Характеристика понятия «лирический герой. Характеристика понятия «лирический герой Сообщение лирический герой

Характеристика понятия «лирический герой. Характеристика понятия «лирический герой Сообщение лирический герой

ЛИРИЧЕСКИЙ ГЕРОЙ

Наделенный устойчивыми чертами личности, неповторимостью облика, индивидуальной судьбой условный образ человека, который говорит о себе "Я" в лирическом стихотворении; один из способов выражения авторского сознания в лирическом произведении (см. лирика). Л. г. (термин введен Ю. Тыняновым) не тождествен образу автора - создателя произведения (см. автор). Духовный опыт автора, система его миропонимания и мирочувствования отражаются в лирическом произведении не прямо, а опосредованно, через внутренний мир, переживания, душевные состояния, манеру речевого самовыражения Л. г. Одним из методов воплощения образа Л. г. считается циклизация (т. е. наличие более или менее выраженного поэтического сюжета, в котором раскрывается внутренний мир Л. г.). Примерами могут служить, в частности, "панаевский" цикл Н.А. Некрасова или цикл "Стихов о Прекрасной Даме" А. Блока, где Л. г. предстает в различных ипостасях: рыцаря, инока, отрока, что лишь отчасти позволяет прочесть сквозь образ Л. г. биографию самого автора. Между поэтом и Л. г. всегда ощущается некая дистанция, Л. г. не столько субъект, сколько объект изображения, ""Я" сотворенное" (М.М. Пришвин). Л. г. как особая форма "легализации" авторского сознания порожден романтизм ом. Применительно к классицизм у и сентиментализм у термин не употребляется, т. к. классицизм не знает индивидуализации, а в рамках синтементализма правомочно говорить лишь о лирическом субъекте (т. е. о тождественности авторского мироощущения и его воплощения в лирическом произведении). Отношения между поэтом и Л. г. сопоставимы с отношениями между автором - создателем произведения и литературным героем (см. герой литературный). Однако, несмотря на то что Л. г. - персонаж, можно сказать, что в его образе "исповедальность, самонаблюдение преобладают над вымыслом" (И. Роднянская).

