Эссе на тему условия образования. Эссе «Актуальные проблемы современного образования. «Современное образование, каким я его вижу»

Эссе на тему условия образования. Эссе «Актуальные проблемы современного образования. «Современное образование, каким я его вижу»

Оля Макеева
Эссе «Актуальные проблемы в современной педагогике»

Я думаю, что трудно переоценить важность темы «Актуальные проблемы в современной педагогике » . Поскольку образование является одним из основных факторов формирования сознания, то именно образование должно стать социальным институтом,который вернет людям утраченную веру в высшие нравственные ценности нашей жизни, предотвратив тем самым реальную опасность духовной деградации человека и человечества. Это одна из самых важных проблем в современном обществе . Наряду с проблемой ценностей в образовании всегда была актуальна проблема целей . Так как от того, на чем акцентировал внимание педагог , какие ценности для него более значимы, зависит в каком направлении строится процесс обучения и воспитания. Очень важно так же, чтобы педагог , выросший и получивший образование и профессиональные навыки в обществе с другими системами измерений и точками отсчета,идущими в разрез с новыми требованиями, с иными мировоззрениями, мог понять, зачем нужно менять подходы к обучению, почему необходимо самому меняться, переучиваться, когда вроде бы и так «все прекрасно» . Необходимо менять свои личные представления о норме своей деятельности, пересматривать свое мышление. Сейчас большое значение имеет факт обсуждения учеными, педагогической общественностью необходимости изменения и совершенствования системы российского образования на государственном уровне. Важнейшей задачей является переориентация современной педагогики на человека и его развитие. Современная педагогика нуждается в разработке новых подходов к построению более эффективной и адекватной модели образовательного процесса. В основу такой модели положен посыл о том, что деятельность учащихся и учителей в процессе обучения выступает единстве с одновременным сохранением руководящей роли учителя и активного самостоятельного участия учеников в учебном процессе. Задача данной модели-способствовать преодолению ряда неопределенностей, существующих в нашем образовании. Так же пути решения проблем образования предлагают системы повышения квалификации педагога . Например обновление образования с помощью телекоммуникационных образовательных технологий,через формирование новаторских качеств личности педагога , необходимых для реализации им индивидуального подхода в обучении. Эффективным методом решения педагогической проблемы остается педагогический эксперимент . Таким образом современному педагогу в непростых современных условиях необходимо использовать как можно больше различных путей решения непростых педагогических проблем .

Публикации по теме:

Актуальные направления работы по формированию здоровьесберегающей среды в условиях современного ДОУ Актуальные направления работы по формированию здоровьесберегающей среды в условиях современного ДОУ «Здоровье- драгоценность и притом.

Актуальность проблемы художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста определяется тем, что художественно-эстетическое развитие.

Актуальные проблемы реализации ФГОС дошкольного и начального общего образования ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного.

Актуальные проблемы в развитии речи детей дошкольного возраста От природы человеку дан уникальный дар – речь. Но навыками речи человек обладает не сразу, а постепенно. Прежде чем ребенок заговорит, пройдет.

Актуальные проблемы эстетического воспитания учащихся коррекционной школы-интерната Эстетическое воспитание - это целенаправленный, систематический процесс воздействия на личность ребенка с целью развития у него способности.

Актуальные вопросы формирования психологической готовности ребенка к обучению в школе Актуальные вопросы формирования психологической готовности ребенка к обучению в школе в соответствии с требованиями ФГОС ДО Наталья Юрьевна.

Проект-презентация «Актуальные проблемы подготовки детей к школе» МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования.

Транскрипт

1 Министерство образования и науки Российской Федерации (МИНОБРНАУКИ РОССИИ) ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ (ТГУ) Факультет психологии Кафедра управления образованием ЭССЕ НА ТЕМУ «МОЁ ПОНИМАНИЕ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ» Проверила: канд. пед. наук, доцент А.В. Андриенко 2013 г. Выполнила: студентка группы Е.В. Каращенко Томск 2013

