой разведки) Парвусом — на том основании, что именно он первым предложил немецким властям содействовать Ленину и прочим лидерам большевиков. После чего обычно забывают упомянуть, что от помощи Парвуса Ленин отказался - об этом свидетельствует его переписка с революционером Я. Ганецким, который и контактировал с Парвусом:

«...Берлинское разрешение для меня неприемлемо. Или швейцарское правительство получит вагон до Копенгагена, или русское договорится об обмене всех эмигрантов на интернированных немцев... Пользоваться услугами людей, имеющих касательство к издателю „Колокола“ (т.е. Парвусу - авт.) я, конечно, не могу».

Проезд в результате согласовали при посредничестве швейцарской социал-демократической партии.

Вагон

Тот самый вагон.

Байка об опломбированном вагоне прижилась с лёгкой руки У. Черчилля («...немцы ввезли Ленина в Россию в изолированном вагоне, как чумную бациллу»). На самом деле опломбированы были только 3 из 4 дверей вагона - чтобы сопровождавшие вагон офицеры могли контролировать соблюдение соглашения о проезде. В частности, право общения с немецкими властями по пути следования имел только швейцарский социал-демократ Ф. Платтен. Он же выступал посредником в переговорах между Лениным и руководством Германии - общения напрямую не было.

Условия проезда русских эмигрантов через Германию:

«1. Я, Фриц Платтен, сопровождаю за полной своей ответственностью и на свой риск вагон с политическими эмигрантами и беженцами, возвращающимися через Германию в Россию.

2. Сношения с германскими властями и чиновниками ведутся исключительно и только Платтеном. Без его разрешения никто не вправе входить в вагон.

3. За вагоном признаётся право экстерриториальности. Ни при въезде в Германию, ни при выезде из нее никакого контроля паспортов или пассажиров не должно производиться.

4. Пассажиры будут приняты в вагон независимо от их взглядов и отношений к вопросу о войне или мире.

5. Платтен берёт на себя снабжение пассажиров железнодорожными билетами по ценам нормального тарифа.

6. По возможности, проезд должен быть совершён без перерыва. Никто не должен ни по собственному желанию, ни по приказу покидать вагона. Никаких задержек в пути не должно быть без технической к тому необходимости.

7. Разрешение на проезд даётся на основе обмена на германских или австрийских военнопленных или интернированных в России.

8. Посредник и пассажиры принимают на себя обязательство персонально и в частном порядке добиваться у рабочего класса выполнения пункта 7-го.

9. Наивозможно скорое совершение переезда от Швейцарской границы к Шведской, насколько это технически выполнимо.

(Подписал) Фриц Платтен

Секретарь Швейцарской Социалистической Партии» .

Помимо Ленина, в Россию тем же маршрутом вернулись ещё более 200 человек: члены РСДРП (в т.ч. меньшевики), Бунда, эсеры, анархисты-коммунисты, беспартийные.

Надежда Крупская в своих изданных при советской власти воспоминаниях писала о «тайном списке пассажиров» без всякой секретности:

«…Ехали мы, Зиновьевы, Усиевичи, Инесса Арманд, Сафаровы, Ольга Равич, Абрамович из Шо-де-Фон, Гребельская, Харитонов, Линде, Розенблюм, Бойцов, Миха Цхакая, Мариенгофы, Сокольников. Под видом россиянина ехал Радек. Всего ехало 30 человек, если не считать четырёхлетнего сынишки бундовки, ехавшей с нами,— кудрявого Роберта. Сопровождал нас Фриц Платтен» .

Кто кого использовал

Характеристику участия в проезде немецких властей и немецкого же Генштаба дал Л. Троцкий: «...позволить группе русских революционеров проезд через Германию - это была "авантюра" Людендорфа, обусловленная тяжелым военным положением Германии. Ленин воспользовался расчётами Людендорфа, имея при этом свой расчёт. Людендорф говорил себе: Ленин опрокинет патриотов, а потом я задушу Ленина и его друзей. Ленин говорил себе: я проеду в вагоне Людендорфа, а за услугу расплачусь с ним по-своему».

«Расплатой Ленина» стала революция в самой Германии.

Деньги

Средства на оплату проезда поступили из разных источников: касса РСДРП (б), помощь швейцарских социал-демократов (в основном кредит). От предложенной немецкими агентами финансовой помощи Ленин отказался ещё раньше, чем от организационной, примерно 24-26 марта.

После возвращения в Россию Ленин выступил с Апрельскими тезисами (17 апреля, опубликованы 20-го, к концу апреля приняты партией большевиков в качестве программы), которые стали теоретическим обоснованием Октября.

Таким образом, мы видим простые факты:

Для «завоеваний Февральской революции» приезд Ленина действительно оказался фатальным;

Германскую империю он не спас;

Заключённый годом позже «похабный» Брестский мир Германию тоже не спас, а спас власть большевиков.

Что до России — то существует, конечно, точка зрения, что она была погублена большевиками полностью и совсем, и сейчас мы живём не в ней. Однако тем, кто продолжает упорно жить именно в России, такая точка зрения вряд ли интересна.

Первые известия о победе Февральской революции в России Владимир Ильич Ленин получил 15 марта 1917 года, находясь в Цюрихе. С этого момента он начал искать пути быстрейшего возвращения на родину. Ленин хорошо знал, что ехать через Англию просто так ни он, ни другие видные большевики не могут. Английские власти были достаточно хорошо осведомлены об их революционной деятельности, при проезде через Англию их могли задержать и даже арестовать. Но все же Ленин обдумывает условия проезда через Англию, которые следовало согласовать с английским правительством путем переговоров. Эти условия предусматривали предоставление швейцарскому социалисту Фрицу Платтену права провоза через Англию любого числа эмигрантов, независимо от их отношения к войне, предоставление вагона, пользующегося правом экстерриториальности на территории Англии, а также возможности быстрейшей отправки эмигрантов из Англии пароходом в порт любой нейтральной страны. Но английские власти на это не пошли, что вынудило русских эмигрантов в Швейцарии прибегнуть, как к последней возможности возвращения в Россию, к проезду через Германию.