Словарь литературоведческих терминов. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое ЛИРИЧЕСКИЙ ГЕРОЙ в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • ГЕРОЙ в Словаре Аналитической психологии:
    (Hero; Held) — архетипический мотив, в основе которого лежит преодоление препятствий и трудностей и достижение определенных целей.«Главный подвиг героя заключается …
  • ГЕРОЙ
    СОВЕТСКОГО СОЮЗА - в 1934-1991 гг. почетное звание, высшая степень отличия за заслуги перед Советским государством и обществом, связанные с …
  • ГЕРОЙ в Словаре экономических терминов:
    РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ - в России с 1992 г. почетное звание, знак особого отличия; присваивается за заслуги перед государством и народом, …
  • ГЕРОЙ
    Герой — в мифах древних греков сын или потомок божества и смертного человека. У Гомера героем обычно именовался отважный воин …
  • ГЕРОЙ в Справочнике Персонажей и культовых объектов греческой мифологии:
    в греческой мифологии сын или потомок божества и смертного человека. У Гомера Г. обычно именуется отважный воин (в «Илиаде») или …
  • ЛИРИЧЕСКИЙ в Лексиконе секса:
    относящийся к сфере чувственных …
  • ГЕРОЙ в Литературной энциклопедии:
    см. « Образ …
  • ГЕРОЙ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    ("героиня"), 1) центральный персонаж пьесы. 2) Сценическое амплуа. В 18 в. исполнитель ведущих ролей в трагедиях. Позднее амплуа "Г." стало …
  • ГЕРОЙ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    (Heros). — Греки разумели под названием Г. богатырей древнейшего, доисторического времени: это — идеальные изображения человеческой силы и богатырского духа, …
  • ЛИРИЧЕСКИЙ
    имеющий характер лирики; склонный к душевным излияниям, …
  • ГЕРОЙ в Энциклопедическом словарике:
    я, м., одуш. 1. человек, совершивший подвиг, выдающийся по своей храбрости, доблести, самоотверженности. герои партизанского подполья. памятник герою. геройский - …
  • ЛИРИЧЕСКИЙ в Энциклопедическом словарике:
    ая, ое 1. Относящийся к лирике1. Лирическая поэзия. 2. Чувствительный, с преобладанием душевных переживаний над рассудочным началом. Лирическое настроение.||Ср. СЕНТИМЕНТАЛЬНЫЙ …
  • ГЕРОЙ в Энциклопедическом словарике:
    я, м., одуш. 1. Человек, совершивший подвиг, выдающийся по своей храбрости, доблести, самоотверженности. Герои партизанского подполья. Памятник герою. Геройский - …
  • ЛИРИЧЕСКИЙ в Энциклопедическом словаре:
    , -ая, -ое. 1. см. лирика. 2. О певческом голосе: мягкий, нежный по тембру. Лирическое сопрано. Л. …
  • ГЕРОЙ в Энциклопедическом словаре:
    , -я, м. 1. Человек, совершающий подвиги, необычный по своей храбрости, доблести, самоотверженности. Герои Великой Отечественной войны. Г. труда. 2. …
  • ГЕРОЙ
    ГЕР́ОЙ ТРУДА, в СССР в 1927-38 почётное звание, присваивавшееся за особые заслуги в области произ-ва, науч. деятельности, гос. или обществ. …
  • ГЕРОЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ГЕР́ОЙ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОГО ТРУДА, в СССР в 1938-91 почётное звание, высш. степень отличия за трудовые заслуги. Г.С.Т. вручались орд. Ленина, медаль …
  • ГЕРОЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ГЕР́ОЙ СОВЕТСКОГО СОЮЗА, в 1934-91 почётное звание, высш. степень отличия за заслуги перед Сов. гос-вом и обществом, связанные с совершением …
  • ГЕРОЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ГЕР́ОЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, в России с 1992 почётное звание, знак особого отличия; присваивается за заслуги перед гос-вом и народом, связанные …
  • ГЕРОЙ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    (Heros). ? Греки разумели под названием Г. богатырей древнейшего, доисторического времени: это? идеальные изображения человеческой силы и богатырского духа, …
  • ЛИРИЧЕСКИЙ