2 Задумывались ли Вы о том, какую роль играет образование в Вашей жизни? Давайте порассуждаем. В Большой советской энциклопедии под «образованием» понимается процесс и результат усвоения систематизированных знаний, умений и навыков. В процессе образования происходит передача от поколения к поколению знания всех тех духовных богатств, которые выработало человечество, усвоение результатов общественно-исторического познания, отражённого в науках о природе, обществе, в технике и искусстве, а также овладение трудовыми навыками и умениями. Образование необходимое условие подготовки к жизни и труду, основное средство приобщения человека к культуре и овладения ею; фундамент развития культуры. Для меня образование означает тот путь, который я должна преодолеть, чтобы стать свободным, культурным и успешным человеком. Этот путь начинается с дошкольного образования. Детство уникальный период жизни человека, так как он только начинает познавать этот мир. Важно дать раскрыться талантам ребёнка и не оценивать слишком строго его поступки. Также родителям необходимо помнить, что ежеминутно дети наблюдают за ними и берут с них пример, подражают им. Так что первой, базовой ступенью образования является воспитание в семье. Следующая ступень это школьное образование, здесь ребёнок также познает мир в разных областях. Школа это место, где ребенок проводит половину своего детства и юности. Здесь он не только получает новые знания, но и приобретает опыт общения с другими детьми и взрослыми людьми. И от того на сколько успешно ему удается поладить с одноклассниками и учителями, зачастую зависит и отношение к самому учебному заведению. Бывают случаи, когда ребенок наотрез отказывается идти в школу только потому, что учитель относится к нему предвзято, необоснованно критикует его работу, предъявляет завышенные требования. Подобные конфликты с педагогом могут стать причиной поиска нового учебного заведения.

3 Школьная система дает основные навыки, помогает глубже понять окружающий мир. Но я считаю, что в школьном образовании возможности индивидуального подхода минимальны. В школе не слишком обращают внимания на таланты ребёнка или его способности и наклонности. Конечно, кроме школы ребёнок может заняться дополнительным образованием. И это порой откликается в школьной жизни в виде выступлений на сцене, выставок картин, спортивных соревнований. Я считаю, чтобы было интересно и легко учиться, и чтобы ребёнок усваивал хорошо предметы в школе, нужно: проводить в начальных классах тестирование, чтобы определить, что ребёнку будет интересно, и по какому профилю он сможет пойти. Если в начальной школе возникают проблемы с раскрытием детских талантов и стремлением к учебе, то в старших классах появляется совсем другая проблема сдача ЕГЭ. И про нормальную школьную программу можно смело забыть! Обучение подменяется дрессировкой и натаскиванием. Зачастую и ученик, и учитель работают на оценку и для оценки. Подход усреднённый, ведь надо учить всех. Учитель физически не может опросить каждого и уделить ему достаточно времени. Тесты ЕГЭ недостаточно продуманы, формы сдачи подходят не всем детям. В старших классах дети выбирают определенный профиль, а именно гуманитарный или физико-математический, следовательно, нужно тесты ЕГЭ разделить в зависимости от профиля по уровню сложности. Поскольку, например, ЕГЭ по математике является обязательным, но учащимся гуманитарного профиля в отличие от физико-математического сложновато решать те же задачи по математике и при этом получать хорошие баллы. Конечно же, можно привести и плюсы школьного образования. База знаний, которую мы получаем в школе, достаточно многообразна. Мы учимся работать, выстраивать отношения и общаться в коллективе, отрабатываются необходимые коммуникативные навыки. Таким образом, происходит наше встраивание в социальную систему.

4 Далее в жизни каждого человека наступает момент принятия решения относительно своей будущей профессии, от которого зависит его дальнейший путь. На сегодняшний день большинство российских вузов зачисляют выпускников школ на основе их баллов по ЕГЭ. И здесь уже не учитывается школьное портфолио, важна только общая сумма баллов по определенным предметам. Такая система хороша только тем, что ты можешь подать заявление на поступление сразу в несколько вузов. И после подачи тебе ничего не остается, как только запастись терпением и ждать результатов зачисления. Если рассматривать мой личный пример, то я поступила в ТГУ, как и хотела. Но специальность мне определил именно экзамен. Как нестранно, я благодарна ЕГЭ, поскольку мне нравится специальность, на которую я обучаюсь. Я, как и многие студенты, учусь по Болонской системе, которая была принята в России в 2003 году, но ТГУ перешел на эту систему сравнительно недавно. На сегодняшний день большая часть вузов была вынуждена перейти на двухуровневую подготовку студентов, что является одной из центральных составляющих Болонского процесса. Двухуровневая система подразумевает под собой обучение согласно формуле: 4 + 2, где после 3-4 лет обучения студенты получают степень бакалавра, а следующие 1-2 года дают им шанс выучиться на магистра. Однако этот шанс не для всех, потому как поступить в магистратуру могут только «избранные». При этом на бумаге значится, что бакалавр получает такую же специальную подготовку, что и дипломированный специалист, и магистр. А на деле все совсем не так. В итоге пройдет немного времени, и рынок труда будет перенасыщен бакалаврами-недоучками, имеющими общие знания по специальности и не востребованными потенциальным работодателям. Еще одной причиной деградации высшей школы можно назвать резкое сокращение аудиторных часов: лекций и практических занятий. Согласно болонской системе львиная доля подготовки студентов приходится на