Мысль получить разрешение на проезд через Германию в обмен на интернированных в России немцев и австрийцев возникла в эмигрантских кругах вскоре после получения известий об амнистии в России. Эмигранты знали, что во время войны между Россией и Германией через нейтральные страны неоднократно производился обмен военнозадержанными и военнопленными, и полагали, что объявленная Временным правительством амнистия откроет перед ними этот удобный путь возвращения на родину. На совещании представителей российских и польских социалистических организаций циммервальдского направления в Берне 19 марта этот план был выдвинут лидером меньшевиков Мартовым. Одному из руководителей швейцарской социал-демократии Роберту Гримму было поручено позондировать правительство Швейцарии о согласии на посредничество в переговорах по этому вопросу с представителями немецких властей в Берне. Когда Ленину стало окончательно ясно, что путь через Англию закрыт, он обратился к плану Мартова. Но переговоры шли медленно, и Владимир Ильич решил привлечь к этому делу Фрица Платтена.

«Однажды, в 11 часов утра, мне позвонили по телефону в секретариат партии и попросили быть в половине второго для беседы с товарищем Лениным в помещении рабочего клуба «Эйнтрахт». Я застал там небольшую компанию товарищей за обедом. Ленин, Радек, Мюнценберг и я отправились для конфиденциальной беседы в комнату правления, и там товарищ Ленин обратился ко мне с вопросом, согласился бы я быть их доверенным лицом в деле организации поездки и сопровождать их при проезде через Германию. После короткого размышления я ответил утвердительно», — писал Платтен в книге об эмиграции Ленина.

Объяснение с Гриммом было короткое и решительное. Гримм заявил, что он считает вмешательство Платтена нежелательным. Это заявление еще более усилило в Ленине прежнее недоверие. Однако, Гримм ничего не предпринял против этого шага, и министр Ромберг принял Платтена для переговоров по делу о переезде русских эмигрантов, проживающих в Швейцарии. По поручению Ленина и Зиновьева, Платтен представил министру Ромбергу следующие условия, на которых эмигранты согласны совершить переезд:

1. Я, Фриц Платтен, руковожу за своей полной личной ответственностью переездом через Германию вагона с политическими эмигрантами и легальными лицами, желающими поехать в Россию.
2. Вагон, в котором следуют эмигранты, пользуется правом экстерриториальности.
3. Ни при въезде в Германию, ни при выезде из нее не должна происходить проверка паспортов или личностей.
4. К поездке допускаются лица совершенно независимо от их политического направления и взглядов на войну и мир.
5. Платтен приобретает для уезжающих нужные железнодорожные билеты по нормальному тарифу.
6. Поездка должна происходить по возможности безостановочно в беспересадочных поездах. Не должны иметь места ни распоряжение о выходе из вагона, ни выход из него по собственной инициативе. Не должно быть перерывов при проезде без технической надобности.
7. Разрешение на проезд дается на основе обмена уезжающих на немецких и австрийских пленных и интернированных в России. Посредник и едущие обязуются агитировать в России, особенно среди рабочих, с целью проведения этого обмена в жизнь.
8. Возможно кратчайший срок переезда от швейцарской границы до шведской, равно как технические детали должны быть немедленно согласованы.

Через два дня последовало безоговорочное согласие. Сообщая о решении Берлина, Ромберг известил Платтена о том, что в Штутгарте в поезд сядет Янсон, представитель Генеральной комиссии немецких профессиональных союзов. Из дальнейших переговоров выяснилось, что были поставлены следующие условия переезда: 1) максимальное число уезжающих не должно превышать 60 человек, 2) два пассажирских вагона второго класса будут стоять наготове в Готмадингене. День отъезда был назначен немецкими властями на 9 апреля.

Группа желающих ехать через Германию к 1 апреля состояла лишь из 10 человек. Большевистские группы в Швейцарии по просьбе Ленина довели до сведения эмигрантов всех политических направлений, что желающие ехать в первой партии могут присоединиться к группе. За несколько дней первоначально маленькая группа отъезжающих выросла до 32 человек.

К 11 часам утра 9 апреля все необходимые приготовления были закончены и Цюрихское вокзальное управление было предупреждено об отъезде эмигрантов. Все уезжающие собрались в ресторане «Церингергоф» за общим скромным обедом.

В половине третьего группа эмигрантов направилась из ресторана к цюрихскому вокзалу, нагруженные подушками, одеялами и прочими пожитками. На вокзале собралась внушительная толпа патриотически настроенных эмигрантов, выкрикивавших обвинения отъезжавшим в национальном предательстве и предсказания, что все они будут повешены в России как еврейские провокаторы. В ответ на это при отходе поезда его пассажиры исполнили хором «Интернационал». Согласно расписанию поезд отошел в 3 ч. 10 мин. В Тайнгене происходил швейцарский таможенный досмотр, причем паспорта не проверялись.

Лидеру социалистической революции и основателю Советского государства Владимиру Ильичу Ленину после распада СССР пришлось несладко. Всемерное почитание советской эпохи сменилось не менее яростным поношением и обвинением политика во всех смертных грехах. Причём поносили и обвиняли Ленина те же историки, что ранее зарабатывали учёные степени на его восхвалении.

Среди многочисленных обвинений в адрес вождя большевиков одним из самых распространённых является заявление о том, что Ленин действовал по заданию немецкой разведки и на немецкие деньги.

«Ленина привезли в Россию немцы в запломбированном вагоне, чтобы он развалил страну» — вот такие слова о развенчанном вожде звучали и в 1990-х, и по сей день.

При этом обвиняющие очень часто имеют чрезвычайно смутные представления о том, что из себя представлял «запломбированный вагон». Наиболее подготовленные ссылаются на слова Уинстона Черчилля , заявлявшего, что немцы ввезли Ленина в Россию в изолированном вагоне, как «чумную бациллу».