    лири"ческий, лири"ческая, лири"ческое, лири"ческие, лири"ческого, лири"ческой, лири"ческого, лири"ческих, лири"ческому, лири"ческой, лири"ческому, лири"ческим, лири"ческий, лири"ческую, лири"ческое, лири"ческие, лири"ческого, лири"ческую, лири"ческое, лири"ческих, …
  • ГЕРОЙ в Полной акцентуированной парадигме по Зализняку:
    геро"й, геро"и, геро"я, геро"ев, геро"ю, геро"ям, геро"я, геро"ев, геро"ем, геро"ями, геро"е, …
  • ГЕРОЙ в Словаре эпитетов:
    1. Человек, совершивший военные или трудовые подвиги. Беззаветный, бесстрашный, блестящий (устар.), дерзновенный (устар. поэт.), доблестный, достославный (устар.), знаменитый, известный, истинный, …
  • ГЕРОЙ в Словаре великорусского языка делового общения:
    ведущий менеджер, проекта, вдохновитель …
  • ЛИРИЧЕСКИЙ
    -ая, -ое 1) Относящийся к лирике, являющийся лирикой. Лирическая поэзия. Лирическая проза. Лирический герой. ...Пьесы Чехова следовало бы ставить не …
  • ГЕРОЙ в Популярном толково-энциклопедическом словаре русского языка:
    -я, м. 1) Выдающийся человек, прославившийся своими подвигами на поле брани или исключительными достижениями на трудовом поприще. Герой труда. ...И …
  • ГЕРОЙ в Словаре для разгадывания и составления сканвордов:
    Маэстро …
  • ЛИРИЧЕСКИЙ в Новом словаре иностранных слов:
    1) относящийся к лирике; проникнутый лиризмом; 2) чувствительный, повышенно …
  • ЛИРИЧЕСКИЙ в Словаре иностранных выражений:
    1. относящийся к лирике; проникнутый лиризмом; 2. чувствительный, повышенно …
  • ГЕРОЙ в Словаре синонимов Абрамова:
    богатырь, витязь, полубог; победитель. Герой романа. Герой дня. Героиня (царица) бала. Герой Самарканда. Ср. . См. богатырь, деятель, человек || …
  • ЛИРИЧЕСКИЙ
    лиричный, мягкий, нежный, поэтический, …
  • ГЕРОЙ в словаре Синонимов русского языка:
    авгий, авсень, амплуа, амфитрион, антей, аргонавт, атлас, ахилл, аякс, беллорофонт, вий, ганимед, гектор, геракл, геркулес, герострат, гесер, девкалион, дедал, диоген, …
  • ЛИРИЧЕСКИЙ
    прил. 1) Соотносящийся по знач. с сущ.: лирика (1,2), связанный с ним. 2) Свойственный лирике (1,2), характерный для нее. 3) …
  • ГЕРОЙ в Новом толково-словообразовательном словаре русского языка Ефремовой:
    м. 1) а) Тот, кто совершил подвиг, проявив личное мужество, стойкость, готовность к самопожертвованию. б) Полубог (в древних мифах, эпических …
  • ЛИРИЧЕСКИЙ в Словаре русского языка Лопатина.
  • ГЕРОЙ в Словаре русского языка Лопатина:
    гер`ой, …
  • ЛИРИЧЕСКИЙ в Полном орфографическом словаре русского языка.
  • ГЕРОЙ в Полном орфографическом словаре русского языка:
    герой, …
  • ЛИРИЧЕСКИЙ в Орфографическом словаре.
  • ГЕРОЙ в Орфографическом словаре:
    гер`ой, …
  • ЛИРИЧЕСКИЙ
    О певческом голосе: мягкий, нежный по тембру Лирическое сопрано. Л. тенор. лирический <= …
  • ГЕРОЙ в Словаре русского языка Ожегова:
    тот, кто привлек к себе внимание (чаще о том, кто вызывает восхищение, подражание, удивление) Г. дня. герой человек, воплощающий в …
  • ГЕРОЙ в Словаре Даля:
    муж. героиня жен. ирой, витязь, храбрый воин, доблестный воитель, богатырь, чудо-воин; | доблестный сподвижник вообще, в войне и в мире, …
  • ЛИРИЧЕСКИЙ
    лирическая, лирическое. 1. Прил. к лирика в 1 и 2 знач. (лит.). Лирическая поэзия. Лирический поэт. Восторг лирический в себе …
  • ГЕРОЙ в Толковом словаре русского языка Ушакова:
    героя, м. (греч. heros). 1. Исключительный по смелости или по своим доблестям человек. || Выделившийся своей храбростью на войне. Герой …
  • ЛИРИЧЕСКИЙ
    лирический прил. 1) Соотносящийся по знач. с сущ.: лирика (1,2), связанный с ним. 2) Свойственный лирике (1,2), характерный для нее. …
  • ГЕРОЙ в Толковом словаре Ефремовой:
    герой м. 1) а) Тот, кто совершил подвиг, проявив личное мужество, стойкость, готовность к самопожертвованию. б) Полубог (в древних мифах, …
  • ЛИРИЧЕСКИЙ в Новом словаре русского языка Ефремовой:
    прил. 1. соотн. с сущ. лирика 1., 2., связанный с ним 2. Свойственный лирике [лирика 1., 2.], характерный для нее. …