5 самообразование. Вы можете сказать: что тут плохого, однако если речь идет об английском или немецком студенте, то ничего, потому как после обеда эти молодые люди идут в библиотеку и там до вечера занимаются, выполняя свои творческие задания. Для них не понятно: как, не выполнив задание, можно пойти развлекаться и отдыхать. Однако ментальность нашего студента воспринимает сокращение пар с 3 4 до 2 3 в день не как возможность дополнительного самообразования, а как повод лишний раз отдохнуть и расслабиться, надеясь на то, что авось само собой выучится. Создается впечатление, что кому-то очень на руку иметь малограмотное общество, не имеющее достаточных знаний и превращающееся со временем в офисных рабов, от которых всего и нужно-то умение мало-мальски связывать между собой несколько предложений и владеть на базовом уровне знанием компьютера. Но все-таки образование было и будет необходимо каждому человеку, поскольку если ты имеешь хорошее образование, то ты конкурентоспособен на рынке труда, и для тебя открыто большинство дверей. Кроме того, образованность граждан вообще является показателем развития страны в целом. Таким образом, необходимо стать образованным человеком, не только для благополучной жизни, но и для развития своей страны.


ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ КАК ПОМОЧЬ СВОЕМУ РЕБЕНКУ В ВЫБОРЕ ПРОФЕССИИ СТРАТЕГИЯ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ Обозначить несколько альтернативных вариантов профессионального выбора Оценить вместе с подростком достоинства

Новые интерактивные ресурсы для индивидуализации профориентационной работы Полина Лихачева, консультант по карьере портала Поступи Онлайн Немного статистики в области профориентации Согласно исследованиям

Международная выставка «Образование и карьера-2017»: Политех активизирует профориентационную работу Не секрет, что выбор будущей специальности событие значимое как для молодого человека, который начинает

Министерство образования и науки Российской Федерации (МИНОБРНАУКИ РОССИИ) ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ (ТГУ) Факультет психологии Кафедра управления образованием ЭССЕ «МОЕ ПОНИМАНИЕ СОВРЕМЕННОГО

Набор в 10 классы апрель 2018 год Поступление в 10 класс 1. Выбор профиля обучения обоюдное решение обучающегося и его родителей (законных представителей). 2. Необходимо определить способности и наклонности

Моргуненко Ирина Александровна Государственное образовательное учреждение Cредняя общеобразовательная школа 603 г. Санкт-Петербурга ПРОФИЛЬНАЯ ШКОЛА. КОНКУРЕНТНЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА И ВОЗМОЖНОСТИ ИНДИВИДУАЛЬНОГО

Почему? Нам, а еще в большей мере, нашим детям выпало жить в стремительно изменяющемся мире: развитие производства, социальные изменения, мгновенные средства коммуникации, в сто крат возросший поток информации.

Баллы по математике 2017 - средние оценки ЕГЭ, профильные ОГЭ ЕГЭ баллы по математике 2017 - шкала оценок и перевод ОГЭ... Как известно, единый общегосударственный экзамен (ЕГЭ или ОГЭ) по предмету математика

Тема:КОНФЛИКТЫ В ШКОЛЕ Слайд 1. Слайд 2.Конфликт-это столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений и взглядов людей. Конфликты существуют ровно столько, сколько и человек,

В.Ю. Родионов: «Радует, что инженерные специальности в тройке лидеров по среднему баллу» Вузовская приемная кампания пока не закончилась, а плавно перетекла в очередную фазу процесс зачисления в магистратуру.

Положение о формировании и содержании портфолио достижений учащихся МБОУ гимназии Общие положения Назначение портфолио проследить развитие ребенка, обнаружить в нем склонности к тем или иным наукам и скрытые

Министерство образования и науки Российской Федерации ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Факультет психологии Кафедра управления образованием Эссе по дисциплине «Педагогика» на тему: «Мое понимание современного

Легко ли быть большим? В этом выпуске: Интервью с директором. 2-3 Письмо главного редактора Жизнь в 11 классе: ожидание 4 Интервью с учителем физкульту- 4-5 Каково это быть взрослым? 6 Мы так быстро взрослеем.

Профориентация и ЕГЭ Как правильно выбирать профессию? ПРОБЛЕМА ВЫБОРА Что я хочу? Что я умею? Что мне советуют? Что говорят СМИ? Какие традиции в семье? Сколько стоит обучение? Что я знаю о профессиях?

ФАКУЛЬТЕТ довузовской подготовки: ЕГЭ-центр «ВСЕОБУЧ» http://perm.hse.ru/fdp Василий Владимирович Ведерников, декан факультета довузовской подготовки: Рад приветствовать всех в стенах Высшей школы экономики!