Так что же было на самом деле и является ли «запломбированный вагон» доказательством работы Ленина на германскую разведку?

Нежелательный «возвращенец»

После победы Февральской революции в России новые власти предоставили всем политэмигрантам, находившимся за рубежом, право вернуться на Родину. Это касалось и лидеров партии большевиков, включая Ленина.

Однако возвращению мешала огромная проблема, именовавшаяся Первой мировой войной. Добраться до России через изрытую траншеями Европу русским эмигрантам было чрезвычайно непросто.

Временное правительство выделяло средства для возвращения оппозиционеров в Россию, но большевики и представители ещё ряда партий на такую помощь рассчитывать не могли.

Причиной тому стало расхождение в вопросе отношения к войне. Временное правительство выдвинуло лозунг «Война до победного конца» и было заинтересовано, чтобы в Россию возвращались те, кто его разделяет.

О негативном отношении Ленина и большевиков к войне было хорошо известно — эта позиция не была секретом с 1914 года. В связи с этим Временное правительство, не вступая на путь запретов, помогать большевистским лидерам в возвращении на Родину не собиралось.

«Чёрный список пацифистов»

За этой ситуацией внимательно наблюдали и представители других стран, участвовавших в Первой мировой войне, которые стремились отстоять свои интересы. Для Англии и Франции было важно сохранить Россию в качестве союзницы, Германия была заинтересована в выходе России из войны.

Соответственно, европейские державы относились к российским политикам в зависимости от их взглядов на войну.

Те, кто поддерживал лозунг «Война до победного конца», возвращались домой через Англию, откуда они отправлялись в Россию в Архангельск, Мурманск или через Скандинавию морским путём. Из-за опасности нападения немецких подводных лодок пассажирские пароходы следовали под охраной военных кораблей британского флота, и все перевозки контролировались британским адмиралтейством, министерством иностранных дел и полицией.

Именно такой маршрут рассматривали изначально и находившиеся в Швейцарии лидеры большевиков во главе с Лениным.

Но очень скоро стало ясно, что этот путь им заказан — британские спецслужбы жёстко отсекали тех российских эмигрантов, кто не поддерживал продолжение войны.

Больше того, спецслужбы Антанты имели «чёрный список наиболее опасных пацифистов», попавшие в который на пути в Россию попадали под арест.

Именно по этой причине на пути в Россию в Великобритании был арестован один из основателей и главный теоретик партии эсеров Виктор Чернов . В России это вызвало бурю негодования, и после вмешательства Временного правительства эсера освободили и отправили на Родину. Большевикам на подобный исход рассчитывать не приходилось.

Германский вариант

И перед ними встал извечный русский вопрос «Что делать?».

Первым идею о возвращении в Россию через Германию высказал на собрании эмигрантов в Берне отнюдь не Ленин, а его бывший соратник, а в ту пору непримиримый противник, меньшевик Юлий Мартов . Ленин к идее Мартова изначально отнёсся скептически: поездка через территорию вражеской страны не казалась самым лучшим вариантом.

Однако время шло, обращения за помощью к Временному правительству остались без ответа, путь через Великобританию сулил арест. Помочь застрявшим «пацифистам» выразил желание немецкий Генштаб. Ничего удивительного в этом нет — ведь в те же самые дни британский флот прикрывал возвращение в Россию сторонников «войны до победного конца». Европейские страны старательно пытались использовать ситуацию в России в своих интересах...

Ещё один сегодня нечасто озвучиваемый факт — находившиеся в Швейцарии русские эмигранты напрямую обращались к Временному правительству за санкцией на проезд через территорию Германии. Но Временное правительство молчало по причинам, которые были названы выше.

В этой ситуации Ленин обратился к секретарю Швейцарской социал-демократической партии Фрицу Платтену с просьбой вступить в переговоры с послом Германии в Швейцарии Ромбергом о проезде русских эмигрантов через территорию этой страны.

Девять ленинских условий

Германия охотно готова была пропустить россиян, однако эмигранты, как ни парадоксально, выставили немецкой стороне свои условия:

«Условия проезда русских эмигрантов через Германию

1. Я, Фриц Платтен, сопровождаю за полной своей ответственностью и на свой риск вагон с политическими эмигрантами и беженцами, возвращающимися через Германию в Россию.

2. Сношения с германскими властями и чиновниками ведутся исключительно и только Платтеном. Без его разрешения никто не вправе входить в вагон.

3. За вагоном признаётся право экстерриториальности. Ни при въезде в Германию, ни при выезде из неё никакого контроля паспортов или пассажиров не должно производиться.

4. Пассажиры будут приняты в вагон независимо от их взглядов и отношений к вопросу о войне или мире.

5. Платтен берёт на себя снабжение пассажиров железнодорожными билетами по ценам нормального тарифа.

6. По возможности, проезд должен быть совершён без перерыва. Никто не должен ни по собственному желанию, ни по приказу покидать вагона. Никаких задержек в пути не должно быть без технической к тому необходимости.

7. Разрешение на проезд даётся на основе обмена на германских или австрийских военнопленных или интернированных в России.

8. Посредник и пассажиры принимают на себя обязательство персонально и в частном порядке добиваться у рабочего класса выполнения пункта 7-го.

9. Наивозможно скорое совершение переезда от швейцарской границы к шведской, насколько это технически выполнимо».

Эти условия были приняты немецкой стороной, после чего решение о поездке было утверждено.

Путешествие из Цюриха в Петроград

Сам факт поездки не был особо секретным. В день отъезда, 9 апреля, на вокзале Цюриха собрались как 32 отъезжающих, так и провожающие, среди которых были и те, кто подобную поездку не одобрял. Дошло даже до обмена нелицеприятными репликами.

В 15:10 по местному времени 32 эмигранта выехали из Цюриха до пограничной германской станции Готтмадинген. Там они пересели в запломбированный вагон, сопровождавшийся двумя офицерами германского Генерального Штаба.