Образ лирического героя создается на основе жизненного опыта поэта, его чувств, ощущений, ожиданий и т.д., закрепленных в произведении в художественно преображенной форме. Однако полное отождествление личности самого поэта и его лирического героя неправомерно: не все, что включает в себя «биография» лирического героя, происходило в действительности с самим поэтом. Например, в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Сон» лирический герой видит себя смертельно раненным в долине Дагестана. Эмпирической биографии самого поэта этот факт не соответствует, но пророческий характер «сна» очевиден (стихотворение и написано в 1841 году, в год смерти Лермонтова):

В полдневный жар в долине Дагестана С свинцом в груди лежал недвижим я; Глубокая еще дымилась рана, По капле кровь точилася моя.

Термин «лирический герой» введен Ю.Н. Тыняновым 1 в 1921 году, и под ним понимается носитель переживания, выраженного в лирике. «Лирический герой - художественный “двойник” автора-поэта, вырастающий из текста лирических композиций (цикл, книга стихов, лирическая поэма, вся совокупность лирики) как четко очерченная фигура или жизненная роль, как лицо, наделенное определенностью, индивидуальностью судьбы, психологической отчетливостью внутреннего мира» 2 .

Лирический герой присутствует не во всех произведениях поэта-лирика, и о лирическом герое нельзя судить по одному стихотворению, представление о лирическом герое складывается из цикла стихов поэта либо из всего его поэтического творчества. Это особая форма выражения авторского сознания 3:

  1. Лирический герой - это и носитель речи, и предмет изображения. Он открыто стоит между читателем и изображаемым миром; мы можем судить о лирическом герое по тому, что ему близко, против чего он восстает, как он воспринимает мир и свою роль в мире и т.д.
  2. Для лирического героя характерно внутреннее идейно- психологическое единство; в разных стихотворениях раскрывается единая человеческая личность в ее отношении к миру и к самой себе.
  3. С единством внутреннего облика может сочетаться единство биографическое. В этом случае разные стихотворения могут объединяться в эпизоды жизни некоего человека.

Определенность лирического героя свойственна, например, поэзии М.Ю. Лермонтова (которому принадлежит открытие лирического героя в русской литературе, хотя сам термин появился в ХХ веке), Н.А. Некрасова, В. Маяковского, С. Есенина, А. Ахматовой, М. Цветаевой, В. Высоцкого... Из их лирических произведений вырастает образ личности цельной, очерченной и психологически, и биографически, и эмоционально, со свойственными ей реакциями на события в мире и т.д.

В то же время существуют лирические системы, в которых лирический герой не выходит на первый план, мы не можем сказать что-то определенное ни о его психологии, ни о биографии, ни об эмоциональном мире. В таких лирических системах «между поэтическим миром и читателем при непосредственном восприятии произведения нет личности как главного предмета изображения или остро ощутимой призмы, через которую преломляется действительность» 4 . В таком случае принято говорить не о лирическом герое, а о поэтическом мире того или иного поэта. Характерным примером может служить творчество А.А. Фета с его особым поэтическим видением мира. Фет постоянно говорит в лирике о своем отношении к миру, о своей любви, о своих страданиях, о своем восприятии природы; он широко пользуется личным местоимением первого лица единственного числа: с «я» начинается свыше сорока его произведений. Однако это «я» не лирический герой Фета: у него нет ни внешней, биографической, ни внутренней определенности, позволяющей говорить о нем как о некоей личности. Лирическое «я» поэта - это взгляд на мир, по существу отвлеченный от конкретной личности. Поэтому, воспринимая поэзию Фета, мы обращаем внимание не на человека, в ней изображенного, а на особый поэтический мир. В поэтическом мире Фета в центре находится чувство, а не мысль. Фета интересуют не столько люди, сколько их чувства, как бы отвлеченные от людей. Изображаются определенные психологические ситуации и эмоциональные состояния в их общих чертах - вне особого склада личности. Но и чувства в стихах Фета особые: смутные, неопределенные. Для воспроизведения такого расплывчатого, еле уловимого внутреннего мира Фет и прибегает к сложной системе поэтических средств, которые при всем разнообразии имеют общую функцию - функцию создания зыбкого, неопределенного, неуловимого настроения.

Лирическому герою в поэзии, хотя он и не совпадает полностью с авторским «я», сопутствует особая искренность, исповедальность, «документальность» лирического переживания, самонаблюдение и исповедь преобладают над вымыслом. Лирический герой, и не без основания, обычно воспринимается как образ самого поэта - реально существующего человека.

Однако в лирическом герое (при всем его явном автобиографизме и автопсихологизме) нас привлекает не столько его личная неповторимость, его личная судьба. Какой бы биографической, психологической определенностью ни обладал лирический герой, его «судьба» интересна нам прежде всего своей типичностью, всеобщностью, отражением общих судеб эпохи и всего человечества. Поэтому справедливо замечание Л.Я. Гинзбург о всеобщности лирики: «...у лирики есть свой парадокс. Самый субъективный род литературы, она, как никакой другой, устремлена к общему, к изображению душевной жизни как всеобщей... если лирика создает характер, то не столько “частный”, единичный, сколько эпохальный, исторический; тот типовой образ современника, который вырабатывают большие движения культуры» 5 .

Перед читателем лирического произведения не может не возникнуть вопрос, а с кем же он разговаривает, в чью речь вслушивается, о ком узнает столь много неожиданного и интимного? Разумеется, авторский голос слышен в любом произведении вне зависимости от его родовой принадлежности. С этой точки зрения особой разницы между эпопеей «Война и мир», драмой «Три сестры» и лирической миниатюрой Фета не существует. Важно другое. В лирических стихах авторский голос становится смысловым центром, именно он скрепляет стихотворение, делает его цельным и единым высказыванием.