Педагогическое образование ваш путь к успеху! Ответы на обращения поступающих Выпуск 72 ПОЛУЧИ ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВНИЕ В НАШЕМ УНИВЕРСИТЕТЕ! КРАСНОЯРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ У Н И В Е Р С И Т Е Т

Демчев Григорий группа 2-09-Ст КОЛЛЕДЖ МОЙ ПУТЬ В ПРОФЕССИЮ. «Колледж мой путь в профессию» - а действительно ли это так? Моя история по выбору специальности началась еще в школе. Знаете, есть люди, которые

УДК 159.9 Шапошник М.А. ИЗУЧЕНИЕ ГУМАНИТАРНЫХ ПРЕДПОЧТЕНИЙ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА БНТУ, Минск Цели и принципы социально-гуманитарной подготовки выпускников учреждений высшего образования всех специальностей

Эссе: «Я Учитель: профессия или призвание?» Учитель это уникальная профессия, является одной из древнейшей и остается востребованной государством и обществом по сей день. Важный и необходимый человек в

Творческий проект «Моё профпутешествие» «Есть такая профессия-переводчик» ПодготовилаЯ: ученица 9 «В» класса Федоскина Ольга Есть такая профессия Я выбрала профессию переводчика, потому что я люблю изучать

Правила и план приема в ФГБОУ ВО «БГПУ» на 2018 г. Преимущества БГПУ БГПУ имеет бессрочную лицензию на право ведения образовательной деятельности, в 2015 году успешно прошел процедуру государственной аккредитации.

13.08.09 Юрий Перевезенцев: «МГИМО того стоило» Юрий Первезенцев абитуриент, а вернее уже студент, набравший рекордное количество баллов на ЕГЭ по всему МГИМО, так называемый «стобальник», золотой медалист.

Факторы влияния на процесс адаптации студентов к условиям высшей школы The factors of influence on the process of adaptation of students to the condition of higher school Толков Александр Сергеевич кандидат

КОЛЛЕДЖ МОЙ ПУТЬ В ПРОФЕССИЮ. В жизни каждого человека наступает момент, когда стоит определиться с выбором будущей профессии. Многие даже не задумываются и считают, что по специальности не будут работать,

11. Тельманова Е.В. Организация и технология ДОУ [Текст]: метод, указания по подготовке и проведению деловой игры «Создание предприятия» / Е.В. Тельманова; под ред. JI.B. Астаховой. Челябинск: Изд-во ЗАО

Корнеева Екатерина Руслановна студентка Лим Эльвира Хаммоковна канд. пед. наук, доцент, заведующая кафедрой ФГБОУ ВПО «Сахалинский государственный университет» г. Южно-Сахалинск, Сахалинская область СИСТЕМА

СДАТЬ ЕГЭ УСПЕШНО! 8 правил для подготовки к ЕГЭ Уже совсем скоро выпускникам школ предстоит сдача ЕГЭ. Именно сейчас необходимо мобилизовать все свои силы и настроиться на высокий балл. Несмотря на то,

ÌÀÃÈÑÒÐÀÒÓÐÀ Государственный университет Высшая школа экономики принимает на учебу в магистратуру выпускников вузов любой страны мира, способных обучаться на русском языке. Приезжайте и участвуйте в общем

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К УЧЕБНОМУ ПЛАНУ МБОУ Г.МУРМАНСКА «ГИМНАЗИЯ 1» НА 2017/2018 УЧЕБНЫЙ ГОД Учебный план гимназии сформирован в соответствии с требованиями нормативных правовых актов в сфере общего образования

СИСТЕМНАЯ ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ РАБОТА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА С.В. ЯКОВЕНКО Анализ результатов приемных кампаний за последние годы показывает, что у абитуриентов наблюдается снижение интереса к поступлению

Center for Scientific Cooperation "Interactive plus" Старова Ольга Валерьевна канд. экон. наук, доцент Мальцева Мария Вячеславовна студентка Инженерно-строительный институт ФГАОУ ВПО «Сибирский федеральный

Контактный телефон: 8-499-400-41-34 Адрес: Московская Область, г. Мытищи, ул Летная, стр. 19. Образование Образование - это комплекс процессов передачи знаний от преподавателя к ученику. Образование является

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ Филиал государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «СТАВРОПОЛЬСКИЙ

Справка по вопросу «Итоги приема в вузы в 2011г.» Результаты социологического исследования Центром социально-политических исследований и технологий ГОУ ВПО «Саратовская государственная академия права»

КГПУ им. В.П. Астафьева фаворит педагогического притяжения! Ответы на обращения поступающих Выпуск 57 НАШ УНИВЕРСИТЕТ предоставляет возможность иностранной стажировки! и Центр нового набора «Абитуриент»

«ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ ВЫСШЕГО ДОКУМЕНТОВЕДЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ: ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ» Юшкина А.В. ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет им. Г. Р. Державина», [email protected]