Вагон на самом деле не был полностью изолирован от внешнего мира. «Три наши вагонные двери были запломбированы, четвёртая, задняя вагонная дверь открывалась свободно, так как мне и офицерам было предоставлено право выходить из вагона. Ближайшее к этой свободной двери купе было предоставлено двум сопровождавшим нас офицерам. Проведённая мелом черта на полу коридора отделяла — без нейтральной зоны — территорию, занятую немцами, с одной стороны, от русской территории — с другой... Верховное командование приказало своим уполномоченным предотвращать любой контакт с немецким населением. Строгие правила действовали и в самом вагоне. Путники строго придерживались договорённости», — писал в своих воспоминаниях Фриц Платтен.

Как и было оговорено, вагон с эмигрантами максимально быстро проследовал до станции Засниц, где они пересели на пароход «Королева Виктория» и переправились в Швецию. Через территорию Швеции, а затем Финляндии Ленин и его соратники добрались до России, прибыв на Финляндский вокзал Петрограда 16 апреля 1917 года.

Ленин с группой русских политэмигрантов в Стокгольме в день проезда из Швейцарии в Россию. (31 марта/13 апреля 1917 г.). Фотография В. Мальмстрема. Исчтоник: www.globallookpress.com

Кто не с нами, тот шпион

Интересный момент — «запломбированный вагон» в качестве «доказательства» работы Ленина на немецкую разведку станут приводить позднее, начиная с июля 1917 года, когда конфликт между большевиками и Временным правительством дойдёт до точки кипения и в отношении лидера большевиков заведут дело по обвинению в шпионаже.

Обвинение, кстати, для того периода абсолютно типовое, использовавшееся для компрометации политических противников. Российский революционер Николай Суханов , примыкавший к меньшевикам и впоследствии ставший жертвой сталинских репрессий, писал: «Кроме большевиков, все сколько-нибудь заметные интернационалисты прямо или косвенно обвинялись в услужении немцам или в сношениях с германскими властями. Я лично стал излюбленной мишенью "Речи" и назывался ею не иначе как с эпитетом: "любезный немецкому сердцу" или "столь высоко ценимый немцами". Чуть ли не ежедневно я стал получать письма из столицы, провинции и армии; в одних были увещания или издевательства, в других — вопросы: "Говори, сколько взял?"».

Но в апреле 1917 года, повторюсь, Временное правительство никаких обвинений в адрес Ленина не выдвигало, а причины и обстоятельства своей поездки через Германию прибывшие большевики изложили Петросовету, и данное объяснение сочли вполне удовлетворительным.

Но главное, о чём сейчас мало говорят, — пресловутый «пломбированный вагон» Ленина был отнюдь не единственным. Немного позднее в таких же «пломбированных вагонах» через территорию Германии российские эмигранты проехали ещё дважды, причём это были отнюдь не большевики, а меньшевики, эсеры, анархо-коммунисты и представители других политических сил, отвергавших лозунг «Война до победного конца».

Всего транзитом через Германию проследовало около 300 российских политиков и членов их семей.

Значит ли это, что все они являлись немецкими агентами? Если да, то тогда выходит, что те, кто ехал через Великобританию, так же беззаветно служили интересам британской короны.

Победа за большевиками

А если заглянуть ещё глубже, то можно договориться и до того, что немецкий Генштаб в 1917 году кишел агентами большевиков — ведь, в конечном итоге, «пломбированный вагон» Ленина способствовал не только победе большевиков в России, но и крушению Германской Империи в результате революции, ведущей силой которой стали немецкие идейные соратники Ильича.

На деле, конечно, всё несколько проще. Весной 1917 года различные политические силы строили собственные комбинации, рассчитывая одержать победу, используя других.

Победителями в конечном счёте оказались большевики во главе с Лениным, переигравшие абсолютно всех.

К 85-летию "пломбированного вагона"

Михаил Викторович Назаров

В 1917 году власть захватило масонское Временное правительство при поддержке союзников России по Антанте. Английский премьер-министр Ллойд Джордж публично признал в парламенте, что свержение российской монархии было одной из целей, из-за которых западными демократиями была начата Мировая война для установления "новой эпохи в истории мира".

Наступила очередь следующей цели, ведь эта война была организована для взаимного ослабления и сокрушения трех крупнейших консервативных монархий Европы: российской, германской и австро-венгерской. Поэтому демократические "союзники", предав Царя, потребовали от Временного правительства продолжения войны.

Все эти годы и Германия также прилагала немало усилий для сокрушения России как военного противника. В 1950-е годы были опубликованы немецкие документы о финансировании всех российских революционеров и сепаратистов по плану Гельфанда-Парвуса (в марте 1915 года были выданы первые 2 млн. марок, а всего около 70 млн.). И поскольку Временное правительство дало масонскую клятву своим братьям по Антанте продолжать войну против Германии, немцы и после Февральской революции продолжали финансировать в России те силы, которые работали на ее поражение.

Главной такой партией были большевики , которые стремились разрушить не только царизм, но и частно-капиталистический строй - для построения нового строя, коммунизма.

В Февральской революции они практически не участвовали, она застала их врасплох. Известно публичное заявление Ленина в январе 1917 года на одном из собраний в Швейцарии , что он не рассчитывает дожить до грядущей революции, но ее увидит молодежь. Он и предположить не мог, что через девять месяцев станет главой коммунистического правительства в России.

Какие же силы столь стремительно привели большевиков к власти и помогли ее сохранить в условиях повсеместного сопротивления народа?

Немцы и "пломбированный вагон"

Итак, первая сила - немцы - достаточно документирована и представляет собою "клевету на компартию" разве что для нынешних ее вождей-интернационалистов вроде Анпилова. Напомним им признание германского статс-секретаря фон Кюльмана от 20 ноября 1917 года: "Лишь когда большевики получили от нас постоянный поток денег.., они были в состоянии укрепить свой главный орган "Правда ", вести энергичную пропаганду и значительно расширить поначалу небольшую основу своей партии".