Лирическое «я» в разных стихах звучит по-разному, разное означает: порой поэту важно дать ощущение полной слитности «я», существующего в литературе, и «я» реального. Но бывает и иначе. В предисловии к переизданию сборника «Пепел» (1928 г.) Андрей Белый писал: «...лирическое “я” есть “мы" зарисовываемых сознаний, а вовсе не “я" Б. Н. Бугаева (Андрея Белого), в 1908 году не бегавшего по полям, но изучавшего проблемы логики и стиховедения». Признание весьма серьёзно. Андрей Белый увидел в своих стихах «другого», а между тем именно этот «другой» был центром едва ли не важнейшей книги поэта. Как же следует назвать подобное явление?

За несколько лет до предисловия Белого была написана статья Ю. Тынянова «Блок»; здесь, резко отделив Блока-поэта от Блока-человека, исследователь писал: «Блок самая большая тема Блока... Об этом лирическом герое и говорят сейчас». Далее Тынянов рассказывает, как складывается в поэзии Блока странный, всем знакомый и как бы сливающийся с реальным А. Блоком образ, как образ этот переходит из стихотворения в стихотворение, из сборника в сборник, из тома в том.

Оба наблюдения связаны не с поэзией «вообще», но с конкретными поэтами, принадлежащими к одной творческой системе — русскому символизму. Ни Белый, ни Тынянов, ни серьезные ученики последнего не собирались распространить термин на всю мировую лирику. Более того, «теория лирического героя» предполагала, что большинство текстов строится по иным законам, что лирический герой — понятие специфическое. Попытаемся выяснить, какова же его специфика?

Жизнь поэта не сливается с его стихами, пусть даже на биографической основе написанными. Для того чтобы почти любой жизненный факт оказался неразрывно сцепленным с поэзией, втянутым в орбиту стиха, и необходим лирический герой. Это не герой одного стихотворения, но герой цикла, сборника, тома, творчества в целом. Это не явление собственно литературное, но нечто возникающее на грани искусства и бытия. Сталкиваясь с таким явлением, читатель неожиданно оказывается в положении незадачливого редактора ахматовской «Поэмы без героя», не может разобраться, «кто автор, а кто герой». Грань между автором и героем становится зыбкой, неуловимой.

Поэт по большей части пишет о себе, но пишут поэты по-разному. Иногда лирическое «я» стремится к идентичности с «я» поэта — тогда поэт обходится без «посредника», тогда возникают стихи, подобные «Брожу ли я вдоль улиц шумных...» Пушкина, «Сну на море» Тютчева или «Августу» Пастернака.

Но бывает и иначе. Ранняя лирика Лермонтова глубоко исповедальна, почти дневник. И все же не Лермонтов, а кто-то другой, близкий поэту, но не равный ему, проходит сквозь его стихи. Тексты живут лишь в одном ряду, один тянет за собой другой, вызывает в памяти третий, заставляет думать о том, что было «между ними», особую смысловую роль обретают даты, посвящения, пропуски текста, трудно расшифровываемые намеки. Стихи тут не самодостаточные, замкнутые миры (как в только что приведённых случаях), но звенья цепи, в пределе — бесконечной. Лирический герой возникает как средоточие и результат развития своеобразного «пунктирного» сюжета.

Лирический герой может быть достаточно однозначным. Вспомним поэзию русского романтизма. Для большинства читателей Денис Давыдов — лишь лихой поэт-гусар, молодой Языков — поэт-студент, Дельвиг — «ленивец праздный». Маска наложена на биографию, однако тоже оказывается художественно выстроенной. Для целостного восприятия стихов читателю вовсе не обязательно знать о трудах Давыдова по военной теории, о горькой судьбе и тяжёлой болезни Дельвига. Разумеется, лирический герой немыслим без «биографического подтекста», но сам подтекст поэтизируется в соответствии с основным духом творчества.

Надо также понимать, что Лирический герой — не «постоянная величина», он появляется в тех случаях, когда жизнь поэтизируется, а поэзия дышит фактом. Недаром В. Жуковский написал в итоговом для романтического периода стихотворении:

И для меня в то время было
Жизнь и Поэзия одно.