Школьнику о квалификационных требованиях и профессиональном образовании Вы на пороге выпуска из школы! Завтра, образно говоря, Вам предстоит обратиться в одну или несколько приемных комиссий для подачи

ВШколе Выпуск 13 октябрь 2017 год Международный День Учителя Одна из самых уважаемых, трудных и ответственных профессий в мире это учитель. Это люди, которые отдают свое время, знания и душу педагогике,

Преемственность при обучении фундаментальным дисциплинам к.ф.-м.н., доцент Гадельшин Т.К. Московский государственный технический университет «МАМИ» к.т.н., доцент Гадельшин В.К. Таганрогский технологический

Дорогие школьники и уважаемые родители! Предлагаем вам самостоятельно выбрать программу подготовки и продолжительность обучения на курсах в соответствии с вашими планами и возможностями. Чтобы решить эту

Н.И. Лушенкова, кандидат экономических наук, доцент, ректор Мотивация учебной деятельности студентов как фактор повышения качества обучения в Мордовском гуманитарном институте Модернизация российского

VANTAA Обучение в гимназии Профессиональное основное образование Куда пойти после основной школы? Справочник по среднему общему и профессиональному основному образованию VENÄJÄ Содержание СРЕДНЕЕ ОБЩЕЕ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К УЧЕБНОМУ ПЛАНУ НА 2017-2018 УЧ. ГОД БОУ г. Омска «Лицей 166» (8-11 классы) Учебный план БОУ г. Омска «Лицей 166» обеспечивает реализацию требований федерального компонента Государственного

Школа составляет громадную силу, определяющую быт и судьбу народов и государства, смотря по основным предметам и по принципам, вложенным в систему школьного образования. Д.И. Менделеев Основное общее образование

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ С. Н. Чистякова, Н. Ф. Родичев ОТ УЧЕБЫ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КАРЬЕРЕ УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ УДК 371.3(075.3) ББК 74.26я721 Ч-689 Серия «Профессиональная ориентация» Рецензенты: доктор

Методические аспекты подготовки к ЕГЭ и ГИА Савина М.В., директор ЦОК «Самарский репетитор», Бруяка В.А., кандидат физико-математических наук, доцент СамГТУ (статья опубликована в журнале "Справочник заместителя

В сокращенные сроки по сравнению с нормативным сроком освоения образовательной программы, установленным рабочим учебным планом по соответствующей специальности (направлению подготовки) и форме обучения,

Выступление заместителя директора по учебно-воспитательной работе Григорьевой Л.П. на коллегии образовательных учреждений города Нефтеюганска «Деятельность образовательного учреждения по повышению качества

«Моя школа стала для меня школой жизни». В Газпром школе состоялись встречи с выпускниками С 25 по 27 января 2016 г. в Газпром школе состоялись ежегодные встречи с выпускниками, посвящённые Дню студентов.

Современная система российского образования далека от совершенства. И проблем назрело, увы, действительно много. Проблема содержания образования - одна из самых злободневных. Это не могут не понимать в министерстве, иначе зачем в контрольных измерительных материалах ЕГЭ по русскому языку выпускникам предлагаются для анализа тексты, где эта проблема является основной? Так, в 2009 г. в КИМах появился сокращённый вариант статьи Игоря Ботова , в которой автор с горькой иронией замечает, что у школьников пропадает интерес к знаниям. Знания не обогащают, а наоборот, тяготят их, образование становится для них тяжким грузом, и они хотят быстрее сбросить его со своих плеч. Дети не чувствуют «сродства души с изучаемым предметом» , не понимают, зачем нужны эти знания в будущем.

После публикации отрывков статьи «Воспитание» И.П. Ботов саркастически констатирует: «Удивительно, как могут составители программ, как не боятся обнажать свои огрехи, что публикуют мою статью. Ведь, если я - прав, то их всех нужно уволить» .

Известный писатель и публицист В.М. Розин тоже утверждает, что наше образование нужно менять. С течением времени изменяется всё: наша жизнь, быт, даже мы сами, а школа почему-то остаётся неизменной. Содержанием сегодняшнего образования не довольны все: и учителя, и ученики, и родители. По мнению В.М. Розина, школа гасит все новообразования, а она призвана формировать творческую активность, сам ученик при этом должен постигнуть традиции, духовные ценности, знания, пригодные в будущем .

Приведу конкретные примеры. До сих пор не понимаю, зачем изучаются в средней школе синусы, косинусы, тангенсы, логарифмы, производные… Когда-то я блестяще решала алгебраические задачи, знала все тригонометрические тождества, легко извлекала квадратные корни. Была лучшей ученицей в классе. Теперь у меня высшее педагогическое образование. Но ни одна формула не пригодилась мне ни в институте, ни в моей работе. Ни в жизни. В голове остался какой-то каламбур, вроде: «тангенс косинуса, умноженный на котангенс арксинуса…». Зачем это учителю русского языка и литературы, воспитателю детского сада, врачу, юристу, экономисту, администратору, повару, механизатору, продавцу?