В решающую фазу этот план вступил 3/16 апреля 1917 года, когда на Финский вокзал в Петрограде прибыл поезд, в котором Ленин с женой, любовницей (Инессой Арманд ) и ближайшими соратниками приехал из Швейцарии в Россию углублять революцию.

Многих удивило, что вагон их проехал через Германию, с которой русская армия не прекращала кровопролитную войну; однако немцы не только пропустили этот "русский вагон", но и обеспечили ему экстерриториальность в сопровождении представителей германского МИДа и спецслужб (почему его и назвали иронично "пломбированным вагоном", наподобие дипломатических грузов).

Так появились слухи, что "немцы заслали Ленина как своего шпиона", что было, конечно, преувеличением: он засылался в том же качестве, как европейские поселенцы в Америке, дарившие индейцам одеяла, зараженные смертельными вирусами.

Ниже приведем с сохранением стиля из петербургской газеты "Общее дело" (14.10.1917) список приехавших с Лениным . Редактор, революционер Бурцев , уточняет, что это только первый поезд, за ним последовали еще два с сотнями пассажиров.

Список № 1 лиц, проехавших через Германию во время войны

Ульянов, Владимир Ильич, род. 19 апреля 1870 г. Симбирск, (Ленин )

Ульянова, Надежда Константиновна, род. 14 февр. 1869 г. в Петрограде

Подробно эта история исследована Э. Саттоном в упомянутой книге " Уолл-стрит и большевицкая революция ". И хотя мы отметили в послесловии к ней, что американский профессор искажает раскладку сил, сводя все к пресловутым "немецким деньгам", все же его книга предоставила документальные доказательства того, что в проезде в Россию революционеров была заинтересована более влиятельная сила: Уолл-стрит Точнее - угнездившаяся в США финансовая олигархия (в терминологии И.А. Ильина - "мировая закулиса").

Доказано, что "немецкие" деньги Ленина и "американские" деньги Троцкого в значительной мере происходили из одного источника. Немцы легко получали у еврейских банкиров в США (у Шиффа и др.) кредиты на революцию в России (причем выдавались они в нарушение американских законов и международного права - "не оказывать военных займов воюющим странам").

Эти деньги даже не всегда попадали в Германию, а переправлялись через "нейтральные" еврейские банки (Варбурга и др.) в скандинавские страны Парвусу и далее революционерам. И о странной истории с прекращением Керенским расследования "немецких денег Ленина " видный масонский политик Т. Масарик писал в своих воспоминаниях: "в это дело был запутан один американский гражданин, занимавший очень высокое положение. В наших интересах было не компрометировать американцев"... Керенский же, не имея опоры в народе, послушно подчинялся "братским" указаниям из-за границы.

Неудивительно, что при столь щедрой подпитке Троцкий и Ленин , прибыв в Россию, моментально забыли о своих прежних разногласиях и объединили усилия в подготовке захвата власти (Лишь в 1918 году их разные обязательства перед своими конкретными деньгодателями-"засыльщиками" привели к новым разногласиям относительно Брестского мира Ленин отстаивал мир, выгодный немцам, тогда как Троцкий требовал продолжения войны на сокрушение Германии соответственно целям Антанты и США; убийство "троцкистами" германского посла Мирбаха и покушение Каплан на Ленина тоже можно рассматривать в этом ключе).

То, что немцы в условиях продолжающейся войны финансировали своих ставленников-большевиков, боровшихся против Временного правительства и разлагавших русскую армию, - понятно

Но почему же Уолл-стриту оказались более приемлемы не прозападное масонское правительство, видевшее Россию частью западного капиталистического мира, а радикальные марксисты-антикапиталисты Ленин с Троцким , которых направили в Россию сразу же после Февраля для перехвата власти.

Главной причиной этого было нежелание видеть Россию в качестве мощного геополитического соперника, стремительно развивавшегося два десятилетия перед революцией. Сокрушение монархии "мировая закулиса" изначально планировала для сокрушения российской мощи, а вовсе не для "освобождения народов России от царской деспотии". Россию предстояло максимально ослабить и превратить в колонию, взяв под контроль ее ресурсы как "величайшего трофея, который когда-либо знал мир" (слова из соответствующего меморандума одного из банкиров). А для этой цели разрушительный пыл марксистов годился лучше всего.

Российские же масоны-февралисты были использованы западными "братьями" лишь в качестве полезных идиотов

После Февральской революции Антанта еще какое-то время пользовалась ими для поддержания антигерманского фронта, затем для антимонархического контроля над Белым движением и над эмиграцией, но западные ложи отказались их даже признать за "регулярное масонство" и не допустили к высшим степеням "посвящения".

Таким образом, наивным февралистским обещаниям "бурного развития России после сбрасывания оков царизма" не было суждено осуществиться В том числе и по внутренним русским особенностям. Развитие событий между Февралем и Октябрем показало, что демократическое правительство было нежизнеспособно в столь "недемократичной" стране. Лишившись легитимной верховной власти, русская армия разлагалась, крестьяне разбегались по домам делить землю, ширилась анархия ("если нет Царя - все позволено") и уже к октябрю "власть лежала на улице" Большевики, развернувшиеся на щедрые "немецкие деньги", подхватили ее без особых усилий и жертв.

И уже в августе 1917 года, то есть еще при Временном правительстве, банкиры Уолл-стрита уже из собственного кармана (а не в счет немецкого кредита) выдали большевикам первый миллион долларов и послали в Россию группу своих представителей, которая была замаскирована под "гуманитарную миссию Красного Креста".

Об их планах и действиях в первые годы советской власти расскажем в продолжении нашей статьи. Описанное в ней далее имеет немалую аналогию с нынешними действиями тех же иностранных сил в России, начиная с эпохи "перестройки"

Газета "Общее Дело", октябрь 1917 г.