С романтической культурой, для которой характерен своеобразный лирический «взрыв», когда сама жизнь поэта стала почти художественным произведением, - связано появление лирического героя, странного «двойника» автора; с эпохой символистской — его второе рождение. Отнюдь не случайно отсутствие лирического героя в зрелом творчестве Баратынского или Некрасова, выросшем в глубоком и серьезном споре с романтизмом, или у поэтов, споривших с символизмом, — Мандельштама, Ахматовой, поздних Пастернака и Заболоцкого. Не случайна и характерная для последних неприязнь ко всему игровому в литературе. Строгие слова Пастернака звучат неожиданным ответом Жуковскому:

Когда строку диктует чувство.
Оно на сцену шлёт раба,
И тут кончается искусство
И дышат почва и судьба.

Не будем сравнивать больших поэтов, чей диалог в веках организует сложное целое русской поэтической традиции, важно понять другое: лирический герой много даёт поэту, но и требует от поэта не меньшего. Лирический герой большого поэта достоверен, до пластичности конкретен. Таков он у Блока, проходящий долгий путь «через три тома». Блок не обмолвился, назвав их «трилогией». У «трилогии» есть и «лирический сюжет», не раз прокомментированный в письмах поэта: от озарений «Стихов о Прекрасной Даме» через иронию, скепсис, снежные и огненные вакханалии II тома — к новому, уже иному приятию жизни, к рождению нового человека в томе III. Давно известно, что не чистая хронология, но логика целого руководила Блоком при составлении циклов, при выработке окончательного композиционного решения. Многим стихам III тома по времени место во II, однако внутренняя история «лирического героя» диктовала поэту их перестановку.

Заметим, что отношения поэта с собственным порождением не всегда идилличны, поэт может уйти от старой маски, уже привычной для читателя. Так случилось с Языковым. Поздние стихи его никак не вяжутся с обликом хмельного дерптского бурша, переход к новому стилю, к новому типу поэтического мышления потребовал категорического разрыва со старым амплуа как формой контакта с читателем. Отказ от лирического героя — чёткая грань между «старым» и «новым» Языковым. Таким образом, антитеза «Лирический герой» — «прямой» голос автора оказывается значимой не только для истории поэзии как целого, но и для творческой эволюции того или иного (не каждого!) поэта.

Задумываясь над проблемой лирического героя, следует быть осмотрительным, всякий «быстрый вывод» здесь приводит к путанице. Увидеть его у современного поэта очень легко. Сама ситуация века массовой информации чрезвычайно приблизила, разумеется лишь внешне, поэта к аудитории, вырвала его из прежней «таинственной отдаленности». Эстрада, на которой выступают отнюдь не только «эстрадные» поэты, а затем и телевидение сделали лицо стихотворца, его манеру чтения и поведения «всеобщим достоянием». Но напомним ещё раз — для объективной оценки необходимы перспектива, взгляд на всё творчество, временная дистанция, а их критик-современник лишён. Лирический герой существует, пока жива романтическая традиция. Читатель ясно видит и напряжённо-волевого героя лирики И. Шкляревского, и «книжного мальчика», чей образ создаёт А. Кушнер, и меланхолично-мудрого «певца» Б. Окуджавы. Нет нужды объяснять, что реальный облик поэтов многомерней и сложней. Важно, что образы эти живут в читательском сознании, иногда переживая поэтическую реальность.

Конечно, никому не заказано пользоваться термином и в других значениях: для одних он кажется синонимом «образа автора», для других — поощрительным призом, для третьих — способом сурового укора. Поэт не становится лучше или хуже в зависимости от того, есть у него лирический герой или нет. А термин — «инструмент» очень хрупкий, поэтому использовать его надо осторожно.

Лирический герой – это понятие вводит Ю. Тынянов в 1921 году, и под ним понимается носитель переживания, выраженного в лирике: «Лирический герой – художественный “двойник” автора-поэта, вырастающий из текста лирических композиций (цикл, книга стихов, лирическая поэма, вся совокупность лирики) как четко очерченная фигура или жизненная роль, как лицо, наделенное определенностью, индивидуальностью судьбы, психологической отчетливостью внутреннего мира».

Есть синонимы: «лирическое сознание», «лирический субъект» и «лирическое я». Чаще всего такое определение – это образ поэта в лирике, художественный двойник поэта, вырастающий из текста лирических композиций. Это носитель переживания, выраженность в лирике.