Моя дочь окончила 8 классов, через год ей сдавать ГИА, по поводу чего уже закуплены «нужные» книжки. Учитель математики комментирует: «Учебник, по которому мы занимались, не прошёл экспертизу, в нём нет таких заданий, которые бывают на ГИА и ЕГЭ. Я купила новый учебник, где есть подобные задания: оказывается, это профильный уровень. Будем изучать математику углублённо». Зачем? Если бы это была городская школа с математическим уклоном, которая выпустит будущих учёных, способных сказать новое, важное для человечества, слово в науке, то понятно… Но наша-то школа - самая обыкновенная сельская «СОШ». Что интересно, вместо ответа на вопрос зачем ? учительница только смущённо улыбнулась и … пожала плечами. А потом сказала: «Чтобы сдать экзамен!»

К содержанию обучения русскому языку тоже много претензий как у педагогов, так и у школьников. Около полутора лет назад я ЗАСТАВЛЯЛА ЗУБРИТЬ своих учеников, что такое парцелляция, оксиморон, эллипсис и проч. И приводить примеры этих средств из текста. Год назад мои выпускники сдали экзамен. Сегодня ни один из них не помнит значения названных слов. Эти знания им попросту «не пригодились», как мне математические формулы, а потому и забылись. Наверное, это касается каждого школьного предмета…

Нынче пятиклассники спросили меня: «Что такое ГИА?» На что я ответила: «Это такой …Змей Горыныч с тремя головами, которые должен отсечь девятиклассник в конце учебного года. Первая голова - тест, вторая - изложение, а третья - сочинение». Объяснение понравилось…

По мнению большинства педагогов, участников районных и городских семинаров, ГИА и ЕГЭ не способствуют , а препятствуют развитию творческих способностей. О каком творчестве может идти речь, когда мы учим детей ставить крестик в нужную клетку (Боже упаси тебя ошибиться!), писать сочинение по шаблону , руководствуясь одной целью - набрать как можно больше баллов ! И от критериев - ни на шаг! Ученики не любят и боятся сдавать ЕГЭ. Поэтому я прямо говорю своим выпускникам: «ЕГЭ - это ваш враг. Его надо победить, чтобы получить путёвку во взрослую жизнь. А чтобы победить, врага надо знать в лицо. Поэтому хорошенько подготовимся к битве». Так мы, учителя, работаем над «повышением качества образования»…

Вчера я встретила одного из выпускников прошлого года, который два дня назад пришёл из армии. Разговорились. Он спортсмен, физически здоров и крепок, а потому служил в элитных войсках МВД. Что из школьной программы по русскому языку ему там пригодилось? - Общение, общение, общение. И - грамотная речь.

Эссе «Образование в условиях кризиса: проблемы, пути решения, перспективы развития»

преподаватель МАУДО «ДШИ №2», пгт Зеленоборский, Мурманская область.
Описание материала: данная работа будет полезна тем, кто интересуется проблемами современного образования. Ее можно использовать для самообразования.
Цель: привлечь внимание к проблемам современного образования.
Задачи:
1. Обозначить актуальные проблемы образования.
2. Предложить варианты решения проблем.
3. Наметить перспективы развития образования.