Содержимое пломбированных вагонов

Список № 1

Абрамович Майя Зеликовна

Айзенбурд Меер Кивович.

Арманд Инесса Моисеевна

Бриллиант (Сокольников) Григорий Яковлевич

Гоберман Михаил Вульфович

Гребельская Фаня

Кон Елена Феликсовна

Константинович Анна Евгеньевна

Крупская Надежда Константиновна

Линде Иоганн Арнольд Иоганнович

Мирингоф Илья Давыдович

Мирингоф Мария Ефимовна

Морточкина Валентина Сергеевна

Пейнесон Семен Гершевич

Погонская Буня Хемовна

Равич Сарра Наумовна

Радомысльская Злата Эвовна

Радомысльский (Зиновьев) Овсей-Гершен Аронович

Радомысльский Степан Овсеевич

Ривкин Бэрк Осерович

Розенблюм Давид Мордухович

Сафаров (Вольдин) Георгий Иванович

Сковно Абрам Авчилович

Слюсарева Надежда Михайловна

Сулиашвили Давид Сократович

Ульянов Владимир Ильич

Усиевич Григорий Александрович

Харитонов Моисей Мотькович

Цхакая Михаил Григорьевич

Список №2

Российская Социал-Демократическая Рабочая Партия:

Аксельрод Тория Лейзерович

Аптекман Иосиф Васильевич

Асиариани Сосипатр Самсонович

Баугидзе Самуил Григорьевич

Бгеладзе Власа Джарисманович

Беленький Захарий Давидович

Богрова Валентина Леонидовна

Бронштейн (Сонковский) Семен Юльевич

Бронштейн Роза Абрамовна

Ванадзе Александр Семенович

Войков (Вайнер) Петр Лазаревич

Героникус Иосиф Борисович

Гишвалинер Пётр Иосифович

Гогиашвили Поликарп Давидович

Гохблит Матвей Иосифович

Добровицкий Захарий Лейбович

Долидзе Соломон Ямеевич

Жвиф (Макар) Семён Моисеевич

Иоффе Давид Наумович

Коган Владимир Абрамович

Коган Израиль Иремиевич

Кристи Михаил Петрович

Лебедев (Полянский) Павел Иванович

Левин Иохим Давидович

Левитман Либа Берковна

Луначарский Анатолий Васильевич

Маневич Эвель Израилевич

Мануильский Дмитрий Захарьевич

Мендер (З. Орлов) Федор Иванович

Мовшович Моисей Соломонович

Мунтян Сергей Федорович

Оржеровский Марк

Осташкинская Роза Гирш Ароновна

Певзая Виктор Васильевич

Пикер (Мартынов) Семен Юльевич

Пластинин Никанор Федорович

Позес (Астров) Исаак Сергеевич

Позин Владимир Иванович

Пшиборовский Стефан Владиславович

Рабинович (Скенрер) Пиля Иосифовна

Райтман

Розенблюм Герман Хаскелиевич

Рохлин Мордка Вульфович

Рузер Леонид Исаакович

Сагредо Николай Петрович

Садокая Иосиф Бежанович

Соколинская Гитля Лазаревна

Сокольникова

Строева

Туркин Михаил Павлович

Финкель Моисей Адольфович

Хаперия Константин Алексеевич

Цедербаум (Мартов) Юлий Осипович

Шейкман Аарон Лейбович

Шифрин Натан Калманович

Эренбург Илья Лазаревич

Бунд

Альтер Эстер Израилевна

Барак Бользер Лайзер Хаймович

Вайнберг Маркус Ааронович

Гальперин Дранкин Вульф Меерович

Димент Лейзер Нахумович

Дрейзеншток Анна Мееровна

Занин Майром Монашеевич

Идельсон Марк Липманович

Иоффе Пинкус Иоселевич

Клавир Лев Соломонович

Конторский Самуил Сруль Давидович

Лапнин Иуда Лейбович

Левит (Геллер-Левит) Эльдель Мееровна

Лернер Давид

Любимский Мечислав Абрам Осипович

Люксембург Моисей Соломонович

Махлин Тайва-Зелик Зельманович

Меерович Мойша Гилеевич

Нахинзон Мейер Ицкович

Пинлис Мейер Бенцианович

Раков Моисей Ильич

Рейн (Абрамович) Рафаил Абрамович

Розин-Хаим Иудович

Светицкий А.А.

Слободский Валентин Осипович

Спектор Яков Лейбинович

Тусинеев Исаак Маркович

Хейфель Абрам Яковлевич

Цукерштейн Соломон Срулевич

Шейнис Исер Хаимович

Социал-демократы королевства Польского и Литвы

Гольдблюм Роза Маврикиевна

Урбан Эрнст Иванович

Шустер Иван Германович

Литовские социал-демократы

Мартна Михаил Юрьевич

Польская партия социалистов

Кон Феликс Яковлевич

Левинзон (Ляпинский) Меер Абрамович

Шпаковский Ян-Игнатий Александрович

Социалисты-революционеры

Беляева (Урес) Мария Александровна

Вайнштейн Израиль Аронович

Виноградова Елизавета Иевровна

Гавронский Дмитрий Осипович

Кальян Евгения Николаевна

Клюшин Борис Израилевич

Левинзон Меер Абрамович

Лункевич Зоя Павловна

Натансон Марк Андреевич

Перель Ревекка

Прошьян Трон Першевич

Тенделевич Леонид Абрамович

Ульянов Григорий Карлович

Устинов (Безземельный) Алексей Михайлович

Фрейфельд Лев Владимирович

Анархо-коммунисты

Буцевич Александр Станиславович

Вьюгин Яков

Гитерман Абрам Моисеевич

Гольдштейн Абрам Борисович

Истин Давид

Липдиц Ольга

Максимов (Ястржембский) Тимофей Федорович

Миллер Абрам Липович

Ривкин Абрам Яковлевич

Рубинчик Эфраим-Абрам Аронович

Сегалов Абрам Вульфович

Скутельский Иосиф Исаакович

Тойбисман Ветя Израилевна

Шмулевич Эстер Исааковна

Поалей-Цион

Воловнина Аласса Овсеевна

Сионисты-социалисты

Динес Ривка Хаимовна

Розенберг Лев Иосифович

Революционеры не принадлежащие ни к каким партиям:

Авербух Шмуль-Лейба Иосифович

Балабанова Анжелика Исааковна

Брагинский Монус Осипович

Гониондовский Иосиф Абрамович

Зифельд Артур Рудольфович

Караджай Георгий Артемьевич

Киммель Иоганн Вольдемарович

Макарова Ольга Михайловна

Марарам Эля Эвеличевна

Мейснер Иван

Одоевский (Северов) Афанасий Семенович

Окуджава Владимир Степанович

Рашковский Хаим Пинкусович

Слободский Соломон Мордкович

Соколов Павел Яковлевич

Стучевский Павел Владимирович

Трояновский Константин Михайлович

Наш паровоз вперёд лети,
В коммуне остановка.

Революционная песня

Аргументировано разрушая легенду о так называемой "русской революции", эмигрировавший на Запад бывший советский диссидент М. С. Бернштам справедливо отмечал: "Наверное, народ ни одной страны, ни в одной революции в истории не дал так мало своих представителей на осуществление революции и так много на сопротивление ей. Понятие "русская революция", на наш взгляд, вообще должно быть исключено из научного обихода. Также должны быть исключены понятия "рабочей" и "крестьянской" революции в России" (см. "Вестник русского христианского движения" (Париж), 1979, № 128, с. 291).

Неопровержимым доказательством ложности термина "русская революция" является поимённый список "пролетарских революционеров" во главе с Лениным, прибывших в 1917 году в Россию из Швейцарии через территорию кайзеровской Германии.

Как известно, после начала Первой мировой войны Ленин постоянно заявлял, что "победа России влечёт за собой усиление мировой реакции", и "в силу этого поражение России при всех условиях представляется наименьшим злом" (см. Ленин В.И. ПСС, т. 26, с. 166). Понятно, что такого рода ленинские проповеди находили должный отклик у руководства Германии, которое и постаралось переправить кратчайшим путём Ленина и К° в Россию. Как указывал высокопоставленный немецкий генерал Э. Людендорф: "Посылая Ленина в Россию, наше правительство принимало на себя особую ответственность. С военной точки зрения, это предприятие было оправданно, Россию нужно было повалить".

В марте 1917 года германский министр иностранных дел доложил в Главную Квартиру армии о желании "руководящих русских революционеров возвратиться в Россию через Германию, поскольку они опасаются ехать через Францию из боязни подводных лодок". От верховного командования пришёл следующий ответ: "Возражений против проезда русских революционеров в специальном поезде и под надлежащим конвоем не встречается".

Вскоре при посредничестве швейцарских социал-демократов Р. Гримма и Ф.Платтена немецкие власти предоставили Ленину и следовавшей с ним группе революционных "пролетариев" отдельный вагон для переезда в Россию. Три двери вагона после посадки "русских революционеров" были запломбированы, а четвёртая, задняя, оставалась открытой. Вот полный список пассажиров этого вагона (см. "Общее Дело" (П.), 1917, 14.Х.):

1.Абрамович Мая Зеликовна.
2.Айзенбунд Меер Кивович.
3.Арманд (урождённая Стефен) Елизавета- Инесса-Рене Фёдоровна.
4.Бриллиант (Сокольников) Гирш Янкелевич.
5.Гоберман Михаил Вульфович.
6.Гребельская Фаня.
7.Кон Елена Феликсовна.
8.Константинович Анна Евгениевна.
9.Линде Иоган-Арнольд Иоганович.
10.Мирингоф Илья Давидович.
11.Мирингоф Мария Ефимовна.
12.Морточкина Валентина Сергеевна.
13.Пейнесон Семён Гершович.
14.Платтен Фридрих.
15.Погонская Буня Хемовна (с сыном Рувимом).
16.Равич Сарра Нехемьевна.
17.Радомысльская Злата Эвновна.
18.Радомысльский (Зиновьев) Овсей-Гершон Аронович.
19.Радомысльский Стефан Овсеевич.
20.Ривкин Залман-Бэрк Осерович.
21.Розенблюм Давид Мордухович.
22.Сафаров Георгий Иванович.
23.Сковно Абрам Анчилович (с женой Р.А.Сковно).
24.Слюсарева Надежда Михайловна.
25.Собельсон (Радек) Карл Бернгардович.
26.Сулиашвили Давид Сократович.
27.Ульянов (Ленин) Владимир Ильич.
28.Ульянова (урождённая Крупская) Надежда Константиновна.
29.Усиевич Григорий Александрович.
30.Харитонов Моисей Мотькович.
31.Цхакая Михаил Григорьевич.

Нет необходимости напоминать, что принесли России эти "углубители революции". Но хотелось бы остановиться на судьбе наиболее одиозных пассажиров германского запломбированного вагона.

Так, вместе с Лениным находилась не только законная жена - Н.К.Крупская, но и его любовница - И.Ф.Арманд. О ней в полицейском досье сообщалось:
"... Хотя и говорит хорошо по-русски, но, должно думать, по национальности еврейка... ее приметы: ... среднего роста, худощавая, продолговатое, чистое и белое лицо; темно-русая с рыжеватым оттенком; очень пышная растительность на голове, хотя коса и производит впечатление привязной..." (см. Большевики. Документы по истории большевизма с 1903 по 1916 год бывшего Московского Охранного Отделения. Изд.3-е. М., 1990. с. 132).