Термин возник из-за того, что нельзя поставить знак равенства между поэтом и носителем сознания. Этот зазор появляется в начале 20 века в лирике Батюшкова.

Справедливо замечание Л.Я. Гинзбург о всеобщности лирики: «...у лирики есть свой парадокс. Самый субъективный род литературы, она, как никакой другой, устремлена к общему, к изображению душевной жизни как всеобщей... если лирика создает характер, то не столько “частный”, единичный, сколько эпохальный, исторический; тот типовой образ современника, который вырабатывают большие движения культуры».

Образ лирического героя создается на основе жизненного опыта поэта, его чувств, ощущений, ожиданий и т.д., закрепленных в произведении в художественно преображенной форме. Однако полное отождествление личности самого поэта и его лирического героя неправомерно: не все, что включает в себя «биография» лирического героя, происходило в действительности с самим поэтом. Например, в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Сон» лирический герой видит себя смертельно раненным в долине Дагестана. Эмпирической биографии самого поэта этот факт не соответствует, но пророческий характер «сна» очевиден (стихотворение и написано в 1841 году, в год смерти Лермонтова):

В полдневный жар в долине Дагестана

С свинцом в груди лежал недвижим я;

Глубокая еще дымилась рана,

По капле кровь точилася моя.

Лирический герой присутствует не во всех произведениях поэта-лирика, и о лирическом герое нельзя судить по одному стихотворению, представление о лирическом герое складывается из цикла стихов поэта либо из всего его поэтического творчества.

Лирический герой - это особая форма выражения авторского сознания:

1. Лирический герой – это и носитель речи, и предмет изображения. Он открыто стоит между читателем и изображаемым миром; мы можем судить о лирическом герое по тому, что ему близко, против чего он восстает, как он воспринимает мир и свою роль в мире и т.д.

2. Для лирического героя характерно внутреннее идейно-психологическое единство; в разных стихотворениях раскрывается единая человеческая личность в ее отношении к миру и к самой себе.

3. С единством внутреннего облика может сочетаться единство биографическое. В этом случае разные стихотворения могут объединяться в эпизоды жизни некоего человека.

Определенность лирического героя свойственна, например, поэзии М.Ю. Лермонтова (которому принадлежит открытие лирического героя в русской литературе, хотя сам термин появился в ХХ веке), Н.А. Некрасова, В. Маяковского, С. Есенина, А. Ахматовой, М. Цветаевой, В. Высоцкого... Из их лирических произведений вырастает образ личности цельной, очерченной и психологически, и биографически, и эмоционально, со свойственными ей реакциями на события в мире и т.д.

Лирическому герою в поэзии, хотя он и не совпадает полностью с авторским «я», сопутствует особая искренность, исповедальность, «документальность» лирического переживания, самонаблюдение и исповедь преобладают над вымыслом. Лирический герой, и не без основания, обычно воспринимается как образ самого поэта – реально существующего человека.

ЛИРИЧЕСКИЙ ГЕРОЙ - основная форма воплощения субъекта лирического высказывания в поэзии XIX-XX вв. Это не сам поэт, как зачастую наивно считают, - уже потому, что он является образом, созданным поэтом, естественно, не вбирает в себя все, что есть и было в его жизни, но, с другой стороны, принадлежит к новой, художественной реальности, привносимой в первичную реальность, обогащающей, расширяющей ее.

В лирике XVIII в. мы еще видим, так сказать, “жанрового героя”, “когда, например, А Сумароков - автор од - больше похож на М. Ломоносова, работающего в этом же жанре, чем на самого себя как автора элегий” . Г.Р. Державин уже наделил героя своей лирики индивидуальными, только ему лично присущими чертами. А.С. Пушкин с юности делает общезначимой собственную биографию (“Края Москвы, края родные, / Где на заре минувших лет...” в “Воспоминаниях в Царском Селе”, 1814). Ho лишь в творчестве М.Ю. Лермонтова вполне сложился лирический герой как центр всей поэтической системы, придающий ей определенное единство. У него свои убеждения (пусть сложные, противоречивые), своя психология, своя жизнь. Собственно лирический герой - категория межтекстовая (интертекстуальная): по одному стихотворению невозможно судить, насколько те или иные его признаки устойчивы и представительны. Ho и в отдельном стихотворении проявляется общее. Есть мнение, что лирический герой непременно должен наделяться саморефлексией, быть предметом самоанализа, т.е. становиться собственной темой. Такой герой “возникает не у каждого поэта. Из русских лириков он наиболее характерен для М. Лермонтова, А. Блока, М. Цветаевой, В. Маяковского, С. Есенина” . Ho вряд ли совсем нельзя говорить, например, о лирическом герое Пастернака, хотя он и “космоцентричен”, часто слит со всем мирозданием, едва ли другой поэт дал бы своей книге стихов название “Сестра моя - жизнь” (вышла в 1922 г.).