Россия, как преемница Советского Союза, многое унаследовала от него, в том числе и систему образования. Советское образования, считавшееся в свое время одним из лучших в мире, сегодня безнадежно устарело. Знаниевая модель образования не способна в полной мере удовлетворять потребности быстро меняющейся действительности. Очевидно, что традиционная система образования находится в кризисе. Существует ряд нерешенных и нерешаемых проблем.
Одной из основных проблем российского образования является его низкая практическая направленность. Учащиеся школ, студенты вузов не умеют применять свои знания на практике. Головы студентов переполнены теоретическим материалом. В то же время многие из них имеют слабое представление о том, что конкретно они будут делать на своем рабочем месте.
Еще одной проблемой образования в России, на наш взгляд, является проблема слабой преемственности между различными уровнями образовательных учреждений. Детский сад не дает нужного для школы объема знаний. Для многих ДОУ основной остается так называемая функция призрения - главное, что дети накормлены и в безопасности, а задача обучения отходит на второй план. Во многих ДОУ наблюдается нехватка квалифицированных специалистов. Часто должность воспитателя занимают лица, не имеющие педагогического образования. Всё это негативно сказывается на качестве воспитания и обучения. В итоге детский сад не всегда создает ту платформу, которая необходима ребенку для успешного обучения в школе.
Школа, в свою очередь, также не дает нужного объема знаний, который необходим для успешной сдачи ЕГЭ. Будущие выпускники, желающие успешно сдать экзамены, вынуждены прибегать к услугам репетиторов, что является достаточно затратным в финансовом плане. Дети из небогатых семей не всегда имеют возможность воспользоваться этим. Следовательно, их шансы успешно сдать ЕГЭ и получить возможность поступить в престижный вуз, резко падают. Из этого вытекает проблема так называемой стратификации общества. Образование, традиционно являясь социальным лифтом, в современных условиях способствует усилению социальных контрастов. В обществе формируются страты – члены общества не могут достаточно свободно перемещаться из одной группы в другую.
Проблемой российского образования является слишком большой спрос на высшее образование и пренебрежение к среднему специальному образованию. Большая часть выпускников стремится поступить в вуз. Учреждения НПО (начального профессионального образования) и СПО (среднего профессионального образования) являются непрестижными. Учащиеся ССУЗ (средне специальных учебных заведений) воспринимаются, как неудачники. В результате на рынке труда перенасыщение специалистов с высшим образованием и недостаток рабочей силы. Среди людей с высшим образованием высокий процент безработных.
Административный пресс «сверху» - еще одна существенная проблема российского образования. Усиление давления администрации, негативно сказывается на развитии системы образования. «Сверху» в административном порядке глушат инициативу «снизу». Работа педагога (начиная от воспитателя ДОУ и заканчивая преподавателем вуза) перегружена написанием всякого рода «бумажек». Требования, предъявляемые «сверху», толкают педагогов к формализации показателей. Звучат доклады, в которых произносится то, что хотят слышать руководители преобразований. При принятии управленческих решений, игнорируются рекомендации наук, связанных с образованием. Многие нововведения «реформаторов» непродуманны. Например, система ЕГЭ. Сама идея единого экзамена в рамках всей страны, достаточно продуктивна. Теоретически ЕГЭ должен дать выпускникам российских школ равные шансы на поступление в любой вуз страны. Но на деле эта система глубоко коррумпирована. Выбранный вариант проведения экзамена, критерии оценки знаний, умений, навыков не соответствуют современным представлениям о результатах образования. Система ЕГЭ возвращает к натаскиванию на выполнение тестовых заданий. Задачи развития и воспитания отходят на второй план.
Для преодоления вышеперечисленных проблем, на наш взгляд, необходимо, в первую очередь, внедрять компетентностный подход в систему образования. Этот подход позволит подготовить квалифицированного специалиста, свободно владеющего своей профессией и ориентирующегося в смежных областях деятельности, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности. Компетентностный подход позволит сбалансировать процентное соотношение между теоретическими знаниями и практическими умениями.
Необходима поддержка со стороны государства всех работников сферы образования – не только учителей, но и психологов, социальных педагогов, воспитателей, руководителей секций, кружков и т.д. Важно поднять престиж педагогических профессий, в первую очередь, пересмотрев уровень зарплат педагогов. Разработать систему бонусов для привлечения в педагогическую сферу молодежи. В противном случае в скором времени в школе будет некому работать или в педагогику придут те, кто не смог поступить в престижный вуз.
Для преодоления дисбаланса на рынке труда – слишком много специалистов с высшим образованием и недостаток лиц с рабочими специальностями, необходимо повысить престиж учреждений НПО и СПО. Сформировавшийся еще с прошлого века стереотип того, что данные учебные заведения – это сборище бездельников, хулиганов и тупиц, важно ломать. В школах для будущих выпускников надо вести просветительскую работу по поводу ССУЗ. Проводить презентации этих учебных заведений, объяснять перспективы трудоустройства и т.п.
Уменьшение давления на образовательные учреждения со стороны административной власти - необходимое условие для выведения системы образования из кризиса. Навязывание преобразований «сверху» неэффективно. Важно поддерживать педагогическую инициативу «снизу». Немаловажным является и учет рекомендаций наук, связанных с образованием. Игнорирование этих рекомендаций приводит к плачевным последствиям.
Необходимо серьезно реформировать систему ЕГЭ. Должна измениться форма проведения. Возможно введение двухуровневого экзамена – первый для всех выпускников, второй уровень для желающих поступить в вуз. Необходимо менять условия для поступления в высшие учебные заведения. Помимо результатов ЕГЭ ввести еще какой-то критерий. Важны продуманные меры для преодоления коррупции в сфере ЕГЭ.
Подводя итог вышесказанному, хочется отметить, что любые преобразования необходимо проводить с учетом мнения педагогической науки и других, смежных с ней наук. Если реформация проводится лишь «сверху» и в обязательном и безапелляционном порядке, то это ведет к недовольству, противостоянию и отчасти к саботажу.

«Проблемы образования в российских школах»

Качественное ли образование получают наши дети? Этот вопрос встал очень остро именно в последнее время.