Сия любвеобильная матрона скрашивала унылое эмигрантское житие "Ильича" в Цюрихе: "Бросившая двух мужей и пятерых детей во имя мировой революции, она вовлекает Ленина в стихию свободной любви и на глазах у Надюши уводит время от времени своего славного товарища в дальние спальные хижины, когда они втроём гуляют в зёренбергском лесу. Раскрепощённая Инесса притягательнее пресной и преданной Надюши..." (см. "Кубань", 1990, № 1, с. 3).

Исчерпывающую аттестацию "Надюше" дал в конфиденциальном письме в 1924 году не кто иной, как "любимец большевистской партии" Николай Иванович Бухарин: "Крупская - нуль и просто - дура, которой мы, для очередного удовольствия "низов" и для пущего бума да шума, разрешили геростратничать, сжигая библиотеки и упраздняя школы..." (см. "Наш Современник", 1990, № 8, с. 154).

В запломбированном вагоне попал в Россию и один из главных организаторов зверского убийства Государя Императора Николая II и всей Царской Семьи Г. И. Сафаров, курировавший по партийной линии это чудовищное преступление.

Среди прибывших с Лениным палачей России следует назвать и Сокольникова-Бриллианта, который, осуществляя в 1919 году политику "расказачивания" на Дону, выдвинул идею использовать казаков для каторжных работ в угольных районах, для постройки железных дорог, разработки сланца и торфа. Для этой цели он телеграфно приказывал немедленно "приступить [к] постройке оборудования концентрационных лагерей" (см. "Правда", 1990, № 138).

Злейшим врагом русского народа был и Зиновьев - Радомысльский, постоянно требовавший "калёным железом прижечь всюду, где есть хотя бы намёк на великодержавный шовинизм". Именно Зиновьев провозгласил: "Мы должны увлечь за собой 90 миллионов из ста, населяющих Советскую Россию. С остальными нельзя говорить - их надо уничтожить..." (см. "Северная Коммуна" (П.), 1918, 19.IХ.).

Но вот пришло время, и палач Зиновьев сам разделил судьбу своих жертв. По свидетельству современников, этот вчерашний вершитель судеб миллионов вел себя перед казнью предельно малодушно и "в последний момент поднял руки и обратился с молитвой к еврейскому богу: "Услышь, Израиль, наш бог есть бог единый!" (см. Конквест Р. Большой Террор. Флоренция, 1974, с. 311).

Впрочем, Зиновьев был не единственным представителем "железной ленинской гвардии", который весьма быстро "перестроился" в чекистском подвале: "во время следствия по делу "ленинградской контрреволюционной зиновьевской группы", а также находясь в ссылке и затем в заключении, Г. И. Сафаров выступал с провокационными, ложными показаниями против многих людей, приписывал им участие в антисоветской деятельности. По постановлению Особого Совещания при НКВД от 27 июня 1942 г. Г. И. Сафаров был расстрелян" (см. "Известия ЦК КПСС", 1990, № 1, с. 47).

Попутно репрессировали и близких родственников сих самозваных "борцов за народное счастье", также бывших в числе пассажиров пресловутого запломбированного вагона: жену Сафарова - В. И. Морточкину и сына Зиновьева - Стефана.

Закончила в ГУЛАГе длинный революционный маршрут из Швейцарии вторая жена Зиновьева - С.Н. Равич, ставшая членом Коллегии НКВД РСФСР. Кстати, ко всему прочему эта "пламенная революционерка" оказалась замешанной и в явной уголовщине: в декабре 1907 года её арестовала германская полиция при обмене кредитных билетов 500-рублёвого достоинства, захваченных в результате бандитского "экса" в Тифлисе шайкой небезызвестного налётчика Камо (Симона Аршаковича Тер-Петросяна). Раздосадованный "Ильич" тогда сильно расстроился, узнав, что "три русских товарища, члены Российской социал-демократической рабочей партии, Сара Равич, Ходжамирян, Богдасарян, арестованные... в Мюнхене", находятся в "чрезвычайных условиях" и "что они протестовали голодовкой" (см. Ленин В. И. ПСС, т. 47, с. 163). Интересно, объявляла ли Равич голодовки протеста, оказавшись в лагере некогда родного ей НКВД?..

В ГУЛАГе же сгинул непосредственный связник между Лениным и немецкими спецслужбами швейцарский марксист Фриц Платтен, обоснованно осуждённый в 1937 году за шпионаж в пользу Германии (о чём в послесталинскую эпоху советские историки стыдливо умалчивали, дабы не дискредитировать "Ильича").

Превратился в "лагерную пыль" (выражение Л. П. Берии) и троцкист М. М. Харитонов.

В 1938 году расстреляли А. А. Сковно (парткличка - "Абрам").

В 1939 году в тюремной камере был убит переодетыми под заключённых чекистами "пролетарский интернационалист" К. Б. Радек. Сей ярый поборник "русской революции" родом из австрийских евреев имел большие проблемы с русским языком, в связи, с чем Ленин сочувственно его спрашивал: "Не трудно ли Вам читать по-русски? Всё ли понимаете?" (см. Ленин В.И. ПСС, т. 49, с. 96).

Купеческий сынок Г. А. Усиевич избежал бесславной участи своих сотоварищей из запломбированного вагона лишь потому, что погиб в 1918 году в Сибири, куда он отправился из Москвы отбирать хлеб у крестьян.

По каким-то причинам Сталин не тронул своих соплеменников - Д. С. Сулиашвили и М. Г. Цхакая. Имя Михи Цхакая даже получил посёлок в Грузии.

И ещё. В конце XIX века знаменитый германский канцлер О. Бисмарк очень метко сказал по адресу "немецкого социалиста" - сына банкира Мендельсона, что "он ни по национальности, ни по профессии не имеет ничего общего с немецким пролетариатом". Если прилагательное "немецкий" здесь заменить на "русский", то эти слова Бисмарка как нельзя лучше подойдут для характеристики прибывших в кайзеровском запломбированном вагоне творцов "великих потрясений" 1917 года в России.

© 2024 sam-and-cat.ru - SamAndCat - Кошки дома