Обычно лирического героя отождествляют с любым лирическим “я”. Ho субъекты сознания в поэзии бывают многоразличны. Создатель одной из классификаций, Б.О. Корман, выделил четыре их вида в “прозаизированной” лирике Некрасова. Первый и второй он терминологически неточно назвал “собственно автором” и “авто-ром-повествователем”. Первый проявляется в наиболее объективированной лирике, где в центре внимания явление, пейзаж и т.д. и важно именно то, что говорится, а не то, кто говорит (“Смолкли честные, доблестно павшие...”, “В столицах шум, гремят витии...”). Второй вид (слово “повествователь” здесь неудачно, поскольку элементы сюжета, повествования в данном случае необязательны) - когда характер высказывающегося ясен по тому, как им характеризуется другой человек (некрасовские “Тройка”, “Школьник”, “Памяти Добролюбова”). Третий вид - лирический герой в узком смысле, он и предмет описания, и носитель речи (“Я за то глубоко презираю себя...”, “Рыцарь на час”; в стихотворении “Еду ли ночью по улице темной...” лирический герой, по Корману, - прошлое повествователя). Лирический герой Некрасова преклоняется перед революционными демократами, ставя себя намного ниже. Он впервые в лирике отягощен заботами о еде, одежде, сапогах и т.д. Четвертый вид лирического субъекта - герой ролевой лирики, заведомо далекий от автора-творца по социальному положению, биографии, умственному развитию, психологии, нравственным качествам (“Огородник”, “Калистрат”, “Пьяница”).

Другой классификатор, С.Н. Бройтман, считает необходимым добавить к этим четырем видам пятый - лирическое “я” в узком смысле. «Критерием здесь будет степень акцентированности и активности прямо оценочной тонки зрения, по терминологии Кормана... Собственно о лирическом “я” мы можем говорить тогда, когда носитель речи становится самостоятельным образом, что было неявно в случае автора-повествователя и “собственно автора”» . Примеры: “Девушка пела в церковном хоре...” Блока, “Единственные дни” Пастернака. Иногда же “возникает сложная игра точек зрения, голосов и ценностных интенций (“Два голоса” Тютчева, “Смычок и струны” Анненского, поэтическое многоголосие у Некрасова, описанное Корманом)”, возможен двоящийся лирический субъект, как в блоковском “На поле Куликовом”: “он и лирический герой, отсылающий нас к стоящему за ним автору, но он же и... персонаж - участник Куликовской битвы” . Лирический субъект может быть даже не дву-, а пятиликим, как в “Гамлете” Пастернака (см.: Содержание и форма).

Ясно, что существующие классификации не являются исчерпывающими и понятие “лирический субъект” намного шире, чем “лирический герой”. Необходимо оговорить, что “ролевая лирика” - не всегда лирика: если некрасовский “Пьяница” - условная самохарактеристика героя, то в “Огороднике” есть действие, огородник - просто персонаж, а не только “лирическая роль”. Весьма различны роли положительных героев и саморазоблачающихся отрицательных (например, “Нравственный человек”), в последнем случае имеет место разнонаправленное двуголосое слово, по М.М. Бахтину (см.: Речь художественная). “Лирические герои” стихотворения “Еду ли ночью по улице темной...” и поэмы “Рыцарь на час” явно разные, весьма различно их соотношение с “биографическим” автором. “Я” ранней Ахматовой колеблется от нищенки до светской дамы (есть и стихи, написанные от лица мужчины, есть и “мы”, начиная со стихотворения 1911 г. “Смуглый отрок бродил по аллеям...”), а у Есенина от “смиренного инока” до “похабника и скандалиста”, но тип сознания эти столь разноликие героини и герои выражают в каждом случае в общем один и тот же.

© 2024 sam-and-cat.ru - SamAndCat - Кошки дома