Мы учителя, всегда говорим своим ученикам, да и своим детям дома: «Учитесь хорошо. Будете хорошо учиться - будете много знать. Это поможет вам получить хорошее образование и найти хорошую работу в будущем». Но так ли это?

Но мой взгляд, система образования в настоящее время имеет множество проблем.

Процесс формирования и воспитания общества нелегкий и требует много сил и затрат. На каждом этапе возникают сложности, которые необходимо преодолеть.

Во-первых, в образование пытаются внедрить новые стандарты, понятия, методы, технологии. В основном они заимствованы с Запада и не совсем подходят нашей системе обучения. Смешивание элементов разных систем обучения приводит к внутреннему конфликту и отсутствию эффективности. Все нововведения в образовании не тестируются, а сразу внедряются на практике в масштабных размерах. Это приводит часто к нежелательным последствиям. Самый яркий пример стандарты второго поколения, которые внедрили в школы в 2011 году.

Во-вторых, остро стоит проблема получения хорошего образования. Еще в школе детей делят на учеников обычных школ, гимназий и лицеев. С лицеистами больше занимаются физикой, иностранными языками, математикой и другими предметами в зависимости от профиля. Общеобразовательные школы получают меньше финансирования и им сложнее дать достойное качественное образование, которое требует много средств, а значит, снижаются шансы, чтобы каждый мог учиться и получить достойное образование, потому что у него недостаточно для этого денег. И даже если отлично окончить школу, успешно сдать ЕГЭ, это еще не значит, что дети смогут поступить и обучаться в Вузе. Это связано с тем, что затраты на обучение и проживание студентов несоизмеримы с доходами семьи. Выпускники школ сталкиваются с тем, что за высшее образование надо платить. Государство учит бесплатно только самых умных выпускников, инвалидов и сирот. Чем престижнее вуз, тем труднее в него поступить на «бюджет». И тем дороже в нем стоимость обучения. Если выпускник еще и приехал из другого города или села, ему придется решать проблемы с жильем. Примеров много, когда одаренные дети поступили на «бюджет» в престижные университеты нашей страны. Но им не дали общежития. И все они возвращаются домой, так как снимать квартиру в Москве или другом городе их родителям не по карману.

В-третьих, сложная программа обучения - еще один недостаток современного образования. Несмотря на то, что современные дети более продвинутые, им все равно приходится достаточно сложно запомнить, усвоить учебный материал. Проблемой является и система оценки знаний путем тестирования и проведения контрольных, результаты являются не объективными (правильные ответы можно угадать). Еще одно проблема связана с тем, что появилось большое количество учебных программ и разнообразных линий учебников по одному и тому же предмету. Это ведет к отсутствию единых требований к оценке системы знаний.

В-четвертых, современные школы, не дают нужного объема знаний, которые необходимы для успешной сдачи ЕГЭ. Будущие выпускники, желающие успешно сдать экзамены, вынуждены прибегать к услугам репетиторов, что является достаточно затратным в финансовом плане. Из этого вытекает проблема так называемой стратификации общества. Образование, традиционно являясь социальным лифтом, в современных условиях способствует усилению социальных контрастов. В обществе формируются страты – члены общества, которые не могут достаточно свободно перемещаться из одной группы в другую. И это не значит, что в наших школах не дают нужных знаний, просто те требования, которые предъявляет наше государство (в лице Министерства образования) и те возможности, которыми располагает школа, не соответствуют друг другу. Простой пример, раньше в советские времена, на изучение предмета физики отводилось 4 часа в неделю, сейчас 2 часа, при больших требованиях. А физика необходимо при поступлении во все технические Вузы нашей страны.

В-пятых образование мало получить, его необходимо применить. Получаешь диплом, а работы нет. Или приходишь на работу, а тебе говорят: «Вот это умеешь делать? В этом разбираешься? Нет? Чему вас только учили?!». Или еще лучше: «Без стража не берем, без опыта не нужен».

Раньше, если человек получал образование, он был уверен в своем будущем, а теперь этого нет. Успех в жизни стал больше зависеть от денег и связей, чем от образования. Честно говоря, меня это пугает.

Образование делает человека умнее и дает профессию, хотя и не гарантирует «светлое будущее». В современном мире мало просто учиться по учебникам, надо самому проявлять инициативу в жизни, познавать новое и преодолевать препятствия.

Проблем в образовании много, но они все, на мой взгляд, решаемы.

Очень хотелось бы видеть во главе нашей системы образования человека опытного, компетентного, знающего все проблемы обычной школы изнутри, человека, который прошел сам этот нелегкий путь от простого учителя до директора школы и далее до министерства образования.

© 2024 sam-and-cat.ru - SamAndCat - Кошки дома